Турист Irada Bakinskaya (bakinskaya)
Irada Bakinskaya
была 28 июля 2020 12:28

Венеция — Италия Ноябрь 2014

Привет Венеция, очаровательная итальянка в роскошных нарядах, потемневших и обветшалых от времени. Ты как дух из прошлого, как привидение, которое появляется на миг ослепляя, оглушая и вводя в ступор. Ты как прекрасная дама под вуалью, которая шурша юбками и обмахиваясь веером, томно вздыхает, обволакивает своими чарами и заставляет потерять ощущение реальности. Ну что ж, с удовольствием погрузимся в твою притягательную атмосферу и дадим себя очаровать.

Мы прилетели в Венецию осенью, поселились в её островной части напротив ж/д вокзала Стазионе Санта-Лючия. Переходишь по мосту Скальци через Большой Канал и ты на месте. Отель «Антика Фигура» располагался в старинном здании с приятным интерьером рядом с церковью святого пророка Симеона. Мы жили на втором этаже с видом на Гранд-канал. Открывая ставни и окна, вдоволь любовались на причал, где плавно покачивались на волнах гондолы. А напротив, у церкви святой Лючии было несколько причалов вапоретто — речных трамвайчиков, которые следовали в разных направлениях по Гранд-каналу. Все семь чудесных дней, проведённых здесь я засыпала и просыпалась под звуки Венеции — плеск волн, гудки вапоретто, звуки бьющихся о причал бортов лодок, кряхтение моторов корабликов при торможении, гул туристов и шорох моросящего дождя. Какая же незабываемая романтика присутствует во всех этих мелочах. А по вечерам, возвращаясь в отель после прогулки, мы подолгу стояли на мосту Скальци, впитывали в себя живые картинки, звуки, запахи, пытаясь запомнить их на всю жизнь.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Аэропорт Марко-Поло находится в материковой части Венеции — Местре, которая дамбой соединяется с островной. Легко и быстро можно доехать на автобусе из аэропорта на пьяццале Рома. Здесь располагается автовокзал. Дальше транспорт не поедет, или плыть или топать ножками по понте и фондаментам. Большой футуристический мост Конституции соединяет пьяццале Рома с площадью перед Ферровия (ж/д вокзалом). Но мы пошли маленькими мостиками, через парк Жиардино Пападополи. Шли мы налегке, будучи заранее осведомлены, что тащить чемоданы по ступенькам венецианских мостов не большое удовольствие. А возвращались к концу поездки уже с носильщиком со специальной тележкой, так как успели побывать в аутлете в Марконе. Большой канал Рио-Гранде делит островную Венецию на две части — верхнюю (районы-сестьере Каннареджо, Сан-Марко, Кастелло) и нижнюю (Санта-Кроче, Сан-Поло, Дорсодуро). Мы жили в сестьере Санта-Кроче. Именуется так по названию монастыря Святого Креста, занимавшего эту территорию на протяжении веков.

Вечером, в день приезда, вышли на набережную перед отелем Фондамента Сан-Симеоне Пикколо, прошли влево до пересечения Гранд-канала с каналом Рио деи Толентини. Не переходя мостика, ведущего к садам Пападополи, пошли по Фондамента деи Толентини, далее по Фондамента Минотто и Сализада Сан-Панталон на площадь Кампо Сан-Панталон, где располагается древняя церковь Святого Пантелеймона, воздвигнутая в 9 веке нашей зры. Здесь находятся части мощей святого великомученика и целителя Пантелеймона, обладающие чудотворной силой. В церкви Сан-Панталеоне или на местном диалекте Сан-Панталон по приказу дожей были собраны все фрагменты мощей Святого, привезённые в Венециию, только часть руки его находится в Соборе Сан-Марко. Существуют две версии-либо мощи стали трофеем после захвата Царьграда, либо — это дар императора Алексея Комнина венецианцам за помощь в войне против норманнов.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Когда-то очень давно, беженцы из Северной Италии, Ломбардии, преследуемые угнетателями, скрываясь на венецианских островах, пытаясь выжить в этих сырых и болотистых местах, обратились к Всевышнему с пламенной молитвой. Помоги нам основать здесь город и мы построим во славу твою сто церквей. Бог услышал и помог. Образовался не только город, было основано целое Венецианское государство, которое укреплялось и процветало, было на равных с Византийской империей и наводило страх на государства Адриатики своими быстроходными галерами и искусными воинственными мореплавателями. Венецианцы сдержали клятву и построили сто церквей. Здесь очень высокая в плотность храмов на единицу площади. Стоит почитать путеводитель «Святыни Венеции» настоятеля русского прихода святых жён-мироносиц Алексея Ястребова. Сам приход располагается в древней Чиеза Сан Зан Дегола на одноимённом Кампо, сайт — pravoslavie.it

