Борис (borisnov)

- Смотри, Гауди !
- Неужели ...?
- Ну да, несомненно ...
- Не может быть, Гауди в Валенсии не был никогда ...
- А кто ж тогда по твоему, на кого похоже ?
- На него ... но не может он здесь быть...

Такой примерно диалог происходил у нас, когда мы стояли вот на этом месте и делали вот эту фотографию церкви на горе 4 км за границей города Новельда. Вообще-то этим утром мы собирались совершить небольшую экскурсию в город Вильена, так, чтобы к обеду снова вернуться на побережье. Но хозяйка отеля, узнав куда мы едем, посоветовала заехать к храму Святой Марии Магдалины в Новельде, указав точку на карте, о котором мы никогда не слышали, сказав, что это будет сюрприз. Что ж, слова подтвердились.

Правду узнали довольно быстро, прочитав буклет в церкви. И правда оказалась где-то посередине. Да, к храму в Новельде великий каталонец не имеет никакого отношения. Но только лично, а косвенно – несомненно... Автор церкви Санта Мария-Магдалина - Хосе Сала Сала ( не опечатка, именно два Сала ) – первоначально получивший образование инженера-текстильщика. В первой половине XX века многие талантливые люди в Испании были увлечены различными модернистскими тенденциями в искусстве и в архитектуре. Хосе отправился в Барселону, где был покорён архитектурой некоторых уже построенных модернистских зданий, и где поступил в Школу Гауди. Показав себя в качестве талантливого ученика, получил предложения участвовать в перспективных проектах в более экономически развитой Каталонии, но предпочёл вернуться в свой родной город, где задался целью построить свой храм. Что из этого получилось ? Нам понравилось.

Строили храм почти 30 лет - с 1918-го по 1946 год. Построить новую церковь вместо старой, пришедшей с годами в полную негодность, решили жители города Новельда, покровительницей которого является Святая Мария Магдалина, уже давно, но не было подходящего архитектора. Все средства были пожертвованы жителями города, проводились благотворительные концерты известных в то время артистов.

В плане храм выполнен в виде сосуда, из которого Мария омывала ноги Христа, этот сюжет можно увидеть и на стене церкви, такая форма религиозного сооружения не имеет аналогов в мире.

Но чем выше росли стены церкви, тем чаще становились перерывы в строительстве, возникали разногласия и споры между спонсорами и жителями города, и Хосе Сала Сала. Всё же валенсийская глубинка не Барселона, народ консервативен и традиционен, проект был для них настолько модернистским и необычным, что далеко не все были готовы согласиться с новым Храмом именно в таком виде.

На бумаге всё выглядело не таким явным, тем более что вид церкви вырисовывался применением строительных материалов, перечень которых при принятии проекта не был утверждён и уточнялся архитектором в ходе строительства. Иногда и сам автор отстранялся от строительства. А некоторые задумки не были исполнены вообще. Например, витражи по эскизам автора были изготовлены уже в наше время.

Церковь полностью построена из местных материалов. Мрамор добывался в карьерах недалеко от Новельды, каменоломни на склонах окружающих гор видно и сейчас, валуны и мелкие камни, обработанные природой, таскали жители с берегов реки Виналопо, протекающей далеко внизу.

Стены сложены из крупных светлых валунов. С обеих сторон главного фасада храма возведены 25-метровые башни, на которых - каменные кресты, которые также на куполе и на верхних арках фасада. Гигантские сводчатые окна из-за ячеистых решеток напоминают сетчатые глаза пчелы. Главный фасад храма украшен речными камешками, полихромной плиткой, кладкой красного кирпича и другими деталями.

Некоторые детали внутреннего убранства так и остались со знаком вопроса, в буклетах ничего не написано. Например, непонятен смысл трех огромных перламутровых раковин, соединенных обоюдоострыми мечами, сделанными из яшмы, которые расположены над входом, у католиков в этом месте орган.

К органу не имеет отношения, хотя в церкви он тоже есть. Трубы имеют прямоугольное сечение и сделаны из мрамора.

