Турист Борис (borisnov)

- Смотри, Гауди !
- Неужели ...?
- Ну да, несомненно ...
- Не может быть, Гауди в Валенсии не был никогда ...
- А кто ж тогда по твоему, на кого похоже ?
- На него ... но не может он здесь быть...

Дух Гауди и новострой замка

Такой примерно диалог происходил у нас, когда мы стояли вот на этом месте и делали вот эту фотографию церкви на горе 4 км за границей города Новельда. Вообще-то этим утром мы собирались совершить небольшую экскурсию в город Вильена, так, чтобы к обеду снова вернуться на побережье. Но хозяйка отеля, узнав куда мы едем, посоветовала заехать к храму Святой Марии Магдалины в Новельде, указав точку на карте, о котором мы никогда не слышали, сказав, что это будет сюрприз. Что ж, слова подтвердились.

Правду узнали довольно быстро, прочитав буклет в церкви. И правда оказалась где-то посередине. Да, к храму в Новельде великий каталонец не имеет никакого отношения. Но только лично, а косвенно – несомненно... Автор церкви Санта Мария-Магдалина - Хосе Сала Сала ( не опечатка, именно два Сала ) – первоначально получивший образование инженера-текстильщика. В первой половине XX века многие талантливые люди в Испании были увлечены различными модернистскими тенденциями в искусстве и в архитектуре. Хосе отправился в Барселону, где был покорён архитектурой некоторых уже построенных модернистских зданий, и где поступил в Школу Гауди. Показав себя в качестве талантливого ученика, получил предложения участвовать в перспективных проектах в более экономически развитой Каталонии, но предпочёл вернуться в свой родной город, где задался целью построить свой храм. Что из этого получилось ? Нам понравилось.

Строили храм почти 30 лет - с 1918-го по 1946 год. Построить новую церковь вместо старой, пришедшей с годами в полную негодность, решили жители города Новельда, покровительницей которого является Святая Мария Магдалина, уже давно, но не было подходящего архитектора. Все средства были пожертвованы жителями города, проводились благотворительные концерты известных в то время артистов.

Дух Гауди и новострой замка

В плане храм выполнен в виде сосуда, из которого Мария омывала ноги Христа, этот сюжет можно увидеть и на стене церкви, такая форма религиозного сооружения не имеет аналогов в мире.

Но чем выше росли стены церкви, тем чаще становились перерывы в строительстве, возникали разногласия и споры между спонсорами и жителями города, и Хосе Сала Сала. Всё же валенсийская глубинка не Барселона, народ консервативен и традиционен, проект был для них настолько модернистским и необычным, что далеко не все были готовы согласиться с новым Храмом именно в таком виде.

На бумаге всё выглядело не таким явным, тем более что вид церкви вырисовывался применением строительных материалов, перечень которых при принятии проекта не был утверждён и уточнялся архитектором в ходе строительства. Иногда и сам автор отстранялся от строительства. А некоторые задумки не были исполнены вообще. Например, витражи по эскизам автора были изготовлены уже в наше время.

Дух Гауди и новострой замка

Церковь полностью построена из местных материалов. Мрамор добывался в карьерах недалеко от Новельды, каменоломни на склонах окружающих гор видно и сейчас, валуны и мелкие камни, обработанные природой, таскали жители с берегов реки Виналопо, протекающей далеко внизу.

Стены сложены из крупных светлых валунов. С обеих сторон главного фасада храма возведены 25-метровые башни, на которых - каменные кресты, которые также на куполе и на верхних арках фасада. Гигантские сводчатые окна из-за ячеистых решеток напоминают сетчатые глаза пчелы. Главный фасад храма украшен речными камешками, полихромной плиткой, кладкой красного кирпича и другими деталями.

Некоторые детали внутреннего убранства так и остались со знаком вопроса, в буклетах ничего не написано. Например, непонятен смысл трех огромных перламутровых раковин, соединенных обоюдоострыми мечами, сделанными из яшмы, которые расположены над входом, у католиков в этом месте орган.

Дух Гауди и новострой замка

К органу не имеет отношения, хотя в церкви он тоже есть. Трубы имеют прямоугольное сечение и сделаны из мрамора.

Стены украшают библейские сюжеты.

Но это не иконы, а картины.

Алтарь двухъярусный – внизу расположено изображение Магдалины, а наверху – ее скульптура в окружении ангелов.

Дух Гауди и новострой замка

Гора Мола, где находится Храм, была обитаема ещё с римских времён благодаря стратегическому положению, далёкие виды открываются на все стороны

На развалинах римской крепости мавры в XII веке построили свою, позднее её перестроили кастильцы. Они построили дополнительную башню, которая в сечении имеет форму треугольника. Трудно найти в мире подобный аналог, и невозможно понять логику, но видно, что этот холм всегда привлекал модернистов с неординарными архитектурными решениями. На снимке виден весь холм

Третье здание между церковью и крепостью - небольшой женский монастырь, который был закрыт и сейчас перестроен полностью в гостиницу.

Дух Гауди и новострой замка

Остановка в Новельде, которая ещё вчера не входила в планы, не позволила посмотреть сам городок Вильена, куда мы направились из Новельды. Потеря, правда, была невелика – городок хотя и имеет довольно симпатичную центральную площадь и католический храм – ничем особо не выделяется.

А собирались мы к замку-крепости де Аталая на горе, куда и направились сразу.

Вильена расположена на отрогах Сьерра-де-ла-Вилья, где когда-то проходил рубеж между двумя королевствами – Кастилией и Арагоном. Именно поэтому на холме Сан-Кристобаль был построен мощный замок, долгое время бывший главным стратегическим объектом долины Виналопо.

Дух Гауди и новострой замка

Замок несёт черты мавританской и христианской архитектуры. По периметру окружен двойной стеной. Причем внешняя стена с 12-ю башнями ниже внутренней. Стены массивные; толщина их достигает четырех метров. Внутренняя стена и башни увенчаны классическими кастильскими зубцами.

Центральная 4-х этажная 27-метровая прямоугольная башня завершается башенками в стиле португало-кастильской готики.

К 20-му веку замок превратился в руины. В 1937-м году был записан в реестр памятников истории, и решено было восстановить замок в его первоначальном виде. Именно поэтому он вызвал интерес – хотелось посмотреть на своеобразный „новострой“, представив себя владельцем, которому строители „сдают“ только что построенный обьект.

Дух Гауди и новострой замка

Именно поэтому организаторы реставрации оставили все помещения полностью пустыми – нет здесь ни мебели, ни развешанных копий и щитов, ни люстр со свечами. Пустые лестницы, залы, стены. Ведь вся обстановка теперь на „новом владельце, вступившем в замок “ ))

С самого верха домики внизу кажутся крохотными, ну а люди вообще ...