Турист AnnaMaris (AnnaMariS)
AnnaMaris
была 8 февраля 2021 16:35

Черкассы — Украина Июль 2011

Продолжаю свою рубрику «О не рассказанных местах на Туристоре». Сегодня это город на Днепре — Черкассы.
Итак, кратко об истории: город был основан во времена Киевской Руси, письменные упоминания датируются 1305 годом, как уже о сформировавшемся городе. С XIV в. в составе Великого Княжества Литовского, а с 1569 г. в составе Польши. В XV в. именно здесь начала формироваться культура украинского казачества. С 1793 г. в составе Российской Империи. С 1922—1991 гг. в составе Украинской ССР.

А дальше — моё первое самостоятельное и шокировавшее меня прохождение погранконтроля на поезде. Ночью, остановившись на границе для проверки документов, уже точно не помню, чьи были пограничники, но кажется российские, к нашему купе подошла женщина-пограничник. Проверив у всех паспорта, она на долго зависла над моим гражданским паспортом. Что меня уже очень насторожило, а когда она полезла за какими-то приборами и начала ими рассматривать паспорт, я не на шутку занервничала. Начались расспросы по данным паспорта и уточнив нет ли у меня с собой загранпаспорта. А на мои вопросы, уже чуть ли не срывающимся от подкативших слёз, «что случилось и что не так с паспортом?» я не получала ответ. Строгая пограничница подозвала к себе своего коллегу и они вместе дружно начали осматривать мой документ, не говоря мне ни слова. В конце концов вердикт был вынесен на всеобщее обозрение: «У вас недействительный паспорт!». Что повергло меня в неописуемый шок, т.к в моей голове начала бушевать фантазия: «вот сейчас меня ОДНУ, НОЧЬЮ, ВЫСАДЯТ из поезда В НЕЗНАКОМОМ МЕСТЕ, а на руках нет местных денег! ЧТО ДЕЛАТЬ, как быть?!». И тут же возможные варианты решения этой проблемы, которую я никак не ожидала встретить! Кто проходил границу на поезде возможно замечал, что будто бы пограничники всех проверили, всё хорошо, а поезд почему то не едет. Так вот, одной из таких причин стала Я. И смешно и не очень, но мне дали время на передышку, вызвав в вагон своего начальника и уйдя с ним в сторону купе проводника. Надо к слову сказать, что перед отъездом я всё размышляла «взять ли мне с собой новенькие, полученные несколько месяцев назад водительские права? С одной стороны, зачем они мне там сдались, а с другой, уж очень хотелось ими покрасоваться перед сестрой, так сказать «посмотреть её права и показать свои». Так вот, тщеславие одержало вверх, что сыграло положительно в произошедшей со мной ситуации. Возвращаемся в поезд. И вот меня подзывают в начало вагона. За это время я успокоилась, а точнее меня успокоили, женщина, ехавшая со мной в купе, была почти в аналогичной ситуации, и молодой человек с боковой стороны. Опять допрос о данных паспорта и всё с ним связанное, в промежутке я успеваю вставить, надеясь, что это хоть как-то поможет, о наличии с собой водительского удостоверения. В отличии от своей подчиненной, начальник принял во внимание этот момент. Константировав, что права выдаются при предоставлении паспорта, а значит паспорт был действительным, они отпустили меня, сказав о причине недействительности паспорта и посоветовав его поменять. Что не применно я пошла делать, вернувшись домой, но так его не поменяв до сих пор, но это уже другая история.

А теперь к достопримечательностям. По моему мнению достопримечательность уже начинается на подъезде к городу. Так как в город едешь минут 15 по дамбе, представляющей собой железнодорожное полотно с рядом проходящей трассой для автомобилей, а слева и справа от тебя распростёрся Днепр. Красота меня поразившая, во-первых, потому что я такого ещё не видела, во-вторых, наблюдала я всё это зрелище на рассвете.

Ах, Черкассы, городок!

