Семчина Наталия (NataliaC)
Наталия Семчина Пользователь — была вчера 17:52

Самцхе-Джавахети — там где крепости, пещеры, монастыри

24 декабря 2015 г. 7:47 Боржоми, Ахалцихе , Вардзиа — Грузия Октябрь 2015

Гамарджоба, Грузия!

Тбилиси-какой он?

про Мцхету

про Кахетию

В прошлой истории мы с вами расстались в городе Телави, где у нас была всего одна случайная ночь, затем слишком ранний подъем- в 6 утра и в 6–25 мы уже стояли внизу в ожидании таксиста Давида. Подъехав через пять минут и, удивляясь нашей пунктуальности, погрузив вещи в багажник, озвучил: «Ровно в восемь будем на месте!»

Из Телави в Тбилиси проще всего и к тому же короче можно попасть через Гомборский перевал, проехав 90 километров по хорошо асфальтированной, но закрученной-заверченной серпантинной дороге.

Это был удивительнй перевал Гомбори- мелькавшие за окном маленькие поселки, в которых ранним рассветным утром сельские жители вели своих домашних животных на пастбища прямо по дороге, преграждая путь одинокому авто!

Туманные облака, мягкой пеленой окутавшие простирающиеся по обе стороны дороги горы. Разноцветье листвы: высоко в горах это уже осенняя теплая пастораль, а чем ниже мы спускались, тем зеленее были деревья!

Из полудремотного состояния и оторвав от важного занятия-созерцания окружающих картинок, вывел нас Давид, остановив у ближайшего метро, кажется Исани, а может быть и Самгори, но как и обещал-ровно в восемь утра!

Шел дождь и это явление природы не внушало оптимизма! Переезд до Дидубе и в 9 утра на маршрутке мы отправляемся в сторону следующего отрезка нашего путешествия — в Самцхе-Джавахетию. Найти маршрутку нам помог не случайный человек, а зазывала (о транспорте Грузии), схвативший чемодан у Иры, практически вырвавший его у нее из рук и потащивший куда-то влево от выхода из метро. Нам оставалось только спешно следовать за ним, к удивлению все закончилось посадкой в нужный транспорт, следовавший до Боржоми. В пути мы провели 2 часа, проезд стоил -7 Лари.

За это короткое время погода менялась несколько раз: сначала, как и положено шел дождь, потом темная масса расползлась в стороны, давая дорогу голубым кусочкам неба и солнечным лучикам. А затем тучи, будто спохватившись, с еще большим ожесточением налетели со все сторон, отпихнув белые облака в стороны и закрыв своими черными крылами нежную голубизну неба, не забывая при этом с остервенением поливать все вокруг. Но чем ближе мы подъезжали к Боржоми, тем меньше становилось наглых и черных туч, тем ярче светило солнце и голубое небо вело себя как гостеприимная радужная хозяйка! Выйдя у информационного центра и оставив там свои вещи, снабженные картой мы отправились на экскурсию по городу, а вернее по его парковой территории.

Боржоми — город-курорт, находится в Боржомском ущелье на высоте 800 метров над уровня моря. Всем он известен своей лечебной минеральной водой, вот и мы подсели на эту водичку, ежедневно покупая ее в торговой сети Грузии. А сейчас шагали по мосту через Куру в сторону Городского парка-да, да, мы решили немного придержать наших лихих коней и просто отдохнуть, гуляя по парку.

Сначала обошли весь парк, потом правда пообедали в кафе, потом поднялись на фуникулере, потом прогулялись там, на верху: вы спросите, что я же чуть ранее обмолвилась об отдыхе и где он? А это и есть отдых в нашем понимании! Пишу сейчас эти строки и мне самой смешно: понимание отдыха у нас какое-то своеобразное, утрированное!)))

