Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Казбеги — Грузия Октябрь 2015

Сразу хочу извиниться перед Читателем. За то, что не вношу свою лепту в создание новогоднего настроения, за то, что в декабре, когда многие из нас никак не могут дождаться снега, публикую осенний рассказ, да с такой осенью, что дождлива и беспросветна, как высоко в гору ты не заберись — чем выше, тем она дождливее и беспросветнее… Такой день настиг меня в Грузии, в селе Гергети. И забыть бы о нем, как о неудавшемся и не позволившем осуществить планы, вычеркнуть бы его из прошедших дней, и оставить в уходящем году не 365, как положено обычному году, а 364… Но выходит наоборот. Я все время вспоминаю его и вспоминаю, и нет никаких негативных ощущений от этих воспоминаний. В памяти всплывает влажный, но непередаваемо вкусный горный воздух, смиренное чавканье моих мокрых кроссовок по желеобразной грязи, доброжелательная и жалостливая улыбка женщины во дворе, с которой я поздоровалась, как-будто знаю ее с детства, и взгляд которой говорил, что ей так неловко за такое не гостеприимство природы…

След не мой )

Сегодня все могло сложиться иначе. Солнце, хотя бы выглянув с утра из-за туч, могло подарить нам поездку к Гвелетским водопадам и поход к массиву Чаухи. Но Казбек, Куро и Кабарджина — три великана, стерегущие Гергети, сговорились между собой и укутались плотной шалью тумана — это верная примета, что до самого вечера будет идти дождь. Так сказал Лео, хозяин хостела, в котором мы остановились. И у меня не было ни одной причины не доверять ему. Он накормил нас завтраком и отвез в музей в Степанцминду. Ему надо было заплатить за газ, а банк находится рядом с музеем. Но если бы у него и не было никаких дел, он все равно бы нас отвез. Просто, он хороший человек. К этому дню, а он был предпоследним в нашей поездке, я заболела. У меня ужасно разболелось горло. Я купила таблетки в аптеке и пошла гулять. Сына, конечно, оставила дома, не хватало, чтобы и он разболелся в дорогу…

Полет над грустью

…Не знаю, какое впечатление производит мой рассказ. Наверное, вызывает жалость и грусть. И я сама, при чтении подобного рассказа каких-нибудь полгода назад, наверное, испытывала бы такие же чувства. И ни за что не поверила бы, наверное, если бы автор того рассказа попытался убедить своего читателя, что ничуть не расстроился от подобного стечения обстоятельств и немилости погоды. Но этот день в Гергети был особенным…

Может быть, большую роль в этой особенности сыграл вчерашний подъем к церкви Святой Троицы, может быть то, что опять же вчера я исполнила давнюю свою мечту и увидела Казбек. И может быть за то, что сегодняшний день я приняла без остатка таким, как он есть, Казбек показался мне еще и на следующий день.
А я на самом деле его, этот день, приняла. С его дождем и слякотью, не веселой, но очень живописной осенью, с его настроением, навевающим философские размышления, с этими сельскими домиками и их окружением, превращающим в невыполнимую миссию процесс выравнивания горизонта на фото…

Полет над грустью

Когда дождь усиливался, я возвращалась домой, когда стихал, выходила снова. Наверное, не один житель, выглядывая в окно, видел странную туристку, которая прятала что-то большое у себя под курткой, шлепающую по лужам с загадочным и отрешенным выражением лица. Думаю, ни один из них не удивился.

