Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Иркутск — Россия Сентябрь 2015

Вылетали домой мы из Иркутска, поэтому резонно оставили этот город напоследок. С одной стороны, он лучше вписывается в городскую часть нашего путешествия, но все же и хронологически, и эмоционально стоит особняком.

Через всю Россию на Байкал (Часть 6 и последняя) — Иркутск

Частично взглянуть на Иркутск нам удалось еще по приезду с Ольхона, но досматривали его мы уже при дневном свете после однодневной поездки в Аршан.

Город очень приятный, сохранилась целая толпа старых избушек, которые стоят, полувтоптанные в землю, но живые, обитаемые. Народ там существует без водопровода и прочих удобств; конечно, если им предлагают переселиться в современные многоэтажки, многие соглашаются с радостью. А старые дома либо, покинутые, разрушаются сами, либо с помощью строителей. Конечно, отреставрировать и приспособить под современные нужды все старые деревянные строения города сложно, но именно они придают здешним улицам то очарование, которое по пути мы больше нигде и не встречали. Особенно когда видишь, как местные жители в самом центре ходят за водой с ведром к колонке.

Гулять по Иркутску удобно почти настолько, насколько и по Екатеринбургу — в обоих городах есть линии, прочерченные на асфальте, по которым идешь и читаешь информацию на специальных стендах. Но все же в Иркутске этот проект недоработали: линия не замыкается, а на кусках с новым тротуаром и вовсе теряется.

Вечерний Иркутск порадовал нас приятной иллюминацией и некоей пустынностью. Поскольку жили мы совсем рядом с туристическим центром, туда мы первым делом и отправились. Подобные места всегда радуют как минимум тем, что там можно бесплатно получить карту с основными достопримечательностями города, узнать, что нужно, и заказать при желании экскурсии. Это как своеобразный маячок растерянным туристам.

Через всю Россию на Байкал (Часть 6 и последняя) — Иркутск

В Иркутске же этот центр находится в отличном месте — среди по-настоящему старинных домов, которые скучковались по улице Декабрьских событий. Главный среди них — «Усадьба Шастиных», или, как еще его называют, «Кружевной дом» и «Дом Европы». Этот квартал полностью воссоздает образ старого Иркутска — с неповторимыми резными наличниками, карнизами и дворовыми постройками. Сегодня в этих зданиях расположился Музей городского была, туристический офис, кафе и гостиница. В музей мы не попали, поскольку был уже поздний вечер, зато во дворе комплекса нашли небольшую экспозицию с уникальными предметами резного оформления Иркутска.

Проблема в том, что в 1879 году в Иркутске был страшный пожар и выгорел практически весь город. И допожарные дома сохранились сегодня только в «Тальцах», и, как говорят, в Музее истории есть обгорелый резной наличник. Поэтому хотя город и выглядит неплохо сохранившимся, все это относительный новодел, не более 150 лет от роду.

Рядом с «Домом Европы» расположились две усадьбы декабристов — Трубецких и Волконских. Нам повезло попасть в усадьбу Волконских, от нее остались очень яркие впечатления, хотя работники музея отнеслись к нам не слишком приветливо (мы пришли за час до закрытия, кассира на месте уже не было, а внутрь нас неохотно пускали под предлогом того, что все осмотреть не успеем — еще как успели). Очень уютный дом, который хранит память о том, как передовая интеллигенция столицы пыталась устроить свою жизнь в суровой и далеко не столь просвещенной Сибири.

Но в целом необязательно идти в квартал «Дома Европы», чтобы посмотреть на старый Иркутск — можно просто побродить по городу, здесь есть целые улицы деревянных стариков. На туристической карте, кстати, такие улицы отдельно отмечены. Многие из таких домов украшены томскими кружевами и тобольской резьбой (в разницу между этими понятиями мы не вдавались, просто гуляли и любовались). Особенность сибирской резьбы, как мы вычитали, в том, что в отличие от вологодской техники сибирское барокко — это не прорезанная насквозь доска, а объемные узоры.

Через всю Россию на Байкал (Часть 6 и последняя) — Иркутск

Еще в Иркутске отлично выглядят церкви, которые относятся к каменному барокко — Спасская и Крестовоздвиженская. Но мы их рассматривали в темноте и в плохую погоду, поэтому впечатление, как и фотографии, смазалось. Еще очень выделяется Собор Богоявления, который стоит рядом со Спасской церковью прямо на набережной.

