Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Янтарный, Светлогорск — Россия Декабрь 2015

Хотя первый день нашей поездки по Калининградской области мы и провели в Балтийске, Балтийским морем мы не насытились, поэтому назавтра решили встать пораньше и снова направиться к пляжам и чайкам. На этот раз в программе у нас стоял поселок Янтарный, в котором, по слухам, самые лучшие пляжи всего побережья, и Светлогорск — самый продвинутый курорт Балтики. Забавно, да, что лучшие пляжи и известнейший курорт — это разные места?

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

В целом, все путешествие можно считать несколько спонтанным для нас — ни построенных маршрутов по городам, ни следования заранее выверенному графику. Частично мы поплатились за это некоторыми нервами. Так и в этот день: мы решили, что раз автобус до Балтийска останавливался у гостиницы «Калининград», то и транспорт до Янтарного мы там же перехватим. Как же мы были удивлены, когда заветный 120-й нас проигнорировал! Чтобы не терять час светлого времени, пришлось тут же перестроить планы и сначала отправиться в Светлогорск. Мораль моего отступления такова: на сайте автовокзала стоит не только узнавать время отправления автобусов, но и обращать внимания на те пункты, где он останавливается. А еще — легче относиться к происходящему и менять маршрут на лету.

Светлогорск встретил нас утренней ленью и медлительностью. Уличные торговки только раскладывали усыпанные янтарем безделушки и пушистые варежки. На укрытой тенью набережной поеживались редкие туристы и голуби. Привыкшие к частым курортникам чайки с гвалтом бросались на хлеб. И только лебедь не обращал на холод внимание.

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

Оказывается, пляж в Светлогорске был, и очень неплохой. Но пару лет назад его полностью смыло во время шторма. Пока мы гуляли по променаду, видели, как рабочие что-то ремонтируют — вероятно, и сам променад подмывает.

Но Светлогорск интересен вовсе не своими пляжами и променадом, а старыми немецкими усадьбами, которые прячутся среди высоких елей. Все дома расположены на дюне или за ней, поэтому там гораздо больше солнца, чем на самом берегу, который смотрит на северную сторону.

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

Кстати, янтарь по всей области и даже в аэропорту можно купить по очень приятным ценам, но в Светлогорске мы забрели в неплохой магазинчик, чьи владельцы заботятся о природе, а это вдвойне приятней.

Интересно, что курортный Светлогорск закрыт для проезда большинства машин, и поэтому гулять по нему приятно. Вот только с транспортом есть некоторая сложность из-за того, что есть проездной Светлогорск-1, а есть конечный Светлогорск-2 и, например, нам пришлось сначала изрядно протопать до автобуса на Янтарный, а потом еще и обнаружить, что перерыв между их движением — дольше двух часов. Благо что до Янтарного совсем близко и такси нас совсем не разорило, а наоборот, одарило дополнительными впечатлениями.

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

Напомню: дороги в Калининградской области остались еще от немцев: такие узкие шоссе, усаженные по обе стороны деревьями. С одной стороны, жутко опасная штука: если машина вылетает с дороги, то никаких кюветов, разрушения максимальны. А с другой — красота невероятная, а при определенной музыке да в немецкой машине чувствуешь себя героем фильма про знаменитого советского разведчика.

Кроме того, водитель такси сориентировал нас на местности и подвез к старой немецкой шахте «Анна» по добыче янтаря. Сейчас она затоплена, а раньше именно отсюда в Пруссии стали добывать янтарь промышленным способом. Говорят, в этих местах самые лучшие пляжи всей области, широкие, с озерами: хочешь — купайся в море, а хочешь — в пресной воде. Неудивительно, что именно здесь и проводятся соревнования по пляжным видам спорта.

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

От шахты «Анна» вдоль всего побережья тянется деревянная набережная, которая местами проходит прямо по водной поверхности озера. Гулять по ней — абсолютное удовольствие, причем в любую погоду.

Пляжи, и правда, прекрасные. Представляю, как хорошо здесь летом.

От променада мы поднялись в поселок по лестнице, которая привела нас в старинный парк имени Беккера за отелем «Шлосс». Прямо перед нами оказалась бывшая кирха, а теперь православная церковь.

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

Потрясает, на самом деле, насколько бережно здесь отнеслись к немецким кирхам: в большинстве случаев на них просто сверху водрузили православный крест, да внутри поставили алтарь.

Поселок Янтарный многие называют образцом отлично сохранившейся немецкой архитектуры, и в большей степени за ней мы и ехали, а не за янтарем. Оказалось, что на самом деле здесь отлично сохранилась целая улица немецких домиков. Но… это только одна улица. Все остальное — просто бараки и сам завод.

Сам завод, кстати, единственный в мире, где янтарь добывается промышленным способом. Калининградцам повезло настолько, что, например, уже в соседней Польше или Литве янтаря выбрасывает на берег совсем немного, а здесь его добывают прямо из земли. Вот только если вы хотите попасть на карьер и взглянуть на сам процесс, то рассчитывайте, что находится от в нескольких километрах от самого комбината.

Вообще янтарь довольно интересно расположен по земной поверхности. Так, например, на территории области его больше 90 процентов всех мировых запасов. Их разведали еще пруссы, и они как раз и стали активно его здесь добывать. А еще янтарь находят на Украине, в Румынии, Мьянме, Сицилии и Канаде — настолько он разбросан по миру.

Кстати, с едой в зимний период здесь тоже не слишком хорошо — сказывается отсутствие туристов. Кафе мы заметили только при отелях, но времени было в обрез, поэтому перекусывали магазинными бутербродами. И вот здесь будет уместно еще одно отступление про особенность Калининграда: санкции над ним похоже, не властны. В небольших магазинах можно встретить продукты как из Польши, так и из Литвы, а на улицах Калининграда стоят вполне заметные палатки с привозными колбасами, сырами, соусами и прочими запретными радостями. Люди говорят, что запретительные меры по ним заметно ударили: местное производство развито плохо, а привозить все из «большой» России сложно.

В поисках Пруссии — Светлогорск и Янтарный

Как только стемнело окончательно, мы прыгнули в маршрутку и вернулись в Калининград. Впереди у нас был последний день уходящего 2015 года, и пора было под подумать, как бы нам умудриться провести его на Куршской косе.