Тукало Любовь (spatefillum)
Любовь Тукало — была сегодня 16:49
 – Есть ли свет в конце... документооборота?)

Полет над грустью

15 декабря 2015 г. 8:17 Казбеги — Грузия Октябрь 2015

Сразу хочу извиниться перед Читателем. За то, что не вношу свою лепту в создание новогоднего настроения, за то, что в декабре, когда многие из нас никак не могут дождаться снега, публикую осенний рассказ, да с такой осенью, что дождлива и беспросветна, как высоко в гору ты не заберись — чем выше, тем она дождливее и беспросветнее… Такой день настиг меня в Грузии, в селе Гергети. И забыть бы о нем, как о неудавшемся и не позволившем осуществить планы, вычеркнуть бы его из прошедших дней, и оставить в уходящем году не 365, как положено обычному году, а 364… Но выходит наоборот. Я все время вспоминаю его и вспоминаю, и нет никаких негативных ощущений от этих воспоминаний. В памяти всплывает влажный, но непередаваемо вкусный горный воздух, смиренное чавканье моих мокрых кроссовок по желеобразной грязи, доброжелательная и жалостливая улыбка женщины во дворе, с которой я поздоровалась, как-будто знаю ее с детства, и взгляд которой говорил, что ей так неловко за такое не гостеприимство природы…

След не мой )

Сегодня все могло сложиться иначе. Солнце, хотя бы выглянув с утра из-за туч, могло подарить нам поездку к Гвелетским водопадам и поход к массиву Чаухи. Но Казбек, Куро и Кабарджина — три великана, стерегущие Гергети, сговорились между собой и укутались плотной шалью тумана — это верная примета, что до самого вечера будет идти дождь. Так сказал Лео, хозяин хостела, в котором мы остановились. И у меня не было ни одной причины не доверять ему. Он накормил нас завтраком и отвез в музей в Степанцминду. Ему надо было заплатить за газ, а банк находится рядом с музеем. Но если бы у него и не было никаких дел, он все равно бы нас отвез. Просто, он хороший человек. К этому дню, а он был предпоследним в нашей поездке, я заболела. У меня ужасно разболелось горло. Я купила таблетки в аптеке и пошла гулять. Сына, конечно, оставила дома, не хватало, чтобы и он разболелся в дорогу…

…Не знаю, какое впечатление производит мой рассказ. Наверное, вызывает жалость и грусть. И я сама, при чтении подобного рассказа каких-нибудь полгода назад, наверное, испытывала бы такие же чувства. И ни за что не поверила бы, наверное, если бы автор того рассказа попытался убедить своего читателя, что ничуть не расстроился от подобного стечения обстоятельств и немилости погоды. Но этот день в Гергети был особенным…

Может быть, большую роль в этой особенности сыграл вчерашний подъем к церкви Святой Троицы, может быть то, что опять же вчера я исполнила давнюю свою мечту и увидела Казбек. И может быть за то, что сегодняшний день я приняла без остатка таким, как он есть, Казбек показался мне еще и на следующий день.
А я на самом деле его, этот день, приняла. С его дождем и слякотью, не веселой, но очень живописной осенью, с его настроением, навевающим философские размышления, с этими сельскими домиками и их окружением, превращающим в невыполнимую миссию процесс выравнивания горизонта на фото…

Когда дождь усиливался, я возвращалась домой, когда стихал, выходила снова. Наверное, не один житель, выглядывая в окно, видел странную туристку, которая прятала что-то большое у себя под курткой, шлепающую по лужам с загадочным и отрешенным выражением лица. Думаю, ни один из них не удивился.

Такой древний и мудрый народ эти мохевцы. Уроженцы «свободных гор», они воевали и с соседями с севера, и с соседями с юга. Здесь никогда не было феодальной власти, мохевцы подчинялись только религиозным лидерам, которые во времена войн автоматически становились военачальниками. Самые важные вопросы мохевцев решались общиной, старейшины выполняли роль судей, заботились о моральном облике общины, следили, чтобы какой-нибудь клан не возвысился над другими сверх меры. Они были воинами и овцеводами,

пока мимо их жилищ не пролегла Военно-Грузинская дорога. С тех пор в их жизнь вошла торговля и превратила мохевцев в довольно прагматичный народ — грузинских горцев, наиболее склонных к бизнесу. Такая черта сохранилась за ними и по сей день. Говорят, что во времена Саакашвили, здесь, как и во многих местах в Грузии, хотели построить новую дорогу. Дорогу к храму Троицы, ради которого приезжает сюда основная масса туристов, путь к которому очень непрост из-за петляющего ухабистого серпантина, круто забирающегося в гору. Многие семьи мохевцев Гергети и Степанцминды живут за счет того, что принимают у себя туристов и возят их к храму Святой Троицы на внедорожниках. Берут недешево — пятьдесят лари за подъём и ожидание для обратного спуска. И они стали против строительства этой дороги. Я не склонна их в этом винить. Храм Троицы должен остаться труднодоступным.

