annaabrosimova
Анна Абросимова — была сегодня 3:01
 – Командировок стало меньше, но времени не прибавилось! Простите, что многое пропускаю...

Город утраченного кремля и черного тюльпана

4 февраля 3:25 Серпухов — Россия Январь 2016
93 36

Серпухов стал первым пунктом моего рождественского маршрута. Нельзя сказать, что я заглянула в него по пути. Для знакомства с ним мне пришлось сделать небольшой крюк.

Этот город заинтересовал меня летом прошлого года, когда я отправилась на паровозную экскурсию по маршруту Рязань — Константиново (http://www.tourister.ru/responses/id_13308). В пути гид-сопровождающий много рассказывал о средневековых русских крепостях… Коснулся он и Серпуховского кремля, назвав его самым красивым из всех известных. К моему огорчению, выяснилось, что эта великолепная цитадель не пережила жестокие времена сталинского режима.

9

Зимой 1934 года Серпуховской кремль превратили в груду стройматериалов. Древние камни отправили в Москву для оформления станций строящегося метрополитена. Мне не понять, чем руководствовались люди принявшие такое варварское решение. Как можно было строить новые подземные дворцы из костей камней убитого исторического памятника.

3

Я еще в детстве слышала, что станции первой ветки метро хранят камни старинных построек, но всегда была уверена, что использовались неподлежащие восстановлению руины. Даже в страшном сне я не могла предположить, тот вандализм, который происходил на самом деле.

2

Узнав летом о печальной участи Серпуховского кремля, идея побывать на месте убитой крепости засела в моей голове. И вот наступила зима, и летняя мысль реализовалась, точнее почти реализовалась…

8

История утраченного кремля

Первую крепость в Серпухове возвел князь Владимир Андреевич Храбрый в 1374 году. Была она целиком выстроена из вековых дубов, росших в окрестностях.

2

Спустя 200 лет, при Иване Грозном, дубовую крепость заменил белокаменный кремль. В те времена редко строили из белого камня — далеко не каждый город удостаивался такой чести.

6

Летели столетия, сменялись правители, и пришло время, когда белокаменная твердыня, утратив свое оборонительное значение, превратилась в памятник архитектуры.

В 19 веке кремль отреставрировали, и он легко бы дожил до наших дней, если бы не варварское решение советского правительства, лишившее Серпухов его главного украшения, а страну ее исторического наследия.

2

Зимой 1934 года город был обезглавлен. Холм, еще недавно гордо носивший на своих плечах прекрасный кремль, постепенно превратился в детскую горку. Хорошо было бы, если бы дети катались под сенью кремлевских стен, много веков защищавших их предков, но нет больше кремлевских стен, и эта картина вызывает грусть.

1

Доживи старинная крепость до наших дней, вот что мог бы видеть путешественник, заглянувший в Серпухов (фото из Интернета).

4

Из кремлевских построек уцелел только Троицкий собор. Странным образом вандалы его пощадили. Видимо без него хватило стройматериалов и не хотелось им делать лишнюю работу.

1

Поговаривают, что есть планы по восстановлению древней крепости. Но возникает вопрос, хватит ли средств на достойное воплощение или появится здесь новодел без души и сердца?

7

Хоть и затевалась моя поездка в Серпухов ради утраченного кремля, побывать на территорию бывшей крепости мне не удалось. Моей ошибкой было то, что кремль значился последним пунктом программы, и я не учла, что зимние дни очень короткие.

2

День уже клонился к вечеру, когда я наконец-то отправилась взглянуть на остатки древней крепости. Но, по закону подлости, мой навигатор завис, и я проскочила нужный поворот. Время на новую попытку у меня не оставалось…

2

Пришлось довольствоваться остановкой у подножья кремлевского холма, который в Серпухове называют Соборной горкой. От этого места я взбежала на соседний холм и посмотрела на теряющиеся среди деревьев купола Троицкого собора.

6

Однако грех жаловаться, в качестве компенсации я увидела панораму погружающегося в сон Серпухова и три церкви, стоящие у подножья Соборной горки.

7
4

Возвращаясь к машине, мне удалось вблизи посмотреть на Успенскую церковь

2

и церковь Ильи Пророка

6

А вот к Троицкой церкви я подойти уже не успевала. Стремительно наступавший вечер не оставил шансов разыскать ее среди городской застройки.