Часов в 15 мы забрали вещи в инфоцентре и порулили по мостовой к так называемому импровизированному вокзалу, находящемуся практически под мостом, но мы никак не могли разобраться — и где же стоит наша маршрутка на Ахалцихе? Раз пять спрашивали и переспрашивали, не веря словам и совету перейти дорогу и просто стоять в ожидании маршрутки, проезжающей мимо. Т. е. это был реальный автостоп: на трассе (ну и что, что вокруг город!), практически под мостом, ну и что, что с нами рядом стояли такие же желающие уехать, обдуваемые ветрами и проносящимся мимо транспортом мы выдержали-таки натиск местных бомбил и остановили пролетающую мимо маршрутку, едва не бросившись ей под колеса!

4 Лари и через час мы в Ахалцихе в частном секторе, вокруг деревенские улицы с почти одинаковыми 2-х этажными домами, бегают дети, взрослые сидят на лавочках — так прикольно все! Наши апартаменты немного удивили — мягко говоря, но территория проживания оказалась огромна: с спальней из 4-х кроватей, собственной кухней и гостиной. Рядом ни одного кафе, нашли магазинчик, накупили еды и дома организовали себе ужин. Насытившиеся и довольные пораньше улеглись спать: назавтра был запланирован очень насыщенный день, кто бы сомневался?

Обговорив заранее свои планы с хозяином гестхауза, мы предупредили его: на этот регион у нас всего 1,5 дня. Утром, проезжая по городу недалеко от вокзала вначале улицы Костава, в небольшом сквере мы увидели памятник царице Тамаре.

Ахалцихе «ахали цихе», в переводе означает «новая крепость» — административный центр области Самцхе-Джавахети и единственный относительно крупный город в этом районе.

Не задерживаясь, лишь изредка останавливаясь, чтобы полюбоваться сменяющимися пейзажами,

держим путь в таинственную пещерную крепость-монастырь, которая находится в отвесной туфовой стене горы Эрушети и тянется на 900 метров.

Внизу надо купить билет, и если нет желания подниматься по крутому склону, то за 3 лари вас домчит туда маршрутка, а далее уже сами ножками вперед на обследование пещерного чуда!

Вардзиа появилась в Грузии в XII веке и была предназначена для защиты Боржомского ущелья от врагов, которые пытались захватить территорию с юга. Знаменитая грузинская царица Тамар считается основательницей этого важного стратегического объекта -храма и монастыря одновременно.

В самой горе за сравнительно небольшой период времени было высечено примерно 600 помещений, а строительство всего города в скале продолжалось полвека! И самое удивительное было в том, что крепость совершенно не была видна снаружи: на поверхность выходили три хорошо замаскированных отверстия. Здесь есть различные помещения необходимые для жизни: церкви и часовни, кельи и кладовые, бани, трапезные, казнохранилища и библиотеки.

В таких отверстиях разводили огонь.

Сами помещения вглубь скалы уходят на целых 50 метров, а их высота расположения друг над другом равна высоте современного восьмиэтажного дома. В 1283 году Грузию постигло сильное землетрясение, во время которого пострадали многие священные места страны, в том числе и Вардзиа. Во время этого природного катаклизма от тайного города в скале отвалился целый кусок породы, который обнажил то, что так тщательно было скрыто и всем врагам стало хорошо видно, что творится теперь в самой скале. После этого землетрясения Вардзиа раз и навсегда утратила своё стратегическое значение. И теперь город в скале стал всего лишь самым обычным монастырём, функционирующим и по сей день.

Территория Вардзии очень хорошо оборудована для туристов, здесь есть и ступеньки, и поручни, подземные ходы освещают редкие лампочки, но есть и запретные закрытые территории.

Блуждая по территории, испытываешь невольный трепет, удивление, восторженность ко всему, что видишь и к чему можно прикоснуться. При виде всевозможных помещений, отверстий, углублений разной формы и глубины, предназначенных для каких-то конкретных мероприятий, удивляешься — как же досконально все было продумано в те далекие годы!

Вардзия нам понравилась очень, очень и очень!