К нему вполне можно добраться пешком, что и делают сами жители, каждую неделю поднимаясь туда на службу в церковь. Те, кто хочет легкости и комфорта, могут и заплатить. С такими мыслями я остановилась на подъеме к храму. Пожалуй, если бы дождь не усиливался, я бы снова сегодня к нему забралась. Но чувство самосохранения, сконцентрировавшееся в этот момент в области больного горла, заставило ноги повернуть назад. Удивляясь собственному спокойствию, ведь прошло уже полдня в похождениях по селу, я задумалась, сколько я могла бы здесь прожить?

А ведь если бы мне было плохо в тот момент, я и думать бы о таком не стала. А так, мысль промелькнувшая, что неплохо было бы приехать сюда на недельку- другую, задержалась и стала причиной размышлений. Год назад, оказавшись на пару дней на море, в Счастливцево, я с непривычки изнывала от собственной неподвижности и тоски, глядя, как теплые волны Азовского моря ласково шевелят мелкие камешки на берегу… Я испытывала дискомфорт от недостатка возможностей бежать куда-то в поисках чего-то нового и интересного. Здесь в Гергети ничего подобного не происходило.

Думаю, если мне не надо было возвращаться на работу, я еще неделю могла бы жить здесь, в этом далеком осеннем дождливом горном селе, терпеливо надеясь однажды утром увидеть в солнечном свете все три вершины короны Гергети — Казбек, Куро и Кабарджину…
Вот я снова пришла к кресту.

Лео рассказывал нам легенду, о том, как правители трех грузинских царств — Кахетии, Имеретии и Картли, решили построить храм Святой Троицы. Чтобы помочь им с выбором места строительства, один мудрый старец из Мцхеты посоветовал бросить ворону кость быка. «Постройте храм на месте, где ворон обглодает кость» До того, как это произошло на вершине горы над Гергети, ворон приземлился на Крестовом перевале и присел отдохнуть в самом селе. В этих местах и были поставлены кресты. Та же легенда, прочитанная мной в книге, немного отличается от версии Лео пунктами приземления ворона, как и объяснением установки таких крестов. Но кто знает, какой бы была сейчас та легенда, если бы ее не передавали из уст в уста, пусть и с небольшими изменениями, предки Лео)
А кресты, на самом деле, старинная мохевская традиция. Их ставили в честь святых на остроконечных вершинах камней, а к их подножиям приносили подношения святым. И продолжают делать так и по сей день.

День прошел. Если и следующий день начнется с дождя, придется возвращаться в Тбилиси, так и не увидев ни Чаухи, ни Гвелетских водопадов… Ну, и ладно. Все равно ведь я сюда еще вернусь. Завтра началось не вполне определенно, но впечатляюще, но это уже совсем другая история)