Черный тюльпан

Есть в Серпухове еще одно скорбное место. Оно созвучно утраченному Серпуховскому кремлю, хотя и появилось сравнительно недавно.

Находится это место в небольшом сквере с громким названием — площадь Звездная.

Здесь, на гранитном постаменте лежит черный металлический тюльпан.

6

Это памятник погибшим воинам-афганцам.

1

Глядя на него, мурашки пробегают по коже, «черным тюльпаном» называли вертолет, привозивший из Афганистана тела погибших солдат и офицеров.

Закрытые лепестки цветка будто скрывают от людских глаз тех, кто уже никогда не обрадует близких своим возвращением.

Страшно представить — вертолет-катафалк, везущий на родину в своем чреве цинковые гробы…

2

У подножья, запорошенного снегом, памятника лежат венки и букеты живых цветов. Люди приходят сюда, чтобы отдать дань памяти жертвам бессмысленной войны.

Для меня утраченный кремль и черный тюльпан стали символами Серпухова. И это не смотря на то, что в городе есть еще много мест, достойных внимания. Возможно, для кого-то именно они станут символами этого города…

3

Я думаю, в чьем-то сердце найдет отклик старинный Введенский женский монастырь, основанный святителем Алексием в 1360 году. Это самый старый монастырь Серпухова.

6

На его небольшой территории находятся четыре церкви 16 века.

Первый храм, который видишь, заходя в монастырь, посвящен мученику Феодоту Анкирскому. Он находится над Святыми воротами.

5

Пройдя монастырские ворота, глазам открывается очень красивый Введенский собор

9

с примыкающей к нему церковью святителя Алексия — основателя монастыря.

2

Левее от них находится Георгиевская церковь,

6

а правее расположен святой источник «Неупиваемая чаша».

2

В глубине территории находятся келейные корпуса сестер. Они еще не отреставрированы, но очень красиво смотрятся в обрамлении белого снега.

5

Эта душевная обитель, не смотря на свою древность, малоизвестна. Обычно, говоря о Серпухове, вспоминают ее соседа — Высоцкий монастырь. В него едут паломники, чтобы помолиться перед чудодейственной иконой «Неупиваемая чаша», хотя во Введенском монастыре тоже есть такая икона.

4

Мне, в Высоцкой обители, больше всего запомнился Всехсвятский храм

9

Удивительно красивая маленькая церковь.

5

О Высоцком монастыре в Интернете есть много материалов, поэтому мне нет никакого смысла пересказывать все известные факты.

8
4

Скажу только одно, что Высоцкий монастырь был основан в 1374 году по благословению Сергия Радонежского. Происходило это во времена правления удельного князя Владимира Храброго, о котором я уже упоминала, рассказывая о Серпуховском кремле.

Многие ли знают, что этот удельный князь был внуком Ивана Калиты и двоюродным братом Дмитрия Донского? И знает ли большинство людей, что князь Владимир участвовал в Куликовской битве, и что именного его засадный полк решил исход этого сражения?

3

В заслугу князю Владимиру можно поставить еще и то, что имея все законные права на великокняжеский престол, он, после смерти Дмитрия Донского, не стал разжигать междоусобицу и признал своего племянника «старшим братом».

К его чести стоит сказать и о том, что во времена правления племянника (в 1408 году) он спас Москву от набега Едигея.

Кроме всего сказанного, Владимир Храбрый основал город Малоярославец, который попал в мой рождественский маршрут, и о котором я уже рассказала тут http://www.tourister.ru/responses/id_14539.

Кроме тех мест, о которых я уже рассказала, в Серпухове мне удалось взглянуть на собор Николы Белого — первой каменной церкви, построенной в этом городе.

Появилась она в 1649 году. Предполагают, что строили ее ярославские мастера.

3

За время своего существования этот храм неоднократно перестраивался. То, что можно увидеть сейчас является образцом московского барокко, созданным в середине 19 века.

1

На мой взгляд, церковь очень красивая — настоящее украшение города. Если бы не поджимавшее меня время, я бы обязательно в нее заглянула.

