Турист Алексей (Alexey_S)

Продолжение

Начало — Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Малага-Гарруча

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Походы по Гарруче

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Немного про гастрономию, немного про Вильярикос

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Альмерия

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Гранада — район Альбайсин

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Мохакар

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Мар Менор

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Гибралтар

*****

Ронда с ее населением менее 32 тыс. человек является одним из самых посещаемых туристами небольших городов Андалусии. Известно, что в Италии «все дороги ведут в Рим». В Ронду ведут пять автомобильных дорог. По железной дороге поезда ходят до Мадрида, Малаги, Кордобы, Гранады, Альхесираса и Антекера, однако с учетом географических условий маршрут очень уж извилист и путь интересный, но небыстрый. Автобусные маршруты проложены в Малагу, Кадис, Херес-де ла Фронтера, Альхесирас, Севилью и большое количество более мелких городов, в том числе многие туристические городки на Коста-дель-Соль.

Мы выбрали маршрут по дороге А-397 от побережья через Сан-Педро-Алькантара — «Мишлен» рекомендует ее как живописную. Впрочем, многие дороги в этом районе попадают в эту категорию. Оставляем за спиной густо заселенную прибрежную полосу и начинаем подъем в горы. Трасса поднимается вверх, «облизывая» горные отроги, так что порой едешь вдоль одной стороны ущелья и видишь на другой стороне кусок дороги, по которому предстоит ехать спустя минуту-другую. Или видишь путь, который преодолел несколько минут назад.

Вместе с тем, подъем достаточно быстрый. Всего за 20 минут температура за бортом падает с 25 до 16 градусов, деревьев становится все меньше, появляются голые скалы, и на дороге начинают мелькать знаки со снежинкой.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Временами внизу в зеленой массе видны белые пятна поселений.

Чем дальше, тем более инопланетным становится окружающий пейзаж, хотя и в нем попадаются следы деятельности человека.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Дорога начинает спускаться вниз, становится менее извилистой. Все чаще заметны фермы, разнообразные постройки, пасущийся скот. И наконец внизу появляется наша цель.

Дорога А-397, являющася частью Carretera de Ronda, огибает город с востока и входит в него в более новой части. Мы же хотели въехать через старый город и пересечь Новый мост, поэтому перед самой Рондой ушли левее, на А-369. Полюбовались вблизи старой мавританской крепостной стеной и въехали через ворота Карла V, расположенные слева от двух полукруглых башен, обрамляющих ворота Альмокабар.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Далее пересекли практически всю историческую часть, проехали по Новому мосту, оставили слева арену для боя быков, аллею Тахо, церковь монастыря Благоденствия (Iglesia Convento de la Merced), и чуть дальше поставили машину.

Затем уже вдумчиво пошли по тому же маршруту обратно. Церковь Благоденствия была построена в 1585 году. В связи с закрытием монастыря в 1822 году здание использовалось для размещения Африканского полка. В 1846 году перешло в частные руки. Сейчас церковь принадлежит ордену Босоногих Кармелиток.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Рядом с церковью Благоденствия находится большой парк — Alameda del Tajo. Его большие деревья, широкие тенистые аллеи в сочетании с узкими дорожками, фонтаны и другие украшения, птичий дворик образуют очень приятное место для прогулок. Парк был основан в XIX веке и в какой-то степени является и ботаническим садом.

Alameda del Tajo выходит на большую обзорную площадку, откуда открывается вид на красивую долину далеко внизу.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

От этой площадки направо, в сторону отеля «Виктория», вдоль обрыва над долиной, проложена Английская аллея (Paseo de los Ingleses). Мы с большим удовольствием немного прогулялись по ней.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

В Ронде редкая концентрация достопримечательностей — прямо к парку примыкает театр Висенте Эспеналя (Teatro Vicente Espinel), в минуте ходьбы — одна из старейших и известнейших в Испании арен для боя быков с музеем, памятниками тореадорам.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Так как мы к корриде равнодушны, то обогнули арену и вышли на небольшую площадь, где среди всего прочего стоянка извозчиков. То и дело очередной экипаж отправлялся в путь, и часто из него вверх тянулись две руки с планшетом — так теперь народ ведет видеосъемку своей экскурсии.

