Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Адлер — Россия Октябрь 2014

Часть 1

ЧЕРНОМУ МОРЮ — С ЛЮБОВЬЮ

Обычно на юг практически все едут с главной целью — позагорать и покупаться. Но, конечно же, наивно ждать от конца октября африканской жары. И так предыдущие годы баловали вполне комфортной для осени погодой. На этот раз нам не повезло: на чисто пляжный отдых погода отвела нам дня 4.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Когда приехали, небо радовало почти безоблачной лазурью, ярким солнышком и ласковым пенным морем. Удачно, что близко от нашего гостевого дома находился муниципальный пляж «Чайка» — мелкогалечный, по причине осени практически пустынный, с ведущим к воде волнорезом и даже кабинками для переодевания. Сюда мы ходили несколько раз днем, иногда, чтобы просто погулять, полюбоваться морем, а в первые дни муж купался там даже по вечерам.

Примечательно, что среди купающихся в конце октября — ноябре были преимущественно люди пожилого возраста, наверное, курортники из соседнего санатория «Южное взморье». Отважные, надо сказать, у нас пенсионеры, закаленные! Глядя на щупленькую старушку с палочкой, бодро ковыляющую по гальке к штормящему морю, я решила непременно последовать ее примеру. А теперь представьте: 4 ноября, вечереет, температура воздуха чуть за + 10 градусов, воды — около + 18 градусов. Я отважно стаскиваю с себя кожаную куртку, теплую кофту, джинсы и… бегу навстречу бурлящим волнам! Честно, думала, что будет намного страшнее. Но на контрасте с воздухом вода показалась даже приятной. Упругие нежные волны обнимали за плечи, у берега становились сердитыми, толкали на шуршащую гальку, чтобы потом снова привлечь к себе. Немного поиграла с прибоем и даже поплавала, как обычно вблизи от берега. А вышла — такой адреналин в крови, внутри — словно жар, по коже мурашки-колючки, сердце взволнованно бьется, полотенце обжигает пылающую огнем кожу, а в мыслях — полный восторг! Ощущение победы, преодоления — вот ведь смогла, я же сделала это!!! Ничего не скажешь, экстрим, особенно для такой неженки, как я:). Зато на следующий день перед отъездом искупалась смелее — ну, это было святое дело: напоследок перед долгой зимой в море искупаться!

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Пока октябрь баловал нежным теплом, 3 раза съездили на любимый пляж «Спутник», что возле одноименного спортивно-оздоровительного комплекса. Ездили на автобусе № 125, идущем как раз через нужную нам остановку «Малый Ахун». Народу было мало. И если бы не рыбаки, облюбовавшие волнорезы, наш отдых вполне можно было бы назвать «диким». Как же приятно лежать под припекающим солнышком, дремать, слушать шум прибоя, ласкающего черный песочек и легкие камешки, собирать ракушки, бродить по пляжу, оставляя о себе на память влажные следы, играть с аквамариновыми волнами, искрящимися брызгами — крошечными бриллиантами.

Лениво текут мысли о чем-то непременно хорошем, добром, ощущается некая воздушная легкость и полный релакс, будто все плохое, мрачное, злое уносит милое море. Нежные прикосновения волн и теплого, уже не обжигающего кожу солнца, дарят ощущение заботы и защищенности. Тихо. Спокойно. Умиротворенно. И вокруг меня, и на душе. Как же необходим моей раздербаненной нервной системе, всему моему измученному организму такой душевный отдых, и как же комфортно мне на практически пустынном пляже в пока еще теплом адлерском октябре. Я где-то глубоко, в самом потаенном уголке сердца спрячу — увезу то ощущение бескрайнего счастья, накрывающего меня с головой на этом диком пляже, чтобы согревало оно меня в дни хандры и ненастья. Как же я люблю тебя, мое милое Черное море!..

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

А море, между тем, в этот раз предстало перед нами во всей своей красе, словно на модном дефиле меняя наряды, от скромно-спокойных до буйно-штормовых. Смотрело в темно-синие воды, украшенные кружевом белоснежной пены, светло-голубое небо, удивлялось своему отражению. Атласный лоскут моря лениво трепетал под умелой рукой дизайнера — легкого ветерка, собирался кокетливыми складками, украшенными ослепительными заколками-невидимками — солнечными бликами. Волны ручным зверьком ластились — просились в ладони, и летели белые чайки в объятия доброй матери — моря. Красиво и спокойно море в штиль.

