Maksim_Starostin
Maksim Starostin — был сегодня 19:03
 – 502

Шипка и Троян — на машине по местам боевой славы

10 февраля 14:14 Шипка, Троян — Болгария Март 2013
10 10

Куда должен обязательно съездить каждый русский турист в Болгарии? Конечно же, на Шипкинский перевал, где в 1877-м году русские войска несколько месяцев сдерживали турок перед тем, как самим перейти в наступление на Софию.

Вернувшись из Македонии, я переночевал в Софии, а с утра на такси поехал в аэропорт. Но нет, никуда лететь я не собирался, в аэропорту я всего лишь должен был взять прокатную машину. При этом было очень сложно ответить на вопрос таксиста — Вам, -говорит, -в какой терминал? Какой авиакомпанией летите? Вот в тупик он меня таким вопросом поставил:)

По дороге на Шипку из Софии сначала едешь по типа автобану в сторону Пловдива. Типа — потому что трасса очень старая, хоть и четырехполосная. Тут я допустил большую ошибку, задавая маршрут в навигаторе. Чтобы поскорее выехать из Софии, я ткнул пальцем в автобан примерно в районе Пловдива и поехал. Но точка оказалась на левой стороне дороги и, чтобы попасть на нее, навигатор заставил меня съехать на развязке с трассы и развернуться! Мне же надо было ехать дальше! А развернуться на автобане можно только на развязке, а следующая развязка была километров через 15–20! И хотя «автобан» не производил большого впечатления, все съезды с него в поля были честно отгорожены забором, так что развернуться до развязки так нигде и не получилось, несмотря на наличие нескольких мостиков для местного движения.

Но в итоге все же удалось добраться до нужного региона. Вот она, горная система Стара Планина —

На заправке

Городок по дороге на Шипку

У подножия Шипкинского прохода

Город Шипка. Дальше дорога уходит вверх

Дорога на Шипку

Горная дорога

1

Горная дорога и «Судзуки»

Мужик набирает воду

Вот и самая высокая точка на Шипкинском перевале. Здесь проходит граница между областями

К памятнику надо подниматься довольно высоко в гору

Лестница к памятнику в это время года вся завалена снегом.

Подниматься тяжело, ступеньки скользкие, проще идти по сугробам.

Лестница завалена снегом, подниматься тяжело

Наверху все в тумане

Героические барельефы

1

Русские войска заняли Шипкинский перевал 7 июля 1877 года. Перевал контролировал одну из основных дорог, связывавших север Болгарии с югом, а потому турки попытались отбить его, но безуспешно. Особенно тяжелые бои шли в августе, турки сумели окружить русских с трех сторон, но взять перевал так и не смогли. Русские держали Шипку до 24 декабря, пока наконец не началось решающее наступление.

2

Памятник русским солдатам

2

Вид с лестницы на окрестности

1

Скалы

2

Турки тогда сидели на окрестных горах и обстреливали защтников Шипки из ружей и пушек.

1

Красота…

1

Вот так, установив пушки по кругу, русские войска и отбивались от турок, не давая им перейти через горы.

Памятник русским солдатам. Там можно подняться наверх, но сейчас, видимо, был не сезон. Да еще башня почти все время была в тумане, приходилось подолгу выжидать, чтобы сделать фото.

Вид с лестницы

Когда я по этой лестнице поднимался, башню было вообще не видно. А тут облака разошлись

1

На Youtube есть старый советский фильм "Герои Шипки" - можете посмотреть, если есть время

Вниз я решил спускаться по дороге, чтобы не навернуться на заваленной снегом лестнице

Еще один памятник русским солдатам

Мемориальная табличка

Дорога вниз

Дорога вниз. Чтобы не заблудиться, пришлось включить навигатор

Борзо, но вкусно:)

К северу от Шипкинского перевала лежит город Габрово. Тот самый, про который так любили умилительно писать советские газеты, мол это столица юмора, а жители только тем и занимаются, что сочиняют анекдоты :) Но на знакомство с городом времени не было, пришлось миновать его проездом.

