Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 0:33

Армения Сентябрь 2015

Мне очень нравится, как звучит слово Шуши. Пожалуй, лучше названия для маленького города и не придумаешь, мягкое, уютное такое. Прошлой осенью я прожил в этом необычном городе два месяца, хотелось бы поделиться впечатлениями.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Что то там было такое, что не давало заскучать и уехать. Город и места вокруг очень старые и умные. Если просто бежать, то ни чего не увидишь. Если сесть, посмотреть и подумать, постепенно перед глазами начинает проявляться картина или мелодия, кому что ближе. У каждого старого города есть своя музыка, только у некоторых она почти забита фоном, шумами и понять уже не возможно. Есть места, где музыка звучит совершенно отчетливо, когда такое место находишь торопиться не надо, не каждый день такое бывает. В таких местах случается найти счастье, тут не до спешки.

Это моя волшебная пещера, под самой верхушкой горы. Я туда тащу награбленные сокровища.

Город очень старый и не обычный. Он стоит на вершине полукилометровой горы. Расположить город таким образом удается очень редко. Все конечно хотят, но не получается. На вершине горы не бывает воды, вода имеет дурацкую привычку стекать вниз. Или давайте лучше скажем по другому, на вершине горы обычно не бывает воды, в Шуше вода есть.

Город там над правым обрывом. Его просто не видно, другой масштаб.

Колоссального размера останец, на котором стоит Шуши, сложен известняком. Известняк материал пористый и проницаемый, это значит что он может накапливать воду. Но самое главное, что верхний проницаемый слой находится как бы в чашке из непроницаемых пород и вся вода выпадающая в виде дождя накапливается в нем. Глубина колодцев метров пять. Счастье фортификатора, не гора.

Правда чаще всего облака оказываются не на своем обычном месте, над головой, а под ногами.

Стены каньонов которые закрывают путь к Шуши поражают своей мощь. Куда там смешным рвам маленьких людей. Здесь работа великанов. Видите небольшие отверстия в нижней части стены, это пещеры. Отсюда кажется, что они маленькие. На самом деле, там однажды спряталась целая армия, чуть было не прозевали.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Сотни метров отвесной стены. Незыблемая мощь природы. Дома людей кажутся здесь не уместными. Они понятия другого масштаба. Шуши дает практически уникальную возможность переходить из одного масштаба в другой. Люди здесь один к ста и поэтому особенно хорошо понятна их сила.

Люди оседлали гору. Тот кто владел — этим городом на горе, владел всем краем. Как та суровая детская игра — Царь Горы. Пока ты наверху в Шуши ты царь, хан, мелик, … не важно, ты начальник. В старые времена здесь в Шуши всегда жил главный.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Во времена до персидские Шуши была крепостью меликов (князей) Шахназар. По всей видимости, замок был относительно небольшим и не отвечал возможностям и требованиям Панах Али — персидского хана подчинившего себе Карабах. Все светские здания в Армении и Арцахе очень невелики. Значительными архитектурными сооружениями являются только церкви и монастыри. Так известные мне дворцы арцахских князей уступают по размерам моим домам даже в худшие времена.

Логика персидского строительства, в целом, отличалась от строительства армянского. Армяне строили форт на перевале, чтобы не пустить завоевателя в страну и защитить людей. Персы строили мощную крепость вокруг дворца правителя, чтобы те самые люди не оторвали ему голову. Шуши и стала такой крепостью.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Шушинская крепость представляет собой великолепное фортификационное сооружение. Каменная стена является продолжением и завершением почти четырехсотметрового известнякового останца, который как остров возвышается над прекрасной плодородной долиной.

Крепость круглая и очень большая по размерам. Толи исходное поселение было велико, толи строили на вырост. Диаметр Шушинской крепости составлял порядка трех километров, т. е. по размерам она значительно больше Московского Кремля. Крепость мне показывали умные люди и показывали по умному. Вот посмотрите здесь в останце промоина, по ней вроде можно незаметно подняться прямо под стену…

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

… Стоп капкан, спрятанный за скалой бастион. Попались, уйти уже нельзя, прямо над обрывом огромные камни, которые можно столкнуть вниз одним движением руки. Камень ни куда не денется, он так и пойдет по промоине, целиться не надо. После обработки этими камнями, можно смело передать нападавших любителям гербариев.