А потом, в другой день, еще с вечера испортилось вдруг у осени настроение. Подул холодный, совсем октябрьский ветер, застучала, словно в ознобе, зубами галька под напором волн.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

И решили к утру подводные нимфы-мастерицы сшить морю пышный готичный наряд на грядущий Хэллоуин. Небо затянуло тучами, будто вуалью, крапает серенький дождик.

Платье у моря стального цвета, вздымаются пышные кринолины, накрахмаленными гребешками качается на них кружево — пена.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

В накатывающих на берег зеленых волнах можно разглядеть лиловые, фиолетовые, иссиня-черные оттенки, в грозном рокоте — услышать зловещую песню о смерти.

Кружится опьяненное вином осени море в вальсе — шторме, дрожит — остывает Маргаритой-королевой в объятиях Воланда, провожает последний день октября — Хэллоуин.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Мало стихии ночи — бала. И в следующие дни хмурится осенняя погода, в угоду морским пьяным духам продолжая адский карнавал.

Растрепанный порывами ветра косматый дождь рисует на набережной причудливые узоры — потоки, разозленное солнце, тонущее — невидимое в набухших облаках, кромсает алыми лучами-ножами свинцовые тучи.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Словно войско разбушевавшегося не шутку дядьки Черномора, накатывает свирепый шторм на беззащитную кромку берега — пляжа.

Призрачным градом — воротами в Ад кажется застывшая на горизонте туманная полоска, зажатая между стальным бунтующем морем и угрожающе-янтарным маревом, расплескавшимся по облакам.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Ветру — стилисту, небрежно причесавшему вечернее море, так не терпится поиграть с моими волосами, бордовым оттенком похожими на зачарованную закатом воду, и я забираю их в хвост. Безудержные волны вздымают ершистые пенные спины, и, кажется, что сам бог морей — грозный Посейдон едет на грохочущей колеснице, запряженной тройкой шальных гиппокампов.

В нарастающем шуме прибоя грезится мне то ли надрывный плач, то ли истерический хохот обезумевших морских русалок, прощающихся со своей превратившейся в морскую пену сестрой. Рассержен грозный Посейдон: кто посмел нарушить безмолвный покой его подводного царства?!

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

…А как же прекрасны на море закаты! Вечер на юге наступает внезапно. А осенний — еще и рано. Краски на небе стремительно сгущаются, за считанные минуты, переходя от ярко-голубых к прозрачно-синим и серо-черным — ночным. Небо и море разделяет нежно-персиковая полоска — перина для уставшего за день солнца. И оно словно нехотя, медленно начинает погружаться в морские глубины.

Море шумит — поет солнцу колыбельную. И волны его, набегая на берег, перебирая легкую гальку, слизывая черный песок, то рассказывают красивые сказки о дальних странах, то подхватывают пронзительный стон свободолюбивого ветра, закованного в кандалы гор, то шепчут зловещие истории о последних днях этого мира. Расплавленным золотом разливается по атласу волн тревожный закат, словно таинственная фантасмагория никогда не наступившего апокалипсиса.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Фотоаппарат мой вдруг вздумал выдать неожиданный эффект: на снимках тонущее в море солнышко выглядит сказочным золотым цветком, окруженным ореолом сияющего облака.

И от него по готовящемуся ко сну небу приглушенно-стального оттенка бегут тоненькие стрелы-лучи, а гладь воды пронзает золотистая складчатая дорожка. Она трепещет, переливается, перекатывается ленивой волной, разливается на влажном темном песке ложкой сусального золота.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

И пена морская, накатывающая на берег, становится розовой, словно от крови больше не встретившей рассвет Русалочки…

…Верите ли вы, что море — живое, со своей душой, энергетикой? Со своими (моими!) друзьями — небом, ветром, солнцем, дождем, с подругой-осенью, с обитающими в подводных глубинах духами? Верите ли вы в чарующую сказку Черного моря так, как верю я? Море для меня — любовь и друг, с которым я с нетерпением жду встречи, и с которым, к огромному сожалению, приходится всегда прощаться.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