15 декабря 2015 г. 11:22
Знаешь, Любаш, есть на земле места, которым удивител но идет и осенний дождь, и зябкий туман, и печаль, щедро разлитая осенью. И как ни приятно путешествовать в сухую и солнечную погоду, иногда то, что увидишь вот в такой вот день, становится самой настоящей любовью. И забываешь про то, что промокла до нитки, что на фото небу будет серое... Остается настроение, удивительно совпавшее с местом. И это важнее всего!
Может, в яркий день не получилась бы такая проникновенность и хрупкость?
15 декабря 2015 г. 11:27
Ты меня понимаешь, Танюш И я научилась понимать и любить осень, не только ярко-золотую и солнечную, но такую - проникновенную и хрупкую. Ты так здорово сказала
15 декабря 2015 г. 11:46
15 декабря 2015 г. 13:04
Ничего не смогло испортить осеннего настроения-ни деревенские улочки, ни лужи, ни тем более туман!!А противно моросящий дождь досаждал только тебе, а на фото он выглядит как-то очень уж нежно!
15 декабря 2015 г. 13:08
Да, он особо и не досаждал ) Спасибо, Наташ, что уловила мое настроение
15 декабря 2015 г. 13:15
spatefillum писала 15 декабря 2015 г. 13:08
уловила мое настроение
-это еще надо уметь, чтобы принимать любую погоду и ценить каждый ее миг.
15 декабря 2015 г. 13:17
NataliaC писала 15 декабря 2015 г. 13:15
это еще надо уметь, чтобы принимать любую погоду и ценить каждый ее миг.
как-то там все так совпало в Гергети, что у меня получилось )
15 декабря 2015 г. 13:24
это хорошо, что
spatefillum писала 15 декабря 2015 г. 13:17
совпало
alex10
15 декабря 2015 г. 14:54
У природы не плохой Гергети..))))
15 декабря 2015 г. 15:06
Просто до невозможности точно, Александр!
15 декабря 2015 г. 20:17
Даже если ее не видно из-за тумана!!
15 декабря 2015 г. 14:26
И я вас, Люба, понимаю!
Пусть фотки в серо-бежевых тонах! Пусть куртку отжимала и из кроссовок воду выливала...
В другой раз бы сопли, слюни, горло и др!
Но от положительных эмоций не брала лично меня в хмурой Португалии ни какая напасть.
15 декабря 2015 г. 15:07
Марина, я так рада Найти единомышленников в терпимости к такой погоде гораздо сложнее, чем в любви к солнцу, горам и водопадам
15 декабря 2015 г. 15:21
Жаль только моя SONY не уважает вовсе плохую погоду! Или у меня не хватает ума ее уговорить???
http://marysar.tourister.ru/photoalbum/15119 - Здесь моя по большей части грустная Португалия.
15 декабря 2015 г. 15:24
Уговорить фотоаппарат стать единомышленником гораздо сложнее, чем людей )) Мой тоже бурчит ))
KostantinPavlov
15 декабря 2015 г. 17:49
Настроение и впечатления переданы. Грусть заметна, но не из-за дождливой погоды, а потому что было и прошло
15 декабря 2015 г. 17:52
Спасибо, грустно и правда по этой причине. Чуть-чуть )
15 декабря 2015 г. 18:33
Любаничка, а вот такую осень с полетом над грустью люблю даже больше, чем яркую, солнечную и золотую - уж очень объёмное и, одновременно, глубокое состояние вызывает эта пора!!!
15 декабря 2015 г. 18:36
Клуб любителей водопадов открывает филиал любителей осени
Спасибо ,Маргарита
15 декабря 2015 г. 18:41
spatefillum писала 15 декабря 2015 г. 18:36
Клуб любителей водопадов открывает филиал любителей осени
