Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Домбай — Россия Август 2015

В первой части рассказа про ущелье Алибек мы с удовольствием по нему прогулялись, видели общие панорамы, краешком глаза пытаясь заглянуть во все уголочки.

Теперь раскроем глазки пошире, вдохнём поглубже и изучим главные цели нашего путешествия по Алибеку.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Я думаю, стоит сказать о проверках документов и погранпостах в заповеднике (а ведь мы находимся в Тебердинском заповеднике!!! И граница России совсем недалеко). Мы были подготовленными туристами. Заранее через сайт оформили необходимые пропуска, заполнив заявления. Совсем не сложно, бесплатно. Попросили прислать готовые разрешения на наш домашний адрес. К нашему удивлению просьбу выполнили. Можно оформить пропуска на месте, но велика вероятность не застать лесника. Можно — в Карачаевске (так делали друзья). За пару дней до приезда скинули по электронке копии паспортов и по приезду забрали пропуска. Заплатили по 1000 за человека и попутно с них ещё содрали 500 за пропуск на машину

Но у нас ни единого раза не проверили документы. Ни лесников, ни пограничников мы даже в глаза не видели. Может быть пропускная система вообще теперь не актуальна?

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Но вернемся на маршрут. Здесь есть за что зацепиться глазу. Хвойные леса сменяются смешанными. Необъятных размеров альпийские луга с разнотравьем. Чем выше горы, тем ниже травы. Причем суровый климат никак не влияет на живописность альпийских лугов. Лето давно перевалило за середину и краски лугов достигли особой сочности

Мы спланировали день таким образом, чтобы сначала налюбоваться на ледники, потом выйти на Турье озеро. И уже по возвращении домой свернуть на водопад. Можно начать путь с водопада. Дело вкуса! Но в нашем случае на водопаде мы столкнулись с проблемой, именуемой «солнце светит прямо в глаз». Во второй половине дня фотографировать водопад было тяжело

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Домбай является уникальной природной зоной. Здесь расположен арктический пояс — царство ледников. Очутившись на вершине Домбая, вы на миг окажетесь во временах вечной мерзлоты, среди ледников. Настоящая сказка, в которой многие мечтают побывать! Ледник Алибек — самый широкий и самый низко расположенный ледник. Среди всех ледников курорта Домбай, Алибек считается самым доступным и большим. Жарким летом он удивит туристов массой льда и снега, а также трещинами, уходящими на глубину до 60 метров. Он занимает территорию 975 гектар, его протяженность достигает 4,6 километров.

Здесь на границе снегов и трав-

Выбор из двух сторон:

Предупрежденье души поправ:

В маках, сладчайшей из всех отрав,

Впасть в бесконечный сон.

Или в другую сторону шаг

И утонув по грудь-

Спать замороженным в тех снегах,

Зная, что снег в бесконечных снах

стает когда-нибудь…

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Необычная красота ледника Алибек притягивает туристов, как магнитом. Его поверхность переливается в лучах жаркого летнего солнца всеми цветами радуги.

Доступ к леднику не сложный и его покорить может каждый желающий, у кого имеется терпение и хоть какие-то силы для преодоления пути. Конечно, для новичка подъем на Алибекский ледник покажется не совсем легким, потому что по времени он занимает несколько часов, но стоит потратить время и силы, чтобы увидеть эту ледяную красоту.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

В связи с глобальным потеплением ледник постепенно уменьшается в своих размерах. Из-за климата, который с каждым годом становится все теплее на нашей планете, ледник Алибек, как и многие другие ледники, начинает все быстрее таять.

Сейчас он отступает к вершине на полтора метра ежегодно. В 30-е годы прошлого века водопад, расположенный у края ледника, был полностью укрыт толстым слоем льда. Медленно, но верно гледчеры исчезают. За последние сто лет их площадь сократилась почти на 20 кв.км. Вы не слышали слово «гледчеры»? Я тоже впервые узнала его. Глетчер — (нем. ледник) лёд, возникающий из снега в областях выше снеговой линии. Снег сначала превращается в фирн (зернистый снег). Затем нижние слои фирна, прессуясь под давлением вышележащих, превращаются в белый фирновый лёд, а последний — в глетчерный лёд — конечный продукт превращений снежного покрова в горах. Глетчерный лёд — прозрачная голубоватая масса крупных ледяных зёрен. Ледники мы, конечно, не спасем. А вот об остальной природе очень даже можем позаботиться.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

По виду ледник похож на обыкновенный утрамбованный снег, местами покрытый темной пылью. Идти по нему иногда скользко, но весьма любопытно! Опытные туристы для этого используют кошки и ледорубы, но мы-то не опытные, мы любители!

Ощущения рядом со льдом просто удивительные! В легкой летней одежде, нежась в ласковых солнечных лучах, мы вдруг оказались в атмосфере Антарктики.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Турье озеро находится выше ледника. Тропа до Турьего озера не самая простая в плане нахоженности;

местами крутоватая, местами узковатая, где-то через кусты, где-то через реки.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Иногда приходилось карабкаться по нагромождению курумника.

Курумы — каменистые россыпи, нагромождения острых камней, обломки скал. Отличительными особенностями курума являются обычно крупные глыбы — от нескольких см в малом поперечнике до 1–2 м., имеющие вид свежеобломанных, но никогда не окатанные. Глыбы смыкаются друг с другом, образуя группы в количестве от нескольких глыб до десятков тысяч и более.

Вот такие вот курумы!!!

Это Тур — пирамидка из камней, указывающая путь. Раньше я думала, что это просто баловство, развлечение

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Привал в тенёчке, надо отдышаться

Могу подолгу любоваться бешеными перекатами горной реки!!!