С утра начиная знакомство с пещерной территорией практически в одиночестве, мы ощутили комфорт и уходя через пару-тройку часов, видели, как толпы туристов заполняли все вокруг. Около касс уже стояло несколько экскурсионных автобусов, прибывших из Тбилиси -3 часа в одну сторону, нет- это не для нас, фыркнув в их сторону, мы поспешили к своему авто, чтобы через несколько минут оказаться в женском монастыре Верхняя Вардзия.

Потом было приключение, о котором я рассказывала здесь

А потом проехав красивейший участок пути вдоль Куры, то петляющей по широкой просторной долине,

то ревущей, зажатой в узком ущелье, выйти вновь. На этот раз очень захотелось исследовать древнюю крепость Хертвиси, лучше всего сохранившуюся со времен грузинского феодального периода. Крепость возвышается на скале прямо у дороги, поэтому всякий кто проезжает мимо, при желании может здесь погулять.

Какой год является датой постройки, доподлинно не известно, но в 985 году в крепости была построена церковь, которая находится сейчас на реконструкции.

Известно, что крепость сильно пострадала от землетрясения 1283 года, разрушившего и наружную стену Вардзии. В XVI веке сюда пришли турки и крепость лет на 400 перешла в их собственность. В 1624 году её брал штурмом Георгий Саакадзе, а в 1771 году — царь Ираклий II. Когда в 1828 году началась русско-турецкая война, крепость оказалась важным стратегическим объектом — по дорогам мимо крепости турки перебрасывали подкрепления в Ахалцихе и в Ахалкалаки.

Территория крепости огромна и мне понадобилось часа полтора, чтобы все более или менее изучить и обойти и налюбоваться видами вокруг от крепости. Некорые места мне напомнили Тоскану.

Кроме меня крепостью заинтересовались пара-тройка бычков, естественные результаты прогулок которых я видела везде и две пары с Украины, метавшиеся в поисках лучших кадров «себя на фоне»! Мне было жаль это огромное брошенное и запущенное строение, до него не дошли руки или банально не хватило средств на реконструкцию.

По дороге назад мы остановились еще только один раз, увидев как мужчины трудились над созданием террас, необходимых для выращивания винограда.

Это было очень удивительно- как впрочем и все в этой стране, такой титанический труд на солнцепеке!

А мы возвратились в Ахалцихе, хозяин попытался скрасить нам вечер — предложил местные серные бани, но увы, в банях банально отключили свет — не судьба! Но зато с этого места мы полюбовались шикарным ракурсом крепости Рабат, встречу с которой наметили на завтра.

А утром над городом нависли тяжелые мрачные тучи, из опасения, что может пойти дождь, хозяин предусмотрительно сплавил нас своему другу, у которого машина оказалась гораздо мощнее и опять мы в пути и теперь едем в то место, осеннее фото которого я впервые увидела пару лет назад и непременно захотела посетить его, но об этом в следующий раз.

