Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 11:29

Петрозаводск, Кивач, Гирвас, Кондопога, Сортавала — Россия Январь 2016

Подготовка

В Карелию я не собирался совсем, да и не поехал бы никогда, если бы, не катастрофическое обрушение рубля, да совет дочери, побывавшей в Петрозаводске год назад. Сказано-сделано — едем. По привычке начал смотреть пакетные туры, совсем не понравилось: 3–4 дня, цены высокие, а программы неинтересные. Сразу понял, что тур вновь придется мастерить на коленках самостоятельно. За месяц начал бронировать отель, и офигел — бюджетных вариантов уже нет. Даже хостелы предлагают лишь койки в дормиториях, тут же открыл АВИТО и забукал 2х комнатную квартиру в центре. Озаботился экскурсионкой: на первый взгляд, турагентов много, экскурсий еще больше, но основных зимних направлений совсем чуть-чуть. Бронировал и оплачивал экскурсионку заранее в двух агентствах, иначе по датам не получалось. Кстати, экскурсии на НГ разбирают, как горячие пирожки, на всякий случай распечатал списки экскурсий от других агентов. Ж/д билеты брал по И-нету на сайте РЖД, однако и здесь не обошлось без проблем: в ноябре бюджетных билетов в Петрозаводск уже не было. Но, мы не лыком шиты, попробовал купить билет до следующей станции — Кондопога, и сразу успех! Заглянул в прогноз погоды: батюшки! — от +1 до -1С, а где же северные морозы?, просто катастрофа. Под НГ в Московии приключилась приятная неожиданность: ударили морозы, прогноз на Карелию тоже изменился: от -18 до -25С, это уже серьезно, утеплились, как могли. Дополнительно пару-тройку раз звонил на счет квартиры, чтобы не забыли. Вот и вся подготовка

По дням получился следующий маршрут:

1–2. Москва-Кондопога (ж/д)

2. Кондопога — вулкан Гирвас — водопад Кивач — гора Сампо (самостоятельно)

3. Сортавала + Горный парк Рускеала (экскурсия)

4. Петрозаводск обзорка + Питомник Хаски

5. Шопинг в Петрозаводске

6. Вертолет на Кижи (чартер) + Ресторан карельской кухни Карельская Горница

7. Зоопарк Три медведя + карельская деревня Рубчойла (экскурсия)

7–8. Петрозаводск-Москва (ж/д)

До крошечного городка Кондопога ехать всего 1000 км, а поезд тащится 18 часов, причем в вагоне невероятная жара. Дикие места: пустой вокзал, пустынная площадь, по ней гуляет студеный ветер, несмотря на десять утра, едва светает — в зимней Карелии солнце вставать не торопится. Я планировал взять такси и ездить самостоятельно, а где же таксисты? Наконец, появился одинокий таксер, в ответ на мои скромные хотелки, выкатил совсем нескромную сумму в 4000 рубликов за три часа. Однако, подумал Киса! Хотелось увидеть Пальеозерскую ГЭС и вулкан Гирвас при ней, водопад Кивач, Успенскую церковь и гору Сампо, в итоге сторговались за 2500р.

Вулкан Гирвас только зовется вулканом, его кратера не найти. Вулкан настолько стар, что о его бурном прошлом, завершенном три миллиарда лет назад, напоминают лишь вулканические породы. Их случайно обнаружили, когда осушили русло речки при строительстве плотины. Мороз, черные воды реки, заснеженные ели, вулканические камни, покрытые снегом, одинокая белка и нас трое — полное единение с природой. Остатки древнейшего на земле вулкана не впечатлили. Туристы пишут, что во время сброса воды с плотины ГЭС, возникает потрясающая картина гигантского водопада, но мы не застали этого феерического зрелища. Для галочки Гирвас нужен, но отдельно ехать к нему совершенно не стоит.