Далеко не все удалось мне увидеть в Серпухове, да и тем местам, на которые получилось взглянуть, я уделила намного меньше времени, чем хотелось.

Ну что ж, есть хороший повод повторить рождественский маршрут!

Комментарии

RuA
+1
4 февраля 10:14
зимой тоже интересные виды...
annaabrosimova
4 февраля 12:57
Спасибо!
Думаю, летом Серпухов смотрится намного красивей.
vasilets
+2
4 февраля 10:40
Аня,

Казалось бы заштатный городок, который, скорые поезда, спешащие на юг, проскакивают без остановки. А если присмотреться, то и в нем много интересного...
Варварски разрушенный Кремль жалко до слез, во время революции столько дерьма пришло во власть....
annaabrosimova
+1
4 февраля 13:11
Сереж, спасибо!
Знаешь, я думаю, что если бы в Серпухове кремль сохранился, то этот город не был бы заштатным. Думаю, это было бы такое же популярное место, как, к примеру, Суздаль.
Советское правительство ковало и перековывало историю уничтожая все на своем пути. Хорошо, что с таким подходом хоть что-то сохранилось
vasilets
+1
4 февраля 13:15
annaabrosimova писала 4 февраля 13:11
Знаешь, я думаю, что если бы в Серпухове кремль сохранился, то этот город не был бы заштатным. Думаю, это было бы такое же популярное место, как, к примеру, Суздаль.


К слову сказать в Суздали то тоже кремлевских стен не сохранилось, одни валы....
Советское правительство ковало и перековывало историю уничтожая все на своем пути. Хорошо, что с таким подходом хоть что-то сохранилось