Позже, в девятнадцатом веке, крепость доработали и модернизировали русские специалисты по фортификации, она всегда славно служила своим защитникам. Только однажды случилось невероятное, на День Победы 9 мая 1992 году, практически безоружные армянские повстанцы, уступавшие в численности азербайджанским войскам оборонявшим крепость, бешенным ночным штурмом взяли город.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Крепость Шуши — это конечно не только стены, во времена Российской Империи Шуша была третьим по величине городом Закавказья. Здесь архитектурный Вавилон… Здесь восточный дворец хана, русская усадьба начальника гарнизона, дома армянских купцов и русских офицеров.

Если бы сейчас какой ни будь «умный Юнеско» инвестировал бы в реставрацию города, наши потомки увидели бы великолепный многонациональный и много конфессиональный восточный город в своей не искаженной архитектуре. Очень жаль, но этого не случится, инвестировать в реставрацию ни кто не будет, а высоколобый потомок наш обзовет Шуши «дырой».

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Шуши, одно из немногих мест в Союзе, где центр старого города не изуродовали «древнеримскими» зданиями райкомов партии, управами КГБ и монументами вождей. Не смотря на страшные бои, которые здесь проходили, большинство значимых сооружений очень неплохо сохранилось, хотя и выглядит на данный момент довольно неприглядно.

Понятие музей под открытым небом особенно хорошо подходит для этого места. Экспонаты идут один за другим, из разных эпох и культур. Конечно сейчас они тяжело воспринимаются, уж больно все не ухожено, но это все настоящее. Понимаете — это настоящий дворец персидского хана и ни кто его не успел «усовершенствовать».

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Рядом через сад элегантная женская половина, ее не переделали в «Клуб освобожденных женщин востока». Много мест где можно такое увидеть? А вот русская казарма и тоже не так «как я ее вижу», а такая как была на самом деле.

Посмотрите как интересно у старых зданий срезаны углы, иначе карета не проедет.

Город всегда был разделен на христианский и мусульманский, для самых бестолковых прямо на дорогах есть прямые указатели.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Отличаются эти две части города не только мечетями и церквями, хотя это конечно определяющий момент. Как флагманы под прикрытием фрегатов стоят недалеко друг от друга строгий, похожий на скалу армянский собор и гармоничная несмотря на свои огромные размеры мечеть.

Извиняюсь, мое транспортное средство вид закрыло.

Собор восстановили из руин, в самые тяжелые времена. Он был очень важен. Над Арцахом, на высокой горе, должен был стоять армянский собор.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

Мечети во время войны тоже досталось. К счастью ее удалось сохранить, объяснить обозленным людям, что армяне воюют не ПРОТИВ Корана и Аллаха, а ЗА Независимость и Свободу Народа. Мечеть планируют полностью восстановить. В соседних мусульманских странах похоже нашлись компании готовые профинансировать работы, кроме того значительную сумму готов представить московский бизнесмен, считающий себя армянином, но родившийся в смешенной армяно-азербайджанской семье. Этим тяжелее других досталось.

Как то очень давно, самый мудрый человек на Земле, написал себе очень важное напоминание. Так чтобы оно всегда было на глазах, так что бы помнить об этом все время — И Это Пройдет. Пройдет…, пройдет совсем не много времени и люди забудут, что они были азербайджанцами или армянами и убивали друг-друга исходя из этого признака. Забудут о том, что уничтожали величайшие шедевры человеческого творчества, просто так, чтобы досадить тем кого объявили врагами.

Рассказ старого города. Шуши, Арцах

То что осталось нужно спасти. История расставляет все на свои места. Нас не очень волнуют ратные победы древних греков, но мы замираем от восторга увидев то что осталось от их величайшей культуры. Приходят и уходят народы и цивилизации. Остаются созданные ими шедевры красоты и мудрости. Люди складывают свои сокровища в маленькую котомочку и с этой котомкой за спиной переходят на следующую ступень цивилизации.