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Прогулявшись до площади Кампо Санта-Маргерита и вернувшись на Кампо Сан-Панталон, узкими средневековыми улочками пробираемся к Гранд-каналу. Пройдя по Калле Сан-Панталон (справа от храма) мимо пастицерии с соблазнительными венецианскими сладостями и завернув к старинному университету на улице Крозера, выходим к небольшому каналу и обнаруживаем, что заблудились. Это ещё одна изюминка Венеции. Здесь непременно надо заблудиться, побегать по мостикам, попетлять по переулочкам, внезапно оказавшись совершенно в другом измерении, пространстве и времени. А затем, снова, так же легко вернуться в реальность под восклицания неугомонных туристов снующих вокруг и щёлкающих без передышки местные красоты. Улыбчивая сеньора выводит нас к причалу вапоретто Сан-Тома, откуда мы плывём на Сан-Закария. Сойдя на пристани, направляемся в сторону пьяцца Сан-Марко. На дворе ноябрь месяц, в Венеции «высокая вода». Площадь Сан-Марко вся залита водой. Туристы ходят гуськом по мосткам. Дворец Дожей, Мост Вздохов, Базилика Сан-Марко, Кампанила и колонны с крылатыми львами в туманной дымке. Впитываем в себя сказочную красоту, превращаемся в «глаза». Идём по мосткам с толпой туристов, стараясь не свалиться в воду. Солнце опускается за горизонт, вспыхивают огни. В вечерней подсветке палаццо и пьяццы кажутся нереальными. Проходим через арку и попадаем на улицу Сестиере ди Сан-Марко. В светящихся витринах обилие венецианских масок, муранского стекла, фарфора, сувениров. Из кафе и ресторанов доносятся ароматы итальянской кухни, ласкающие обонятельные рецепторы гуляющих. Выбираем «Rossopomodoro» и усаживаемся за столик, предвкушая удовольствия вечерней трапезы.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Подкрепившись, решили устроить себе самостоятельный тур по Гранд-каналу. Это непременно надо сделать, воспользовавшись вапоретто под номерами 1 или 2. Самый популярный участок перемещений от Сан-Закария до Ферровия (ж/д вокзал Стазионе Санта Лючия), где и располагался наш отель «Антика Фигура». Как раз на полпути находится Мост Риальто, куда мы и стремились. Плывём! Отказавшись от сидячих мест внутри кораблика, пробираемся поближе к корме, к перилам, чтобы увидеть всё не через стекло, а живьём. То ли мы плывём, то ли Венеция плывёт мимо нас, то ли наяву, то ли во сне. Реальность не может быть настолько нереальной, скорее это похоже на декорации дорогого голливудского фильма, или наоборот… Кажется я совсем запуталась, ущипните меня. Тебе удалось околдовать нас, прекрасная итальянка. Придется перефразировать известную фразу. Хорошо там, где мы есть. Здесь и сейчас самое лучшее место на земле. Мысли роились в голове, а глаза разбегались во все стороны, чтобы не пропустить роскошные дворцы и церкви. Каждый пытался определить название проплывающей мимо достопримечательности, кто на что горазд. От нашего проницательного вгляда не укрылся даже отель-палаццо, где месяцом ранее праздновал свадьбу Джодж Клуни.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Кораблик пришвартовался у моста Риальто, туристы гурьбой высыпали на набережную. Мост Риальто самый первый и самый древний мост через Гранд-канал, символ города. Ранее был плавучим, затем деревянным, неоднократно рушился, в 16 веке был построен каменный мост, дошедший до наших дней. Всю оставшуюся часть вечера мы провели гуляя по мосту Риальто и исследуя улочки и кампиеллы справа от моста. Погуляли по оживлённой туристической улице Калле дель Лово, переходящей в Калле ди Театро со знаменитым театром Гольдони. Побывали на Кампо Сан-Сальвадор и в церкви Спасителя. Церковь Сан-Сальвадор была возведена в 7 веке святым Магном, которому был указ в видении строить её по образцу и подобию Гроба Господня в Иерусалиме. Здесь положены мощи Святого Фёдора Стратилата и глава праведной Анны.