В последний день нашего отдыха в Адлере мы традиционно идем к морю, чтобы бросить монетки в его волны — на прощание, и с обещанием непременно вернуться. Вечер опускает на побережье кисею розового октябрьского заката, щедро приправленного золотом, последний луч солнца скользит по дрожащей дорожке вздыхающих волн, обласканных нежным оранжевым маревом, плывут на размазанном акварелью небе силуэты минувших дней — облачка, нежно-персиковые, абрикосовые, так похожие на улетающих чаек. Шепчет прощальные сказки море. На мгновение — разжата ладонь — сверкают над водой монетки. Море, милое Черное море, я к тебе непременно вернусь, обещаю!..

ПО ОСЕННЕМУ ГОРОДУ

Если с пляжной погодой не очень везет, самое время отправляться изучать окрестности или просто прогуляться по городу.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Как же мне нравятся наши прибрежные города — красивые, яркие, нарядные, где даже осенью всегда позитивно и радостно.

Никаких серых унылых бетонных коробок, по недоразумению именуемых жилищами аборигенов каменных джунглей, луж и грязи под ногами, облетевших деревьев, тянущих черные руки-ветви к низкому хмурому небу, — а ведь именно такой мы видим осень в наших городах.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

И пусть Черноморское побережье не может похвастаться изобилием купеческих особнячков и многочисленными маковками церквей, к чему мы так привыкли, посещая нашу провинцию, по улицам курортов чрезвычайно приятно прогуляться, особенно после окончания «высокого сезона», без толп разгоряченных туристов и изнуряющей жары. Что мы, в принципе, и делали ежедневно.

Как мы помним, Адлер — как город-курорт и микрорайон Большого Сочи — возник относительно недавно. Посему выглядит сегодня как очень стильный и современный населенный пункт, продолжающий интенсивно развиваться. Его улицы обрамляют симпатичные разноцветные гостевые дома и модные отели, многочисленные торговые центры и жилые высотки. Все это архитектурное и даже несколько хаотичное на первый взгляд многообразие щедро разбавляют зеленые зоны: парки, скверы, аллеи, газоны и цветники.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Уже достаточно хорошо зная центральную часть города, мы с удовольствием гуляли по уже знакомым местам, не переставая любоваться октябрьским Адлером, который год от года становится все краше. Например, недалеко от рынка в этом году появился замечательный фонтан-стена, украшенный дельфинами и эффектно подсвеченный в вечернее время.

Конечно же, заходим в любимый сквер имени Бестужева, тенистый, маленький и очень уютный. Облицованные плиткой дорожки обрамляют огромные вековые платаны и молоденькие пальмы со смешными зелеными гривами-прическами, на лавочках приятно посидеть, вдыхая аромат начинающейся осени, вспомнить историю Адлера, смотря на установленный в парке обелиск декабристу А. Бестужеву-Марлинскому, немножко подурачиться, фотографируясь с забавными фигурками слоника, уточки и черепахи. Это, кстати, мое любимейшее местечко в городе:).

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Украшением Адлера можно по праву считать набережную — современную, красивую, нарядную, чистенькую, по которой приятно пройтись свежим утром или романтичным вечером, любуясь морской синевой или высокими южными звездами, вдыхая острый соленый воздух, слушая шум прибоя, посидеть на лавочках, спуститься к самой воде, побродить по волнорезам.

Приятно удивило, что к Олимпиаде адлерскую набережную украсили очаровательные фигурки золотистых львов — прямо добрый привет из одного из самых любимых и «львиных» городов — Питера.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

А можно повстречать на парапете и младшего, но зато живого брата царя зверей — кота, лениво греющегося на осеннем солнышке:).

Мимо сувенирных магазинчиков, шикарных отелей и роскошных пальм идем к небольшой, но милой адлерской достопримечательности — маяку, построенному в 1898 году, но вполне себе действующему.

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

А как-то возвращаясь с загородной экскурсии, по пути к нашему гостевому дому мы обнаружили скверик-газончик с симпатичными фигурками. Удивил памятник маленькой североамериканской рыбке-гамбузии, которую, оказывается, специально завезли в Адлерский район для борьбы с малярийными комарами.