узкой полосой дамба уходит вдаль

Черкассы мне показались зеленным городом, но как будто пыльным, наверное из-за какой-то серости некоторых построек и домов советского периода. Дороги, мягко говоря, не самые лучшие. А по ним ездит общественный транспорт, представленный автобусами марки «Богдан» без всяких турникетов с контролёрами-кондукторами, переносящие и передающие СССРовские времена. Для меня это было уже непривычно, так же как и для людей которые впервые сталкиваются со столичной системой проезда. Но пожив в городе пару дней, начинаешь ощущать некоторую легкость и безмятежность, не присущую мегаполисам.

Итак начну свою экскурсию по городу. Хорошо, когда такие экскурсии проводит местный житель. И рассказчик и переводчик в одном лице. Первым местом моего посещения был Парк Пятидесятилетия Октября или проще парк Юбилейный или же парк Сосновый Бор. Заявляют как памятник ландшафтной архитектуры с, но кажется он уже таким не является. Встречается мусор не только на дорожках, но и закидывают в архитектурные сооружения. Печально от такого бескультурия.

Ах, Черкассы, городок!

черкасская Русалочка, как каждая порядочная Русалочка первоначальная была бесследно украдена

На территории есть веревочный парк, искусственная система озёр и водопадИКОВ, «мостик Любви» (второе нехорошее название — мост самоубийц, т.к высокий и пролегает над автодорогой). Но с него открывается отличный вид на Днепр и дамбу.

Очень интересная деталь парка — это аллея скульптур. С 2007 г. проходит ежегодный фестиваль «Живой камень». Фестиваль посвящен 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко. После фестиваля скульптуры остаются в парке, создавая аллеи.

название композиции «Композиция», оригинальное название

Эней, а на другой стороне:

вот такая Юнона

к сожалению именно название композиции отколото, но думаю она называется «Эней»

Следующим моим пунктом был зоопарк. У зоопарка находится парк Победы. Он создан к 30-летию окончания II мировой войны и победы СССР в Великой Отечественной войне. К зоопарку я попала через Поляну сказок, где расположены вырезанные из дерева персонажи сказок. Сразу извинюсь за N-ое количество коряво сдвоенных фотографий, по параметры рассказа обязывают не превышать определённое их количество, а слова хочется проиллюстрировать.

Ах, Черкассы, городок!

деревянная Тортилла на Поляне сказок, а тут же в зоопарке и живая тортилла. Так и не поняла: эта черепашка убежала из своего вольера или настолько естественные условия ей предоставлены, что можно приловчившись, выловить её из речушки.

Покидала зоопарк также через парк Победы, где на выходе (а вернее это вход в парк) меня встретил бывший в эксплуатации СУ-17. Он является символом подвига 8й черкасской бомбардировочной дивизии.

Под вечер пошли самостоятельно гулять по городу до речного вокзала. Прогулялись по бульвару-аллее засаженной каштанами, красота. И первым остановочным пунктом был «Дитяче мiстечко», т. е. Детский городок «Сказка».

Ах, Черкассы, городок!

Приятненькое место, но чего-то всё-таки не хватает, может нового оборудования для детей или побольше всяких детских комплексов. Но что приятно удивило — это мини-амфитеатр, на котором дают бесплатные представления-сказки для детей.

Подходим к набережной

и причалу,

Ах, Черкассы, городок!

на которых рыбачат люди. И вот с причала открывается панорамный вид на Днепр, речной вокзал и мимо проплывающую баржу.

Построен он в 1962 г. Был одним из красивейших на Днепре, но после распада СССР и перехода в частные руки в 1990-х гг. пришел в запустение и практически развалился. В 2011 г. проведена полная реконструкция и возобновлены прогулки на теплоходах. Мне прямо повезло с реконструкциями и нововведениями в год моего посещения этого города, о чём узнаете дальше из рассказа.

Вечерело, включилась подсветка.

Ах, Черкассы, городок!