Варвары и вандалы...
annaabrosimova
4 февраля 13:31
В Суздале, насколько я помню, кремлевские стены были деревянные и они сгорели еще до советской власти. А в Серпухове каменный разобрали, да не просто из кирпича, а из белого камня! Уничтожили уникальный исторический памятник! Страшные дела творили...
Nomad
+2
4 февраля 12:58
Чудна и скорбна история нашей страны... Я не знаю, кто еще с таким упорством разрушал свою историю и свое же достояние.... Может быть мы инопланетяне?
annaabrosimova
4 февраля 13:22
Олег, спасибо!
В советские времена столько всего уничтожили и забросили, что страшно сказать... Поэтому ужасно не хочется возвращаться в те времена...
Кстати, дурной пример оказался заразительным... Албания тоже все исторические памятники у себя разрушила... Теперь опомнилась, но многое уже не восстановить
Nomad
+1
4 февраля 13:26
Если мне не изменяет память, Албания в свое время была социалистической страной...
annaabrosimova
4 февраля 13:35
Угу, у них коммунисты, по-моему, после войны к власти пришли
Nomad
+1
4 февраля 13:35
Да-да, что-то типа того....
annaabrosimova
4 февраля 13:41
от такого режима один вред...
Албания сейчас пытается хоть как-то реабилитироваться. Говорят у них побережье очень живописное - лучше чем в Черногории и Хорватии. Они хотят у себя курорты развивать, но у них денег нет, а иностранцы боятся в них инвестировать...
Nomad
+2
4 февраля 13:44
Да пошли они со своим побережьем... и Великой Албанией заодно...
annaabrosimova
+1
4 февраля 13:59
У них смотреть практически совсем нечего... все что могли разрушили... Пытаются из Черногории туристов заманивать и свою страну показывать. Я перед поездкой в Черногорию, выбирала между Боснией и Албанией. В Албании тоска оказалась... Но кто знает... может они как китайцы потихонечку поднимутся...
Nomad
+1
4 февраля 14:57
Если им бабла кто-нибудь даст.. а пока в них только мусульманские радикалы заинтересованы....
annaabrosimova
4 февраля 15:31
Насколько я знаю они вступили в НАТО. Если их приняли, то видимо какой-то интерес в них есть. Хотя, если в них мусульманские радикалы заинтересованы, то не понятно как события развиваться будут.
Очень мне не нравится, что в последнее время в мире происходит...
Nomad
+2
4 февраля 15:37
Натовцам нужно все, даже то, что больше никому не нужно... Это упыри те еще... А в принципе, они тешат себя идеей сделать Великую Албанию, объединив захватив соседние территории и введя там мусульманство.
annaabrosimova писала 4 февраля 15:31
Очень мне не нравится
ну, я тоже оружием не торгую, мне тоже не нравится... как и большинству, я полагаю....
annaabrosimova
4 февраля 15:48
Черногория к Албании очень насторожено относится. Во всяком случае, мне об этом говорили.
Nomad писал 4 февраля 15:37
я тоже оружием не торгую, мне тоже не нравится... как и большинству, я полагаю
Вот не думаю, что большинству... Если бы было так, то события по-другому развивались... Я думаю, что большинству все равно...
Nomad
+1
4 февраля 15:51
annaabrosimova писала 4 февраля 15:48
Черногория к Албании очень насторожено относится
Ну надо думать!!!
события по-другому развивались
Нет, потому что большинством правит меньшинство....
annaabrosimova
4 февраля 16:01
Nomad писал 4 февраля 15:51
большинством правит меньшинство..
Это верно...
Nomad
+1
4 февраля 16:02
Arkhip251166
+1
4 февраля 13:53
Жаль Кремль, хорошо хоть Московский не снесли!
annaabrosimova
4 февраля 14:03
Сергей, спасибо!
Серпуховской кремль очень жалко... В Москве они много чего посносили... Московский кремль видимо не тронули потому-что там первое время сами жили
Evrostroy97
+1
5 февраля 6:52
Фаина Раневская говорила с большим сожалением,что в 20-х,когда приехала в Москву,не сообразила зайти в Кремль,потом его закрыли ,когда в 30-х открыли,там уже ничего не было...( остаётся не меньше сожалеть и следующим поколениям :что же там было?...)
annaabrosimova
+1
5 февраля 9:30
Спасибо!
На территории Московского Кремля большевики в 29-м году снесли два монастыря (Чудов и Вознесенский) и Малый Николаевский дворец. В 33-м снесли церковь Спаса на Бору и Благовещенскую церковь. В 28-м, в Тайницком саду (у стен Кремля) снесли церковь святых Константина и Елены. В 18-м году снесли 3 памятника, один из которых генералу Скобелеву.
Не знаю полный ли это список...
fanolia
+1
5 февраля 12:20
вот это самое страшное конечно - разрушение. Они считали себя прогрессивными - а это мракобесие, варварство
annaabrosimova
+1
5 февраля 15:06
Ольга, спасибо!
Видимо в их представлении так надо было расчищать дорогу в светлое будущее.
Идея разрушения была еще жива при Хрущеве. В 60-х они тоже много всего уничтожили.
А сейчас очень часто просто равнодушно смотрят на то, как постепенно разрушаются церкви и усадьбы. Что-то, конечно, реставрируют и возрождают, но иной раз настолько по-своему, что слов нет... Есть, правда, и хорошие примеры, но их очень мало
Evrostroy97
+1
5 февраля 18:49
Спасибо за подробную информацию,с своей стороны хочу добавить,что есть интересная аудиокнига( за рулём вместо радио слушаются отлично)"Православные святыни Московского Кремля"и о сохранившихся и нет,чтец на мой взгляд один из лучших-Александр Бордуков,по информативности,слогу изложения уровень книги тот же,что и "Москва и москвичи" Гиляровского,класс!,тоже есть аудиокнига,тот же чтец и также не оторваться
annaabrosimova
+1
5 февраля 18:59
Спасибо огромное за интересную информацию! Попробую найти и купить эти аудиокниги!
Evrostroy97
+1
5 февраля 20:19
P.S.скачайте в любой гаджет
Приятного прослушивания!
annaabrosimova
+1
5 февраля 20:23
Спасибо за совет!
Evrostroy97
+1
6 февраля 8:53
Попробуйте найти и купить книги Константина Михайлова "Москва погибшая"," Уничтоженный Кремль",ни скачать,ни читать онлайн не получается,кто читал,говорят,просто геноцид культуры в чистом виде был устроен большевиками
17 из 31 православной святыни Кремля были уничтожены
annaabrosimova
6 февраля 14:19
Спасибо! Постараюсь разыскать!
sany4
+1
4 февраля 14:55
Да, сколько всего было порушено швондерами и шариковыми... Что греха таить, и сейчас находятся такие, что в погоне за собственной выгодой не церемонятся ни с чем... А Серпухов хорош зимой! Правда, у меня с ним почему-то только одна ассоциация - город-мануфактура, стачки, революция...
annaabrosimova
+1
4 февраля 15:25
Валерий, спасибо!
В те времена много всего уничтожили! Вы правы, сегодня швондеров и шариковых тоже хватает...
Серпухов мне понравился. В нем как-то совсем не вспоминалось про стачки и революцию. Может, я просто заглянула в такие места, где об этом ничего не напоминало...
Думаю, летом Серпухов выглядит еще красивей, чем зимой. Надеюсь увижу его в зелени.
Serg555
+1
4 февраля 15:54
Анна! Какая ты молодец, что совершаешь такие интересные вылазки по старым русским городам!
Спасибо за интересную зимнюю прогулку!
annaabrosimova
+1
4 февраля 16:10
Ирина, спасибо!
Мне русские города интересны. В них можно узнать для себя много нового. Встречаются очень необычные и красивые места, о которых зачастую даже не догадываешься.