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

А ещё дольше могу бродить среди зелени, трав, смотреть на порхающих бабочек и вдыхать эти ароматы!

Спасибо Кавказу за то, что дарит этот подарок в одной «упаковке». Букет из разных составляющих!

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Ещё одно новое для меня слово — «морена». Остатки горных пород, перенесенные ледником на различные расстояния. В составе этой разнообразной массы можно найти глиняные частицы, песок, остатки гравия, а также различной формы и размеров камни, которые исчерчены определенным образом и имеют на своей поверхности борозды. Морена является плохо отсортированными обломками, непосредственно подобранными либо отложенными ледником.

Какой бы вы ни выбрали путь, непременно окажетесь на небольшой каменной поляне с маленькой речушкой. Эта поляна знаменита тем, что даже в жаркие июльские дни здесь не тает лежащий снег, принесенный лавиной. Но несмотря на это снежное соседство рядом распускаются цветы рододендрона. Мне ужасно жаль, что мы уже не застали этой красоты. В августе снегов на равнинах уже нет и рододендроны отцвели. Хотя в августе 2014 г. в Адыгее на плато Лаго-Наки мы их видели

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Через речку вам нигде не придётся перебираться «вплавь». Сотрудники заповедника заботятся о своих туристах отлично. Все маршруты промаркерованы, тропы расчищены, в сложных местах перекинуты мостики. И везде чистота, что очень радует

Топать по таким мостикам одно удовольствие, хотя немножко боязно!

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Ледник всё-время был в поле нашей видимости по левой стороне ущелья. Но подходить к нему непосредственно в это время года уже опасно. Всё-таки август, солнце размягчило его и велика вероятность обрушения, появления трещины. Рисковать мы не стали, хотя соблазн был! Наш строгий гид Алексей категорически запретил всякие попытки. И повел нас дальше, к Турьему озеру. Вот оно уже приоткрылось нам среди зеленой завеси.

Турье озеро (Джугутурлукель), как и многие другие в Тебердинском заповеднике, имеет моренное происхождение (т. е. образуется в естественных запрудах, оставленных ледником). Оно расположилось на высоте 3000 м над уровнем моря между Двуязычным и Алибекским ледниками. Раньше эти ледники были единым целым. Теперь они расходятся, и в месте раскола появилось озеро Джугутурлукель. Наполняется озеро водой, стекающей с Двуязычного ледника.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Турье озеро также как и многие природные достопримечательности Домбая имеет свои уникальные особенности, привлекающие туристов. Одной из таких необычных черт является цвет озера, который зависит от того, что температура воды в озере в среднем достигает 0–3 градусов. Благодаря этому вода озера имеет необычный ярко-бирюзовый цвет.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

С Двуязычного ледника к озеру спускается снежник, таяние снегов которого образует удивительные формы и множество ручейков, впадающих в озеро.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

До середины лета озеро покрыто льдом. Не трудно догадаться, что вода совсем не успевает прогреваться, по сути она ледяная. Но многие окунаются, с визгами, с уханьем. При нас какой-то мужчина и сам нырнул, и потом ещё дочку «курнакал», причем именно по её просьбе. Отчаянный народ российский!!!

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Яркие пятна зелени резко контрастируют с белизной снега.

Часто на восходе или закате солнца у озера можно встретить серн или туров. Именно последние представители кавказской горной фауны подарили имя озеру. Но зрелище это редкое и мы даже не мечтали его увидеть. А как было бы круто!

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Кстати, к озеру можно подойти двумя путями. Во втором случае вы окажетесь на противоположном берегу, как раз там, где сбегают ручейки с кручи. Мы шли по морене. И ещё: очень хотелось сделать фото с отражением в бирюзовой воде снежных шапок, но не получилось. В принципе, это возможно, получается супер!

А теперь возвращаемся назад к водопаду всё по той же самой морене. Идем до развилки почти в начале пути. Возле беседки вы увидите таблички с дальнейшим направлением движения: налево к Алибекскому водопаду и направо — к Турьему озеру. От развилки путь к Алибекскому водопаду займет у вас около 30 минут прогулочным шагом в тени редколесья.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Водопад представляет собой великолепное зрелище. Стремительный поток срывается с горы, наполняя все ущелье невероятным гулом

Воды Алибека падают с «бараньих лбов» — это такие округлые скалы, которые сглажены давно исчезнувшим ледником.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Выше «бараньих лбов» расположился Двуязычный ледник. Правый его язык почти исчез, левый завис на крутых «бараньих лбах». Он отступает со скоростью 11 метров в год

Водопад считается одним из самых больших и самых эффектных в Домбае. Воздух буквально пронизан шумом и водяной пылью.

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Вы видели когда-нибудь некрасивый водопад природного происхождения? Кажется, таких не бывает. Каждый из них неповторим. У каждого своё «лицо» и свой «характер».

Ты стоишь, смотришь на этой поток воды и понимаешь, какой огромной силой он обладает! И что человек по сравнению с ним — это маленькая соломинка, которую водопад унесет и не заметит! Это страшная и в то же время такая прекрасная сила! Обратили внимание на фигурки двух мужчин в середине фото? Теперь оцените размеры самого водопада! Внушают, не правда ли?

Домбайские красоты летом. Алибекский водопад, ледник и Турье озеро

Алибекский водопад представляет собой необыкновенную и красочную картину, талантливо написанную самым признанным художником во всем мире — природой.

Время осыпалось пылью скал,

Век прикорнул у ног…

Это ли место я так искал?

Здесь моё сердце найдёт привал,