У Понте ди Риальто шла бойкая торговля сувенирами, за столиками кафешек на набережной активно подпитывались туристы, не оставляло ощущение праздничных народных гуляний. С обеих сторон от моста причалы. Гондолы золочённые, украшенные всяческими завитушками, с мягкими сидениями, обитыми пурпурным и синим бархатом колышутся на волнах, так и приглашая прокатиться. Гондольеры окликают по-английски, запевают по-итальянски, шутят, широко улыбаются, предлагают интересные маршруты на выбор, обещают дать управление гондолой в ваши руки. Мы, конечно же, не отказали себе в удовольствии, но только сделали это на следующий день, чтобы при дневном свете детально рассмотреть все достопримечательности по пути следования. Гондольер одновременно и капитан, и гид, и аниматор. Развлекает, поёт, проводит ознакомительную экскурсию. Стать гондольером не так легко, они идут к этому годами, становятся профи, да и стоит хорошая гондола недёшево. Сказать, что прогулка понравилась — ничего не сказать. А вернее, ощущения непередаваемые и необычные. Главное — это чувство полного комфорта, релакса и покоя. Будто из глубины подсознания, из младенчества приходит ощущение, что тебя качают на руках.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Гондольер виртуозно управляет шестом, пригибает спину, проплывая под мостиками, покрикивает каким-то гортанным сочетанием звуков перед каждым поворотом. Это что-то вроде сигнала, который они посылают друг другу, чтобы избежать столкновений. Наверно, это особенно актуально, когда над Венецией стоит туманная дымка. Мы постепенно отдаляемся от шумного Гранд-канала и входим в сеть мелких каналов. Здесь тихо, слышен только плеск воды и изредка оклики гондольеров. Наш гондольер мурлычет под нос мелодичную песенку. Полчаса пролетели как миг, волшебная прогулка завершилась.