О поездке в летнюю резиденцию князей Чавчавадзе

24 декабря 2015 г. 7:46
Маленькая Грузия так многогранна!
И тебе шикарнейшая природа и тебе увлекательнейшая история!
24 декабря 2015 г. 10:07
milochka писала 24 декабря 2015 г. 7:46
Маленькая Грузия так многогранна!
-удивительная страна, Лена!!Маленькая, но кажется необъятной-столько в ней всего интересного и удивительного!! Спасибо!!
24 декабря 2015 г. 8:55
И снова Ах,Наташа.. Прекрасные места ,удивительна природа и столько в ней гордой красоты...Удивительное путешествие ,где каждый новый день не похож на прежний и места дарят незабываемое.
24 декабря 2015 г. 10:08
sovikont писала 24 декабря 2015 г. 8:55
каждый новый день не похож на прежний и места дарят незабываемое.
-ты верно подметила, Соня, ежедневные приятные удивления!!!
24 декабря 2015 г. 10:10
И очень спокойная красота.Та ,которую хочется созерцать, забывая обо всем вокруг.
24 декабря 2015 г. 10:19
Да, да, София, именно
sovikont писала 24 декабря 2015 г. 10:10
хочется созерцать, забывая обо всем вокруг.
24 декабря 2015 г. 21:21
24 декабря 2015 г. 11:34
Наташ, вот и у нас такое же понятие об отдыхе - летишь домой без сил, без ног, но вспоминаешь путешествие с такой радостью и таким удовлетворением! Потому что как можно сидеть на месте, когда вокруг столько!!!!!!! красоты! И как пропустить что-то, сославшись на усталость? Мне многие говорят, что мы неправильно отдыхаем и что это вообще не отдых. Пусть так. Но именно это я и считаю нормальным отдыхом. А посидеть я и в старости глубокой успею, хотя очень надеюсь, что всегда буду шустрой старушкой и непоседливость меня не покинет. Что, собственно, я и тебе от души желаю!
В таких местах меня б только темнота и останавливала... Красиво - сил нет!
24 декабря 2015 г. 12:04
Спасибо, Таня, мы с тобой чувствуем одинаково!!
onegina17 писала 24 декабря 2015 г. 11:34
неправильно отдыхаем.Пусть так. Но именно это я и считаю нормальным отдыхом.
-мне тоже именно такой отдых доставляет эйфорию чувств и эмоций, что бы так захлестнуло, что и через время я ощущала те мгновения!!!!
тебе от души желаю!
-и я тебе тоже!! И пусть покой нам будет только сниться!
24 декабря 2015 г. 12:36
24 декабря 2015 г. 14:19
onegina17 писала 24 декабря 2015 г. 11:34
Таня, мне кажется ты с Наташей и в старости будете вот так шустро ездить, как на этой картинке! Мой вам огромный респект!
24 декабря 2015 г. 16:14
teona писала 24 декабря 2015 г. 14:19
и в старости будете вот так шустро ездить,
-будем, будем, Теона!!!Старость нас дома не застанет!!!
24 декабря 2015 г. 17:11
Ну, старость ведь и активная бывает! Вот я за нее двумя руками. Да и чего уж там, привычки менять. Мы еще мимо кладбища бодренько пронесемся, куда там костлявой поспеть за нами шустрыми...
24 декабря 2015 г. 14:08
Наташ! Вот все эти места обожал мой отец :) Это его настоящая Родина - Джавахети, а себя он называл "джавахом" :) Очень красивые места и в любое время года! Я рада что тебе понравилось и ты всю эту красоту сумела показать! И конечно же парк в Боржоми - это уже на меня накатили детские воспоминания....Вы с Ирой и правда очень много успели
24 декабря 2015 г. 16:17
teona писала 24 декабря 2015 г. 14:08
его настоящая Родина - Джавахети
-правда, Теона? Места потрясающие, не такие суровые, как вокруг Степанцминды, но в них свое очарование!! Я еще покажу подробнее, теперь потороплюсь!!
парк в Боржоми - это уже на меня накатили детские воспоминания.
-полдня точно там провели, жалели что не смогли дойти до бассейна с минеральной водой!! А когда поднялись на канатке, я еще пошла искать храм-вокруг лес, огромные деревья и я! Храм не нашла и назад почти бежала!!
24 декабря 2015 г. 18:26
