Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Претория — ЮАР Ноябрь 2013

Приехав на поезде Gautrain в Преторию, мы первым делом поехали к монументу в честь «Великого Трека». Ехать туда от вокзала около 5 км, за проезд по Претории таксисты запрашивают 100 рандов.

Вокзал Претории

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Монумент Вуртреккер — это культовое место для всех африканеров — белых южноафриканцев небританского, в основном голландского, происхождения. Построен он в честь т.н. Великого Трека, переселения крестьян-буров из Капской колонии вглубь африканского континента. По какой причине голландцы решили уйти с территорий, контролировавшихся англичанами, историки до сих пор спорят. Причин, по-видимому, было много, и копились они годами. Вот что по этому поводу сказано в Википедии:

Но окончательный разрыв между англичанами и потомками голландских переселенцев произошёл в середине 1830-х годов. Английское правительство предприняло действия, которые подрывали жизненные устои буров. Во-первых, в 1834 году было отменено рабовладение. Во-вторых, английское правительство стало вступать в переговорные отношения с африканскими вождями по северной границе Капской колонии, что грозило её закрытием для их дальнейшей экспансии. Эти действия были восприняты бурами как покушение на их имущество и исконные права. В результате среди части буров созрело решение уйти из Капской колонии, ими же когда-то основанной.

Вобщем, в 1835 году они снялись и пошли вглубь Африки. Что бы тут ни рассказывали любители апартеида, Африка уже в те годы была нормально заселена черными аборигенами, так что буры сразу столкнулись с противодействием местных жителей. В 1837 году они вступили на земли воинственных зулусов. Делегацию под руководством Питера Ретифа зулусы перебили. В отместку буры разбили зулусов в Битве на Кровавой реке. Эта победа очень много значила в истории буров, и вот к ее столетию и было решено воздвигнуть в Претории грандиозный монумент.

В нижней части монумента стоит кенотаф с выбитой на нем надписью — «Мы есть Южная Африка». Вокруг выставлены живописные полотна и гобелены, изображающие сцены из Великого Трека, повсюду развешаны флаги Голландии и бурских провинций. А на барельефах выбиты сцены, показывающие избиение делегации Питера Ретифа и последующую победу над зулусами у Кровавой реки.

А наверху монумента находится смотровая площадка, откуда открывается захватывающий вид на Преторию и окружающую местность. Подняться туда можно как пешком, так и на лифте.

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Надпись на кенотафе — «Мы есть Южная Африка»

Сцена переговоров буров с зулусами. В составе бурской делегации были даже женщины и дети

Избиение зулусами делегации Пита Ретифа

Вид на Преторию со смотровой площадки монумента. Вон там справа, на холме, видите президентский дворец?

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Вид на Преторию со смотровой площадки монумента

Вид с галереи на кенотаф

Гобелены в честь Великого Трека

Кенотаф в центре монумента. Если кто не знает, кенотаф — это символическая гробница, в которой нет тела. Если тело есть, то это саркофаг.

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Внутри висят флаги Голландии и бурских провинций

Живопись, изображающая события Великого Трека

Барельефы и карта ЮАР

Монумент в честь Великого Трека буров

От монумента сразу на такси поехали к видневшемуся вдали на холме президентскому дворцу Юнион-Билдинг.

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Президентский комплекс Юнион-Билдинг был построен британцами в 1913 году по случаю победы в Англо-Бурской войне и объявления Претории столицей объединенного Южноафриканского Союза. Позднее, в годы апартеида, здесь находилось правительство белого меньшинства ЮАР.

Вообще, удивительная метаморфоза. В конце XIX века, во время Англо-Бурской войны, буры были гонимым народом, которому сочувствовал весь мир. А уже спустя 50 лет, снова придя к власти, те же самые буры «изобрели» апартеид.

Но апартеид оказался не вечен, и в 1994 году в этот дворец въехал первый всенародно избранный президент Южной Африки Нельсон Мандела. С 2009 года президентом ЮАР является Джекоб Зума.

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Дворец стоит на холме, в самом высоком месте Претории. А на склоне через дорогу от дворца раскинулся большой парк. Раньше туда черных не пускали, сейчас же у них это любимое место отдыха. Приезжают сюда и черные свадьбы.

Памятник Джеймсу Герцогу, премьер-министру Южно-Африканского Союза с 1924 по 1939. Удивительно, что все эти памятники новые власти не порушили. Вероятно, это было условием соглашения, по которому белые уступали власть Нельсону Манделе.

Новые хозяева жизни

Публика у Юнион-Билдинг. Вообще, надо сказать, что белых в Претории еще меньше, чем в Йоханнесбурге. Новые власти даже предложили переименовать город по названию муниципального округа, куда он входит — Цване. Но белым эту инициативу пока как-то удается сдерживать.

От дворца до центра города вполне можно было дойти и пешком, но солнце уже клонилось к закату, так что пришлось снова ехать на такси. Вот и площадь Черч-сквер со знаменитым памятником Паулю Крюгеру, последнему президенту независимого Трансвааля. На лужайке в непринужденных позах возлежали черные, а вокруг валялся мусор. Не, ну я против черных ничего не имею, но вот мусорить-то так зачем?

Памятник Паулю Крюгеру

Публика на Чёрч-сквер

Публика на Чёрч-сквер. И мусор

Чёрч-сквер, самый центр Претории

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Тут солнце зашло и Сергей с А.А. стали проявлять признаки беспокойства. Они уже заранее так накрутили себя на тему ужасающей преступности в ЮАР, что считали, что вот еще несколько минут, как отовсюду начнут вылезать упыри с ножиками и кидаться на не успевших спрятаться белых туристов. Так что мне стоило немалых усилий сделать еще несколько фоток, прежде чем меня не утащили с площади :)

Музей Трансвааля

Южноафриканское сафари. Претория - почерневшая столица буров

Мэрия Претории и памятник Андрису Преториусу, основателю Республики Трансвааль, в честь которого назван город. Снято из-за забора. Что характерно, еще совсем недавно этого забора на Street View не было.

Однако вечером, уже в полной темноте, несмотря на все страхи, мы с А.А. все же успели сделать с автовокзала еще пару вылазок с целью закупить продовольствия и алкогольных напитков для дальнего переезда. Гулять ночью по африканским городам конечно забавно — местные жители проходят мимо тебя как тени, лица сливаются с темнотой, светятся лишь зубы :)
Но вот, наконец, часов в 10 вечера с некоторым опозданием приехал наш «Грейхаунд» и мы поехали в сторону Зимбабве. До Булавайо ехать 12 часов.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛОВъезжаем в Зимбабве

Все части рассказа про поездку по югу Африки —

01. В Стокгольм, к зимбабвийцам

02. Йоханнесбург — музей апартеида и Крыша Африки

03. По Йоханнесбургу на красном автобусе || Претория — столица ЮАР

04. Зимбабвийская граница и широкие проспекты Булавайо || По Зимбабве на поезде класса «люкс» ;)