Турист Дарья Евсеева (dasha_yevseyeva)
Дарья Евсеева
была 18 февраля 2023 16:12

Солнечный Берег, Бургас, Несебр — Болгария Июнь 2014

Единственная причина, по которой мы поехали в Болгарию, это то, что путешествие (проезд и проживание) было для нас бесплатным. Мы с Илюхой абсолютно не любители овощного пляжного отдыха (тем более, что и сами живём у моря и привыкли к его доступности), а кроме него в Болгарии есть только замечательный крохотный городок Несебр, на который вполне достаточно пол дня, и наверное горы на западе страны. На поездку в горы нужно было выделить минимум 3 дня подряд, но мы решили вместо этого смотаться на этих три дня в Стамбул, который и стал главной частью нашего путешествия. Про Стамбул напишу отдельный отчёт, а здесь рассказ будет, собственно, о Болгарии.

Прибрежная Болгария

Из Одессы в Болгарию с учётом прохождения 6 границ (украинская, 2 молдавские, 2 румынские и болгарская) на автобусе ехать около суток. При чём большинство границ нужно проходить ночью, и почти каждый час нужно было просыпаться для прохождения очередного контроля. Отельной темы заслуживает туроператор. Я никогда в жизни ещё не сталкивалась с такой безобразной организацией. Даже не представляю, какая я была бы злая, если бы ещё заплатила за всё это.

Автобус выезжал из Харькова, и в Одессе подбирал людей на автозаправке за городом на трассе. На обратной дороге выкинули нас, кстати, там же. Ни одно такси не согласилось приехать по адресу «какой-то там километр какой-то там дороги» и пришлось ещё пару километров прочелемпать с чемоданами под ливнем до ближайшего реального адреса. Если честно, чувствуешь себя какой-то беспритульной собакой. Прям перед вызовом такси, я решила на всякий случай позвонить и уточнить с какой стороны садиться (по указанному адресу заправки с 2-х сторон), и вдруг узнала, что автобус задерживается на 3 часа. Естественно, перевозчик решил не утруждаться и не предупреждать своих туристов (а зачем?). По приезду в Болгарию, трансфер вмещал в себя наверное только половину автобуса, минут 20 ещё ждали, пока приедет ещё одна машина, потом оказалось, что нашего отеля почему-то в списке нет, с горем пополам дописали его, сели и доехали. Во время регистрации нам сказали, что за нами номер не забронирован.

Скажу честно, что к этому моменту мои нервы подходили к своему пределу. Минут через 20 оказалось, что номер у нас забронирован в соседнем отеле, который раньше был частью этого, но сейчас уже отедельный и имеет другое название. Плюс ко всему, это оказался не отель, а детский лагерь, в котором кроме нас с Илюхой жила одна ребетня. Но самое интересное было на обратном пути. Вместо посадочного талона на автобус нам дали какую-то бумажку, где от руки были написаны номер автобуса, наши фамилии и места. На мой удивлённый взгляд принимающая сторона в отеле заверила нас, что всё нормально, в списках у них вы есть, бумажка эта чисто для нас, а на вопрос о трансфере скромно ответила, что трансфера нет, дорого. Не понятно только кому это дорого, нам или им)) Илья махнул рукой и сказал, что доволочёт и так до остановки чемодан, только идём уже скорее отсюда. На остановке уже ждали люди. По прошествии получаса после назначенного времени выезда, я начала нервничать и приставать к людям с распроссами. Оказывается время у всех назначено разное. Некоторые пришли за полчаса до нас, некоторые — спустя полчаса. А некоторым вообще сказали с 12 часов ждать на остановке (у нас было назначенно на 18:00). Автобус приехал в 20–00. И самый большой сюрприз нас ждал, когда подойдя к водителю, мы услышали, что нас в списке нет.

Я показала ему эту бумажку от руки, он посмотрел, сказал «вроде бы наши», ещё несколько раз посмотрел в списке. На местах, кот. были указаны у нас, уже сидели люди. По списку свободных мест в автобусе не было, а людей он собирал с нескольких городов. В нашем городе должно было сесть 14 человек. Он пересчитал всех в автобусе, оказалось 12. Сделал перекличку, после которой радостно нам заявил, что если те двое не придут, то мы можем ехать вместо них. А вот что будет, если они всё же придут — не понятно. В общем, люди эти не пришли, и мы всё-таки с горем пополам домой доехали. Но впечатлений от работы туроператора у меня осталось намного больше, чем от самой Болгарии. В этот момент мы с Ильёй решили, что это действительно последний раз, когда мы обратились в турагентство.