Надеюсь, что мои маршруты кого-нибудь заинтересуют. Тем более, что печальные события последнего времени начинают очень сильно ограничивать зарубежные путешествия. Я, например, не знаю получится ли у меня побывать в этом году в какой-нибудь интересной стране...
Serg555
+1
4 февраля 16:20
Согласна со всем сказанным, Анна! Я вот думаю по весне выбраться в Суздаль, Владимир . По крайней мере держу этот маршрут в голове. Ну и конечно, остается любимый Питер! Посмотрим какие еще сюрпризы будут от погоды и тогда буду принимать окончательное решение. Хотя сейчас просматриваю недорогие туры (именно туры, а не самостоятельные поездки, к которым я привыкла) в Прагу. Так сейчас выходит дешевле. Я была в Праге лет 12 назад. Сейчас это пока остается один из недорогих маршрутов.
annaabrosimova
+1
4 февраля 16:36
Ира, я очень надеюсь, что в этом году у меня получится побывать в Екатеринбурге, где я еще не бывала. Еще очень хочу в Питер. Была там последний раз в 2009 году и то очень коротко. Не успела заехать в свои любимые пригороды (Павловск и Репино).
Сейчас "пакетные" зарубежные поездки выходят на порядок дешевле... Во всяком случае в Прагу точно. Я много раз была в Чехии, но у меня осталось там много не охваченных мест, а в турах они не предусмотрены или идут по отдельной цене...
Serg555
+1
4 февраля 16:45
К тому же из Праги есть много экскурсий по другим городам Европы, что очень привлекательно!!!
annaabrosimova
4 февраля 16:54
Кстати, да... Насколько я знаю, можно съездить в Австрию и Германию... только с визой в Австрию, что-то непонятное происходит... говорили, что они планируют выход из шенгена...
Serg555
+1
4 февраля 17:11
Я не слышала об этом. Даже если и планируют, то вряд ли это будет скоро... А пока у меня есть Шенген еще до июня.
annaabrosimova
4 февраля 17:18
Думаю, до июня точно проблем не возникнет. А мне шенген оформлять надо... у меня виза закончилась...
Serg555
+1
4 февраля 17:20
Я благодарю французов. Они дали мне последний раз Шенген на 2 года. Вот осталось 5 месяцев.
annaabrosimova
+1
4 февраля 17:26
У меня тоже была длинная виза от итальянцев. Французы и итальянцы в этом вопросе традиционно очень доброжелательны. Чехи не любят давать длинные визы, обычно ограничивают временем поездки...
sovikont
+1
4 февраля 17:35
Вот у каждого города ,Аня , есть своя история, как же жалко ,что не у каждого города история дошла до наших лет ,остались лишь воспоминания .. да и те порой грустные! Спасибо за рассказ ,Аня! очень интересно!
annaabrosimova
+1
4 февраля 17:54
Соня, спасибо!
Рада, что тебе понравилось!
История Серпуховского кремля очень грустная. Жаль, что он не сохранился.
У многих русских городов,увы, такие истории есть... иногда просто удивительно, что некоторые старинные места сумели пережить лихолетье и дожить до наших дней...
sovikont
+1
4 февраля 18:02
annaabrosimova писала 4 февраля 17:54
У многих русских городов,увы, такие истории есть... иногда просто удивительно, что некоторые старинные места сумели пережить лихолетье и дожить до наших дней...
да и сейчас города разрушают , многих просто оставляя без Родины... Вот мой город практически сравняли с тундрой... нам даже некуда вернуться ,ни школы ,ни домов.. а сколько людей там родились , а теперь лишь тундра и все...
annaabrosimova
+1
4 февраля 18:12
Да, Соня... многие города пустеют и умирают и люди в них уже никогда не смогут вернуться... Сколько по всей стране такого, что иной раз думаешь, как оно еще живо... Смотрю я на другие страны и поражаюсь их умению сохранять свои города и исторические ценности... а у нас... Да и к людям у нас отношение такое, что не дай Бог заболеть или состариться... грустно и за державу обидно...
sovikont
+1
4 февраля 18:13
annaabrosimova писала 4 февраля 18:12
умению сохранять свои города и исторические ценности
это так важно ,чтоб люди знали что их культура и дом всегда живы...
annaabrosimova
+1
4 февраля 18:18
Очень важно, Соня!
Jura_Lepesa
+1
4 февраля 17:39
вот что значит пытливый ум!!!!уважаю.
annaabrosimova
4 февраля 18:01
Юрий, спасибо за добрые слова!
Мной движет обычное женское любопытство...
Зацепишься иной раз за какой-нибудь обрывок информации, а дальше понеслось...
Надеюсь иногда получается рассказать что-нибудь интересное...
Leolik
+1
4 февраля 20:36
Судя по сохранившимся церквям у Серпухова очень узнаваемая, "своя" архитектура! Кремль-то был какой красавец! Жалко!
annaabrosimova
+1
4 февраля 21:25
Лен, спасибо тебе!
Честно скажу, что церкви Серпухова мне показались очень похожими на церкви в большинстве российских городов. Разве что Всехсвятская в Высоцком монастыре показалась мне необычной. Даже собор Николы Белого очень красив, но архитектурно кажется знакомым. Впрочем, я не знаток, и как обычный обыватель просто не замечаю их самобытных черт.
Вот кремль был действительно уникальный и его до слез жалко
tinka61
+1
4 февраля 21:26
Эх, история наша,история, печальные страницы! Разрушенный Кремль варварство в чистом виде. Удивительно, как вообще еще что-то осталось, не всё изничтожили.
Сам городок провинциальный, спокойный и приятный. Не была в Серпухове, так что спасибо за знакомство, Аня.
annaabrosimova
+1
4 февраля 21:37
Ира, спасибо большое!
tinka61 писала 4 февраля 21:26
Эх, история наша,история, печальные страницы!
По другому не скажешь... Серпуховской кремль очень жалко... до слез...
Я тоже удивляюсь, что при вандалах хоть что-то уцелело... Страшные времена... не дай Бог им вернуться...
Серпухов и правда спокойный провинциальный городок. Было очень приятно не испытывать проблем с пробками и парковками.
Знаешь, если бы не случайно услышанная история о погибшем кремле, то я бы, наверно, в Серпухов никогда не заглянула
tinka61
+1
4 февраля 21:41
annaabrosimova писала 4 февраля 21:37
Знаешь, если бы не случайно услышанная история о погибшем кремле, то я бы, наверно, в Серпухов никогда не заглянула
Видишь как бывает. Все дело случая.
annaabrosimova
+1
4 февраля 21:58
О! Ир, это точно! Я вообще считаю, что наша жизнь во многом зависит от случая или стечения обстоятельств
Chedty
+2
5 февраля 5:11
Ань, ладно поломали, ты скажи зачем. Известняк из карьера проще добывать чем ломать стены, а потом раствор отколупывать. Ведь должно была быть какая то цель. Про церкви понимаю, там еще Вольтер учил, что в первую очередь на слом, а вот со светскими сооружениями не совсем ясно.
annaabrosimova
+2
5 февраля 8:55
Миш, я не строитель... Может, они посчитали, что дольше и трудней известняк добыть, а потом из него вытесывать блоки одинакового размера? Я думаю, у них скорость на 1-м месте была. Кремль они в декабре разобрали, а метро в мае открыли. Еще думаю, что разбирать и счищать раствор могли неквалифицированные комсомольцы, которых они могли легко нагнать + субботники для всех устроить, а добывать известняк и из него блоки тесать нужны были специалисты, а их в нужном количестве у них не было.
fanolia
+1
5 февраля 12:23
очень похоже на то!
elenarossi
+2
5 февраля 13:59
Холм, еще недавно гордо носивший на своих плечах прекрасный кремль, постепенно превратился в детскую горку