и мы попрощались с рiчковим вокзалом. И на сон грядущий нас провожал взглядом Ч. Чаплин

На следующий день отправляемся дальше осматривать знаковые места города. Маршрут был насыщенным, но очень интересным. Передвигались большей частью пешком, погода и расстояние от объекта до объекта позволяли этому.

Итак направляемся к площади Богдана Хмельницкого. На площади находится дворец культуры «Дружба народов»

Ах, Черкассы, городок!

и завершает одноимённую площадь памятник гетману Украины Зиновий Богдан Хмельницкий. Памятник открыт к 400-летию со дня рождения гетмана. По обе стороны постамента — стела из гранитных блоков, в которую вмонтированы 8 плит с надписями и датами битв и побед. Не буду вас утомлять их перечислением.

С обеих сторон от памятника на постаменте установлены две бронзовые скульптурные композиции, символизирующие победы казаков во главе с Б. Хмельницким на суше и на море.

1яна море: казацкая чайка с натянутым парусом над мачтой которого — крест. И казацкое оружие, клейноды. 2я на суше: казацкая пушка с ядрами, бочка с порохом, оружие, две литавры, хоругви

Основной отправной точкой по достопримечательностям было пересечение улиц Ленина и Крещатик, где находится дом Щербины. Сейчас это действующий Дворец бракосочетаний. Построен в 1892 г. предпринимателем А. Щербиной. Является одной из самых ярких достопримечательностей Черкасс. Входит в пятерку сооружений Украины с самой лучшей ночной подсветкой, которую я к сожалению не увидела, т.к она появилась после моего посещения этого города. За ним находится памятник поэту В. Симоненко.

2011 г. до реставрации

2012 г. уже после реставрации, которую только заметила подбирая фотографии из своего альбома для рассказа

Довелось увидеть и внутреннее убранство ЗАГСа:

Ах, Черкассы, городок!

не припомню, чтобы у нас так красиво и тематически оформляли и украшали ЗАГСы

По пути к Дворцу встречаем Черкасский окружной административный суд

Здесь же по соседству находится Кукольный театр. Полное название — Черкасский областной академический кукольный театр. Также является визитной карточкой Черкасс, и памятником архитектуры 19 в. Интересный фак, что внешне здание выглядит одноэтажным, а на самом деле в нем два этажа, просто первый практически полностью «ушел под землю».

фото из интернета

торцевую сторону здания украшает мозаика с героями детских сказок

Ах, Черкассы, городок!

Встречаются по городу знаковые таблички «Старый город», на Кукольном театре тоже такая имеется. Следующей обнаруженной нами табличкой была оборудована школа

надпись гласит: «На этом месте размещался дом женской гимназии А. В. Самойловской, построенный в 1912 году. Открытие гимназии приурочили к 300-летию дома Романовых. В пореволюционные годы тут была Вторая трудовая школа. Во время Великой Отечественной Войны помещение было уничтожено.»

Крещатик богат на достопримечательности. Вот, что мы повстречали, гуляя по нему.

Черкасский областной художественный музей. Музей открыл свои двери в 1992 году. Открытие было приурочено к 178-ой годовщине со дня рождения Т. Г. Шевченко. Здесь можно увидеть работы заслуженных художников Украины, иконопись 16–19 вв., портретную живопись 18 — н. 20 вв. и многочисленные пейзажные полотна.

Ах, Черкассы, городок!

Продолжая прогулку по городу, встречаем очередной указатель «Старый город» на розовом доме, на первом этаже которого находится стоматология.

На табличке написано: «Дом построен в 1910-х годах по проекту архитектора В. В. Городецкого. В нем размещалась еврейская гимназия. В советские времена помещение использовалось государственными и партийными организациями, а в 1988 году его было передано детской художественной школе имени Д. Г. Нарбута».

На Крещатике находим музей вышеупомянутого поэта Симоненко.

Ах, Черкассы, городок!

