Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 17:13

Дели — Индия Январь 2015

Пролог.

Индия являлась моей давней мечтой, посетить её я планировал в ближайшие пару — тройку лет, но о том, что моё знакомство с этой большой и очень интересной страной произойдёт так скоро, совсем не ожидал. Виной всему стал, как это обычно бывает, его величество случай, коим в данном случае выступила акция авиакомпании «Этихад», продававшая авиаперелёт Москва — Дели с пересадкой в Абу-Даби всего за 12т.р./чел туду-обратно. Что по тогдашним (как и нынешним) курсам было более чем заманчиво. Оставалось только найти себе попутчика, что не составило большого труда, после недолгих переговоров компанию мне согласился составить мой двоюродный брат, для которого это была первая заграничная поездка (надеюсь, что не последняя).

Дели. День 1-й

На следующий день билеты были куплены, оставалось продумать маршрут, настроение для встречи нового 2015 года было обеспечено (билеты брал в конце ноября). После недолгих рассуждений выбрал классический маршрут: Дели — Агра — Джайпур, поскольку время позволяло (полных 12 дней), то добавил интересные города между этими пунктами. На участке Дели — Агра, это были священные индуистские, а точнее кришнаитские города — Матхура и Вриндаван, а на участке Агра — Джайпур: древняя индийская столица Фатехпур-Сикри и Бхаратпур — небольшой городок из которого можно попасть в замечательный национальный парк Кеоладео. Для меня это был идеально сбалансированный маршрут — крупные города, в том числе столица страны, мелкие города и деревни, исторические города, посещение национального парка.

С января 2015 года гражданам России для посещения Индии можно оформить электронное разрешение для посещения страны с туристической целью, чем мы и воспользовались. Оформил все документы в электронном виде и отправил на сайт: https://indianvisaonline.gov.in/visa/tvoa.html , оплатил банковской картой и через пару дней на электронку получил подтверждающие документы на себя и брата. При пересечении границы всё прошло гладко, без лишних вопросов, только пару раз при регистрации в гостиницу, долго листали мой паспорт и удивлялись нашим визам, хотя для граждан многих стран такой тип виз оформляется давным — давно.

В заветный день мы отправились в аэропорт, так как вещей я брал по минимуму всё вместилось в небольшой чемоданчик вполне подходящий под определение ручная кладь, прошёл он-лайн регистрацию и с распечатанными посадочными отправились сразу на паспортный контроль. Хотя такой порядок работает давно, почему-то сотрудники «Домодедово» постоянно совещались можно ли нас пропускать с такими посадочными, но всё же пропустили. У гейта при посадке проверили распечатки с электронными визами и предложили сделать «нормальные» посадочные, я отказался.

В Абу-Даби нас ждала длительная пересадка — 8 часов, благо в аэропорту были удобные кресла-шезлонги, на которых мы вполне нормально выспались. К сожалению, такие кресла встречаются далеко не во всех аэропортах.

Дели. День 1-й

В аэропорт имени Индиры Ганди в Дели мы прилетели поздно вечером 19 января и на метро отправились в центр города, где я заранее забронировал гостиницу. Первое что я ощутил в метро, это бодрящая прохлада, даже холод, почему то справочники, с которыми я сверялся по погоде в индийских городах в январе ошиблись градусов на 10 и вместо +20…+25 днём в лучшем случае было +15, а с утра и вовсе +7. А из тёплых вещей у меня была только толстовка с капюшоном в ней я и спасался от холода на протяжении почти двух недель, причём как днём, так и ночью, так как в номерах гостиниц было не намного теплее и мы часто спали в одежде.

Далее обзорно расскажу о городах и объектах, которые мы посмотрели за время путешествия.

Дели. День 1-й.

В Дели мы провели 3 полных дня и ещё почти целый день в самом конце нашего путешествия. Все эти дни мы ночевали в одной из многочисленных гостиниц на главной туристической улице Дели — Мейн Базар. Это очень шумное место и у каждой подворотни индусы-разводилы так и норовят обмануть доверчивых туристов, но есть у этой улицы и ряд плюсов: очень удобное расположение — примыкает к главному ж/д вокзалу и станции метро, куча сувенирных лавок и различных туристических фирм.