Равнинный водопад Кивач http://www.zapkivach.ru/ считается вторым по величине в Европе после Рейнского, только раз в 10 меньше его, вход платный. Пошел снег, стужа все сильнее забирается под одежду — мы так и не додумались утеплиться, но потрясающий вид двух ступенчатого каскада заставляет забыть о холоде. Черно-коричневые струи воды, лениво стекающей из крохотной речушки, внезапно создают мощный шумящий поток, летящий вниз в обрамлении мощных наледей. В Карелии два типа вод — темные и светлые, те, что прозрачны, берут свое начало от родников, а темные ручьи питаются из болот — вода в них буро-черная, говорят, все равно чистая, но пить ее я бы не стал. Все деревья покрыты густым инеем, пейзажи фантастические, кажется, что попал в чудесное царство Деда Мороза. Люди вокруг постоянно суетятся и периодически падают на острых и заснеженных камнях. Они пытаются найти лучший ракурс, и не свалится при этом в бушующий поток — утонуть не утонешь, но замерзнешь наверняка. В восторге вскидываю фотик, жму на спуск и-и-и… такого облома я не ожидал, аккумулятор сдох! Пришлось снимать чужой убитой мыльницей. В парке есть небольшой музей и кафешка, где можно согреться и перекусить. Место зачетное и обязательно к посещению!

Карельская замороженная сказка

Успенская церковь, сложенная из почерневших бревен, стоит на окраине Кондопоги, на самом берегу Онежской губы, скованной льдами. Она продувается всеми ветрами, которые несут тучи снега. Очень круто и аутентично, подлинный северный колорит, кстати, несмотря на дикий холод в церкви, здесь проводят службы. Написано, что за билеты надо платить, но с нас ничего не взяли.

На обратном пути проехали через центр города, там расположен карильон с колоколами, нам повезло услышать их мелодичный звон. Второй карильон рядом с ледовым дворцом, молодожены часто заказывают сыграть на нем вальс Мендельсона. Раньше Кондопога была знаменита своим целлюлозным комбинатом, каждый школьник писал в тетрадках, сделанных здесь, а нынче город «прогремел» после народных волнений 2006 г., когда народ поднялся против кавказцев.

Карельская замороженная сказка

Гора Сампо необычный объект, расположенный между Кондопогой и Петрозаводском. Иногда пишут, что это место силы, а местные говорят, что просто здесь снимались кадры старого фильма «Сампо». В карельском эпосе Калевала Сампо — это волшебная мельница, которая выдает все, что только пожелаешь, ну, типа нашего Рога изобилия. Водила не знал, где это, а когда ему показали карту, офигел, и сказал, что сильно далеко будет. Пришлось добавить еще 850 руб с обязательством отвезти нас в Петрозаводск. К горе подъехали в глубоких сумерках и при сильнейшем снегопаде. Гора — сильно сказано, так, пригорок со стороны дороги, который с другой стороны круто обрывается вниз метров на 30. Густой снег слепил глаза, ноги проваливались в нетронутые сугробы, но мы уверенно перли вверх по склону и ненадежным лесенкам. Поднялись наверх, в полном одиночестве повязали ленточки на деревья для исполнения желаний. А затем любовались простором и верхушками тысяч заснеженных елей, уходящих в загадочную тьму к самому горизонту. Мы очень устали, но были безмерно счастливы, ведь попали в настоящую предрождественскую сказку.

Карельская замороженная сказка

На обратном пути снегопад так разошелся, что снег толстым белым одеялом укрыл шоссе, а когда нас обогнала шальная Тойота, поднялся такой снежный смерч, что ехать было уже невозможно. В дороге начал звонить хозяйке Жанне о заселении, но, несмотря на десятки вызовов, оба ее телефона молчали, как рыба об лед. Ближе к городу ситуация обрисовалась во всей неприглядности: вечер, непогода, чужой город, все отели забиты, завтра рано утром выезд на дальнюю экскурсию, все девайсы разряжены, и-нета нет, а нас элементарно кинули с квартирой. Несмотря на все мои предосторожности, Жанна оказалась квартирной аферисткой.

От отчаяния собрались разместиться в комнате отдыха на ж/д вокзале, но мы еще не знали до чего же отзывчивы карельчане. Девушка из турбюро, случайно узнав о нашей беде, тут же ринулась в дебри И-нета, отыскала заветный адресок и прозвонилась туда. Мы не верили своей удаче, пока не получили ключи. Расположение было идеальным: самый центр, пр. Ленина и точка старта всех экскурсий — отель Северный. Однако, квартира оказалась в ужасном состоянии, казалось, что ее не убирали и не мыли целый год, мне было все равно, где спать, а женщины почему то бухтели.