В первый вечер мы шли по «зеленой линии» от «Дома Европы», поэтому по темному успели посмотреть Московские ворота (новодел и ничего особенного), набережную, Собор Богоявления и Спасскую церковь, костел, сквер имени Кирова с советскими административными зданиями, откуда свернули на Желябова (здесь тоже проходит «зеленая линия», хотя, на мой взгляд, обычная для Иркутска улица). А уже во второй день мы «догуливали» маршрут по Карла Маркса и южнее.

В последний день нашего большого путешествия в первый день октября в Иркутске повалил снег. В целом могу сказать, что погода в этом городе особенная — Ангара не замерзает, поэтому от нее идет влажность, которая просто пробирает насквозь.

Через всю Россию на Байкал (Часть 6 и последняя) — Иркутск

Частенько настолько, что мы ленились доставать фотоаппарат и снимали на телефон, от этого фоторяд об Иркутске заметно пострадал. Но несмотря на недружественные климатические условия и грязь из-под колес машин, Иркутск оставил о себе самые приятные впечатления.

Улица Карла Маркса и вправду собрала все самые интересные городские постройки: доходные дома, особняки, банки, кинотеатр и музеи. Но все это вполне можно осматривать только снаружи, не тратя времени на внутренности. Так, например, краеведческий музей, в который мы забрели от холода, нас совсем не впечатлил. Очень жаль было здание Русско-Азиатского банка, необычное, похожее на гномика, но совсем обшарпанное.

Харлампиевская церковь, в которой венчался Колчак, чуть в стороне, но внутри как-то совсем пуста. Интересный памятник Александру III на набережной.

Через всю Россию на Байкал (Часть 6 и последняя) — Иркутск

А дальше мы направились к 130-му кварталу, совсем новому туристическому объекту.

Но интересовал нас совсем не он, а Крестовоздвиженская церковь, о которой я рассказывала ранее. Вот в ней, правда, что-то есть, какая-то намоленность что ли. Ну и Фасад, безусловно, очень выразительный и самобытный.

Через всю Россию на Байкал (Часть 6 и последняя) — Иркутск

Пожалуй, на этом месте завершилась наша основная экскурсионная часть Иркутска. Вечером мы еще по самым пробкам вместе с толпой народу попытались доехать до Иркутской ГЭС, но, оказалось, посмотреть ее вблизи практически невозможно, все огорожено забором и в темноте ни капельки не видно. Пустая трата времени, но и такое случается, что уж тут.

Отдельно хочу рассказать про иркутский рынок и подарки, которые можно привезти с Байкала. На центральном рынке можно купить кедровых орехов, но цены на них оказались такие же, как в Москве — 1700 за кило чищенных и 600 за нежаренные. Омуля здесь можно найти почти любого, разве что горячего копчения не делают. Холодного, к слову, можно легко довезти домой и даже хранить с пару недель. Я люблю творог, но местная молочная продукция показалась мне странной на вкус, возможно, из-за других кормов. Еще на рынке мы купили мед с частной пасеки — он просто волшебный! В начале октября весь рынок был уставлен ящиками с ягодами, но, уверена, мы бы их не довезли. И, конечно, травы и чаи, но их мы разумно купили еще в Аршане. Цены, предупрежу, совсем не бросовые, но здесь покупать выгоднее, чем, например, в Листвянке.

Мы с мужем собираем маски из разных стран, поэтому особенно присматривались к бурятским сувенирам. А еще обычно я привожу из разных мест календари и открытки. С сувенирами в Иркутске просто беда — они только в 130-м квартале. Нашим спасением стал аэропорт — там и цены были вполне приемлемые, и ассортимент такой, что мы нашли все, что хотели.

10 часов полета с пересадкой в Новосибирске — и мы дома. По-прежнему с трудом верится, что все получилось, мы нигде не потерялись, не опоздали ни на один из пяти поездов, не встретились на узкой тропе Столбов с медведем, не остались без крыши над головой в Листвянке и не замерзли под неожиданно снежным ветром с Ангары.