По дороге в Болгарию мы проехали почти всё румынское побережье, заезжая в несколько городов. Если честно, то для меня это был шок. Страна, которая в евросоюзе с 2007 года, настолько бедная и грязная, с жуткими обшарпанными панельными домами, залатанным асфальтом и кучами мусора на обочинах. А этот ужасный туалет, возле которого нам решили сделать остановку. Меня чуть не стошнило возле него, и я решила всё же потерпеть ещё пару часов. В Болгарии картина заметно меняется: дороги получше, дома ухоженее, нет груд мусора, хотя до европейского уровня конечно всё равно не дотягивает. Местные, нам правда сказали, что обустроено всё только на побережье, а в глубине страны дела обстоят ничем не лучше, чем в Румынии. Но я надеюсь, что всё же не настолько. Ещё рассказали, что после вступления в Евросоюз треть граждан сразу же уехала в европейские страны, а в Болгарию хлынули румыны и цигане, чему здесь не очень-то и рады. Налоги очень повысились, и сельское хозяйство пришло в упадок. Теперь овощи импортируют из Польши и они имеют уже знакомый нам пластмассовый вкус)) Живёт страна в основном за счёт побережья в летний сезон и гор — в зимний. Проезжая по Болгарскому побережью, замечаешь, что абсолютно все домики покрыты керамической черепицей, что придаёт им некий колорит.

Прибрежная Болгария

Это собственно, Солнечный берег, в котором мы и жили. Он считается самым молодёжным курортом из-за яркой ночной жизни. Весь городок состоит из сплошных отелей, баров, ресторанов и клубов. Все улицы вечером выглядит приблизительно одинаково:

Люди бесцельно шатаются по улицам, покупают ненужные сувениры, едят, пьют и ведутся на любую туристическую замануху, вроде этой:

На самом деле, клубы здесь не особо-то и яркие, с Аркадией нашей не сравнятся и близко, цены же совсем не низкие, как принято почему-то считать. Море точно такое же как и у нас, разве что только побережье украшено небольшими холмами.

Прибрежная Болгария

А ещё абсолютно весь берег заставлен шезлонгами с зонтами. Далее есть разграничительная линия, за которой можно лежать на полотенцах. Я попробовала лечь на большом пространстве между шезлонгами, на которых всё равно никого не было, но охранник вежливо попросил меня перелечь за ограждение к простым смертным, которые толпились вдали от моря. Не знаю, какие законы в этой стране, но в Украине на побережье никто не имеет права запрещать ложиться, т. к. это оно не может являться частной территорией. Ещё здесь каждые 50 метров стоят вышки со спасателями, которые даже при небольших волнах запрещают заходить глубже, чем по пояс, начинают свистеть, а если ты не вылазишь, то бегут за тобой в воду. Тут у меня даже небольшой конфликт возник с одним из них, после чего настроение испортилось ещё больше. Реально чувствуешь себя просто как в клетке. Еле-еле нашли место, где спасатель ел, и ему было наплевать на всех вокруг. Замечательный человек, спасибо ему огромное, что хоть немного удалось поплавать))

Погода в Болгарии немного отличается от нашей. Было непривычно, что утром здесь достаточно холодно, хотелось даже укрыться одеялом)) К обеду становится тепло и приятно, а самое пекло начинается с 4 часов и длится до 6–7. При чём пекло настолько невыносимое, что без кепки и шляпы здесь находится просто нереально. Мы вроде бы привыкшие к жаре, но всё же не к такой. Ещё одним разочарованием стала болгарская кухня. Её мне очень расхваливали и я с нетерпением хотела уже что-то попробовать. Но всё, что мы там ни ели было просто никаким: ни солёным, ни перчёным, никаких особых специй или соусов, просто никак. Дёнер совсем не такой, как в Стамбуле, знаменитый шопский салат — обычные овощи с брынзой, мясо вообще никакое, креветки — и то испоганили. Самым вкусным, что я там ела была картошка фри с тёртым сыром. Так что можно догадаться, каким было всё остальное. Единственное, что мне понравилось — это вино. Достаточно крепкое, но очень ароматное и совсем недорогое. Бокал на болгарском будет чаша, и наливают его действительно полную чашу)) В Несебре мы зашли в винарню, где я надегустировалась такого вкусного и необычного вина (малинового и медового), что пришлось поменять ещё евро и купить пару бутылочек))

Прибрежная Болгария

Месамбрий — это старое название Несебра. Это небольшой городок, примыкающий к Солнечному Берегу, с невероятно красивой и колоритной старой частью города, которая располагается на небольшом полуострове. Его хорошо видно ещё с Солнечного Берега и можно дойти пешком, прогулявшись вдоль побережья.