Любаничка, с факультативом - дождливой и пасмурной осени!
15 декабря 2015 г. 18:46
15 декабря 2015 г. 20:43
Согласна, Люба, в труднодоступности Святой Троицы есть своё рациональное зерно. Такие места и должны быть сложными в достижении. Очень атмосферный рассказ получился. Но за Чаухой придется возвращаться непременно. Она чудо как хороша. Уж мы то с Наташей знаем.
15 декабря 2015 г. 22:18
Ой, Ирочка! И Чаухи, и Сванетия... Да и к церкви Троицкой я бы еще раз сходила... Вернусь обязательно! Постараюсь, по крайней мере )
15 декабря 2015 г. 21:58
Светлая грусть всегда своевременна. Именно в таких настроениях рождается искусство.
15 декабря 2015 г. 22:27
Думаю, через недельку и я уехала бы из Гергети с написанной акварелью ) Спасибо, Елена!
15 декабря 2015 г. 23:31
Воот ...видишь можно и не торопиться и наслаждаться моментом и в этом есть своя прелесть.Есть места ,которые живут с тобой в унисон и тогда ты останавливаешься, потому что тебе хорошо ...
16 декабря 2015 г. 8:29
Признаюсь, завербовала ты меня в клуб неспешных путешественников )) Ну так, по совместительству ...
16 декабря 2015 г. 9:44
так и здорово,Любаша.порой стоит тормозить...а то мимо красоты пронесешься и не познать ее потом...Мне думается такие места ,чтоб их понять ...Ведь и сами жители очень размеренно живут несмотря на свой темперамент...
16 декабря 2015 г. 13:17
Красиво, даже в дождь! Я, к сожалению, больше городской турист, сама бы не решилась. А вот за компанию, с удовольствием!
16 декабря 2015 г. 15:27
По деревне гулять то же самое, что по городу Только грязи больше Ну а в горы с проводником можно. В горы и я сама далеко не пошла бы )
16 декабря 2015 г. 15:29
В некоторых города грязи, больше, чем в деревне Я имею ввиду, что планировать такой самостоятельный маршрут не решилась бы. Правда у тебя есть Ростик
16 декабря 2015 г. 15:30
Да, чтобы путешествовать самостоятельно и одной нужно морально подготовиться. Я готовлюсь
16 декабря 2015 г. 19:05
Это сейчас , когда вы пишите рассказ, вам может быть немного грустно от того, что что-то не срослось и погода не дала фото сделать как хотелось бы. Но я уверен, в тот момент вы были счастливы, потому что были в поездке. По=другому мы привыкшие к постоянным поездкам уже и жизни себе не представляем.
16 декабря 2015 г. 21:37
Конечно, я была счастлива тогда, Владимир Да и сейчас тоже
17 декабря 2015 г. 18:58
Можно позавидовать этому чувству, я здесь серьезно. Не копаться в себе, не грустить, а находить радость в каждом дне.
16 декабря 2015 г. 22:16
Ох, Люба! Если бы не твой легкий слог, прочной нитью привязавший меня к рассказу, ей-богу, ушла бы со страницы. Как же мешает это постоянное, до одури навязчивое мелькание рекламы Кубы.
А рассказ очень приятный, светлый такой. Полет удался. И не только над грустью, но и над раздражением от рекламы...
Я вот задумалась, может состояние природы соответствовало состоянию твоего здоровья?
16 декабря 2015 г. 22:27
А у меня реклама Кубы видна только на главной странице в самом верху. А в рассказах если и всплывают окна при открытии, то закрываются и не мешают потом
ala писала 16 декабря 2015 г. 22:16
А рассказ очень приятный, светлый такой.