Сколько таких историй на Руси великой...
Но этот рассказ все же не унылый, а очень познавательный, написанный человеком с теплым сердцем)
annaabrosimova
5 февраля 15:19
Лена, спасибо!
Увы, таких историй очень и очень много.
Лена, спасибо за добрые слова.
Мне искренне жаль Серпуховской кремль. Я боюсь, что если его будут возрождать, то сделают жалкое подобие для "галочки" и строчки в отчете... построят какой-нибудь, стилизованный под старину торговый центр...
elenarossi
+1
5 февраля 16:25
annaabrosimova писала 5 февраля 15:19
построят какой-нибудь, стилизованный под старину торговый центр...

Даже если не торговый центр... Сколько сейчас таких "реставраций". Пряники раскрашенные. Общество ширпотреба...
Но все равно лучше, чем разруха. Такова реальность.
annaabrosimova
+1
5 февраля 16:46
Лена, хорошо сказано
elenarossi писала 5 февраля 16:25
Пряники раскрашенные
!
Полностью согласна, что лучше уж так
elenarossi писала 5 февраля 16:25
чем разруха
. Только боюсь, что на таких "пряниках" патриотизм не построишь... Люди обычно чувствуют подделку...
elenarossi
+1
5 февраля 19:05
annaabrosimova писала 5 февраля 16:46
Люди обычно чувствуют подделку...