Несебр имеет древнюю историю, берущую своё начало ещё во времена Византии. Этот город-крепость всегда был важным морским узлом и переходил из одной империи в другую. А ещё он знаменит огромным количеством древних самобытных храмов.

Прибрежная Болгария

Но главное, чем манит Несебр — это романтичные узкие улочки, мощеные брусчаткой, с настоящими болгарскими домиками, верхний этаж которых выступает над нижним и создаёт невероятную атмосферу уюта и спокойствия.

Прибрежная Болгария

Набережные этого полустрова сплошь усыпаны небольшими ресторанчиками, в которых можно выпить отличного вина и насладиться великолепным закатом. Эти улочки больше напоминают цветочное средиземноморское побережье, чем простоватую Болгарию.

Прибрежная Болгария

Самыми яркими и запоминающимися жителями Болгарии являются чайки. Они здесь просто повсюду. Ведут себя очень нагло и уверенно и совсем не боятся людей. Здесь они встречаются намного чаще, чем в Стамбуле, хотя вроде бы являются его визитной карточкой. А ещё они постоянно орут, как-будто собаки гавкают))

Прибрежная Болгария

Болгарский язык звучит очень забавно для русского слуха. Правда, к сожалению, на курортах услышать его — большая редкость. Весь обслуживающий персонал отлично владеет русским языком, так как другие туристы здесь встречаются достаточно редко. Только ближе к вечеру в барах Солнечного Берега иногда можно встретить европейскую молодёжь, которая предпочитает бюджетный отдых. Болгарская Даша-путешественница)))

Болгарскую речь мы услышали только в Бургасе, из которого выезжали в Стамбул. Бургас вроде бы тоже курорт, но производит впечатление старого советского прибрежного городка. Бургас — это город для болгар, а не для туристов. На пляжах почти нет людей, а шезлонгов с зонтами ещё меньше. Цены здесь в 2–3 раза ниже, чем на Солнечном Береге, а море даже приятней и чище.

Прибрежная Болгария

Вдоль всей набережной идёт парк с памятниками различным деятелям, в том числе и нашему Александру Сергеевичу. Это единственное место, в котором можно спрятаться от невыносимой жары, от которой хочется умереть.

А вечером в этом парке работает бесплатный кинотеатр на открытом воздухе (кстати, фильм был на русском с болгарскими субтитрами). Вообще создаётся ощущение, что Бургас остался далеко в прошлом. Мне кажется он отлично подойдёт для пожилых людей, которые ностальгируют по Советскому Союзу и ищут размеренного отдыха у родного Чёрного моря.

Прибрежная Болгария

Главная пешеходная улица Бургаса чем-то напоминает недоделаную Дерибасовскую: магазины, кафешки, здания в стиле классицизма и деревья вдоль них, что так редко встречается в европейских городах. Но нет здесь какого-то духа что ли, нет в принципе ничего, что оставляется хоть какие-то впечатления. Люди без дела бродят туда-сюда, нищие просят милостыню. Один из них что-то просил на болгарском, но после того, как услышал русскую речь, начал по-русски говорить, что великий русский народ всегда помогал своим братьям-болгарам, после чего, конечно, я уже не могла пройти мимо)))

После возвращения из Стамбула у нас был ещё целый день до отъезда, и мы решили провести его в аквапарке в Несебре. Аквапарк стилизован под замок, есть неплохие горки, но на них всегда очередь. По-настоящему страшной была только одна, правда чего-то нет ни одной её фотки.

Прибрежная Болгария

Самым прикольный развлечением была *горная* река, на которой каждый час включают волны и всех кучей колбасит)) И правда очень весело!

Если говорить в целом про Болгарию, то мой совет — туда стоит заехать только по дороге в Стамбул на один день в Несебр. И всё. Может нам просто не повезло, может мы были не в тех городах (хотя мне кажется, что Бургас вполне отражает настоящую болгарскую жизнь), но кроме архитектуры Несебра никакого болгарского колорита мы не увидели и не почувствовали. Бывают страны, в которых культура утратилась за счёт современной цивилизации. Но здесь мы не увидели ни того ни другого. Болгары хотели быть европейцами, но в итоге болгарскую культуру они потеряли, а европейскую так и не обрели.