Полет над грустью

Такой древний и мудрый народ эти мохевцы. Уроженцы «свободных гор», они воевали и с соседями с севера, и с соседями с юга. Здесь никогда не было феодальной власти, мохевцы подчинялись только религиозным лидерам, которые во времена войн автоматически становились военачальниками. Самые важные вопросы мохевцев решались общиной, старейшины выполняли роль судей, заботились о моральном облике общины, следили, чтобы какой-нибудь клан не возвысился над другими сверх меры. Они были воинами и овцеводами,

Полет над грустью

пока мимо их жилищ не пролегла Военно-Грузинская дорога. С тех пор в их жизнь вошла торговля и превратила мохевцев в довольно прагматичный народ — грузинских горцев, наиболее склонных к бизнесу. Такая черта сохранилась за ними и по сей день. Говорят, что во времена Саакашвили, здесь, как и во многих местах в Грузии, хотели построить новую дорогу. Дорогу к храму Троицы, ради которого приезжает сюда основная масса туристов, путь к которому очень непрост из-за петляющего ухабистого серпантина, круто забирающегося в гору. Многие семьи мохевцев Гергети и Степанцминды живут за счет того, что принимают у себя туристов и возят их к храму Святой Троицы на внедорожниках. Берут недешево — пятьдесят лари за подъём и ожидание для обратного спуска. И они стали против строительства этой дороги. Я не склонна их в этом винить. Храм Троицы должен остаться труднодоступным.

Полет над грустью

К нему вполне можно добраться пешком, что и делают сами жители, каждую неделю поднимаясь туда на службу в церковь. Те, кто хочет легкости и комфорта, могут и заплатить. С такими мыслями я остановилась на подъеме к храму. Пожалуй, если бы дождь не усиливался, я бы снова сегодня к нему забралась. Но чувство самосохранения, сконцентрировавшееся в этот момент в области больного горла, заставило ноги повернуть назад. Удивляясь собственному спокойствию, ведь прошло уже полдня в похождениях по селу, я задумалась, сколько я могла бы здесь прожить?

Полет над грустью

А ведь если бы мне было плохо в тот момент, я и думать бы о таком не стала. А так, мысль промелькнувшая, что неплохо было бы приехать сюда на недельку- другую, задержалась и стала причиной размышлений. Год назад, оказавшись на пару дней на море, в Счастливцево, я с непривычки изнывала от собственной неподвижности и тоски, глядя, как теплые волны Азовского моря ласково шевелят мелкие камешки на берегу… Я испытывала дискомфорт от недостатка возможностей бежать куда-то в поисках чего-то нового и интересного. Здесь в Гергети ничего подобного не происходило.

Полет над грустью

Думаю, если мне не надо было возвращаться на работу, я еще неделю могла бы жить здесь, в этом далеком осеннем дождливом горном селе, терпеливо надеясь однажды утром увидеть в солнечном свете все три вершины короны Гергети — Казбек, Куро и Кабарджину…
Вот я снова пришла к кресту.

Полет над грустью

Лео рассказывал нам легенду, о том, как правители трех грузинских царств — Кахетии, Имеретии и Картли, решили построить храм Святой Троицы. Чтобы помочь им с выбором места строительства, один мудрый старец из Мцхеты посоветовал бросить ворону кость быка. «Постройте храм на месте, где ворон обглодает кость» До того, как это произошло на вершине горы над Гергети, ворон приземлился на Крестовом перевале и присел отдохнуть в самом селе. В этих местах и были поставлены кресты. Та же легенда, прочитанная мной в книге, немного отличается от версии Лео пунктами приземления ворона, как и объяснением установки таких крестов. Но кто знает, какой бы была сейчас та легенда, если бы ее не передавали из уст в уста, пусть и с небольшими изменениями, предки Лео)
А кресты, на самом деле, старинная мохевская традиция. Их ставили в честь святых на остроконечных вершинах камней, а к их подножиям приносили подношения святым. И продолжают делать так и по сей день.

Полет над грустью

День прошел. Если и следующий день начнется с дождя, придется возвращаться в Тбилиси, так и не увидев ни Чаухи, ни Гвелетских водопадов… Ну, и ладно. Все равно ведь я сюда еще вернусь. Завтра началось не вполне определенно, но впечатляюще, но это уже совсем другая история)