NataliaC писала 24 декабря 2015 г. 16:17
огромные деревья и я! Храм не нашла и назад почти бежала!!
- ну я всегда говорила, что ты у нас самая храбрая и смелая туристерка
24 декабря 2015 г. 19:09
24 декабря 2015 г. 14:38
Наташа!
Удивляет и восхищает такое количество замечательных памятников на сравнительно небольшой территории. Благодарен тебе за прекрасное погружение в страну и говорящие фотографии.
24 декабря 2015 г. 16:19
-да, Владимир, нас это тоже поразило!!
Благодарен тебе за прекрасное погружение в страну и говорящие фотографии.
-а я не могу иначе-все что видела, все и вам показываю!! Вот может и вы с Галиной доберетесь до тех мест!!
24 декабря 2015 г. 19:05
Наташа!
Нам даже не нужно долго готовиться, ведь вы с Ириной маршрут разработали. Как только карты лягут- обязательно поедем.
24 декабря 2015 г. 21:23
Shefer писал 24 декабря 2015 г. 19:05
ведь вы с Ириной маршрут разработали.
-и он нам понравился, так что смело можно следовать, корректирую под себя нюансы.
обязательно поедем.
-желаю, чтобы сбылось!!
24 декабря 2015 г. 16:14
Энциклопедия Грузии и путеводитель получается постепенно... Здорово!
24 декабря 2015 г. 16:20
Ну не совсем так, конечно, но тебе со стороны виднее!! А мне радостно, что тебе нравится
Энциклопедия Грузии и путеводитель
!!
24 декабря 2015 г. 17:01
Нравится!
24 декабря 2015 г. 16:30
Могу засвидетельствовать, что всё именно так и было. И безумный переезд из Телави в Тбилиси, потом сразу в Боржоми, остановка и прогулка по парку, забросив вещи в инфоцентр, а оттуда почти автостопом в Ахалцихе. И автостоп из Боржоми, и поездка с утра пораньше в Вардзию. Вот хорошо, что мы там оказались рано, до заезда туристических групп, в результате чего смогли насладиться прогулками по пещерам практически в одиночестве. Потому и впечатления от Вардзии остались очень приятные.
24 декабря 2015 г. 17:21
Могу засвидетельствовать, что всё именно так и было.
Вардзию. Вот хорошо, что мы там оказались рано, до заезда туристических групп, и смогли насладиться прогулками по пещерам практически в одиночестве.
-это было классно, никто не мешал!!
почти автостопом в Ахалцихе.
-как вспомню!!
24 декабря 2015 г. 18:19
NataliaC писала 24 декабря 2015 г. 17:21
-как вспомню!!
Зато дёшево. У нас же был супер бюджетный трип.
24 декабря 2015 г. 19:10
tinka61 писала 24 декабря 2015 г. 18:19
У нас же был супер бюджетный трип.
-ага, большая часть поездок на такси -кому скажи, ведь не поверят!!
24 декабря 2015 г. 18:55
Наташа, виды обалденные! Ну, и шустрые вы девушки! Столько увидеть! Вардзия больше всего поразила, настоящий подземный город.
24 декабря 2015 г. 19:11
sonnenschein писала 24 декабря 2015 г. 18:55
Ну, и шустрые вы девушки!
-ой, Леночка, мы такие!!!
Вардзия больше всего поразила, настоящий подземный город.
-потрясающий подземный город!!!
24 декабря 2015 г. 19:13
24 декабря 2015 г. 20:08
никаких маршруток! только по крутому склону!!
24 декабря 2015 г. 21:06
Jura_Lepesa писал 24 декабря 2015 г. 20:08
никаких маршруток!
-да?
только по крутому склону!!
-ну так только при наличии снега!!
25 декабря 2015 г. 6:53
Боржоми-"сколько в этом звуке"...
Подземный город, конечно, очень впечатлил. И яма для костра в виде сердечка!
Наташ, не покатило вам в этот приезд с серными банями, все мимо кассы. А так бы косточки погрели, усталость сняли!
Ну, вы конечно, темп задали! Такая насыщенная поездка!
25 декабря 2015 г. 13:38
Leolik писала 25 декабря 2015 г. 6:53
Подземный город, конечно, очень впечатлил.
-истину глаголишь, Лен!!! Я там альбом вчера выложила с подробностями!!
не покатило вам в этот приезд с серными банями, все мимо кассы.
-и не говори, жалость
косточки погрели!
-остались холодными!!