Карельская замороженная сказка
Ночью Северная выглядит так же замечательно

Первое раннее утро в Петрозаводске - через пять минут 9 утра!.

Сортавала-Рускеала. Темное утро, на улице пурга, сильный ветер сдувает с сугробов султаны снега и несет поземку по мостовой. Все вокруг белым-бело, даже мостовые покрыты искрящимся снежком. Ведь в Карелии еще не додумались в мороз поливать улицы химической дрянью, которая превращает белоснежную скатерть чистейшего снега в черную жижу. Белизна вокруг создает радостное и приподнятое настроение, а в голову приходят только светлые мысли. Нам безумно повезло с погодой, карельцы давно уже не припомнят таких настоящих зим. Итак, впереди 250 км в сторону финской границы к милому уездному городку с оттенком давно утерянного западного лоска. Сортавала раньше назывался Сердоболь, за годы своей истории не раз меняла своих хозяев — сначала русские, затем шведы, потом русские, финны, и вновь русские. Последний раз городок вернулся в Россию после странной советско-финской войны 39г, о которой мало кто вспоминает. Тогда погибло 150 тыс. наших солдат, а с финской стороны в несколько раз меньше. Особо примечательного ничего не увидели — музей Кронида Гоголева, набережная, Камень желаний, Каланча.

Карельская замороженная сказка

А еще Сортавалу в этом году выбрали новогодней столицей главного Деда Мороза страны. А карельского Деда Мороза зовут Паккайне, что переводится, как морозец, и он годится главному Деду во внуки. Это самый молодой дед в России — безбородый, молодцеватый и холостой купец, обычно проживает в г Олонец. Под новый год, сидя на троне, он встречает гостей в чуме, при нем карельская Снегурочка Луминайне, а вокруг лесные тролли тусуются.

За городом нам показали необыкновенное местечко, где снимались кадры советского блокбастера «А зори здесь тихие». Это место, где Женечка купалась в озерке, образованном водопадом на речушке Тохмайоки. Если верить карте, то водные просторы занимают 30% территории края, это и огромное Онежское озеро и множество рек, ручейков и речушек, и даже крошечные озерки, не отмеченные на карте, которые ласково называют ламбушками. Водопад сохранился, поток бурой воды в обрамлении грязно-желтых наледей, с небольшого уступа устремляется вниз. У берегов озерко замерзло, но в центре «кипящая» после водопада вода не позволяет льду схватиться. Улыбнуло, когда малыш воскликнул: «Мама—мама, здесь кока-кола течет!». Жаль, что всю территорию вокруг испортили новоделом: домики, торговые палатки, лесенки, сувениры — любое знаковое место должно приносить доход.

Карельская замороженная сказка

Но главная цель совсем иная — хотим увидеть старинный мраморный карьер Горный парк Рускеала, где добывали камень со времен шведов, этот мрамор даже для облицовки Исакия использовали. Солнце уже скатилось за горизонт, мороз все крепчает, в карьер прибыли уже затемно. Оказывается, это задумка такая — увидеть его в необычной подсветке, которая оказалась невероятно слабой. В темноте, пробегая бегом по верху карьера, с трудом вглядывались в его контуры. Глубоко внизу чаши карьера подо льдом застыло озеро, оно образовалось случайно, когда рабочие повредили русло подземной реки. Затопление было столь быстрым, что на дне до сих пор осталась техника — настоящий рай для техно-дайверов. Летом вода в озере играет красивыми оттенками из-за взвеси мрамора, зимой только заснеженный лед. А мороз нешуточный -20С, руки и ноги стынут мгновенно, а фотоаппарат с трудом наводит резкость. Я думал, что холоднее и быть не может — наивный чукотский мальчик. Хорошо, что взял с собой бутылочку местной морошковой настойки, хоть согрелись немного, но сильно погреться не удалось: горячительная жидкость категорически не хотела вытекать из бутылки. Спустились в шахту, затем полюбовались летунами на канопи: по тонкому тросу над заледеневшей гладью карьерного озера скользят морозоустойчивые смельчаки. Всего за 1000р можно испытать радость свободного полета, когда к концу троса долетает хорошо подмороженная тушка.