Спасибо, Алла! Природе было над чем взгрустнуть, конечно, в смысле моего здоровья :)) Кроме горла еще и копчик при ходьбе болел. За пару дней до этого упала на камень на горной речке ))
Но если не учитывать здоровье... мне было грустно совсем чуть-чуть... Повзрослевшей что ли почувствовала себя )
16 декабря 2015 г. 22:34
Любаша, иногда нужно смиренно подождать и природа на следующий день подкинет тебе приятный сюрприз. Даже в такую слякоть получились красивые и душевные фотографии.
16 декабря 2015 г. 22:39
Спасибо, Леночка! Сюрприз следующего дня был не безупречным, но хотя бы без дождя )) А вечером еще и с Теончиком встречались
Так что ты права, смирение - верная тактика в таком случае )
16 декабря 2015 г. 22:40
spatefillum писала 16 декабря 2015 г. 22:39
Теончиком встречались
здорово!
16 декабря 2015 г. 22:44
16 декабря 2015 г. 22:47
17 декабря 2015 г. 4:45
Сколько там можно прожить - это самый важный вопрос, но у меня другие масштабы. Могу ли я там прожить ну например пять лет или десять? а жена моя может?
Мне хочется попробовать, но я еще не уверен...
17 декабря 2015 г. 9:04
Мне кажется, имея достойную работу, а если я не ошибаюсь она у Вас более, чем достойная, в Грузии можно очень даже хорошо жить. И уже не особенно важно, в этой деревне или Тбилиси. В деревне даже лучше, по-моему )
17 декабря 2015 г. 8:40
А мне дождь показался противным даже по фото Холодом повеяло немного, но виды красивые, и очень напоминает русскую деревню
17 декабря 2015 г. 9:06
Butyrskii писал 17 декабря 2015 г. 8:40
но виды красивые
Значит, мне не показалось
17 декабря 2015 г. 8:57
Я не люблю деревню. Вообще. За неустроенность быта, отсутствие дорог, иллюминации, цивилизации. И дить я бы тут точно не смогла. Особенно остро это чувствуется именно в такую погоду. Ибо будь тепло и солнечно - это показалось бы срвершенно иначе. Но! Иногда нужно попасть именно в такое место и именно в такое время. Мне кажется так происхрдит переоценка ценностей.
17 декабря 2015 г. 9:14
Я хоть и в городе живу, но он очень отличается от твоего ) Может поэтому мне было значительно проще. К условиям проживания я однозначно смогла бы приспособиться, тем более, что они там не такие уж и дикие. Я пыталась представить себе немного другое - я, отпуск, две недели, Гергети, дождь... )) И мне показалось, что я меньше бы скучала, чем в ситуации - я, отпуск, две недели, море и пляж ))
17 декабря 2015 г. 9:35
Люб, ну я то тут только 15 лет живу. А раньше - не так уж далеко от тебя))) пару часов машиной. Я понимаю о чем ты.
Отпуск.... Ну на то мы все и разные. Для меня отпуск на 2 недели в Гергети показался бы пыткой.
17 декабря 2015 г. 9:38
marsada писала 17 декабря 2015 г. 9:35
Для меня отпуск на 2 недели в Гергети показался бы пыткой.
ну, наверное, если все время дождь, то и для меня. Но вот если бы периодически выглядывало бы солнце... Я раз несколько только к церкви Троицкой сходила бы... )))
Chiffa7
17 декабря 2015 г. 16:45
А мне дождь всегда нравился) В детстве (в стародавние времена в Москве еще можно было купаться) обожала купаться во время летних дождей - народу нет, вода везде, теплынь)) А сейчас дождь самое лучшее средство от туристов)) дождь - и город твой. Только вот в том году в Плесе это правило не сработало - но это не дождь виноват, а теплоходы))
17 декабря 2015 г. 16:56
И я в Гергети встречала еще парочку в дождевиках )) Что ж делать людям если приехали в дождь - гулять
19 декабря 2015 г. 14:12
Осень - совершенно особенное время года. Задумчиво-отрешенное. Как природа освобождается от "несерьезных" сарафанов весенне-летней листвы, так и внутреннее ощущение становится прозрачным и очень восприимчивым. Мне очень понятно твое настроение, Любочка!
19 декабря 2015 г. 17:02
Leolik писала 19 декабря 2015 г. 14:12
Осень - совершенно особенное время года
да, видно всему свое время ) И мое пришло, что-то новое принять и осознать )
20 декабря 2015 г. 18:41
Иногда, жизнь заставляет сделать остановку и присмотреться к, казалось бы, промежуточному месту, в которое попадаешь не ради него самого, а ради чего-то другого...
В первый момент обычно возникает досада... еще бы разрушены планы... Но потом, может, спустя время, осознаешь, что вынужденная остановка была очень важной и нужной...
Люба, чудесный рассказ! Я как будто сама побывала в Гергети и почувствовала напитанный влагой воздух и запах осени и добрый взгляд людей...
21 декабря 2015 г. 12:57
Аня, каждое слово твоего комментария говорит о том, что у меня получилось передать то, что я хотела сказать ) Спасибо!
это особенно важно для меня
21 декабря 2015 г. 16:43
23 декабря 2015 г. 23:15
А ведь бывает и приятная грусть.... Так поэтично и мечтательно получилось, Любочка! Есть места, в которые нам хочется возвращаться, и это даже что-то необъяснимое...просто зов сердца
24 декабря 2015 г. 9:04
Спасибо, Света!
Svet-lanka писала 23 декабря 2015 г. 23:15
это даже что-то необъяснимое...просто зов сердца
человеку многого не дано понять, это точно...
27 декабря 2015 г. 22:43
Нынче у нас, в Беларуси, такая же погода. Так что нормальный такой новогодний альбом)
28 декабря 2015 г. 15:16
А у нас сегодня снежок пошел, так что есть надежда )
28 декабря 2015 г. 21:53
Есть! И у нас пошел, а в новогоднюю ночь - минус5)))
29 декабря 2015 г. 8:22
Очень лирично и очень красиво написано...
Спасибо, Юля Сейчас вся в работе... Даже кажется, что совсем разучилась писать все кроме цифр
Держись!!! Весь Туристер с тобой!
. Спасибо, Юля!
Люба,

Лайк поставил за труд - съемки под дождем и подготовка материала для сайта.
Ну а сама прогулка вызвала только грусть и досаду - целый день дождя в путешествии - это слишком тоскливо.
Помню, как в Армении попали в туман и дождь в Татеве. УжОс!
Спасибо за лайк, Сергей, но его получение не принципиально ) А рассказать я как раз хотела об этой странности - у меня совершенно не было никакой досады и ощущения, что день прожит зря )
spatefillum писала 31 января 13:32
у меня совершенно не было никакой досады и ощущения, что день прожит зря )

Ну если так, то тогда все хорошо

Я внимательно читал и текст и смотрел фото. Этот момент твоего восприятия я для себя отметил.
Но, со стороны фоторяд очень грустный, я сам бывал в таких ситуациях не раз и знаю, что это такое беспросветный дождь, сырость и туман.......
vasilets писал 31 января 13:37
Но, со стороны фоторяд очень грустный