Утром мы направились к первому объекту нашей программы — комплексу памятников «Кутб-Минар», доехали до него мы на метро. Станция так и называется Qutab Minar, правда от выходы из метро до входа в комплекс надо ещё пройти минут десять пешком. Причём, на сколько я помню указателей не было, но местные без проблем подсказывали правильное направление. Вход платный на тот момент составлял 250 рупий.

Вход в комплекс:

Дели. День 1-й

Кутб-Минар включён в список всемирного наследия Юнеско, знаменит в первую очередь самым высоким в мире кирпичным минаретом. Минарет начал строить первый мусульманский правитель Индии Кутб уд-Дин Айбек в 1193 году, а закончил Фируз-шах Туглак в 1368.

На сегодняшний день высота минарета составляет 72,5 метра. У основания диаметр башни 14,7 м., а на вершине — 3 метра. Ранее минарет покрывал купол, но он был разрушен землетрясением в 1803 году.

Дели. День 1-й

Как известно минареты мечетей служат для созыва мусульман на молитву (намаз), однако, Кутб-Минар получился такой высоты, что голоса муэдзина совсем не было слышно. Поэтому минарет не использовался по прямому назначению, он служил в качестве смотровой башни, а основная его функция была пропагандистская — показать всю мощь и величие ислама.

Стены минарета украшают цитаты из священной книги ислама — Корана.

Помимо минарета на территории комплекса находится много интересных архитектурных строений.

Небольшая гробница суфийского святого Имама Замина:

Останки самой древней мечети Индии Кувват-уль-Ислам:

Мечеть начали строить в 1190 году из материалов разрушенных индуистских храмов. В дальнейшем её неоднократно расширяли и достраивали, но «на чужом горе счастья не построить» и в итоге мечеть постигла та же участь, что и храмы, из которых она была построена.

Дели. День 1-й

А эти колонны — сохранившиеся остатки индуистских храмов. Так мы в первый же день пребывания в Индии познакомились с одной из характерных черт этой страны. Для меня Индия, это страна в которой всё смешано до невообразимой степени. Здесь на маленьком пятачке земли можно познакомиться и с мусульманством и с индуизмом и с христианством и ещё со многими религиями, о которых раньше никогда не слышал. Это касается и природы и архитектуры и национальностей и абсолютно всех сторон жителей Индии.

Очередная топовая достопримечательность комплекса, а так же всего Дели, а возможно и всей Индии — железная колонна. Колонна знаменита на весь мир, прежде всего тем, что за 1600 лет своего существования она почти не подверглась коррозии. Современный химический анализ показал, что содержание чистого железа в её составе — 99,7%. Химики совсем недавно научились получать такое чистое железо, о том, как это удалось сделать более полутора тысяч лет тому назад ломают головы многие учёные.

Дели. День 1-й

Считается, что колонна была воздвигнута в 415 году в священном индуистском городе Матхура (в этом городе мы так же побываем). Позже: по одной версии — в 1050 коду, по другой — в XIII веке колонну перевезли в Дели. Высота колонны 7,2 метра, вес около 6 тонн. В 1739 году персидский император Надир-шах захотел увезти колонну на свою родину, но вынуть из грунта её так и не удалось. Разгневанный царь приказал обстрелять колонну ядрами, которые оставили на ней лишь незначительные вмятины. Колонне приписывают магические свойства, поэтому рядом с ней всегда можно наблюдать молящихся паломников.

Пятнадцатиметровое основание минарета, который по задумке султана Ала-ад-дина Хилджи должен был превзойти Кутб-Минар вдвое. Однако, его мечтам не суждено было сбыться — это всё, что удалось построить в течении его жизни, а потомки не продолжили строительство.