Карельская замороженная сказка

Будущих путешественников категорически предостерегаю от поездок в карьер вечером — увидеть толком ничего не удается, впечатление от колоссального рукотворного провала оказалось напрочь смазаны. В дороге провели 13 часов, в целом комфортно и познавательно, мимо сказочные пейзажи пролетают, а еще и вкусный обед включен в стоимость. Ярким и приятным пятном оказался немолодой гид Владимир Федорович — потрясающей души человек, да еще и кладезь знаний к тому же.

Петрозаводск обзорная. Третий день мы посчитали разгрузочным, правда, не всё учли. На утро я заказал обзорку по Петрозаводску. Она началась в паре минут ходьбы от нашего дома, с кольцевой пл. Ленина где стоит редкий памятник вождю в зимнем прикиде. Его голову повредили во время финской оккупации. Если верить байкам, при восстановлении монумента, на голове высекли каменную шапку, забыв, что ВИЛ уже держит ушанку в руке. Пришлось головной убор с головы срочно сбивать. Рядом губернаторский парк без особых примет.

Карельская замороженная сказка
Совсем рядом Ильич на одноименной площади, ее еще называют Круглой. При финнах на этом месте была пушка (кажется)

Ближе к набережной — площадь Кирова, который здесь не бывал. На ней театр кукол и Музыкальный театр, немного похожий на столичный Большой. Апофеоз экскурсии — заснеженная и продуваемая всеми ветрами Онежская набережная. Там порт с вмерзшими в лед ржавыми баржами и катерами. А также множество странных памятников: пара бутафорских пушек, русалка, подвешенная между столбами, детишки, бросающие металлическую сеть в Онегу, целое поле столбиков, символизирующих различия между людьми. Чувствуется, что скульпторы за счет города реализовали свои самые невероятные фантазии. В конце набережной за отелем Онега палас есть крошечный кусочек деревянной исторической застройки. В одном из домов живет прямой потомок прадеда, построившего этот дом. В целом, Петрозаводск оказался совсем не богат достопримечательностями, 1–2 часа на экскурсию за глаза хватает, главное одеться потеплее.

Петр I, давший имя городу

Рыбаки тоже на набережной. А где же им еще быть? Это подарок американцев, который символизирует американского и русского рыбака))))

Карельская замороженная сказка
На заднем плане слева отель Онега-палас, а справа крошечный кусочек исторической застройки

Пять минут от набережной, и оказываешься в настоящей деревне

Впереди были экстремальные развлечения, а пока немного ПОЛЕЗНОСТЕЙ:

1. Световой день в зимней Карелии начинается с 10–00 и заканчивается в 16–00, это надо учитывать при планировании своего экскурсионного времени.

2. Ехать в Горный парк Рускеала надо только днем.

3. Мороз в Карелии переноситься тяжелее, чем в Москве, особенно при ветерке

4. И-нет выдает множество турагентов по Карелии, я пользовался двумя из них:

Сааристо тур — ничего плохого сказать не могу.

Тур-Карелия — впечатления чуть хуже http://tur-karelia.ru/ekskursii-v-kareliyu.php

Еще есть крупный туроператор Карелия-лайнс http://karelia-lines.ru/ekskursii-po-karelii/

5. Цены на экскурсии в Карелии негуманные — 2-4-6-8 тысяч рублей за день, разница в ценах между турагентами 200–500 рублей.

Бронировать на НГ и Рождество надо заранее, может не хватить мест, особенно к Хаскам и на вертолет

6. Экскурсия в Рускеалу — 2800р, Обзорка — 500р. Хаски — 3700р, Вертолет — 8000 р.

7. Такси в Петрозаводске вполне доступно — 100–120 рублей, главное избегать рвачей у вокзала. Один из операторов — Каретный двор +7 8142 76-14-14

8. Центральная улица — пр-кт Ленина, там можно вкусно и бюджетно поесть в кафе Кивач или в Генацвале, а Кавказ лучше избегать.

9. Единственный ресторан с карельской кухней — Карельская горница (ул. Ф.Энгельса,13), он в центре, напротив г-цы Северная.

10. Стоимость обеда без изысков на одного 400–1000 рублей

окончание истории здесь Экстремальные карельские забавы