Утром плывём на остров Лидо на вапоретто номер 5 от Ферровия до Санта-Мария Элизабетта э Лидо. Путь пролегает мимо порта с круизными лайнерами и большими судами, ажурной церкви Мадонны Розарио-Джезуати слева и острова Джудекка справа. Далее слева прекрасная Базилика Санта-Мария делла Салюте, а справа впереди остров Сан-Джорджио с монастырём и кампанилой-колокольней. Далее панорама Сан-Марко с моря, причал Арсенала, садов — Жиардини с венецианским биеннале, остров Святой Елены. И вот уже приближаемся к Лидо. Протяжённость острова 12 км, ширина от 1 км до 300 метров. Эта узкая полоска суши защищает залив от морских волнений. На острове расположен храм Святого Николая с ковчегом, где находится 1/5 часть мощей великого Чудотворца. Сан-Николо Лидо — второй по значению храм Святого Николая после Базилики в Бари. Барийцы похитили мощи из раки Святителя в Мирах Ликийских в 1087 году. А через 8 лет, в 1095 году, папа римский обьявил 1-ый Крестовый поход. Но у воинов Венеции была совсем другая цель. Епископ Контарини благословляя войска и флот, вознёс молитву к Сан-Николо, чтобы святой благоволил привезти в Венецию его мощи. Предание гласит, что крестоносцы-венецианцы не доплыв до Палестины, отправились к берегам Мир Ликийских за мощами святителя. На месте они обнаружили пустую разбитую раку. После долгих поисков, расспросов и пыток греческих стражей, им, каким-то чудесным образом, удалось найти желаемое. Святой подал знак — из исповедальни с фреской Святого Николая на потолке стало исходить благоухание. Воины разбив пол помещения, обнаружили второй пол и, разобрав камни, нашли там перепрятанный греками медный ларец. На нём была выгравирована надпись по-гречески «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море». С тех давних пор, мореплаватели, уходя в открытое море приходили в храм поклониться святому заступнику, прося у него защиты и благословения, и благодарили, благополучно вернувшись из дальних плаваний. Современный научный анализ доказал истинность и соответствие мощей в Лидо барийским.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Дорога к храму тянется от пристани вдоль берега и называется Ривьера Сан-Николо. Слева Адриатика цвета светлого хризолита, справа симпатичные особнячки с морской панорамой, русский отель, зелёные лужайки, скамьи для отдыха под раскидистыми деревьями, древний римский мост через канал, впадающий в море. И вот сам храм, прямо на берегу, старинный, покрытые мхом камни, звук колоколов, созывающий прихожан на воскресную мессу, атмосферное место. Кажется, что дух Чудотворца присутствует здесь или глядит с небес, обильно благословляя молящихся. Внутри ковчег с мощами, большая икона Святого Николая, перед ней книжечка-акафист и молитвы на русском языке. Звуки органа наполняют церковь, начинается месса. Покидаем это место с легким и окрылённым сердцем, плывём на Сан-Закария.

Сойдя на пристани, нырнём под арку и окажемся на Кампо Сан-Закария у одноимённой церкви с мощами отца Иоанна Предтечи — пророка Захарии. Церковь и женский бенедектинский монастырь были основаны здесь в 7 веке и пользовались высоким покровительством дожей, являясь их первой усыпальницей. Здесь находится 8 погребений венецианских правителей. Богатая духовная живопись представлена работами Тинторетто и Беллини. Ещё одна древняя арка и мы попадаем на улицу Фондамента Осмарин, доходим до пиццерии и сворачиваем направо к каналу Рио ди Сан-Проволо. Пройдя по полюбившейся нам Кампо Сан-Проволо, переходим мостик и нашему взгляду предстаёт греческая церковь Чиеза Сан-Джорджио деи Гречи. Заходим внутрь, горят свечи, много народу, идёт православная служба. Здесь слуги Господни псалмы распевают. Свечи в старинных подсвечниках тают. Здесь иконы святых благодать источают. И трепещут сердца, и чудес ожидают.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Отведав вкуснейшего джелато в гелатерии напротив церкви, возвращаемся на пьяцца Сан-Марко, заходим в собор. Впечатляет всё, и золотой иконостас Пала-д-Оро шедевр византийского искусства, веками намоленные иконы, и рака с мощами Святого Апостола Марка 11 века. Надпись на латыни гласит: «Corpus Divi Marci Evangelistae» — Мощи Божественного Евангелиста Марка. Привезены были мощи венецианскими купцами из Александрии на корабле, в корзине, покрытые свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. В богатой сокровищнице собора содержится уникальная коллекция ценностей, привезённая рыцарями 4-го Крестового похода из Константинополя. Венецианские дожи стремились превзойти по числу святынь хранилище императорского дворца Буклеон. Им удалось это, после захвата столицы Византии.

