Константин Павлов — был сегодня 16:58
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

По Бурятии и Монголии. Монголия — страна петроглифов

28 декабря 2015 г. 11:25 Монголия Сентябрь 2015

О древнейших наскальных изображениях (петроглифах)

Последний день нашей экспедиции по Монголии был ярким и насыщенным. С утра была встреча с древностью. Дело в том, что территория Монголии была обжита десятки тысяч лет тому назад. Стоянки древних людей обнаружены в различных районах Монголии, а особенно много обнаружено их в районе Гоби, где в эпоху палеолита были жаркий климат, богатый растительный и животный мир. В этих местах археологи находят хорошо обработанные каменные орудия и предметы быта — узкие ножевидные камни, скребочки, наконечники стрел, глиняные сосуды. Традиционно большой интерес представляют древнейшие изображения на скалах — петроглифы, которые встречаются в различных частях Гоби, в том числе, увиденные нами, в местности Баянзаг.

Поднявшись на достаточно высокий холм (теперь я знаю, что такое хайкинг), отдышавшись с непривычки, нашему взору открылся потрясающий вид на близлежащие окрестности и разбросанные по холму большие камни.

Это были не просто камни, а камни — письма, написанные 30–40 тысяч лет тому назад.

Петроглифы один из наиболее распространённых археологических памятников. Наверное, на всех материках Земли можно встретить выбитые, процарапанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, оставленные разными народами в различные эпохи. Это и понятно. Ведь подобный способ передачи знаний и мыслей был, очевидно, единственным в период дописьменной истории. Да и после появления письма, традиция выбивания на камне мифологических и исторических сюжетов и текстов сохранилась и дожила в отдельных странах вплоть до XX века. Так что, для исследователей древности петроглифы — неоценимый источник сведений, который, однако, с трудом поддаётся дешифровке, датировке и интерпретации.

Что качается Монголии, то без преувеличения можно сказать, что эта страна петроглифов. Кому-то покажется открытием, но Монголия горная страна. Почти вся территория её запада и центра покрыта горными массивами (и я этому живой свидетель): хребтами Хангая, Монгольского и Гобийского Алтая, отрогами Саян, Богдо-уула и Хэнтэя. Даже гобийская зона (на территории которой мы сейчас и находимся) порой ошибочно считают беспредельной пустыней. Уверяю вас, она изобилует горами и ущельями. И везде в горах на подходящих для рисунков гладких поверхностях можно обнаружить выбитые или нарисованные фигуры людей и животных, целые сюжеты.

Наскальных рисунков в Монголии встречается достаточно много. Их обилие вызвано, прежде всего, ритуально-магическим восприятием жившими здесь народами самих гор и их духов, верой в солнце — источник жизни, в огонь, в синее небо, боязнью стихий.

Отмечается хорошая сохранность рисунков, выбитых на скалах тысячи лет назад. Это объясняется как объективными условиями — природными, так и субъективными — традиционным преклонением перед конкретными духами каждой горы, реки и глобальным поклонением небу и солнцу.

Формат данного материала не позволяет глубоко развивать эту тему. Это и понятно. Изучение и фиксация петроглифов — долгий и кропотливый труд нескольких поколений исследователей. Если заинтересовала эта тема, рекомендую книгу советского ученого Э. А. Новгородовой " Мир петроглифов Монголии». А нам дальше, в ущелье Ёлын-Ам.

В ущелье Ёлын-Ам

Это место называют падь Ёлын-Ам или падь ягнятников. Последняя русскоязычная версия названия мне особенно нравится, звучит очень круто — Падь ягнятников. А вообще, это очень красивое ущелье! И если окажетесь в Южном Гоби, недалеко от аймачного центра Даланзадгад, обязательно там побывайте. Только одевайтесь потеплее, даже летом! Одно из значений слова падь — узкая расщелина с отвесными скалами. И мы оказались именно в таком месте!

Когда-то, давным-давно, сильное землетрясение раскололо гору на две части, а сейчас, по дну ущелья бежит поток воды, а с вершин утесов падают дождевые водопады.

С 1965 года Падь ягнятников получила статус заповедника и превратилась в достаточно популярный туристический объект. Прогуляемся, здесь очень живописно! Да, я же не пояснил, почему падь именно ягнятников. Все очень просто. Ягнятники или бородачи, птицы семейства ястребиных, издавна гнездились на утесах ущелья. Отсюда и название!
Первые километра четыре мы проехали на лошадях, конная прогулка.