Такая насыщенная поездка!
-кайфовая!!!
25 декабря 2015 г. 10:33
Красивые виды, такой туристический потенциал, и так немного туристов, с одной стороны (туриста) это классно - никто не мешает. Но со стороны экономики страны жалко...
25 декабря 2015 г. 13:40
Но со стороны экономики страны жалко..
-народ едет, едет ото всюду, маловато пока, но местные жители рады принимать всех!!
такой туристический потенциал,
-да, да, как-то даже неожиданно!!
25 декабря 2015 г. 14:46
Остается только поражаться вашему путешествию! Ну шустрые!
25 декабря 2015 г. 15:00
Anna_08 писала 25 декабря 2015 г. 14:46
Ну шустрые!
-ну так молоды же!!
25 декабря 2015 г. 16:29
Кто спорит!
25 декабря 2015 г. 21:02
25 декабря 2015 г. 19:26
Красота невероятная, и многообразная, завидую вам, девочки!
25 декабря 2015 г. 21:03
evgeniaczech писала 25 декабря 2015 г. 19:26
Красота невероятная, и многообразная,
Очень разная, но вся прекрасная!!
26 декабря 2015 г. 6:19
какая-то просто необъятная Грузия....
26 декабря 2015 г. 15:58
Nomad писал 26 декабря 2015 г. 6:19
просто необъятная Грузия..
-эт я еще не все показала!! И Ира что-то задерживает Сванетию-там вообще нечто!!!
26 декабря 2015 г. 17:42
26 декабря 2015 г. 15:59
violik писал 26 декабря 2015 г. 12:46
И крепость -
-о, да, я знаю вашу страсть, я ее всю облазила, потом покажу подробнее!!Очень интересный объект!!
violik
26 декабря 2015 г. 17:33
С большим интересом посмотрю.
Наташа! Вы только проинформируйте меня, пожалуйста.
26 декабря 2015 г. 18:40
Договорились, Владимир!!!
27 декабря 2015 г. 0:51
Очень понравились пещеры. Интересно по таким местам лазать. Спасибо!
Chedty писал 27 декабря 2015 г. 0:51
Интересно по таким местам лазать.
-очень интересно, нам понравилось!!
27 декабря 2015 г. 3:05
Пейзажи Грузии не перестают удивлять! Пещеры мне напомнили Инкерманские в Крыму... очень интересное человеческое творение, впечатляет! Кстати, всегда было интересно посмотреть, где же протекает та самая водичка Боржоми!
Svet-lanka писала 27 декабря 2015 г. 3:05
всегда было интересно посмотреть, где же протекает та самая водичка Боржоми!
-жаль что не было времени дойти до бассейна и искупаться!!!
30 декабря 2015 г. 16:24
Очень красивые места,шикарные виды,горы,гордые храмы- спасибо за прекрасную Грузию!
шикарные виды,горы,гордые храм
-Грузия очень разнопланова и интересна!!
Когда меня спрашивают, где я отдыхала в этом году или где я планирую отдыхать, я даже не нахожусь сразу что сказать :))
Здорово вы с Ирой "отдохнули" в Грузии, Наташ )))
я даже не нахожусь сразу что сказать :))
-не поняла-а почему??
Здорово вы с Ирой "отдохнули" в Грузии,
-отлично, Люба!!
NataliaC писала 12 января 13:19
-не поняла-а почему??
потому что потом, когда начинаешь рассказывать, все говорят :"Нееет, мы же про отдых спрашивали! "
spatefillum писала 12 января 20:46
мы же про отдых спрашивали!
-ничего-то они не понимают в нашем отдыхе!!!!
"отдохнули"
---
А кругом - горы-горы-горы! Дух захватывает!
Жаль, что с серными банями не вышло.
julykum писала 27 января 15:52
Дух захватывает!
-и какие везде разные!!
Жаль, что с серными банями не вышло.
-это мы уже дома жалели, а там были так заняты, что жалеть не было времени!!
Ну да, иногда эта туристическая гонка захватывает так, что летишь как скаковая лошадь, завидевшая финишную черту. И нет времени ни на что постороннее.
julykum писала 28 января 8:20
нет времени ни на что постороннее.
-это точно!!!А уже дома начинается спокойное доосмысливание!!
А вот мы из Боржоми в Ахалцихе ехали хитрее. Гораздо хитрее :)))
Через Батуми и Хуло на самом деле.

Хорошо бы еще карту переездов, а то вот некоторые смутно представляют где находится Тель-Авив ;)