На обратном пути в Софию Стара Планину я решил пересекать по другой дороге, через перевал Троян. Здесь во время Русско-Турецкой войны 1877-1878 тоже воевали русские войска. Как писал известный германский военный теоретик того времени генерал Мольтке — «Тот генерал, кто попытается пройти в Южную Болгарию через Троян, заслуживает названия безумца, потому что достаточно двух батальонов, чтобы задержать здесь наступление целого корпуса». 7 января 1878-го года русский отряд под командованием генерал Карцева выбил с Орлиного гнезда — высшей точки перевала — турецкий гарнизон и освободил русским войскам проход на Софию и в южную часть Болгарии.

На мосту в городке Троян

А это на пересечении дорог 35 и 358. Знак сообщает, что перевал Троян открыт

Там же, но вид в другую сторону

Сельская жизнь

В деревушке Балканец

Впереди заснеженные горы. И вот этот знак заставил понервничать

Кругом снег

Зимой тут катаются на лыжах, но сегодня уже 31 марта

Дорога поднимается вверх

Странное сооружение. Название на указателе тоже доставляет:)

Судзуки среди снегов:)

Что бы это значило? Можно растопить снега и попить?

Вот и перевал. На горе стоит памятник русским солдатам. Турки не прошли не только на Шипке, но и здесь, на перевале Троян.

Добре дошли! Точнее доехали:)

Судзуки и памятник русским солдатам. Подниматься к памятнику уже сил не было, да и в конце марта в горах было холодно и ветрено, аж сдувало.

Дальше начинается спуск

Чтобы лучше представлять, где находятся перевалы Шипка и Троян, вот карта

После перевала быстро стемнело и дальше в Софию пришлось ехать буквально наугад по каким-то горным серпантинам. И тут как назло разрядился смартфон, который я использовал в качестве навигатора! Как-то так вышло, что он разряжался быстрее, чем шла зарядка с прикуривателя. И, даже выключенный, он от него заряжаться дальше ну никак не хотел, как я ни пытался. Мне же уже скоро нужно было объезжать Софию, а потом ехать в Благоевград, где был забронирован следующий отель. Ехать по темноте без навигатора как-то совсем не хотелось! Пришлось остановиться на заправке и, зайдя в туалет, минут 15 заряжать его от сети. Ура, смартфон поднялся!

На въезде в Благоевград, где-то в районе часа ночи, стал искать свой отель. Тут оказалось, что адрес на Букинге задан неправильно. Пока крутился в поисках, был остановлен болгарской полицией. Они проверили документы и уже хотели меня отпустить, но тут я их спросил, как мне найти отель. Английский язык они, надо сказать, поняли, и как проехать показали. Спасибо, а то так бы я не нашел.

А вот ночной портье в отеле английского не знал вообще. Я вот уже только потом подумал, а может надо было с ним по-русски поговорить?

предыдущая часть | Рила и Рильский монастырь

Комментарии

Jura_Lepesa
10 февраля 16:01
туман..что не сделаешь,ради фото!
Maksim_Starostin
10 февраля 16:03
Туман - главный враг фотографа :)
onegina17
+1
10 февраля 18:17
Мой пра-пра воевал на Шипке! Мне дед рассказывал. Только я совсем маленькая была и плохо помню всю эту историю. Очень жалею об этом сейчас!
onegina17
+1
10 февраля 18:30
Ага! Горжусь!
Запись с ответом была удалена.
Margaritka
+1
11 февраля 13:28
Максим, спасибо огромное за такой подробный показ Шипкинского перевала! Сколько себя помню, то в Болгарию бы поехала только и ради него! так же как и вы искренне считаю, что каждому русскому, кто бывает в Болгарии и Швейцарии нужно посетить эти два места непреходящей славы русского оружия!
Запись с ответом была удалена.
sonnenschein
+1
11 февраля 20:29
Спасибо, Максим, показали нам такие важные для русского человека места!
Argentique
+1
28 февраля 20:17
На Шипку можно на машине подъехать почти к памятнику, если снега немного, т.е. лестницу через лес избежать можно. :)
А сам памятник внутри пустой и по узкой лестнице (этажей пять) можно подняться прямо на крышу, где всегда дует ужасный ветер. В прошлом году была в конце апреля. Но если погода плохая, памятник-музей закрыт. Кстати, 3 марта, в день освобождения Болгарии от турецкого ига, всегда много народа собирается на Шипке, несмотря на погоду.
Maksim_Starostin
28 февраля 20:18
Ну, машины я потом увидел, когда спускался.
Argentique
28 февраля 20:26
Меня местное население возило, поэтому и узнала.
А в детстве лезли всем классом по этой лестнице.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.