Турист NatalyA (NatalyA)
NatalyA
была 17 мая 2019 12:00

Рязань, Солотча — Россия Июнь 2009

Рязань давно нас манила. Свистом монгольских стрел над своей брутальной историей. Очертаниями прекрасных древних храмов, которыми уже нельзя полюбоваться, но о которых рассказывает ветер, шумящий на крутояре над Окой. Реками с такими прекрасными названиями — Ока, Пра, Лыбедь, Проня. Великанами соснами в Солотче, о которых писал-писал Паустовский, но слова так полностью и не передают бесчисленность круглых янтарных стволов и аромат сосновых шапок, щекочущих облачный животик у неба. Да что там — лишь Есенин, пожалуй, уловил невидимое особое цветное свечение рязанской раздольной земли. «О Русь — малиновое поле и синь, упавшая в реку…»

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1
Интересно, что у города Рязань, несмотря на женский род своего имени — совершенно мужской характер. В центре города стоит огромный памятник — князю Рязанскому Олегу Ивановичу-то ли предателю — так в прошлом припечатали его в своих летописях москвичи,-то ли герою — об этом свидетельствует обыкновенный собственный здравый смысл. В Рязани базируется прославленное военное высшее командное училище — Воздушно-Десантных Войск имени генерала армии Маргелова! А также военный командный Автомобильный институт имени генерала армии Дубынина. У-ра!

Но я отвлеклась. Итак — у нас три праздично-конституционных дня и мы едем в рязанские раздолья. Маршрут у нас получился следующий:

День 1й (12 июня) — утром выезд из Москвы, село Константиново — музей Есенина, село Пощупово — мужской монастырь и родник; Рязань — гостиница/ужин. Осмотр Рязанского Кремля.

День 2й (13 июня) — едем в сосновую Солотчу и смотрим женский монастырь, памятник Николаю Чудотворцу в самом городке чуть дальше. Обед в придорожном кафе в сосновом бору. Городище Старая Рязань. Осмотр Рязанского Кремля.

День 3й (14 июня) — Опять Рязанский Кремль. Домик-музей физиолога Павлова. Художественный музей со знаменитым портретом баронессы Диргардт. Блошиный рынок. Кафе «Стойло Пегаса». Колхозный рынок. Кафе «Стойло Пегаса». И домой.

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1
Забегу вперед и скажу, что полноценный осмотр Рязанского Кремля у нас уложился в три захода. Почему-то каждый раз, когда мы к нему подходили — откуда-то вылезала тяжелая серая туча и целенаправленно загоняла нас под деревья и заставляла бежать обратно. Правда, один раз порадовала нас радугой, но дождя при этом не жалела. Поэтому в первый день мы посмотрели один его кусочек (церковь Спаса-на-Яру и памятник Есенину), второй раз ещё немного (Колокольню и пристань на реке), а в последний день — уже, наконец, смогли попасть на утреннюю службу в Успенский собор и чуть-чуть походить по древним земляным валам, но не смогли по времени вписаться в музейные экспозиции древнего Спасского монастыря на территории Кремля.

Об этом я буду рассказывать не по порядку. Потому что мне ужасно хочется начать сразу с те мест, которые — до сих пор ещё снятся — это Старая Рязань и Солотча. В Рязани микс впечатлений и ощущений, которые мы получили — довольно-таки разнокалиберный. Про Константиново и Пощупово, которые мы посмотрели в первый день ещё до заезда в Рязань, тоже напишу в конце.

Путеводитель.

С путеводителями по Рязани дела обстоят самым позорным образом. По какой-то неведомой причине Рязань не входит ни в какие Золотые и Серебряные кольца, и таким образом как бы подчеркивается второстепенная важность её набора достопримечательностей. А это, уж, ни в какие ворота не помещается. Из перерытых мною полок с путеводителями — Рязанского — нет. Отсутствует напрочь. Один раз только, листая толстенную шириной в 5 см книгу типа «Русские города» увидела, наконец, главу, посвященную Рязани. Но покупать из-за неё увесистый томик с прочей лишней для меня информацией и крайне неудобным форматом не хотелось. А, думаю — найду что-нибудь в Интернете. Но и тут, пришлось попотеть, так как шаблонный вал однотипного текста превышал все мыслимые лимиты.

Лидеры сети — это туристические зазывалки, которыми забыты почти все поисковые страницы, типа приглашения в «страну березового ситца», увидеть «домик родителей поэта» и «тропинку» по которой Есенин ходил в Пощупово, а попутно «Рязань с её древним Кремлем» и Солотчу — «русскую Швейцарию или Италию».

Поэтому распечатать удалось немного. Мало того, что особенно обидно — в самой Рязани тоже неважно обстоят дела с какой-либо поясняющими туристическими бумажными носителями. Исключение, пожалуй, составляет Константиново — там удалось купить несколько буклетиков и пару журналов. Но это то, что касается Есенина. По Рязани же — черная дыра. Ничего. Сущие копейки.

