Турист Геннадий (Gensha)
Геннадий
был 13 июня 2020 20:07

Финляндия Февраль 2016

«Чтобы почувствовать себя по-настоящему свободным, нужно оказаться наедине с природой»©

Приятно провести уикенд или случайную свободную недельку на природе. А ещё лучше в её заповедных уголках, нетронутых отходами жизнедеятельности человека и подальше от крупных городских мегаполисов. Да и от самих людей тоже отдохнуть не мешает. Однако, я, например, при этом хочу сохранить и определённую долю комфорта — горячую воду из крана, электроплиту, посудомойку, душ и нормальный клозет. По этим параметрам мне очень подходит для такого отдыха Финляндия. Жизнь здесь течёт неспешно и размеренно, по дачному — с утренним ароматным кофе на открытой веранде под переливы птичьих песен, с обязательным послеобеденным сном в тени сосен. Потом игрой в бадминтон или в мини-гольф и вечерними посиделками за чаем, картами, разговорами и песнями под губную гармошку. Осенью ещё можно побродить по лесу и пособирать ягоды и грибы. Девочкам грибная и ягодная «охота» так очень нравится!

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

А мне, в свободные от отдыха минутки, приятно уединиться где-нибудь на бережку с удочкой и половить рыбу. Мои записи, как раз для таких рыбаков-дачников, получающих кайф от ленивого времяпрепровождения и единения с природой!
Сразу скажу, что я не признаю рыболовную сеть и не буду рассматривать в своих записях троллинг.

Ловля сетью совсем не рыбалка, а рыбный промысел. Троллинг позволяет добыть крупную «трофейную» рыбу и имеет место быть, но это уже будет тоже не «дачная» рыбалка. Троллинг требует дорогого снаряжения и практически не оставляет рыбе шансов на свободу. В такой рыбалке работает в основном электроника, а не человек. А я романтик даже в рыбной ловле!

Неплохо познакомиться для начала с правилами рыбной ловли в Финляндии.

И, начнём.

Озеро Пюхяярви.

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

Озеро Пюхяярви (Pyhajarvi), берущее свое начало в южной части города Тампере, расположено в центре водоемов, воды которого представляют собой смесь коричневатой, окрашенной гумусом воды водного пути Нясиярви, прозрачных вод водного пути Лянгелмявеси и Хаухо и вод водного пути Ванаявеси и с их мутновато-глинистым оттенком.

Это одно из самых крупных и богатых рыбой озер в юго-западной Финляндии.

Озеро очень зарыблено. Особенно это прекрасно видно летом в тихую ясную погоду на ранней зорьке или на закате, когда вода стоит словно зеркало. Рыба играет возле поверхности и от множества расходящихся по воде кругов можно подумать, что идёт сильный дождь.

Применяя разную приманку и снасть тут можно поймать и разную рыбу. Такую, как плотва, карась, подлещик, красноперка, уклейка…зовут здесь «мусором» и маститые рыбаки её не ловят.
Достойным считается добыть щуку, озерную форель и судака.

Как и где ловить зимой (например в январе)?

Если температура понижается и опустилась ниже 20 градусов, то выходить на рыбалку бесполезно. Обморозишься, но клёва не дождёшься!

Как только температура стала повышаться и дошла до отметки -16, можно смело доставать удочки. Основная добыча — это окунь.

Для того, чтобы добыть крупную рыбу придётся постараться, а за небольшими окушками далеко ходить не надо.
Отойти от берега метров на 15–20 вполне достаточно. Делаем лунок 5 на расстоянии пяти метров друг от друга с уходом на глубину и начинаем облавливать. Для разведки лучше всего подойдёт «чёртик» или «балда».

Долго сидеть возле одной лунки не надо — окунь брать должен почти сразу, если он в этом месте есть. Не клюет — переходим на другое место. Такая рыбалка активная и очень приятная, так как находишься все время в движении и совсем не мёрзнешь даже при -16-20С!

Наконец окунь взял «черта» и можно подогнать ему мормышку. Я не парюсь с насадкой и ловлю на безмотыльную, потому что если окунь нашёлся, то брать будет.