Подобрана была лошадка и для такого упитанного наездника как я! Животина оказалась крепкая, тяжелую ношу выдержала, а на обратном пути даже пустилась в галоп.

После определенного места пошли пешком. Шли по дну ущелья, периодически перепрыгивая по камням через неширокое русло речки или взбираясь на пригорки в поисках наилучшего варианта прохода. Шли, отдавая дань уважения многочисленным обо.

На середине пути встретилась компания веселых продавцов сувениров. Ребята явно «сообразили на троих», так сказать «для сугреву».

Удивительно, еще вчера мы гуляли по песчаным барханам, и было достаточно жарко. А в ущелье температура была близка к нулю и это еще нормально для второй половины сентября. Бывает, что и летом в ущелье лежит снег, вот такой здесь особый микроклимат. Всю дорогу нас развлекали монгольские пищухи.

Увидев первую из них, мы с азартом небезызвестного пса Шарика устраивали погоню — фотоохоту. Но позже их стало так много, что интерес к ним был окончательно и бесповоротно утерян. Тревожно напряжение последних дней проведенных в пустыне Гоби наконец-то прошло. Я почувствовал себя на удивление легко и свободно. То, что я видел вокруг, поразительно напоминало знакомые с детства места родной Адыгеи. С ощущением дома пришло и душевное спокойствие.

Об аймачном центре Даланзадгад

Этот небольшой город стал последней точкой нашей экспедиции по Монголии. Здесь мы попрощались с нашими водилами. Ребята не подвели, они оказались большими профессионалами. Просто удивительная удача, но за все десять дней бесконечной езды по монгольскому бездорожью у нас не было ни одной поломки, даже спущенного колеса. Невероятной сложности дорога была преодолена легко и относительно комфортно. Для оставшегося участка пути от Даланзадгада до столицы Монголии — Улан-Батора их подготовленные специально для езды по абсолютному бездорожью машины были не нужны. Путь, конечно, был не близкий, примерно 550 километров, но дорога была асфальтированной, хоть и узкой, но прямой как стрела. Добрались мы до Улан-Батора на арендованном микроавтобусе.

Немного о городке Даланзадгад. Он хоть и маленький, не больше 20 тысяч жителей, но столица. Столица Южногобийского аймака (по-нашему, областной центр). После безлюдной пустыни Гоби, этот городок, расположенный неподалеку от государственной границы с Китаем, показался нам центром цивилизации. Судите сами, там оказалось все, что обычно мы встречаем в любом современном городе: отели, рестораны, магазинчики и даже учреждения «досуга» виде многочисленных саун и караоке-клубов. Как оказалось, скотоводы-кочевники еще те шалуны. Прочитал позже, что есть в этом городе краеведческий музей и даже музыкально-драматический театр, в которых мы впрочем, не побывали. Но по улицам городкам прошлись. Зашли на главную городскую площадь имени Сухе-Батора, на которой перед зданием администрации аймака установлен памятник воину на коне, наверное, не Сухе-Батору, может Чингис-хану.

Дошли и до городского ипподрома, с группой вставших на дыбы коней и фонтаном перед входом.

Городок маленький, но явно не депрессивный. Административный центр аймака Южное Гоби, выглядит достаточно современным и динамично развивающимся.

Пожелаем дальнейших успехов и Даланзадгаду и всей Монголии!
На этом я заканчиваю цикл материалов о моем глубоком двадцатидневном погружении в монгольский мир.

До свидания, Бурятия и Монголия, до новых встреч! The end! Finita la commedia!

начало предыдущий рассказ

28 декабря 2015 г. 16:16
Что же у меня с Вашими рассказами приключается, Костя. Читаю: Монголия - страна "педофилов". Потом вспоминаю, что там дети - их все. Опять читаю: фу, ты, пронесло "петроглифов"!
А вот мы ругаемся на то, что некоторые выскребают на камнях "здесь был Вася"!
Может через 5 тыщь лет это тоже будет петроглифом. Не сбилась, правильно написала последнее слово!
28 декабря 2015 г. 16:40
Leolik писала 28 декабря 2015 г. 16:16
какой ужас, я еще от гей-кемпов не отошел
А вот мы ругаемся на то, что некоторые выскребают на камнях "здесь был Вася"!
Может через 5 тыщь лет это тоже будет петроглифом.
да в принципе так и есть. Даже лет через сто это надпись уже будет по своему интересна
kvesisskaya
28 декабря 2015 г. 16:42
Участие в такой экспедиции - круто, Костя! Узнала много интересного из Ваших публикаций! Спасибо большое! С наступающим Новым годом! Пусть он будет ярким, наполненным новыми увлекательными путешествиями!
28 декабря 2015 г. 16:46
Спасибо Вам Ольга! С настпающим Вас Новым Годом! Всего Вам наилучшего!
kvesisskaya
Степные ветры прозвучали,
В прекрасном фотоматерьяле!
28 декабря 2015 г. 17:31
Спасибо за такой душевный поэтический комментарий! Тронут!
28 декабря 2015 г. 18:33
Ох Костя. ...Заманюха конечно.Но...в вашем случае я лучше на диване под горячий чай погружаясь в это путешествии по стране петроглифов.Очень же интересно....
28 декабря 2015 г. 20:27
ну вот, все так говорят. А монголы ждут всех в гости, надеятся, что к ним в гости приедут
29 декабря 2015 г. 1:34
Ох....как-то я еще не успела сильно заскучать по тундре....а здесь почти тоже..так что я пока повременю с Монголией
29 декабря 2015 г. 10:10
Понятно. Пользуясь случаем разрешите поздравить Вас София, и Ваших близких с Новым годом! Всех Вам благ!
Большое спасибо ,Костя. С НОВЫМ годом вас.Пусть он принесет вам еще супер путешествия и откроет новые горизонты
28 декабря 2015 г. 19:12
Не, ну круто это все!!! Монголия - шикарна! Петроглифы изумительны! Я в восторге!! А ягнятника-то увидели в результате?
28 декабря 2015 г. 20:30
Ягнятников не видели, только пищух но точно знаю что они там живут
29 декабря 2015 г. 9:09
ну вот, так всегда!!!
29 декабря 2015 г. 0:04
Костя, вот и Вы закончили свое путешествие! Немного грустно. Зато сколько прекрасных впечатлений. Новых приключений!
29 декабря 2015 г. 10:01
evgeniaczech писала 29 декабря 2015 г. 0:04
вот и Вы закончили свое путешествие!
увы. Но, надеюсь будут новые города и страны, новые впечатления. Желаю это себе, Вам и всем нам!
29 декабря 2015 г. 1:28
Петроглифы один из наиболее распространённых археологических памятников. Наверное, на всех материках Земли можно встретить выбитые, процарапанные или нарисованные на каменных поверхностях изображения, оставленные разными народами в различные эпохи.
Да уж! что есть то есть, даже в совершенно ныне безжизненных на огромные пространства плато Колорадо и то усыпано именно в этих безлюдных местах петроглиыами. Вот скажите технологию, при которой рисунок на камне сохранится более 30-40 тыс лет??? вы вот своим ножем или гвоздем такой селаете? Ээээххх! ничего-то мы не знаем про тех, что до нас тут жили...
За вашу удивительную Монголию моя безмерная благодарность!!! И спасибо вам за исчерпывающую экскурсию по редким её местам!
С Новым годом и новыми маршрутами! Пусть всё сбудется, Константин, о чем мечтается!!!
29 декабря 2015 г. 10:03
Спасибо Маргарита за хорошие пожелания! Поздравляю Вас и Ваших близких с Новым 2016 Годом! Будьте счастливы!
29 декабря 2015 г. 10:27
sany4
29 декабря 2015 г. 11:46
С большим интересом читал о вашем монгольском трипе! Отличное пособие для собирающихся в эту страну! А тебе, Костя, удачи в наступающему году и увлекательных поездок!
29 декабря 2015 г. 12:50
Спасибо Валера! Всего самого наилучшего в Новом Году!
sany4
29 декабря 2015 г. 12:53
29 декабря 2015 г. 13:33
Отличное путешествие получилось!
29 декабря 2015 г. 15:26