Единственное — я заранее купила карту. Причем выбирала из пяти вариантов. Остановила свой выбор на той, где была вменяемая и удобная карта города, и подробная карта области.

Электронный путеводитель по городу: http://ryaz.ru/gorod — здесь есть карта города, фотографии, описание достопримечательностей и даже аудиозаписи народных рязанских песен.

Дорога туда и дорога обратно.

От Москвы до Рязани — 180 км.

Путь в Рязань сложился для нас очень напряженно. Мы даже и не думали, что пробки съедят у нас столько времени! L Туда мы ехали по Волгоградскому проспекту, который переходит в Старую Рязанскую дорогу (М5). Хорошо, что мы ехали по ней прошлым летом в Коломну, поэтому уже не волновались из-за отсутствия нужных указателей и потом куда сворачивать на Т-образном перекрестке Бронницы-Кашира (налево, на Бронницы), а потом на другом Т-образном перекрестке Бронницы-Гжель (направо, на Бронницы). Пробка началась уже от первого перекрестка, и встала в районе города Луховцы. Жара в этот день выдалась неожиданная, +31. Машины кипели на обочинах, люди плавились в кабинах без кондиционеров, да и сами кондишены работали на полную мощность. Рязанка — дорога узкая, забита капитально. Многие не выдерживали и демонстрировали цирковые трюки — ехали задним ходом по встречной полосе. Выехав, ~ около 9.30 утра с Ю-З Москвы, повернули на Рыбное (Константиново), которое находится в 20 км от Рязани, мы лишь во втором-третьем часу дня.

Обратный путь — заслуживает отдельной истории. Выехав из Рязани около часа дня, мы опять попали в капитальную пробку, и, доползя до 3-го бетонного кольца, не выдержали и решили свернуть, чтобы вырулить на скоростную трассу «Дон». Лихо промчались по бетонке и вписались в мертвый просто поток-поточище машин. Сказать, что это был тихий ужас — не сказать ничего. Это был жаркий, душный, голодный и нервный ужас. 3 минуты едем — 20 минут стоим. Таким пунктиром за час проехали 3 км из 50! Очень обидно было наблюдать как по параллельной «Дону» старой (не скоростной!) дороге легко и свободно плыли-летели автомобили. А мы стояли! Как потом оказалось — одну полосу «Дон»-а ремонтируют. Почему об этом нельзя предупредить водителей — загадка. В общем, выехав в час из Рязани, ровно в полночь мы были в Москве. Никогда ещё так трасса нас не уматывала.

Интересно, что, начиная от Рязани, во всех придорожных деревнях до города Луховицы торговали огурцами. С учетом того, что июнь ещё только начинался, смотреть на мешки с огурчиками было очень любопытно. Не зря в Луховицах стоит памятник этому зеленому крепышу. Может и, действительно, земля у них огурцовая, а может народ придруживает с удобрениями, поскольку некоторые купленные огурцы при мытье как-то странно продавливались пальцами. Что не говорит, к сожалению, об их экологичности.

Гостиница «Конюшенный двор».

А вот с гостиницей нам несказанно повезло. Это — «Конюшенный двор», http://www.kon-dvor.ru, Галенчинское ш., т. (0912) 24 45 50.

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1
У меня нет музыкального слуха и я не умею петь дифирамбы гостиницам, но тут — случай особый. Щаз спою. Романс-серенаду.

Гостиница находится не в центре Рязани (поэтому рассчитана, скорее всего, автомобилистов-туристов, чем на командировочных). Зато! Тихая парковая зона, гостиница расположена на самом берегу Рюминского каскада прудов со всеми вытекающими отсюда приятными атрибутами — прибрежном ресторанчиком, отличных видах, фонтанчике в центре пруда, лодочках и пр. Гостиница состоит из нескольких домиков в стиле немецкого (швейцарско/баварского) шале. Одноименный ресторан-трактир (закрытый и открытый) рядом.

Номера делятся на стандарт (2,8–3,3т.р.), люкс (2-х комнатные, 3,8–5,5т.р.) и VIP (2-х уровневые, вид на озеро, 4,5т.р.).

Заплатив за обычный стандарт, мы получили — огромный номер с отличным стильным ремонтом, камином и креслом с пледом, tv, торшером и картинами на стенах, просторным коридором со встроенным шкафом, огромной ванной со всем положенными одноразовыми упаковочками. Плюс — бесплатный мини-бар, который ежедневно пополнялся (!) — 2 бутылочки пива Миллер, 2 упаковки соленых фисташек, 2 бутылочки воды, 2 пакетика с соком, 2 шоколадки. Плюс — набор для чая — мини-чайник, чашки с блюдцами, сахар и набор чайных пакетиков на выбор. Плюс — завтрак в ресторане по заказу, а именно — красная рыба, ветчина, сыр, блинчики, омлет, чай-кофе, клюквенный домашний морс. Завтраки накрывали заранее в закрытом зале с отличнейшим интерьером а-ля Германия. Огромные окна выходили на пруд.