Началось веселье, окунь клюет только успевай. Ловите на здоровье!

Стоит обратить внимание на размер рыбки: если окушок идёт одного размера словно калиброванный, то он такой возле этой лунки будет весь. Ну, а если попадаются экземпляры покрупнее, то следует поиграть с приманкой. Можно попробовать блесну или балансир, чтобы вытащить полосатика потолще!

Если нужно видеопособие, то пожалуйста!

Пюхяярви. Зимняя рыбалка на окуня

Где на Пюхяярви поймать зимой щуку или судака? Без специального снаряжения или проводника здесь простому рыбаку видимо не обойтись. Озеро большое и имеет сложный рельеф дна, а рыба в это время очень не активна, поэтому надо искать (или знать) ямы и мели. В любом случае я считаю наиболее эффективным на такую рыбу — жерлицы. Поставил и спокойно ждёшь флажок, можно даже в тепле, если расставить в пределах видимости из окна коттеджа!
Здесь может возникнуть вопрос, а где взять приманку для жерлиц?

Ну нет живца, не клюёт…или лениво ловить. Можно поехать в Призму и купить мелкой салаки (salaki) или лучше ряпушки (muiko). Можно также попробовать ловить на стандартную съедобную резину в виде рыбки. Резину серьёзно рекомендую, так как щука у меня её брала. Можно сказать из рук! Дело правда было летом. Я сидел на пристани свесив ножки в тёплую воду и ловил тихонько карасиков. Спиннинг лежал рядом, леска была немного размотана и твистер находился в воде. Щука тихо подошла и взяла обездвиженную приманку прямо у моих ног! Значит должна резина работать и зимой!

Что делать с уловом? Крупный окунь хорош закопченным. Но в мороз лень заниматься этим трудоемким процессом, да и улов часто не достаточно большой. Поэтому делаем филе, а мелкого окуня целиком сильно пережариваем в растительном масле до хруста! Будет вкусно.

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

Особенности рыбалки в другое время года (лето, осень или преднерестовый жор).
Озеро Пюхяярви — это и большие глубины, и мели с торчащими из воды скалами, и тихие, поросшие кувшинками и тростником, заводи.

Рыбы много, поэтому наиболее важна погода и направление ветра.

В любом случае ветер должен быть вам в лицо, если вы ловите с берега. Желательно южных направлений. Этот принцип работает у меня на любом озере. В ясный день клева на Пюхяярви с 10–00 утра и до 17–00 не будет. В тихую, пасмурную и безветренную погоду, с накрапывающим временами дождиком, рыба будет клевать весь день, но вяло и сонно, как и сама погода! В шторм ждите, что к берегу подойдут крупные экземпляры!

Место ловли тоже имеет большое значение.

Озеро Пюхяярви. Рассвет

Ловить рыбу можно с лодки, а можно с берега. Важно в этом случае, где расположен ваш домик. Если в заводи, то можете рассчитывать, что с со своей пристани вы поймаете карасей и щуку. Карась будет брать на поплавочную удочку у самой кромки зелёных зарослей. Приманка — обыкновенный червь или даже лучше тесто. Если нашли место его кормежки, то клевать карасик будет без перерыва. В озере обитают два вида карася — золотой и серебрянный. Зажарить карасей в сметане — милое дело!

Щука хорошо будет брать среди кувшинок на спиннинг с «лягушкой» или простой вертушкой. Интересна и эффективна рыбалка на щуку и с поплавочной удочкой на живца.

Если ваш коттедж на берегу чистой воды, вам повезло ещё больше. Весь набор «мусора» ловится с вашей пристани и на любую приманку, даже на белый хлеб. Я пробовал, от нечего делать, на спелую клюкву, тоже клюет! За пару часов, в благоприятную погоду, можно натаскать на булку до полусотни приличных экземпляров! В основном, конечно, это будет плотва и подлещик. Причём не надо стараться делать заброс подальше, лучше ловится прямо возле мостков, так как рыба здесь давно прикормлена.

Для того, чтобы поймать окуня снова придётся достать балду. На другую приманку, например на червя, ловить окуня неэффективно — перебьёт ёрш или та же плотва. А вам это надо?