К счастью пока еще чувствуют, хотя и не все. Массовое сознание жаждет опровергнуть чувствование одной ЛИЧНОСТИ
annaabrosimova
+2
5 февраля 19:11
Увы, приходится согласиться... мир стремясь к гибкости и мобильности тяготеет к одноразовым вещам и сборно-разборным конструкциям, легко возводимым в любом месте. Типологизация жизни... типологизация сознания... некогда, да и незачем прислушиваться к себе и своим чувствам...
Ena
+1
5 февраля 16:26
Анна, спасибо за грустный и трогательный рассказ о патриархальном Серпухове. Удивительно тихий, патриархальный городок, словно погрузившийся в сон. Очень жаль Кремль - действительно, совершенно не понятно, как можно уничтожить дошедший до наших дней памятник архитектуры? Вдвойне печально, что не иноземцы-захватчики: литовцы-полки, татаро-монглолы, а свои же - русские! - его растерзали... Соборная горка осиротела без белокаменных стен. Удивило, что собор не разгромили - что его, интересно, спасло? И черный тюльпан - пронзительная композиция. Но охраняют Серпухов старинные монастыри - намоленные, и это хорошо. Может, есть шанс (пишу, а сама не верю), и возродится наша глубинка, которой можно и нужно гордиться?!
annaabrosimova
+1
5 февраля 16:54
Эна, спасибо большое!
Согласна с Вами, что самое ужасное то, что не враги разрушили, а сами... своими руками
Ena писала 5 февраля 16:26
растерзали..