Ужинать и обедать (когда как приходилось) мы ходили в открытую часть ресторана на берег пруда. Более чем достойно, и не имело смысла искать вкусные места где-то в центре. Обратили внимание на вышколенных просто официантов. Всегда ощущалось их невидимое присутствие. Подлить сока в бокалы, убрать тарелки — все делалось безукоризненно. Обратили внимание, на грамотно отрепетированные фразы официантов, типа «Как вам понравилось это блюдо?», «Ваш заказ сейчас принесут» и т. п. Всё делалось/спрашивалось очень ненавязчиво, в то же время такие порции вежливого перманентного внимания, наводили на мысль, что официантов где-то специально обучали, потому что набор фраз, который они произносили, у всех был одинаковым.

Ну, и конечно, всё было очень вкусным. Цены умеренные, не рязанские, но и не московские.

В ресторане постоянно присутствовал музыкальный фон — живые песни, не записи. Всегда пела приглашенная певица, под электронный аккомпанемент музыканта.

В «Конюшенном дворе» рязанцы отмечают свадьбы и торжества. В первый день, расслабленно потягивая клюквенную настойку на открытой террасе над прудом, мы рассматривали такую свадьбу. Времена тюлевых занавесок в виде фаты и жениха, лицом в салате — давным-давно прошли. Рязань даёт фору Москве. У невесты было нежно кремовое платье зефирной формы. У жениха сливочная рубашка с таким же атласным галстуком. Все девушки-гости были либо в длинных вечерних платьях в пол, либо в коктейльных с открытой спиной, у всех красиво уложенные волосы. Никаких завываний типа «горько» и гопака родителей с гостями не было и в помине. Все более чем достойно.

Вторая свадьба с невестой в нежно-розовом облаке кружев гуляла в другом баварском домике.

При гостинице работает русская баня.

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1

Кто-то очень щедро вложился в этот гостиничный комплекс и теперь окупает его, но не в агрессивной манере «а ну, плати бапки», а в европейской — «всё для вас уважаемые постояльцы»

Возвращаться в такой номер всегда доставляло большое удовольствие.

Очень приятно и одновременно очень странно обнаружить такой нетипичный нероссийский уровень сервиса в Рязани. Эта гостиница — именно тот случай, когда можно советовать в ней остановиться, без каких-либо сомнений.

Немного городской истории.

Очень хочется понять смысл названия города — Рязань. Вот только не надо обсуждать детскую версию о происхождении названия от слова «резать». Не стоит даже и думать о том, что наши предки были настолько примитивными. Сидели себе в землянках, патлы распустили, зипуны драные, кабанчика на костре поджарили и ножиком постругали, и думают при этом, «а ни заложить бы нам горад на гаре и ни назвать бы ехо Резанью? А, каково кумекаешь, Петрович?»

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1

Удивляет, что эти версии серьёзно обсуждают очкастые историки.

Раньше, каждая Буква имела смысл. Глубокий. Потаённый. Те названия, которые «кто-то» давал рекам, землям и городам — глубоки как бездонные колодцы. И прекрасны. Иначе не может и быть.

А не исходя из примитивной фантазии — режем, значит, Рязань, болота — вязнем, и значит, Вязьма.

Беру в руки «Буковник» Меняйлова. Гласные не нужны.

«Р» — свет, движение к свету.

«ЗН» — постижение.

Вообще определимся. С Рязанью. Раньше город стоял в другом совершенно месте. В 60 км от нынешнего. На крутояре, рядом с Окой, смотрел на неё сверху вниз.

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1

На месте нынешней Рязани находился городок Переяславль-Рязанский Что интересно и до сих пор непонятно — на Руси одновременно было 3 Переяславля!

Переяславль-Залесский (впадение реки Трубеж в Плещеево озеро). 10 век.

Переяслав-Русский (сейчас -Хмельницкий, впадение реки Трубеж в Днепр). 12 век.

Переяславль-Рязанский (впадение реки Трубеж в Оку и Лыбедь). 14 век.

Слово о земле Рязанской. Рязань (Новая и Старая),часть 1

Ещё есть интересные предположения. Раньше, в предавние времена, Древняя Русь делилась на три части — Куявию, Славию и Артанию. Сведения об этом оставили арабские и персидские летописцы из 10 века (см. БСЭ). Современные историки уверенно утверждают, что первая территория это Киев/ские земли. Менее уверенно пытаются ассоциировать вторую территорию либо с Новгородом, либо с Балтикой, либо с Польшей. И безуспешно ищут третью загадочную территорию — Артанию (так называли арабы) или её ещё называют Гардарикой (так называли скандинавы). «Арта» или «гард» переводится как «страна-крепость», «страна на запоре», страна, куда никого не впускают и где живут русы. Так вот. Кто-то считает, что это Сибирь, а кто-то — Рязань.

Продолжение следует.

© http://www.pamsik.ru — здесь размещены полные версии наших рассказов и фото, при использовании текстов гиперссылка на сайт и указание имени автора обязательны.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия