Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 18:00

Вардзиа, Ахалцихе , Боржоми — Грузия Октябрь 2015

Гамарджоба, Грузия!

Тбилиси-какой он?

про Мцхету

про Кахетию

В прошлой истории мы с вами расстались в городе Телави, где у нас была всего одна случайная ночь, затем слишком ранний подъем- в 6 утра и в 6–25 мы уже стояли внизу в ожидании таксиста Давида. Подъехав через пять минут и, удивляясь нашей пунктуальности, погрузив вещи в багажник, озвучил: «Ровно в восемь будем на месте!»

Из Телави в Тбилиси проще всего и к тому же короче можно попасть через Гомборский перевал, проехав 90 километров по хорошо асфальтированной, но закрученной-заверченной серпантинной дороге.

Это был удивительнй перевал Гомбори- мелькавшие за окном маленькие поселки, в которых ранним рассветным утром сельские жители вели своих домашних животных на пастбища прямо по дороге, преграждая путь одинокому авто!

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Туманные облака, мягкой пеленой окутавшие простирающиеся по обе стороны дороги горы. Разноцветье листвы: высоко в горах это уже осенняя теплая пастораль, а чем ниже мы спускались, тем зеленее были деревья!

Из полудремотного состояния и оторвав от важного занятия-созерцания окружающих картинок, вывел нас Давид, остановив у ближайшего метро, кажется Исани, а может быть и Самгори, но как и обещал-ровно в восемь утра!

Шел дождь и это явление природы не внушало оптимизма! Переезд до Дидубе и в 9 утра на маршрутке мы отправляемся в сторону следующего отрезка нашего путешествия — в Самцхе-Джавахетию. Найти маршрутку нам помог не случайный человек, а зазывала (о транспорте Грузии), схвативший чемодан у Иры, практически вырвавший его у нее из рук и потащивший куда-то влево от выхода из метро. Нам оставалось только спешно следовать за ним, к удивлению все закончилось посадкой в нужный транспорт, следовавший до Боржоми. В пути мы провели 2 часа, проезд стоил -7 Лари.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

За это короткое время погода менялась несколько раз: сначала, как и положено шел дождь, потом темная масса расползлась в стороны, давая дорогу голубым кусочкам неба и солнечным лучикам. А затем тучи, будто спохватившись, с еще большим ожесточением налетели со все сторон, отпихнув белые облака в стороны и закрыв своими черными крылами нежную голубизну неба, не забывая при этом с остервенением поливать все вокруг. Но чем ближе мы подъезжали к Боржоми, тем меньше становилось наглых и черных туч, тем ярче светило солнце и голубое небо вело себя как гостеприимная радужная хозяйка! Выйдя у информационного центра и оставив там свои вещи, снабженные картой мы отправились на экскурсию по городу, а вернее по его парковой территории.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Боржоми — город-курорт, находится в Боржомском ущелье на высоте 800 метров над уровня моря. Всем он известен своей лечебной минеральной водой, вот и мы подсели на эту водичку, ежедневно покупая ее в торговой сети Грузии. А сейчас шагали по мосту через Куру в сторону Городского парка-да, да, мы решили немного придержать наших лихих коней и просто отдохнуть, гуляя по парку.

Сначала обошли весь парк, потом правда пообедали в кафе, потом поднялись на фуникулере, потом прогулялись там, на верху: вы спросите, что я же чуть ранее обмолвилась об отдыхе и где он? А это и есть отдых в нашем понимании! Пишу сейчас эти строки и мне самой смешно: понимание отдыха у нас какое-то своеобразное, утрированное!)))

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Часов в 15 мы забрали вещи в инфоцентре и порулили по мостовой к так называемому импровизированному вокзалу, находящемуся практически под мостом, но мы никак не могли разобраться — и где же стоит наша маршрутка на Ахалцихе? Раз пять спрашивали и переспрашивали, не веря словам и совету перейти дорогу и просто стоять в ожидании маршрутки, проезжающей мимо. Т. е. это был реальный автостоп: на трассе (ну и что, что вокруг город!), практически под мостом, ну и что, что с нами рядом стояли такие же желающие уехать, обдуваемые ветрами и проносящимся мимо транспортом мы выдержали-таки натиск местных бомбил и остановили пролетающую мимо маршрутку, едва не бросившись ей под колеса!

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

4 Лари и через час мы в Ахалцихе в частном секторе, вокруг деревенские улицы с почти одинаковыми 2-х этажными домами, бегают дети, взрослые сидят на лавочках — так прикольно все! Наши апартаменты немного удивили — мягко говоря, но территория проживания оказалась огромна: с спальней из 4-х кроватей, собственной кухней и гостиной. Рядом ни одного кафе, нашли магазинчик, накупили еды и дома организовали себе ужин. Насытившиеся и довольные пораньше улеглись спать: назавтра был запланирован очень насыщенный день, кто бы сомневался?

Обговорив заранее свои планы с хозяином гестхауза, мы предупредили его: на этот регион у нас всего 1,5 дня. Утром, проезжая по городу недалеко от вокзала вначале улицы Костава, в небольшом сквере мы увидели памятник царице Тамаре.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Ахалцихе «ахали цихе», в переводе означает «новая крепость» — административный центр области Самцхе-Джавахети и единственный относительно крупный город в этом районе.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Не задерживаясь, лишь изредка останавливаясь, чтобы полюбоваться сменяющимися пейзажами,

держим путь в таинственную пещерную крепость-монастырь, которая находится в отвесной туфовой стене горы Эрушети и тянется на 900 метров.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Внизу надо купить билет, и если нет желания подниматься по крутому склону, то за 3 лари вас домчит туда маршрутка, а далее уже сами ножками вперед на обследование пещерного чуда!

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Вардзиа появилась в Грузии в XII веке и была предназначена для защиты Боржомского ущелья от врагов, которые пытались захватить территорию с юга. Знаменитая грузинская царица Тамар считается основательницей этого важного стратегического объекта -храма и монастыря одновременно.

В самой горе за сравнительно небольшой период времени было высечено примерно 600 помещений, а строительство всего города в скале продолжалось полвека! И самое удивительное было в том, что крепость совершенно не была видна снаружи: на поверхность выходили три хорошо замаскированных отверстия. Здесь есть различные помещения необходимые для жизни: церкви и часовни, кельи и кладовые, бани, трапезные, казнохранилища и библиотеки.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

В таких отверстиях разводили огонь.

Сами помещения вглубь скалы уходят на целых 50 метров, а их высота расположения друг над другом равна высоте современного восьмиэтажного дома. В 1283 году Грузию постигло сильное землетрясение, во время которого пострадали многие священные места страны, в том числе и Вардзиа. Во время этого природного катаклизма от тайного города в скале отвалился целый кусок породы, который обнажил то, что так тщательно было скрыто и всем врагам стало хорошо видно, что творится теперь в самой скале. После этого землетрясения Вардзиа раз и навсегда утратила своё стратегическое значение. И теперь город в скале стал всего лишь самым обычным монастырём, функционирующим и по сей день.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Территория Вардзии очень хорошо оборудована для туристов, здесь есть и ступеньки, и поручни, подземные ходы освещают редкие лампочки, но есть и запретные закрытые территории.

Блуждая по территории, испытываешь невольный трепет, удивление, восторженность ко всему, что видишь и к чему можно прикоснуться. При виде всевозможных помещений, отверстий, углублений разной формы и глубины, предназначенных для каких-то конкретных мероприятий, удивляешься — как же досконально все было продумано в те далекие годы!

Вардзия нам понравилась очень, очень и очень!

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

С утра начиная знакомство с пещерной территорией практически в одиночестве, мы ощутили комфорт и уходя через пару-тройку часов, видели, как толпы туристов заполняли все вокруг. Около касс уже стояло несколько экскурсионных автобусов, прибывших из Тбилиси -3 часа в одну сторону, нет- это не для нас, фыркнув в их сторону, мы поспешили к своему авто, чтобы через несколько минут оказаться в женском монастыре Верхняя Вардзия.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Потом было приключение, о котором я рассказывала здесь

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

А потом проехав красивейший участок пути вдоль Куры, то петляющей по широкой просторной долине,

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

то ревущей, зажатой в узком ущелье, выйти вновь. На этот раз очень захотелось исследовать древнюю крепость Хертвиси, лучше всего сохранившуюся со времен грузинского феодального периода. Крепость возвышается на скале прямо у дороги, поэтому всякий кто проезжает мимо, при желании может здесь погулять.

Какой год является датой постройки, доподлинно не известно, но в 985 году в крепости была построена церковь, которая находится сейчас на реконструкции.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Известно, что крепость сильно пострадала от землетрясения 1283 года, разрушившего и наружную стену Вардзии. В XVI веке сюда пришли турки и крепость лет на 400 перешла в их собственность. В 1624 году её брал штурмом Георгий Саакадзе, а в 1771 году — царь Ираклий II. Когда в 1828 году началась русско-турецкая война, крепость оказалась важным стратегическим объектом — по дорогам мимо крепости турки перебрасывали подкрепления в Ахалцихе и в Ахалкалаки.

Территория крепости огромна и мне понадобилось часа полтора, чтобы все более или менее изучить и обойти и налюбоваться видами вокруг от крепости. Некорые места мне напомнили Тоскану.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Кроме меня крепостью заинтересовались пара-тройка бычков, естественные результаты прогулок которых я видела везде и две пары с Украины, метавшиеся в поисках лучших кадров «себя на фоне»! Мне было жаль это огромное брошенное и запущенное строение, до него не дошли руки или банально не хватило средств на реконструкцию.

По дороге назад мы остановились еще только один раз, увидев как мужчины трудились над созданием террас, необходимых для выращивания винограда.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

Это было очень удивительно- как впрочем и все в этой стране, такой титанический труд на солнцепеке!

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

А мы возвратились в Ахалцихе, хозяин попытался скрасить нам вечер — предложил местные серные бани, но увы, в банях банально отключили свет — не судьба! Но зато с этого места мы полюбовались шикарным ракурсом крепости Рабат, встречу с которой наметили на завтра.

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

А утром над городом нависли тяжелые мрачные тучи, из опасения, что может пойти дождь, хозяин предусмотрительно сплавил нас своему другу, у которого машина оказалась гораздо мощнее и опять мы в пути и теперь едем в то место место, осеннее фото которого я впервые увидела пару лет назад и непременно захотела посетить его, но об этом в следующий раз.

О поездке в летнюю резиденцию князей Чавчавадзе

И туман, и солнце и Казбек.

Сванетия, Местия-немного обо всем.