Первоначально это был коммерческий банк, здание которого построено в 1914 г. С советских времен здесь размещается редакция газеты «Черкасский край». Раньше это была «Черкасская правда», в которой и работал В. Симоненко, убитый советскими спецслужбами в 1963 г. за активную правозащитную деятельность. В 1998 г. ко дню рождения поэта открыта комната-музей. В экспозиции «Рабочий кабинет В. А. Симоненко» воссоздана обстановка тех времен, представлены его личные вещи.

Здесь же недалеко находится Черкасская областная филармония, построенная в 1955 г. на месте дореволюционной гостиницы. Залы черкасской филармонии занимают 3е место в Украине по акустике.

Через дорогу располагается здание принадлежащее «Укрсоцбанку», которое раньше было гостиницей «Славянская», построенное в конце 19 в. на средства предпринимателя Скорины. В советские времена это была гостиница «Днепр». А также это здание должно было стать упомянутым Кукольным театром, но выкупил его банк.

Ах, Черкассы, городок!

На бульваре Шевченко, слева от Крещатика, в сквере за Облгосадминистрацией находится светодинамический музыкальный фонтан, возрожденный в 2008 г. после 10летнего запустения.

Гуляя по Крещатику, находим музей Кобзыря в доме Цыбульских или попросту «музей одной книги»

Дом построен в 1852 г. в середине XIX века. Принадлежал семье купцов I гильдии, было самым высоким зданием города своего времени. С 18 — 22 июля 1859 года у Цыбульских останавливался Т. Шевченко. В 1989 г. здесь был открыт музей одной книги — «Кобзаря» Шевченко. Представлены прижизненные и посмертные издания писателя, в частности раритетный «Кобзарь» 1840 г., которых в мире сохранилось всего несколько экземпляров.

А теперь сворачиваем направо на площадь Славы и направляемся к ещё одному знаковому месту Черкасс — к холму Славы и прилегающих к нему интересностей.

Первая из них: Свято-Троицкий кафедральный собор

Ах, Черкассы, городок!

Собор восстановлен в 1991 г. рядом с Замковой горой, на которой раньше находилась деревянная казацкая Троицкая церковь, построенная в 1671 г. Каменный храм был сооружен в 1863 г. , в 1961 г. Свято-Троицкий храм был снесен, поскольку на этом месте начиналось сооружение мемориального комплекса «Холм славы».

Напротив собора располагается Черкасский краеведческий музей, построенный в 1985 г. В 30 залах размещены разделы природы края, археологии, этнографии, зал памяти Т. Г. Шевченко, а также залы, посвященные выдающимся людям края, два периода истории края с 14 — нач. 20 в., а также с 1917 р. до современности.

И вот мы у мемориального комплекса «Холм Славы», основу которого составляет монумент «Родина-мать»

Ах, Черкассы, городок!

поднимается к скульптуре Родина-мать, которая держит вечный огонь. Раньше он был «настоящим», на газу, но для экономии, заменен на голограмму.

Комплекс увековечивает память жителей города, погибших на фронтах II мировой войны, павших в боях за Черкассы. В 1967 в их честь сооружен памятник, который в 1975 г. был реконструирован в мемориальный комплекс.

Вид сверху представляет собой широкую ритуальную площадь, которую (если смотреть на «Родину-мать») завершает курганоподобная надпись с гранитными ступенями. На облицованной гранитом подпорной стене полуовальной формы смонтирована горельефная композиция на батальную тему и высечены фамилии 904 воинов ВОВ. Справа от ритуальной площади размещена братская могила 3619 воинов из различных подразделений. Слева от братской могилы находятся могилы Героев Советского Союза, которые погибли в боях за Черкассы.

С Холма открывается замечательный вид на Долину роз и Кременчугское водохранилище.

Ах, Черкассы, городок!

Но розами там и не пахнет, не знаю почему это место носит такое название. Но местечко симпотичное. Спустившись к Долине роз и обернувшись к меморилу, увидели «сюрприз» на его «тыльной» стороне:

это герб города Черкассы: пересеченый щит, в верхнем лазуревом поле казак с саблей и пороховницей на поясе и мушкетом («рушницей») на плече, в нижнем красном поле — бегущий серебряный конь.

