Backstein — в буквальном переводе с немецкого — «обожженный камень», кирпич то есть. Backsteingotik — кирпичная готика. Иногда ее называют готикой северо-немецкой.
Технология производства кирпича пришла в Германию из Италии в XII веке. До этого в северных землях использовали дерево, но такие храмы часто горели. Первые кирпичные церкви появились еще в конце романского периода, когда из Франции уже подступала готическая мода.
Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и побелки стен.
Многие города, внешний облик которых украшают готические сооружения из красного кирпича, являются сегодня объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Кирпичная готика отражает восемьсот лет истории целого региона вокруг побережья Балтийского моря, от Дании до России. Развлетвленная сеть ганзейских городов в средневековье являлась основой европейской экономики. И именно в сегодняшнем районе северной Германии располагались крупнейшие мировые мегаполисы.
Этот ареал практически полностью совпадает с зоной влияния Ганзы, поэтому кирпичная готика стала символом этого могущественного союза городов и важным элементом культуры Северной Германии.
.
Новый метод строительства позволил отказаться от несущих стен между нефами, заменив их колоннами, одновременно увеличив высоту храма, общую площадь его окон и, соответственного, поток солнечного — сакрального — света. С помощью этих приемов зодчие добивались ощущения легкости и невесомости.
Готическая архитектура означала не только новый стиль, но и революцию в организации труда. Если при возведении романских церквей весь замысел оставался в голове одного мастера, а все работы выполнялись поэтапно, то для готических храмов начали разрабатывать чертежи и детальные планы строительства.
Главным инструментом зодчих в готический период стал циркуль. С его помощью разрабатывались сложные геометрические структуры, рассчитывались пропорции. Нанесенный на бумагу план позволял всем видеть конечный замысел, а также делить участки работы, при необходимости — вносить коррективы.
Быстрый рост ганзейских городов стал возможным, с одной стороны, благодаря бурному развитию торговли, а с другой — новому и доступному прямо на месте материалу. Кирпич не надо было везти издалека. Его производили прямо около стройки. Глины в Северной Германии было достаточно, как и древесины для ее обжига. Для производства кирпичей пользовались деревянными формами. Заготовки сначала сушили на воздухе. Затем их складывали в печи, которые замуровывали. Сам процесс огненной обработки занимал три недели. Десять дней уходило на постепенное повышение температуры, два дня — собственно на обжиг, еще десять дней кирпичи остывали.
Каждый из стандартных прямоугольных кирпичей по-своему уникален, каждый по-разному отражает свет, у каждого свои нюансы в оттенках, не говоря уже о кирпичах, покрытых цветной глазурью — черной, зеленой. Организм каждого готического храма состоит из сотен тысяч таких отдельных клеток, гармонично подобранных и сложенных.
Кафедральные соборы и деревенские церкви, городские ратуши, жилые дома богатых купцов, крепостные стены и городские ворота, — и церковные, и светские сооружения в процветающих купеческих ганзейских городах были выполнены с большим искусством и размахом. За городскими стенами свой значительный вклад в развитие кирпичной готики вносили монастыри, прежде всего цистерцианцев и бенедиктинцев.
В новых городах всего за несколько десятилетий возникла типичная для Ганзы демократическая структура со своими законами и нормами. Во главе этого социума находились городские советы. Они и строили себе городские ратуши, иногла превосходящие по роскоши церкви.
К счастью, многие из этих творений средневекового архитектурного искусства сохранились и до наших дней. Сегодня для туристов проложены многочисленные маршруты «Кирпичной готики». Основная часть маршрутов пролегает по территории северной Германии. Некоторые простираются через Данию в Швецию или через Польшу в страны Прибалтики.
Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане,
Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке.
Кирпич — материал долговечный. Построенное из него во времена готики практически не подвергалось изменениям в последующие периоды, если не считать украшений эпохи барокко, например, богато украшенных резных дверей.
Церковь Святой Марии (Marienkirche) в Любеке стала тем эталоном кирпичной готики, на который ориентировались в других ганзейских городах, и послужила образцом для почти сотни городских храмов.
Впечатляет не только высокий и стройный центральный неф, под которым начинает кружиться голова. В ходе третьей перестройки в 1351 году высота колоколен была доведена до 126 метров.
До завершения строительства Кельнского собора этот фасад с двумя башнями был самым высоким в Европе.
Любек стал законодателем мод не только на готические церкви в Ганзе, но и на оформление показательных фасадов городских ратуш.
Сначала сами ратуши мало чем отличались от обычных домов в два-три этажа, но постепенно Ганза богатела, появилось стремление продемонстрировать достаток и могущуство.
Настоящими «заказниками» кирпичной готики считаются ганзейские города Восточной Германии Штральзунд и Висмар,
А эталоны этого стиля находятся в главном городе Ганзы Любеке.
Памятники кирпичной готики — живые учебники немецкой и европейской истории, музеи под открытым небом с высокими сводами, наполненные игрой света, теней и красок.
О маршрутах кирпичной готики северной Германии, их городах и объектах я еще раскажу подробнее.