И лучше взять лодку. На ней можно отплыть к отмели с камнями и кроме окуня попробовать ловить на спиннинг судака и щуку.

Если ветер и небольшая волна, то к берегу подходит лещ. Кормится он почти возле самой кромки, на глубине не больше метра, возле береговых камешков в поросли камыша. Нужен будет крючок — двойник, леска потолще и червь пожирнее.
Лещ ловится очень крупный, леску рвёт на раз, так что может понадобиться и подсачник!

Озеро Пюхяярви. Золотой карась

Итак, подведём итог: снаряжение для рыбалки на озере Пюхяярви может быть самое простое. Ваш возраст и рыболовный опыт значения не имеют — рыба будет! Какая? Зависит от погоды и вашего желания!

В следующий уикенд поедем на другое финское озеро и попробуем рыбачить там.

Например, на

озеро Лянгелмявеси.

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

Среди крупных озер, где водятся особо крупные щуки, можно выделить озеро Лянгелмявеси (Längelmävesi). Озеро серьезной рыбалки. Не так редки уловы огромных щук весом в 9–10 кг! Настоящие крокодилы! Находится озеро несколько севернее Тампере.

Озеро Лянгелмявеси. Вечер

Особенность этого озера в больших отмелях, тянущихся от берега на несколько сотен метров. Рыбалка с берега удачной не будет. Нужна лодка, а лучше катер и гид. Но я оговорился в самом начале, что троллинг в этих заметках не комментирую. Поэтому остановимся на лодке с вёслами.

Озеро Лянгелмявеси

Как будем ловить?
Я предпочитаю здесь спиннинг. По отмели на щуку и судака лучше всего будут работать суспендеры (ныряющие воблеры) и попперы. Например, типа Rapala Skitter Pop SP09 или Rapala MaxRap MXR15.

Предпочтительны именно такие цвета, как на картинке.

Кроме спиннинга можно ловить и на поплавок. Будет брать плотва. Плотва идёт калиброванная — 12-15 см. Клёва приходится ждать, пока не подойдёт большая стайка. Ловить на червя.

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

Кстати, червя накопать в Суоми большая проблема. Под слоем мха там скалы кругом. Я бывало от безнадеги отнимал червяков у бедных дроздов. Сидел в засаде и следил за птичками пока кто-нибудь из них не начинал ковыряться в земле — тут я и был как тут. Всё-таки червей придется покупать. Для этого снова едем в Призму и ищем Спортивный отдел, а в нем небольшой холодильник в котором и живут черви. 50 шт. — 7 евро. Червяк отличный, кажется даже помытый!

Погода
Природа ведёт себя на озере Лянгелмявеси странно. Жаркий день может вдруг сменится прохладным вечером с низкими плотными туманами, а тёплая звездная ночь — сырым серым днём.

Тихая безветренная погода внезапно взрывается шквальным ветром, раскачивая не на шутку утлое суденышко! Поэтому разбрасывать кружки под щуку стрёмно, можно не собрать. Донка на леща тоже не уловиста — на червяков набрасывается та же плотва и малёк.

Шторм часто разыгрывается нешуточный, балла 3–4! Вода в это время неожиданно оказывается невероятно тёплой. Даже рыба на ощупь слишком тёплая. Не могу обьяснить этот эффект.
И вот именно в самый жуткий шторм можно на спиннинг поймать с берега щуку!

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

А ещё на мелководье пасутся раки. Как их ловить можно посмотреть здесь.

Добавлю только, что я предлагал ракам разную приманку, начиная от свиной печени с ароматом ванили и гвоздики до свежей дыни, но мои раки предпочитали только чуть подтухшую рыбку. Правда раколовку потом лучше оставить в коттедже, следующим дачникам.

Весь мой рассказ о рыбалке на озере Лянгелмявеси касается летних месяцев, так осенью рыба здесь рано уходит на большие глубины в неизвестную мне сторону. Ничего не клюет уже с октября. А если очень холодно, то и середины сентября.

Итак, на озере Лянгелмявеси дачник может ничего не поймать, кроме раков.
Но я знаю рыбные места, где щук до…по пояс будет! И мы туда поедем!