Гуляем дальше по Венеции, замираем от восторга у красивейшей церкви Святого Моисея. Дойдя до знаменитого моста Академия, с которого открываются прекрасные виды, любуемся на собор Пресвятой Девы Марии «Здоровье» — Базилика Санта-Мария делла Салюте, чудесные палаццо и проплывающие мимо вапоретто. Чтобы зайти в собор, венчающий мыс Догана, надо преодолеть 15 ступеней олицетворяющих ступени иерусалимского храма, по которым поднималась отроковица Мария. Мы уехали за несколько дней до ежегодного праздника Мадонны — Феста делла Салюте 21 ноября, когда для доступа в собор устанавливается плавучий понтонный мост от Дворца Дожей, служится торжественная месса в честь избавления от чумы. Католическая церковь в этот день отмечает праздник введения в храм Пресвятой Девы Марии. В районе Дорсодуро, что означает «хребет»- высокое место, находится Галерея Академии, музеи, университет-Ка Фоскари. Отсюда мы поплывём на остров Сан-Джорджио Маджоре. Здесь располагается мужской бенедектинский монастырь святого великомученика Георгия Победоносца с Базиликой и высокой колокольней. Часовня в честь святого была возведена на острове в глубокой древности, в 829 году, а монастырь был воздвигнут в 10 веке и стал самой известной венецианской обителью. Поднимаемся на кампанилу на лифте. Сверху открываются пленительные виды Венеции. Сан-Джорджио Маджоре, чудесный остров в синем море. Пред нами древний монастырь. На шпиле Ангел воспарил. И к небу прикоснулись купола Базилики прекрасной, что была посвящена тебе, Святой Георгий.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Однажды, вечерком, мы решили исследовать очень симпатичную область слева от моста Риальто и полакомиться там в популярном ресторане Тратториа алля Мадонна. Здесь располагается известная площадь Сан-Джиакомо ди Риальто с одноимённой церковью Святого Апостола Иакова. А также — знаменитая трибуна с лестницей, которую поддерживает фигура горбуна — Гоббо ди Риальто и рыбный рынок. Чиеза Джиакометто, как ласково называют её венецианцы — самая старая церковь в Венеции, 421 года нашей эры. Погуляли по красивой площади с арками, зашли в чиезу, где проводятся концерты. Прошли на соседнюю рыночную площадь с множеством рыбных ресторанов на берегу Рио Гранде и чудесной сырной лавкой. Какие тут были сыры — и горгонзолла, и пармезан и т. д. и т. п. Мы приобрели вкуснющий сыр и пошли искать ресторанчик Тратториа алля Мадонна. Чтобы найти его, надо идти от моста Риальто по торговой Руга деи Ореси, потом завернуть налево на прогулочную Руга Веккья Сан-Джованни и после церкви Чиеза Сан-Джованни Элемосинарио ещё раз налево в переулочек Калле делла Мадонна. В ресторане были и шведский стол, и меню, огромное количество морепродуктов, артишоки, закуски, десерты. Собирались попробовать чернила каракатицы, но в итоге заказали лосося, тунца и другое популярное блюдо — печень по-венециански с кукурузной мамалыгой.

В районе нашего отеля обнаружили две красивые, но совершенно разные церкви. Одна Санта-Лючия с искусственными свечами. Бросаешь монетку и включаешь лампочку. А другая Сан-Джеремия — пророка Еремии удивительная, настоящая, средневековая с милым старичком, который ходил за нами, улыбался и пытался чем-то помочь. Санта-Лючия рядом с вокзалом, а к Сан-Джеремия надо немного пройти по туристической улице Рио Тера Листа ди Спагна до Кампо Сан-Джеремия.

Травелтерапия. Препарат номер 1 — Венеция

Остальные дни были посвящены Падуе с её нереально красивым Старым Городом и Базиликой Святого Антония, Флоренции с её непревзойдённым собором Санта-мария дель Фьоре, удивительным мостом — Понте Веккио и сказочной Вероне. Трудно найти слова, чтобы описать красоту этих мест, но я всё же попытаюсь, в следующем рассказе.