Стены украшают библейские сюжеты, но это не иконы, а картины.

Алтарь двухъярусный – внизу расположено изображение Магдалины, а наверху – ее скульптура в окружении ангелов.

Гора Мола, где находится Храм, была обитаема ещё с римских времён благодаря стратегическому положению, далёкие виды открываются на все стороны

На развалинах римской крепости мавры в XII веке построили свою, позднее её перестроили кастильцы. Они построили дополнительную башню, которая в сечении имеет форму треугольника. Трудно найти в мире подобный аналог, и невозможно понять логику, но видно, что этот холм всегда привлекал модернистов с неординарными архитектурными решениями. На снимке виден весь холм

Третье здание между церковью и крепостью - небольшой женский монастырь, который был закрыт и сейчас перестроен полностью в гостиницу.

Остановка в Новельде, которая ещё вчера не входила в планы, не позволила посмотреть сам городок Вильена, куда мы направились из Новельды. Потеря, правда, была невелика – городок хотя и имеет довольно симпатичную центральную площадь и католический храм – ничем особо не выделяется.

А собирались мы к замку-крепости де Аталая на горе, куда и направились сразу.

Вильена расположена на отрогах Сьерра-де-ла-Вилья, где когда-то проходил рубеж между двумя королевствами – Кастилией и Арагоном. Именно поэтому на холме Сан-Кристобаль был построен мощный замок, долгое время бывший главным стратегическим объектом долины Виналопо.

Замок несёт черты мавританской и христианской архитектуры. По периметру окружен двойной стеной. Причем внешняя стена с 12-ю башнями ниже внутренней. Стены массивные; толщина их достигает четырех метров. Внутренняя стена и башни увенчаны классическими кастильскими зубцами.

Центральная 4-х этажная 27-метровая прямоугольная башня завершается башенками в стиле португало-кастильской готики.

К 20-му веку замок превратился в руины. В 1937-м году был записан в реестр памятников истории, и решено было восстановить замок в его первоначальном виде. Именно поэтому он вызвал интерес – хотелось посмотреть на своеобразный „новострой“, представив себя владельцем, которому строители „сдают“ только что построенный обьект. Именно поэтому организаторы реставрации оставили все помещения полностью пустыми – нет здесь ни мебели, ни развешанных копий и щитов, ни люстр со свечами. Пустые лестницы, залы, стены. Ведь вся обстановка теперь на „новом владельце, вступившем в замок “ ))

С самого верха домики внизу кажутся крохотными, ну а люди вообще ...

.... Ну как, сеньору понравилось ?

Надо же... Опять открытие! Как по мне, так ученик ничуть не хуже прославленного учителя, а местами даже и симпатичнее его творение!
Главное, что не ударился в мегаломанство, всё гармонично, а также построен храм в более короткий срок, чем Саграда "всего" за 28 лет, если бы ещё не мешались спонсоры ... хотя какой художник независим от них ?
Какая приятная неожиданная красота Сколько удивительного можно встретить не по пути...Нравится мне ,когда есть места не для туристов ..там можно сделать потрясающие открытия.Спасибо,Борис
Самое удивительное именно не по пути То , что раскручено и неоднократно известно из инета и ТВ, вызывает скорее желание отметиться "и я тут был", хотя многие из ТОП-обьектов безусловно заслуживают внимания и радуют. Спасибо !
Лучше все-таки удивляться и делать открытия ,это и самое запоминающиеся в путешествиях
правда оказалась где-то посередине-это как всегда))
что ж хорошо - идеально примеряет спорящие стороны
aleissandre
Храм действительно удивительный. И еще, очень красивые иконы!
Очень красивы и картины, составленные из плитки ... да и вообще всё эксклюзивно
Вот это "новострой"
Классно выглядит, очень в духе Гауди
Rakel
Очень интересное место! Спасибо, что поделились с нами!
Вам спасибо ! Поделиться такими находками всегда в радость - сам практически не нашёл информации
Удивительной красоты и гармонии храм.
Я начала читать рассказ..и тут же бросила текст,давай смотреть фотографии,просмотрела и вновь принялась за текст..и опять вернулась к фото...Очень впечатляющие кадры,очень!
Спасибо ! В сезон бродили кроме нас пара человек. Тишина позволяет окунуться в эту гармонию. Радуешься нераскрученности таких жемчужин
borisnov писал 6 января 14:37
бродили кроме нас пара человек