От арены еще сотня метров через площадь Испании — и вот он, Новый мост (Puente Nuevo):

Мост перекинут через узкое и глубокое (до 100 метров) ущелье и соединяет Старый и Новый город. Когда-то их связывал Арабский мост (Puente Arabe) в самой низкой части ущелья, потом несколько повыше был построен другой мост, который сейчас называется Старым (Puente Viejo). На месте нынешнего Нового моста в 1734 году возвели однопролетный мост, который рухнул спустя 6 лет, вызвав большие жертвы. Нынешний трехпролетный был построен в 1759–1793 годах, и его опоры уходят на дно ущелья — высота моста 98 метров.

Мы полюбовались открывающимися видами на противоположный склон — на дома, на спуск к долине, заглянули в ущелье.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Разглядывая картину перед нами, обратили внимание на тонкую ниточку тропинки, по которой карабкались еле заметные фигурки. Видите, пересекает левый верхний угол последнего снимка — примерно посередине склона? Тогда мы еще и представить себе не могли, что окажемся сами на этой тропе…

Мы не стали переходить через Новый мост, а двинулись вдоль ущелья влево, через городские улочки, в сторону Садов Куэнки (Jardines de Cuenca). Сады — это несколько террас, устроенных на склоне ущелья ближе к Старому мосту.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Отсюда видны и Новый мост, и Старый, а также окружающие их здания.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Прямо напротив — Дворец короля мавров, находящийся сейчас на реставрации, со своим парком.

Переходим по террасам Садов Куэнки к Старому мосту. Отсюда хорошо видны Арабские бани и Арабский мост.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Старый мост был построен в XVI веке, чтобы связать старый мавританский город с новым районом, развивающимся вокруг маленькой рыночной площади. Позднее этот район получил название Padre Jesus, на снимке за Старым мостом видна церковь Отца нашего Иисуса (Iglesia de Nuestro Padre Jesus).

Нынешний вид с балконами и их ограждениями Старый мост приобрел в ходе последней реставрации, в 60-ые годы прошлого века.

От моста в старый город дорога проходит сквозь Арку Филиппа V. Эта довольно скромная арка была построена в 1742 году на месте ворот, существовавших в арабский период.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Поднимаемся по узкой, извилистой улочке. За одним из резких поворотов перед нами открывается Дворец маркиза де Сальватьерра (Palacio de los Marqueses de Salvatierra) — здание, которое внешне как-то с дворцом не ассоциируется. Оно было подарено Католическими королями дону Васко Мартину де Сальватьерра при разделе имущества (так и хочется сказать — награбленного) после взятия города в 1485 году. Что примечательно, как-то затерялось в истории, кому это здание принадлежало до этого момента.

Свой нынешний вид здание приобрело после больших перестроек в конце XVIII века.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Рядом с Дворцом Сальватьерра расположен Дом короля мавров (Casa del Rey Moro) со своими садами. Этот дом за свою историю сменил много владельцев, и одним из них была герцогиня Парсент, оставившая свой след на карте города.

Само здание находится на реставрации и вид у него нерадостный. Зато есть доступ в Тайную шахту и Висячие сады Форестье, куда мы с большим удовольствием сунули носы. Сады были разбиты по проекту французского ландшафтного архитектора Жана Клода Николаса Форестье в 1912 году по поручению тогдашней владелицы — герцогини Парсент.

Сады расположены на нескольких террасах, нависающих над ущельем Тахо, и оформлены в традиционном испанско-арабском стиле. Здесь есть и довольно большие пространства для прогулок, и укромные уголки, где можно посидеть в уединении.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Среди обитателей сада — павлины, которые небрежно шмыгают под ногами у посетителей.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

С террас отлично видно ущелье Тахо, протекающая далеко внизу река Гуадалевин. Вот так, наблюдая за окружающим, мы заметили внизу какую-то площадку над водой, на которой время от времени появлялись люди.

И нам захотелось туда попасть. Да, правильно говорится — остерегайся своих желаний, они могут исполниться!