Он был немного заросшим, на холме «красовались» две трещинки в зелме. Как позже я узнала, этот цветочный герб был создан в 2011 году, в год моего первого посещения этого города, а не раньше, как я сначала думала, ко дню города. А эти трещинки привели к провалу грунта.

Ещё находясь на вершине справа от Долины роз мы заметили какое-то «движение». Спустившись и пройдясь по Долине роз, повернули к этому сосредоточению людей.

Подойдя к этому объекту мы увидели ОЧЕНЬ интересную вещь — Фейсвол (facewall). Которая в последствии стала одной из достопримечательностей Черкасс. Т.е мы поприсутствовали при её зарождении и застали на первоначальном месте, т.к в последствии эту стену перенесли в парк 50-летия Октября. Facewall украшенна фотоснимками более 4000 горожан, а также портретами известных людей региона, а фоном служат главные достопримечательности города. Если отойти от стены подальше, то открывается ее главный секрет — из размещенных на ней фотографий складывается надпись «Ми — Черкаси!». Как и цветочный герб приурочена ко дню города.

Ах, Черкассы, городок!

Фейсвол (facewall) — мы застали надпись " ми чер»

Проходим мимо фейсволла по Замковому спуску. Здесь справа спряталось от нас за высокими деревьями Музыкальное училище им. С. Гулака-Артемовского.

Первоначально здание построено в 1903 г. как мужская гимназия. Автором проекта был уже встречаемый нами на памятных табличках «Старый город» В. Городецкий. Во 2й половине 20 в. здесь разместилось музыкальное училище.

А слева в сквере им. Б.Хмельницкого вновь встречаем ещё одну знаковую табличку «Старый город»

Ах, Черкассы, городок!

думаю и без перевода достаточно понятно про описание Черкасского замка, а также:

памятный знак на месте замка, на нем изображены Богдан Хмельницкий с булавой и эмблема с фамильным гетманским гербом. С боку которого надпись-пояснение: «на этом месте стоял замок, из которого Богдан Хмельницкий 8 июня 1648 направил в Москву письмо с просьбой о воссоединении Украины с Россией». И памятник Ивану Подкове открытый в 1986 году

Иван Подкова — известный казацкий предводитель (год рождения неизвестен, погиб в 1578 г.), некоторое время был гетманом в Запорожье. За храбрость и силу прозвали Подковой. Его история печальна. По происхождению молдаванин, вступил в казацкие отряды после того как татары сожгли его село Брацлавщину и забрали в плен родных. Возглавляемые им казаки нанесли поражение татарам под Очаковом, Козловым, Кафой. В 1577 году Подкова с казаками освободил Яссы — тогдашнюю столицу Молдовы — и был провозглашен народом молдавским хозяином. Но впоследствии вынужден был отступить на Брацлавщину, где по приказу польского короля был схвачен и казнен во Львове. Черкасские казаки привезли тело И.Подковы на Чекасщину и похоронили его в Каневе.

Идём дальше, проходим отель"Днепр». И подходим к одному из забавных скульптур города — памятник варенику. Казак Мамай с вареником восседает не один, а в паре с такой дивчиной:

Ах, Черкассы, городок!

Это 1й в Украине памятник варенику. Установлен в 2006 г. возле гостиницы «Росава». К открытию «вареника» были организованы народные гуляния. А также был изготовлен самый большой вареник в мире — 174 см в длину, и 75 см в ширину, а вес составил 72,5 кг.

И завершаем свою прогулку «Садом мечты»

Это не все достопримечательности Черкасс, некоторые из них остались обделены моим вниманием, в виду их удалённости от основного маршрута. Если гулять по городу в режиме non-stop, то можно всё это обойти за день. Для размеренной прогулки по Черкассам и его окрестностям лучше выделить дня два-три, а в один из дней выехать недалеко загород в Чигирин https://www.tourister.ru/world/europe/ukraine/city/cherkasy/reserves/24663/responses/2080 про который я рассказала отдельно.