Какое везенье!
Вот спасибо за такой рождественский сюрприз! Не храм, а ЧУДО! Настоящее открытие! Спасибо вашей хозяйке! Ради него стоило пожертвовать среднестатистической Вильеной!!! Сколько в нем неожиданных и восхитительных деталей и как они все гормоничны! Очень понравились раковины в обрамлении яшмы над входом! Чувствуется, что там можно надолго зависнуть. Взяла это материал к себе в избранное, если доведется побывать в тех краях, то неприменно стоит в него заехать!
И обязательно в 9-10 утра, когда лучи солнца (а оно скорее всего будет - в этих краях мин. 300 солнечных дней в году ) будут освещать главный фасад и вход . Большое спасибо
Очень интересная церковь, в традициях Гауди и в то же время со своим лицом. Спасибо Вашей хозяйке, подсказала, а то бы проехали мимо такой красоты.
Да, поэтому и люблю небольшие семейные отели, часто - самое душевное отношение к каждому постояльцу. Желание посоветовать и помочь.
О, я тоже всегда стараюсь такие выбирать.
KostantinPavlov
Дело Гауди живет и процветает! При этом ученик "обогнал" учителя, ведь Саграду так и не достроили
Отлично, что не принял приглашения, а то бы в Каталонии его могли бы вовлечь в подобный мега-проект
два Сала
- это круто! Ему бы в Украине жить!
Не поклонница я Гауди, но домик занятный!
Leolik писала 6 января 17:01
Не поклонница я Гауди, но домик занятный!
Я понимаю, как архитектурного стиля, А картины и израсцы ? красиво веть
kvesisskaya
Спасибо, Борис, за интереснейший альбом! Ещё одно прекрасное пособие по изучению мировой художественной культуры! Восхищаюсь Вашими рассказами и фотографиями уникальных достопримечательностей.
Ольга, спасибо большое Самое большое приятно, когда люди заносят в избранное или намереваются посетить по возможности
kvesisskaya
Конечно, ещё как хочется побывать в таких замечательных местах! И в список избранного заносим, но ... НО не всегда желаемое совпадает с реалиями...Да и жизни попросту не хватает на обозрение мирового культурного наследия ))) Хочется и туда, и туда... В ближайшее время - в тёплые края!
Прекрасная архитектура!
Храм очень понравился. Мне всегда казалось, что церковь должна идти в ногу со временем, то что отстает, то отмирает. Здесь получилось величественно и современно.
То, что построено когда-то вечно, и повторять кое-какие шедевры в современное время нереально, поэтому я тоже не совсем понимаю НЕОготику, НЕОбарокко и так далее, бывает добротно, но без души. Поэтому мне тоже нравятся необычные современные строения, как и эта церковь
MsXel
Очень красивый храм, спасибо вам что открываете нам такую красоту)
Спасибо за интерес
Церковь в Новельде потрясает. Действительно очень сильно чувствуется влияние Гауди. Да, жизни точно не хватит, чтобы Испанию изучить, только на тебя надежда, что щедро поделишься увиденным.
При этом знал бы, Владимир, сколько проезжаем мимо ! Селекция происходит при подготовке, в ходе самой поездки Спасибо !