Вначале мы предположили, что туда можно выйти через тайную шахту, спускающуюся к реке. Вобщем-то, уже надо было спускаться, и мы тронулись в путь по крутым ступенькам. Вначале это были просто крутые лестничные марши, поворачивающие в разные стороны, иногда с окнами, прорубленными в стенах, через которые поступал свет. Потом от лестницы начали отходить в стороны различные помещения, в которых арабы хранили продукты, оружие, где находилась стража. Огромное впечатление произвели несколько залов высотой метров 10, если не больше, с двойными стенами и с многочисленными окнами, прорубленными в этих стенах.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

По-видимому, здесь раньше существовала хорошая дренажная система, сейчас плохо работающая — местами вода сочилась по стенам и капала на голову. В конце концов увлекательное путешествие закончилось — мы вышли на металлический помост над самой водой.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Где-то вверху были видны дома, а внизу царила тишина. Река ближе к Новому мосту перекрыта плотиной, и образовалась приличная заводь с практически неподвижной водой, в которой отражались скалы, дома и небо. Впереди была видна все та же заинтересовавшая нас площадка, но мы на нее попасть так и не могли.

Немного передохнув, мы отправились в куда более увлекательное обратное путешествие по все тем же сотням ступенек…

Выбравшись наружу и покинув сады Форестье, поднялись по спуску святого Доминика и подошли к монастырю святого Доминика (Convento de Santo Domingo). На стене монастыря — панно с высказываниями различных известных людей о Ронде.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Еще несколько шагов — и опять оказываемся у Нового моста. Посмотрев на него с разных обзорных площадок, заглянув в несколько сувенирных лавок, отправились дальше в путешествие под палящим солнцем.

Прошли по улочкам вдоль ущелья и очутились на небольшой уютной площади — Plaza de Maria Auxiliadora.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Вдоль края площади над ущельем располагался забор, за которым был хороший вид на долину, противоположный край ущелья. Некоторые удобно устраивались отдохнуть, прислонившись спиной к каменному столбу.

В дальнем углу этой площади начиналась извилистая вымощенная камнем дорога вниз, к старой крепостной стене и далее в долину, к реке. По этой дороге на протяжении веков в город поднимали воду. У самого начала висело большое предупреждение, что дорога находится в плохом состоянии и надо быть очень осторожным. Сами понимаете, как к подобным предупреждениям относится большинство наших туристов. И не только наших. И мы пошли вниз, как и многие другие любопытные.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

С одного из поворотов старой дорожки открывался шикарный вид на Новый мост примерно с середины его высоты. Отлично был виден водопад, образованный рекой Гвадалевин.

Основная масса народа продолжала спуск по дорожке и уходила влево. Но нас заинтересовала неширокая тропинка, которая вела куда-то в другую сторону и скрывалась за каким-то кустарником. Мы пошли по ней и спустя какое время сообразили, что оказались на той самой тропе посреди склона ущелья, которую видели сверху от Нового моста.

Вверх на многие десятки метров поднималась скала, вниз также на десятки метров простиралась пропасть, а мы топали по неогороженной тропинке и чувствовали себя, мягко говоря, совсем некомфортно. При этом время от времени на тропинке попадались встречные. Надо отдать должное сыну, который во время этого безумного похода продолжал снимать…

Постепенно снижаясь, тропа подошла совсем близко к мосту и метрах в 20 от него закончилась. Точнее, внизу, где-то на метр ниже, шла опорная стенка, куда мы и сползли, цепляясь за какие-то торчащие металлические детали. И продолжили путь уже по этой стенке — справа канава с водой, слева тот же обрыв (хоть и высота поменьше), держаться не за что, и в голове мысль — какого черта нас сюда занесло?

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Подошли к самой опоре моста, стало ясно, что под мостом находятся всякие гидротехнические сооружения, и тропа предназначена для обслуживающего персонала, а вовсе не для туристов. Посмотрели на мост с самого низу.

Под опорой проход — над головой нависают огромные глыбы. Местами есть закрепленный на стене поручень. Но далеко не везде. Прошли по проходу.

Далее — опять стенка между двумя провалами. В конце концов, дошли до той самой площадки, которую видели из садов Форестье. Но, честно говоря, особенного удовольствия это свершение не доставило.

