Турист Дарья Евсеева (dasha_yevseyeva)
Дарья Евсеева
была 18 февраля 2023 16:12

Закопане, Краков — Польша Октябрь 2012

Первой страной нашего европейского путешествия была Польша. И то только потому, что парень из турагентства убеждал нас, что это самый простой способ получить визу, и никакую другую с чистыми паспортами нам не выдадут. Ещё одна причина, почему мы никогда больше не обратимся в турагентство)) Скажу сразу – не понравилось. Илюха, несмотря на то, что наполовину поляк, совсем не был впечатлён исторической Родиной и сказал, что даже проездом мы туда больше не поедем. Не то, чтобы там прям плохо, я бы сказала просто - никак.

Католическая Польша

В целом Польша очень гармонично вписалась в Евросоюз. Совсем не так как Болгария и Румыния, но об этом уже в другом посте. Пересекая границу сразу замечаешь разницу: газоны подстрижены, дороги ровные, всё очень чисто и аккуратно. Туалеты платные, хотя в большинстве на совесть. В одном, увидев табличку «платно», я добрсовестно хотела заплатить, но просто не нашла куда. В другом – нашла: стоял небольшой столик, на нём блюдечко, где лежат деньги. Ты, собственно, тоже клади и уходи. Достаточно странно для наших людей, но вообще приятно. Ещё мы заметили, что поляки намного более религиозные, чем украинцы. Костёлы стоят буквально на каждом шагу, на службе всегда полно людей, при чём преимущественно молодёжи. И они не просто стоят, все читают молитвы. Сами костёлы, как мне показалось, сделаны по принципу сросшихся пристроек. Не знаю специально ли они хотели отличить фасад от остального здания или правда пристраивали всё со временем, но выглядит достаточно необычно.

Католическая Польша

А ещё они очень гордятся папой-поляком Иоанном Павлом II. Даже памятник ему поставили прямо во дворе замка. Еда в Польше тоже нам не понравилась. Овощи безвкусные, ко всем блюдам подают хлеб со смальцем (перемолотое сало), и эту ужасную тушённую капусту, которую я просто не выношу. Илюха правильно сделал, что заказал по картинке обычный стейк, я же решила попробовать что-то из национальной странички и по описанию официанта это должны были быть печённые овощи с мясом. Но в итоге это оказалась всё та же тушенная капуста с малюсенькими вкраплениями мяска. Так как изъяснялись мы почти на пальцах (а в отдельном случае таки правда на пальцах - я показывала кассирше на фуникулёре перед горой, что хочу подняться, а назад пойти пешком), т.к. английского языка половина поляков, даже тех, что работают в туризме (казалось бы!) не понимают, ну а русский и украинский тем более. В общем, пришлось нам пытаться понимать польский, что лично мне удавалось с трудом. Иногда я вслушивалась в речь и переодически выскакивали понятные фразы, но в большинстве всё-таки я слышала "пше-пше-шпе"). Возвращаясь к теме еды, хочу сказать, что достаточно неплохим был суп квашнице, учитывая, что супы я в принципе не очень люблю, но этот был интересным: копчено-солёно-кислый, с разными видами мяса и грибов, но опять же с капустой))) Ещё мне понравился копчёный козий и овечий сыр в Закопане (но сыры вообще моя слабость) и оочень вкусный гжанец (местный глинтвейн, кстати намного вкуснее, чем хвалённый в Праге). Ещё здесь не может не радовать размер порций :) Даже Илюха наелся.

Католическая Польша

Тут не очень видно, но эта тарелка наверно больше, чем моя рука в длину)))) И рулька, кстати, тоже неплохая, но не то, чтобы прям ах. Первым польским городом, который мы посетили, был Краков. Выехали из Львова мы в 9 утра, и в Краков прибыли где-то около 8 часов вечера (с учётом 5-ти часов на границе). Город чем-то напоминает Львов, но всё намного ухоженнее. И если здесь есть замок, то это действительно замок, а не просто гора.

И кстати, о Вавельском замке. Ничего такого особенного, в принципе то же самое, что и в любом среднячковом дворце/замке/усадьбе/тереме, так что в сами покои короля смело можно не идти. А если уж всё-таки решитесь идти, то хоть не берите экскурсию в покои, котороя стоит дороже, чем все входные билеты вместе взятые. И поверьте на слово, ничего отличного от аудиогида вам там не расскажут. Мы ужасно замёрзли и не хотели стоять в этой очереди на морозе, поэтому взяли экскурсию от туроператора, о чём я потом очень жалела. Просто впустую потраченное время и деньги. Краков встретил нас приличным снегопадом, к чему мы совсем не были готовы. Как-никак октябрь на дворе. Одежды, соответствующей такой погоде, естественно мы тоже не взяли, так что обзорная экскурсия была для нас просто квестом на выживание)) Кофе из Мака и гжанец - единственное, что нас спасло от простуды, хотя во время экскурсии по замку я уже стала ощущать, что заболеваю. Но слава богу, пронесло как-то.