Черный тюльпан на меня произвел очень сильное впечатление. Этот памятник трогает до глубины души, особенно когда думаешь о бессмысленности принесенных жертв.
Монастыри в Серпухове хорошие, красивые и душевные.
Очень хочу верить, что возродят глубинку... но события последнего времени не внушают оптимизм... увы, во главе угла сейчас совсем другие идеи...
sonnenschein
+1
5 февраля 19:20
Анечка, какая трагическая история у Кремля, что за варварство. У немцев стоят руины замков 10-13 веков и после войны никому не пришла мысль их разобрать. Мы, русские, всё делаем неистовство, верим,любим,ненавидим.
annaabrosimova
+1
5 февраля 19:32
Леночка, спасибо!
Кремль до слез жалко. Уничтожили кремль и город потерял свою стать... не интересен он большинству людей. Такое варварство всегда имеет последствия.
Глядя на другие страны я поражаюсь их умению хранить свою историю и беречь свои памятники. Пусть не всегда хватает денег на реставрацию, но не стирать же с лица земли из-за этого...
Когда еще было сказано: "В России две беды: дураки и дороги"... С этой истиной, увы, не поспоришь... как не грустно это признавать...
sonnenschein
+1
5 февраля 19:40
Да,Анечка, я всё чаще задумываюсь над смыслом строк:
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем. Вот разрушать мы умеем, а вот строим на человеческих костях
annaabrosimova
+1
5 февраля 19:48
Да, Лен... все верно... мы даже не учимся на собственных ошибках.
А строки, которые ты вспомнила звучат зловеще и страшно... особенно если вспомнить, все что происходило при большевиках
sonnenschein
+1
5 февраля 19:50
все что происходило при большевиках
Anna_08
+1
6 февраля 1:50
Мне кажется в зимних красках особенно все красиво. Очень хороша Всехсвятская церковь!
annaabrosimova
6 февраля 2:00
Аня, спасибо! Зима особое время года! Белый снег создает ощущение чистоты вокруг.
Всехсвятская церковь мне тоже очень понравилась!
IrinaAnanyeva
+1
6 февраля 15:35
Благодарю за рассказ. Волнения и грусть, но все равно наша Русь прекрасна.
annaabrosimova
+1
6 февраля 15:40
Ирина, спасибо!
Рада, что понравилось!
История печальная и , увы, не единственная. Россия прекрасна... еще бы бережное отношение к ее ценностям...
happiness
+1
7 февраля 21:53
Очень интересный рассказ! Грустна история Кремля.Но Серпухов в зимнем одеянии так хорош,спасибо Аня,что показала эту красоту!
annaabrosimova
7 февраля 21:59
Магдалина, спасибо!
Серпухов очень приятный город и зима ему к лицу. Его кремль очень жалко. Ведь как бы было хорошо, если бы стоял на холме этот красавец и радовал бы наши глаза и сердце!
Svet-lanka
+1
11 февраля 22:10
Калина на снегу - очень красиво! Никогда не была в этом городе, спасибо, что показала, Аня! Памятник Черный тюльпан очень тронул....
annaabrosimova
11 февраля 22:36
Света, спасибо!
Мне очень понравилось сочетание красных ягод и белого снега! Не смогла пройти мимо!
Я впервые побывала в Серпухове. Оказался очень приятный город!
Памятник Черный тюльпан меня тоже очень тронул
Margaritka
+1
13 февраля 16:14
Серпухов - один из моих самых любимых городов подмосковья!Тоже надеюсь и верб, что вернут ему Кремль когда-нибудь...монастыри через нарву хорошо зимой смотрят друг на друга. а по теплу через зелень уже не рассмотреть...
annaabrosimova
13 февраля 16:26
Рита, спасибо!
Очень хочется, чтобы Кремль восстановили, но по-человечески. Не хочется чтоб он стал похож на лубок из дешевых материалов, воссозданный только для аттракциона купи-продай!
Margaritka
+1
13 февраля 17:55
будем верить и ждать! Посмотрим, что будет!
spatefillum
+1
18 марта 13:27
От черного тюльпана, и правда, мурашки по коже... И Кремль очень жаль...
annaabrosimova
+1
24 марта 3:14
Люба, спасибо!
Памятник запоминающийся. Он так и стоит перед глазами, когда я вспоминаю о Серпухове. Сильное осталось впечатление.
Серпуховской Кремль мне очень жаль. Редкая была постройка. Века пережила. Серпухов без своего Кремля выглядит обезглавленным... Жаль город...
Shefer
+1
7 апреля 20:54
Аня!
Когда-то давно, когда наша младшенькая еще была теплая и пушистая, мы ездили в Серпухов. И кажется, что время там не торопится.
Надеюсь, у тебя все хорошо и только работа мешает тебе общаться.
annaabrosimova
8 апреля 3:57
Володя, спасибо за внимание!!!
У меня сейчас сложное время... Очень надеюсь, что скоро все войдет в привычное русло и у меня будет возможность чаще появляться на нашем сайте
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.