Оглядываясь, увидели зафиксированную на стене шкалу уровней воды. 3-метровая отметка была пониже груди. И где-то много выше притаилась отметка, показывающая уровень наводнения 1949 года…

Отправились в обратный путь.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Несколько взбудораженный путешествиями по не самым удобным стенкам, я сгоряча проскочил место, где стояли несколько человек — именно там надо было выбираться на тропу. В результате прошли дальше, пока не уперлись в какое-то строение. Только тут понял, что пошел не туда. Жена с сыном шли за мной. Пришлось по этой же стенке возвращаться обратно…

Так, с приключениями, вернулись в цивилизацию. Направились в сторону Главной церкви святой Марии (Iglesia de Santa Maria la Mayor). Церковь, самая главная в городе, что понятно из ее названия, была возведена в ранг соборной по приказу короля Фердинанда II Арагонского, одного из двух Католических королей. Большое здание из тесаного камня, очень скромное внешне.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

На площадь герцогини Парсент, самую большую в старой части города, выходит фасад, весьма непривычный для церкви — в XVII веке к зданию была пристроена трехэтажная галерея. Чтобы было удобнее наблюдать за всеми происходящими на площади событиями.

Как и многие другие храмы, церковь построена (скорее даже перестроена) на месте мечети. Сохранился лишь небольшой кусок арабской резьбы, который можно увидеть при помощи встроенного зеркала.

На ту же площадь выходит и здание Консистории (Casa Consistorial). Это бывшие войсковые казармы постройки 1734 года. При этом фасад, достаточно представительный при взгляде со стороны площади, сбоку представляется не так помпезно.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Мы за наши переходы порядком вымотались, и хотелось передохнуть и пообедать. Прямо к церкви Святой Марии примыкают апартаменты со звучным названием — Apartamentos Colegiata. С рестораном на первом этаже и столиками на улице. Пока мы осматривались, пара японок пыталась найти вход в апартаменты. Молодой официант поприветствовал их традиционным «Коничива!» и объяснил, что вход за углом, со стороны церкви.

В ресторане была только одна компания, и народ явно уже собирался уходить. Мы присели за свободный столик. Подошел тот же официант и сказал, что они уже закрываются на обед. Жена с сыном начали обсуждать ситуацию на родном языке, и тут официант, услышав русскую речь, вдруг выдал по-английски фразу: «Для русских мы всегда открыты!». Было очень приятно.

Мы заказали обед, начав традиционно с прохладительных напитков. Каким удовольствием после всех наших приключений, походов по жаре, было выпить пива из запотевшего бокала!

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Обслужив нас и убедившись, что больше мы ничего заказывать не будем, молодой человек попросил потом рассчитаться с поваром и убежал на свой перерыв. А мы продолжили трапезу, разглядывая церковь с десятка метров, консисторию, другие объекты.

Как и во многих других местах, в Ронде масса интересных мест на самые разные вкусы. История здесь просто живет в городских улицах, зданиях, скрывается за узкими проходами. Чтобы их все посетить и осмотреть, требуется гораздо больше времени, чем один день. А у нас еще были планы в сумерках сделать фото с одной из присмотренных по дороге в Ронду обзорных площадок. Поэтому, уже хорошо загруженные впечатлениями, мы направились в сторону машины.

Спустились от площади к музею бандольеро — соответственно, бандитов.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Заглянули через открытую дверь и двинулись дальше.

Сели в машину и поехали к выходу. К сожалению, церковь Святого духа опять миновали без остановки.

Солнце стояло совсем низко, когда мы выехали из города и покатили к побережью. Оно опускалось все ниже, склоны окрашивались в красный закатный оттенок. Все чаще приходилось ехать в тени.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Наконец солнце ушло за горизонт.

В сгущающейся темноте мы нашли нужную площадку, поставили штатив и вели съемку, пока не замерзли (в горах вечером было градусов 15). Одна серия снимков — в сторону побережья, лежащего километрах в 10–15.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Ронда

Вторая — в сторону Гибралтара, до которого от места съемки было километров 50. Тем не менее, легко узнавались места, по которым мы гуляли за два дня до этого — темная громада Скалы, ярко освещенная полоса вдоль границы и Ла-Линеа, вспышки маяка в Европа-пойнт…