Arkhip251166 писал 29 декабря 2015 г. 13:33
Отличное путешествие получилось!
Теперь я понимаю, что да
29 декабря 2015 г. 20:12
Костя, как то быстро всё закончилось! Я уже привыкла к еженедельной Монголии под горячий чай с шоколадкой Спасибо, Вам! С наступающим новым годом!
30 декабря 2015 г. 10:38
sonnenschein писала 29 декабря 2015 г. 20:12
Я уже привыкла к еженедельной Монголии под горячий чай с шоколадкой
спасибо Лена! Вас и Ваших близких с Новым Годом! Всего вам наилучшего!
30 декабря 2015 г. 21:43
Большое спасибо!
30 декабря 2015 г. 8:25
А неплохой городок, я думал, что кроме Улан Батора вообще нет городов приличных.
Отличное путешествие у вас получилось, очень интересное и полезное!
30 декабря 2015 г. 10:36
Butyrskii писал 30 декабря 2015 г. 8:25
А неплохой городок,
маленький совсем, за полчаса пешком весь пройти можно. К нему от УБ идет асфальтированная дорога, так что вариант оказаться в Гоби. Но путь не близкий -550 км
30 декабря 2015 г. 10:38
По асфальту можно проехать думаю, а как у них с местным ГАИ? Стоят с радарами, или вообще такого нет?
30 декабря 2015 г. 10:59
Butyrskii писал 30 декабря 2015 г. 10:38
а как у них с местным ГАИ?
точно не знаю, на въезде в города видел, стоят, по трассе вроде нет. Но я был пассижиром, на это внимание не обращал. Думаю, большая проблема это пробки в столице, наверное, много хуже чем в Москве.
30 декабря 2015 г. 12:24
Все относительно, надо смотреть по времени. По вечерам почти во всех городах пробки, я обычно с утра катаюсь
30 декабря 2015 г. 11:19
ДаланЗадГад - как романтично :))
30 декабря 2015 г. 12:14
Maksim_Starostin писал 30 декабря 2015 г. 11:19
ЗадГад
на самом деле все очень прилично, переводится как "70 источников"
30 декабря 2015 г. 11:54
Спасибо за прекрасные репортажи о таких труднодоступных местах. С наступающим Новым Годом !
30 декабря 2015 г. 12:14
Спасибо! Вас с наступающим Новым годом!
31 декабря 2015 г. 6:33
Больше всего заинтересовало, то что петроглифы во всем мире похожи. Например вот это гротескное изображение рогов оно практически повсеместно. Это скорее вопрос психологии чем истории. Наверно сейчас в живописи тоже можно выделить обобщающие элементы.
Интересно съездили. Такие поездки заставляют думать, а такую здоровую голову нам именно для этого приделали
Спасибо большое за интересные заметки. С наступающим Новым Годом!
31 декабря 2015 г. 10:54
Спасибо! Тема петроглифов заинтересовала, нашел работу советских времен, планирую серьезно почитать на праздники. Вас и Ваших близких поздравляю с Новым Годом!
Судя по петроглифам 30-40 тысяч лет назад мужчины в Монголии были ого-го )))
Классное путешествие! Жаль, что закончилось ) Желаю в Новом году не менее интересных!
или просто хвастуны, теперь не проверишь
Спасибо Люба и Вам желаю всего самого наилучшего в новом году!

Костя, а давайте на "ты" перейдем в честь наступления Нового года?
Давай!
Хорошее завершение удачной поездки!
Не страшно было на коняшке в ущельях?
julykum писала 27 января 16:15
Хорошее завершение удачной поездки!
Не страшно было на коняшке в ущельях?
не, они же ручные, натренированные туристов возить. Вот если бы мустанга дикого оседлать, вот тогда был бы я герой
Нет-нет, это слишком опасно для жизни.
Chiffa7
Торговцы сувенирами прямо как "охотники на привале" расположились))
После Гоби чуднО, наверное, встречать людей в таких количествах)) и сувениры продают, и лошадей водят...
Как петроглифы на ощупь? Гладкие? Когда-то довелось в Карелии сравнивать петроглифы и крест, выбитый на них монахами лет этак 400 назад, вот крест до сих пор шероховатый.
Отличное путешествие. Побольше бы таких.
Chiffa7 писал 5 февраля 16:28
Торговцы сувенирами прямо как "охотники на привале" расположились))

встречать людей в таких количествах
с людьми в Монголии большая проблема, одна из самых малонаселенных стран мира.
К петроглифам приобщились -письмо написанное тысячи лет назад -впечатляет
Отличное путешествие. Побольше бы таких.