Но пока мы не покинули регион Тампере не могу не упомянуть, что настоящим рыбакам здесь представится возможность порыбачить на живописных порогах Virrat, Vilpulankoski и Kotalan Kosket. На блесну или мушку на порогах можно выловить речнуя кумжу, радужную форель, хариуса, сига или язя. Но главной добычей местных рек считается хищный представитель карповых — жерех, достигающий веса до 7кг. Жерех легко даётся на порогах Siuronkoski в Nokia и Kuokkalankoski в Lempaala. Но об этом в другой раз.

А пока, разрешите представить

Озеро Валкейнен (Valkeinen)

Особенности рыбалки по-фински. Из личной практики

Озеро Валкейнен небольшое озеро вулканического происхождения недалёко от городка Руталахти. По своей сути — это узкая трещина в земной коре, заполненная водой, с глубинами до 30–50 метров. Вокруг озера вековой хвойный лес и высокие скалы.

Озеро Валкайнен

И тишина…

Вот сразу видно, что место рыбное! И не просто рыбное, а на практике какой-то щучий заповедник! Нет, крупные экземпляры мне пока здесь не встречались, но молодые щучки на 1–2 кГ (так называемые «травянки») сами ищут с вами встречи! А такие щуки самые сладкие — мясо нежное, без характерного для больших щук болотного запаха и привкуса. Потушить таких в томате с овощами…мммм…вкуснотища!

Начнем ловить?

Основная рыболовная снасть это спиннинг и кружки. Наиболее эффективна будет рыбалка на кружки. Озеро спокойное, с небольшим круговым течением. Есть достаточно глубокая заводь с камышами и кувшинками — лучшее место для установки кружков. Но надо понимать, что это дело достаточно хлопотное. Придётся постоянно быть начеку и в случае поклёвки спешить грести, чтобы подплыть на лодке и сделать подсечку — хищница, если дать ей достаточно времени, размотает всю леску да и нырнет куда-нибудь в коряжник или густые заросли подводной растительности.

Щуки будет много. А куда её девать?

Поэтому я предпочитаю и на этом озере ловить на свой любимый лёгкий спиннинг. Рыбалка, в этом случае, из средства добычи пропитания превращается в спорт. Интересен сам процесс, с взбросом в кровь адреналина, когда щука резко атакует и бьет приманку, а потом упорно сопротивляется, выпрыгивая из воды и делая высокие «свечки»!

Поэтому ловлю, посмотрю щуке в глаза и потом отпускаю. Отпускать рыбу на волю, после честной борьбы, в которой ты победил, оказывается тоже приносит удовольствие.

Со спиннингом лучше всего на озере Валкейнен работают твистеры и виброхвосты. Я их ещё утяжеляю вращалками.

Приблизительно так это выглядит. Фото интернета

Погода

В этом районе Финляндии погода достаточно устойчивая. В течение недели может практически не меняться. Хорошо, конечно, если сухая и солнечная. Единственная проблема — ветер. Как правило, он дует практически весь день — сильнее или слабее. Но вечера и зорьки могут быть прекрасными!

Рыбалка будет более удачной на северной и северо-восточной стороне озера.

Теперь немного о поплавочной удочке. Разнообразием видов озеро Валкейнен похвастаться не может — плотва и окунь. Плотва и здесь ловится лучше возле пристани. Понятно, что место прикормленное. Жор заканчивается рано (около 7–00) и начинается в сумерках (около 19–00). Если ночь белая, то можно поразвлекаться.

Я здесь не утруждаюсь, мне хватает и спиннинга, а ставлю на ночь финскую мережку.

Плотвичек некрупных заплывает в неё много. Половину беру на живца, а половину просто пережариваем и грызём весь день, как семечки.

Для меня осталось проблемой отловить на этом озере окуня. Он здесь есть и очень хороший, но места его выпаса найти пока не могу…

Озеро Валкайнен

Я почти всё рассказал о своих любимых финских озёрах, где меня можно легко случайно встретить.

Но настоящая финская рыбалка в море — на Аландских островах и островах архипелага Турку!