На этом осмотр комплекса был закончен. На мой взгляд Кутб-Минар очень достойное место для посещения. Помимо интересной архитектуры разных исторических эпох, направлений и культур, сама атмосфера предрасполагает в погружение в индийскую культуру. Прибавьте к этому летающих в небе попугаев и прыгающих на ветвях белок и картина складывается совсем сказочная. Так же хочу отметить, что на территории чисто, отсутствуют всякого рода приставалы и разводилы, которые в избытке встречаются на обычных улицах Дели, да и других индийских городов.

Дели. День 1-й

Далее мы направились на поиски храма богини Йогмайи, информацию о котором я нашел в одном из путеводителей. Храм небольшой, втиснулся между обычными жилыми домами в одном из проулков недалеко от Кутб-Минара. Найти его оказалось не так-то просто, помогли как и раньше местные — показывали им название храма, а они указывали дорогу (так что, зря я об индусах только плохо, часто нам попадались отзывчивые и бескорыстные).

Вход в храм Богини Йогмайи:

Дели. День 1-й

Йогмайя — сестра бога Кришны, по представлениям верующих она сражалась с жестоким царём Кансой, который мечём разрубил её на части и разбросал по миру.

Внутри храма.

Дели. День 1-й

Храм был построен на месте падения головы богини. На земле имеется небольшое углубление, которое как считается, образовалось в результате того самого падения головы. Это место является священным. На фото служащий храма читает священные мантры.

Кришна со своей возлюбленной Радхой, а вот изображения богини Йогмайи в храме отсутствуют.

Дели. День 1-й

Зато можно призвать богиню с помощью этих красивых колокольчиков.

За время проведённое в храме, посетителей было очень мало, туристов не было вовсе. В храме царит тихая атмосфера под спокойные песнопения мантр. В общем, специально ехать в храм не стоит, но так как он находится совсем недалеко от Кутб-Минара, вполне можно посетить при достаточном времени.

Дели. День 1-й

Следующим и заключительным пунктом нашей сегодняшней программы был комплекс индуистских храмов на улице Чаттарпур (иногда пишется Чхатарпур). Добрались мы до него довольно быстро, воспользовавшись услугами одного из многочисленных тук-тукеров, в обилии предлагавших свои услуги у входа в кутб-Минар.

Храмовый комплекс Чаттарпур — второй по величине храмовый комплекс в Индии и во всём мире, который посвящён богини Катьяяни, одной из форм богини Шакти. Он разместился на площади около 24 гектаров. первый храм был основан в 1974 году, духовным учителем Бабой Сант-Нагпалом, который умер в 1998 году. Большие портреты Бабы украшают практически все храмы как снаружи так и изнутри.

Дели. День 1-й

За период с 1980 по 1990 годы было построено около десятка больших и маленьких храмов. Хотя для туристов, наверное, самой запоминающейся достопримечательностью комплекса является огромная статуя Ханумана:

По людям у ног этого божества можно оценить размер статуи.

Дели. День 1-й

Территория между храмами так же не пустует, всё оформлено в индуистских традициях с соответствующими скульптурами и символикой.

Посетили все храмы, которые были открыты, никто не возражал, так же никто не был против фотографирования. В одном из храмов поприсутствовали во время богослужения, после которого верующим раздавали небольшие белые камушки. Нам тоже досталось, не знаю, что они означают, но домой привез в качестве сувенира.

Внутри одного из храмов:

Дели. День 1-й

Комплекс храмов Чаттарпур так же советую внести в список объектов для обязательного посещения в Дели. Позже постараюсь отдельно и более подробно описать его в группе отзывов об объекте.

На этот день у нас был запланирован также храм Лотоса, но приехали к нему мы в 17–05, а как оказалось на территорию пропускают только до 17–00. Так что пришлось довольствоваться видом из-за забора, хотя храм Лотоса мы всё же посетили в самый последний день нашего путешествия, когда вновь вернулись в Дели.

Так прошёл наш первый день в Дели.

Всем спасибо за внимание! Продолжение следует…