Судя по фото - это и есть орган. Эти яшмовые мечи внизу имеют характерные для труб органа заборы воздуха. Интересно, как звучат яшмовые трубы...деревянный орган слышала, звук немного мягче. А раковины... Может, резонаторы, а может просто дизайнерская идея.
Уникальный храм. Молодец ваша хозяйка! Знала бы она, сколько людей через вас узнало об этом храме!
Тогда это невероятно сложное изделие, потому что органные трубы - кстати мраморные - торчат в боковых нишах по бокам алтарной части - концы видно на одной из фото картины. ... Трубы и там и здесь ? вот на этом фото видно эти трубы лучше
органные трубы
borisnov писал 7 января 23:23
Трубы и там и здесь ?
- не новость. В датском замке Фредериксборг - в одном месте деревянные трубы, в другом - металличекие.
...это металлические
В Миланском Дуомо органные трубы в трех местах. Конкретно орган я не фотографировала, да и фото старые (с мыльницы), но вот тут можно разглядеть наверху - одна группа, напротив нее - другая и в левом нижнем углу - третья.
Вот тут справа получше видна одна из верхних групп
А тут - нижняя
Спасибо ! Согласен, так и есть, с Вашей помощью разобрались
Это вам спасибо, такой уникальный храм показали. Теперь мне жутко хочется послушать, как звучат каменные трубы.
Храм интересный! И почерк Гауди несомненно угадывается, талантливый ученик построил
Я бы сказал , что пока единственный - не знаю (может конечно не увидел пока) ни одного творения именно ученика школы Гауди
Храм необычайной красоты!
Вот это находка! Неожиданно! Борис, спасибо, что рассказали о творение ученика Гауди!
Да, часто сокровища в самых неожиданных местах . Спасибо !
Гауди, конечно, неповторим ) Мне показалось, я бы сразу определила, что это не его работа. Хотя, согласна, похоже и очень красиво )
Я конечно не настолько знаток, но я просто знал, что его здесь нет - знаю все места, где он что-то построил.
Да и я не особенный знаток )
borisnov писал 17 января 16:44
но я просто знал, что его здесь нет
Борис, Вы обладаете удивительным багажом знаний
Спасибо
Вот это чудо, местное население должно быть благодарно ученику Гауди!!
А некоторые задумки не были исполнены вообще.
-вот и совпадение с Саградой!!
Но Сала, похоже, был более склонен к компромиссу, Гауди - тот как баран, достаточно вспомнить, так и оставил брошенным дворец епископа в Асторге - видишь ли попросили изменить планировку этажа...так и достраивал другой...
borisnov писал 17 января 19:21
Гауди - тот как баран,
-мастер, считал, что раз его детище, то ни вправо ни влево ни-ни!!
с одной стороны да ... но без спонсоров творцу не реализоваться...как правило А как известно - те считают, раз платят ...ну дальше понятно. И уже искрит
Да, это логично, надо идти на компромисс!!
Какой приятный сюрприз от хозяйки! Снаружи церковь очень понравилась, внутри немножко простовата, на мой вкус.
Внутри именно то, о чём писал - следствие компромиссов
М-да, церковь и мне, современному человеку кажется странноватой, представляю как дивились на нее люди первой половины 20 в.
Очень понравилось то, что жители восстановили разрушенный замок - очень благородно с их стороны. И только я хотела порадоваться видам с его стен... Как... Просто мы буквально вчера с Александром (Tomi-Alex) обсуждали наше отношение к современному окружению вокруг старинных построек. У меня оно вызывает подспудное раздражение. Александр относится к этому спокойно, и заметил, что только в Испании наверное, можно любоваться замками и видами с их стен без аляпистого новостроя. Но, посмотрев Ваши фото, я поняла, что и Испания не избегла этой судьбы.
Я, кстати, тоже отношусь спокойно Жизнь не остановить. Не все могут позволить себе жить в частном доме, кондоминиумы позволяют молодым иметь собственный угол, а не ютится с родителями, а малые городки заинтересованы в том, чтобы люди оставались. Но при сьёмке, конечно, стараюсь выбирать "свободные ракурсы" Спасибо
Вы правы, конечно, но все равно хочется "чистоты горизонта". Так вроед и в атмосферу окунуться можно полностью.