Рядышком в травке сидел очаровательный олешек, почти как живой, а чуть поодаль мохноногая лошадка везла повозку. Не знаю, что должна символизировать вся эта честная компания, но получилось чрезвычайно душевно!

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Также недалеко от нашей гостиницы находился уже знакомый нам парк культуры и отдыха на улице Ромашек. Помимо всевозможных детских аттракционов, качелей-каруселей, лавочек для отдыха, кафешек, мы обнаружили несколько новинок.

Так, в этом году в парке нас встретили яркие фигурки-мультяшки «олимпийцев», стоящие около симпатичного фонтана, и весьма антуражные динозавры — в меру большие, агрессивные и безумно милые, особенно тот, что с крыльями — на дракона похожий:).

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Еще отметили появление бесплатных тренажеров — мы видели подобные пару лет назад в сочинском парке «Ривьера». Незамысловатые, конечно, но где еще можно почувствовать себя «лыжником» или «покачать свой вес», да еще на свежем воздухе! Вдоволь нарезвившись, откровенно пожалели, что заглянули в парк лишь в предпоследний день нашего отдыха. А так бы следовало начинать каждое адлерское утро:).

Около нашего гостевого дома (соседние ворота) весьма антуражный кавказец каждый раз предлагал отменные блюда, приготовленные на мангале. Вот честно, десятый год на наших югах отдыхаю, а такого изобилия не видела, пожалуй, ни разу! Морепродукты, мясо всех мастей, колбаски, овощи-гриль — на любой, самый предвзятый вкус и выбор, и все свежайшее, вкуснейшее, великолепнейшее! Так, в первый же день купили раков. Спрашиваю: «В какую стоимость рак?». Усач мне отвечает: «30 рублей штука, красавица, да бери двух, за эту же цену отдам!». Вот оно — кавказское гостеприимство! Раки были отменные (да я их и ела как раз 10 лет назад, когда в первый раз на море меня муж вывез), такие большие раки:).

А в последний наш вечер на юге купили даже шашлык. Точнее, я самой себе пообещала, что если искупаюсь в ноябрьском море, то позволю себе это шикарное блюдо. Мотивация, так сказать:). И, надо заметить, что до этого мое представление об этом кавказском блюде было весьма условным. Теперь лично назвать «шашлыком» то, что мы жарим на даче из маринованных жилок в покупном ведре или приобретаем на День города на пластиковой тарелочке с каплей соуса и колечком недоделанного лука, у меня просто язык не поворачивается. Настоящий кавказский шашлык едва умещался в огромном блюде, куски мягчайшего, ароматного, свежего, прекрасно приготовленного румяного мяса, обильно посыпанные укропом, перемежались с дольками перца, свежих и маринованных помидорок, морковкой, колечками красного лука, кусочками квашеной капусты. Стоило все это великолепие, конечно, не дешево — 400 руб., но это того стоило!

Адлер: южные сказки осени (25 октября-7 ноября 2014). Часть 2

Что для меня Адлер? Город, состоящий из знакомых маршрутов, улочек, магазинчиков, всех тех милых мелочей, которые запав раз в сердце, остаются в нем навсегда.

Говоря «Адлер», мое воображение тут же рисует набережную с Царицей морей и Колесом обозрения, тенистые аллеи с шуршащими под ногами красными и желтыми ладонями — кленовыми листьями, раскидистые пальмы, окунающие зеленые лохматые макушки в лазоревое небо, пролетающий высоко над головой самолет, рынок с любимым магазином «Вина Кубани» (нашим знакомым продавщицам — огромный ярославский привет и безграничный респект!!!), пляжи с черным песочком, умопомрачительные синие горы с нахлобученными шапками снежников, даже неказистая набережная обмелевшей Мзымты с перекинутыми мостиками — пешеходным и автомобильным.

И, будучи там, я могу ныть, что все мне уже надоело, что «ничего не меняется», каждый день одно и то же. Но стоит вернуться в родной промокший от слез безысходности и депрессивных серых дождей город, как я уже бесконечно тоскую по солнечному, пропитанному солью счастья Адлеру, где даже осень — такая добрая и красивая. Адлер — это не просто город, по которому хочется гулять, это город, где непременно хочется жить, который любишь глубоко — вот до каждого тонюсенького сосудика моего маленького птичьего сердечка. И куда непременно — очень! — хочется вернуться.