Католическая Польша

Обзорную экскурсию по Королевскому пути нам проводил поляк с жутким акцентом. Я и без того не фанат ходить толпой, в которой ничего не слышно, кого-то вечно нужно ждать и толком ничего не посмотришь, так ещё и в таком холоде! Из обзорной экскурсии больше всего запомнился Оперный театр:

и Площадь Рынок:

На ней расположено всё самое интересное: суконные ряди с сувенирами, памятник Адаму Мицкевичу, городская ратуша и отрубленная голова, которая с неё упала (если честно, даже не помню уже чья она)

Ну и конечно Мариацкий костёл

Ещё один из важнейших костёлов Кракова находится на территории Вавельского замка. Собор Святых Станислава и Вацлава, в котором похоронены большинство королей Польши, президент Лех Качиньский с женой, Юзеф Пилсудский и другие известные деятели:

Католическая Польша

Через Краков протекает главная река Польши - Висла.

На набережной стоит памятник верности местному Хатико.

Католическая Польша

После обзорной экскурсии и посещения замка мы с Илюхой отправились в еврейский район Казимеж. В этом районе евреи жили вплоть до переселения их в гетто, которое находилось на другом берегу Вислы. В Казимеже расположены несколько синагог и еврейские кладбища. Кстати, вход в синагогу платный.

Католическая Польша

Некоторые здания после войны так и не реставрировали, скорее всего, чтобы напоминать гражданам об ужасах тех лет.

Кстати, знаменитый фильм "Список Шиндлера" был снят по истории, которая происходила именно в Кракове. Здесь даже есть музей Оскара Шиндлера, кот. находится в здании его завода. В Освенциме и Биркенау тоже сейчас расположены музеи. Я очень близко к сердцу воспринимаю трагедию холокоста и решила, что пока ещё не готова посетить концлагерь. Известный польский режиссёр Роман Полански провёл своё детство в краковском гетто. Но почему-то в своём лучшем фильме "Пианист" он отобразил события, происходившие в Варшаве. К слову, мой прадедушка был одним из тех, кто освобождал Краков, чем я, собственно, очень горжусь. Вечерний Краков нас особо ничем не поразил, подсветка достаточно блеклая

Католическая Польша

Но это было воскресенье перед Хэллоуином и местная молодёжь устроила небольшой флеш-моб. Я от неожиданности даже перепугалась, из-за чего Илюха надо мной ржал всю поездку)))

В целом Краков - классический европейский город, с узкими и очень аккуратными улочками. Но одного дня будет вполне достаточно на полный его обзор, включая посещения Освенцима, если возникнет такое желание.

Католическая Польша

На обратной дороге мы посетили ещё один польский городок в Татрах (наивысшая часть Карпат) - Закопане. Это небольшой горнолыжный курорт, куда стоит поехать где-то к Рождеству. Деревянные домики, высокие склоны, красивые леса, вкусный овечий сыр и разнообразные гуральские корчмы - наверное отличный вариант зимнего отдыха. Но не осеннего. И если вы на фуникулёре подниметесь на одну из Закопанских гор с желанием насладиться красивым видом в начале ноября, то увидите приблизительно следующее:

Католическая Польша

Пол дня мы бродили под дождём, так и не поднялись на вторую гору, потому что фуникулёр уже был закрыт, хотя не думаю, что с неё вид был хоть сколько-нибудь интереснее. Это был последний день нашей поездки, остались ещё нерастраченные деньги, которые давили мне карман, и мы решили сходить на гуральский вечер, т.к. парень из турагенства нам его очень рекомендовал (опять-таки, зачем я его слушала?). Собственно, на вечере никакой обещанной культурно-развлекательной программы не было, нам вынесли целую кучу разных блюд, которые очень сложно было осилить даже Илюхе, я напилась любимого гжанца, но на мои уговоры полезть ночью в горы никто не повёлся (зануды!) и на этом наш вечер закончился. Лучше бы мы с Илюхой, Юлей и Мэри (девчонки, с которыми мы придружились в поездке) пошли куда-то вчетвером и на эти же деньги провели время как-то поярче)) Зато утро нас порадовало ярким солнышком и шикарным видом из окна. Оказывается здесь всё-таки были горы))))))

Католическая Польша

Жалко только, что уже нужно было уезжать. Обратная дорога была намного легче, на границе простояли всего 30 минут и во Львов приехали значительно раньше запланированного, чему Илюха совсем не был рад)))