Михаил Странник Пользователь — был вчера 19:44

Бесчинства осени

9 декабря 2015 г. 8:05 Остин — США Декабрь 2015

Осень в Техасе ведет себя совершено иначе чем в России.

Осень она конечно рода женского, но если ноябрьская осень в центральной России вызывает ассоциации с Бабой Ягой, то техасская скорее со Старухой Шапокляк. Для этого есть все основания. Ноябрьская осень в родной средней полосе брутальна и непобедима. Никогда не слышал сказки про то как Зима прогнала Осень. У нас это не победа одного времени года над другим, у нас это процесс перерождения. В Техасе ситуация несколько другая.

Техасская осень обитает на границе, чуть зевнешь и получишь крепкого пинка из-за Рио Гранде, так сказать, «Горячий привет от Мексиканского Вечного Лета». Там Лето — мужик, причем «простодушный» такой.

На его территорию техасской смешной Осени ни за что не перебраться. Там на Рио Гранде такой бастион из цитрусовых ей и подходить страшно. Вот и получилась она у нас немножко с детства испуганная, на люди особо не показывается.

Если вы спросите обычного жителя Хьюстона или Сан Антонио, когда в Техасе листва желтеет. Вам честно ответят, что никогда и добавят, с задумчивым лицом — «Вечнозеленые». Только отдельные неуемные личности знают техасские осенние места.

Не поверите, но даже если вы объедете все дороги центрального Техаса, вы скорее всего не увидите ни одного дерева с желтой листвой. Вся эта красота — реликтовые леса растущие на дне каньонов. Чтобы их увидеть надо сделать невероятное — оставить машину и спуститься пешком в каньон.

В Техасе, оно как получается, спионерит наша Бабушка Осень банку охры и ищет где бы ей «пографитить». В городе понятное дело загремишь сразу, в поле видно издалека… Идет в Каньон, хорошо, тихо.

Вот и мы пошли. Место зазывается Гамильтон Пул — это парк штата Техас. Основная достопримечательность парка довольно большой водопад. Правда, он на нашем «безводье» последних лет похудел немножко.

По всей видимости, весь этот совершено круглый бассейн под водопадом когда то был синотом. Позже он попал в зону поднятия и превратился в часть русла ручья, при этом сохранив приличную глубину и характерный для известняков яркий цвет воды.

В стенах если не пещеры, то углубления. С потолка свешиваются сталактиты, но конечно не такие красивые и белые, как бывают в глубоких пещерах.

Удивительная черта водопада в Гамильтон Пул это то что он почти круглый. Когда воды в реке много она падает по всему верхнему периметру. По пещере, расположенной под водопадом, можно гулять, находясь за занавеской воды.

Из бассейна под водопадом вытекает ручей, который через два километра впадает в небольшую речку. Вот собственно и весь парк. Он совсем не большой, но в эти осенние дни очень хорош собой. В будни людей практически нет, егерей тоже. Девчонка-студентка, с какого ни будь биофака, которую посадили деньги на входе собирать, убежала птичек фотографировать. С трудом разыскали и то только потому что слышно было как без остановки фотик трещит, а если от нее чуть отойти совсем тихо и волшебно.

Эти деревья с ярко желтыми иголками называются Лысый Кипарис или Болотный Кипарис, ботаническое название: Taxodium distichum. На сколько он там кипарис точно не знаю, не очень похож, да и не желтеют иголки у кипарисов. Я бы его назвал Лиственницей Техасской, но меня забыли спросить.

Самое удивительное, что слово лиственница в английском языке есть (larch — по простому, larix — это если по культурному), но этим словом называют деревья, которые растут в России или Китае, те которые в Америке почему то кипарисы.

Я думаю, это от пионеров в наследство осталось. Они везде искали аналогии с Землей Обетованной, что не гора то Сион, а речки — ну чистый Иордан, не отличишь. Они так точно слово «larix» не знали, если не фига то точно «cypress».

Деревья просто удивительные. Их высота четко соответствует глубине каньона. Верхушка как обрубленная. Не хотят вылезать на горячий пустынный ветер. Внутри каньона всегда прохладно из-за холодной родниковой воды. Каньоны ведь узкие и ветер не может выдуть из них прохладный воздух. Вот эти «лысые» и сообразили не высовываться.

При этом они сами каньон своими кронами прикрывают как крышкой. Мешают теплообмену не дают каньону перегреться. Нет бокового солнца, да и ладно. Летом солнце почти над головой, тропик рядом, а зимой иголки сбросил и отдыхай.

Другое интересное приспособление — это корни. Земли очень мало, приходится цепляться за скалы и жить на гидропонике. Но главное всегда в наличии убойное техасское солнце и вода насыщенная минеральными веществами. Корни уходят на десятки метров от самого дерева и ищут трещину в известняке чтобы надежно зацепиться. Вес корневой системы в несколько раз превышает вес дерева.

Эта фотография из другого каньона, но на ней хорошо видно во что «лысые» превратили скалы. Посмотрите на оба берега, они уже почти полностью состоят из корней. У корней есть забавная черта, как только они выходят из тени дерева, они начинают образовывать так называемые локти (иногда называют коленки). Это потенциальный наследник материнского дерева при благоприятных обстоятельствах из него вырастет новый кипарис.

Корни здесь вообще важнее самого дерева. Может через десять лет, может через сто по каньону пойдет сель. Без этого не бывает. Будет много воды, грязи и камней. После селя в каньоне останутся голые скалы. Ни кустика ни травинки не будет.

Небольшой каньончик проутюжило камнями

Но уже через неделю из-под земли появятся «лысые». Вся толща известняка под каньонами пронизана их корнями. Там целый невидимый мир. Они намертво вцепились друг в друга и в камни. Им нужно очень быстро расти, нужно успеть обогнать чинары. Те тоже непростые.

По тропинке дошли до границы парка. Здесь шустрая, веселая речка Педерналис (название из индейских, на каду точно что то значит) . Летом мы здесь обычно купаемся, в декабре уже не тянет, но зато вокруг ни одного человека, сегодня вся красота только нам досталась.

В таких случаях особенно тяжело уходить. Чтобы уйти из такого места нужно какое-нибудь событие, а так сижу ни кто не мешает, с какого дуру я сам, по хорошему, отсюда уйду. Пришла девчонка охранница, но увидела что нам хорошо и не стала приставать, а попросила закрыть шлагбаум на палочку, когда будем уезжать. Хороший у нее объект охраны и красиво и не стырит ни кто.

Гуляли по каньону пока не стемнело. Когда поднялись на верх, к удивлению для себя, увидели что там еще светло.

Ну зачем же себе отказывать прошлись еще и по верхнему парку. Жалко все-таки что все это скоро облетит…

в Остине

9 декабря 2015 г. 15:14
Вода какая красивая в каньоне, так и манит искупаться. У кипарисов вообще очень длинные корни. В Иране есть кипарис, ему 4000 лет( так считают, согласно данным русских ученых). Так вот наш ученый сказал, что корень этого кипариса 2000 метров! Может потому они живучие!
9 декабря 2015 г. 17:33
4000 даже трудно представить такое. Когда оно было молодое еще практически не было человеческой цивилизации.
vilenaz
9 декабря 2015 г. 15:43
Красота какая! Жаль, что так далеко...Но очень хотелось бы все это увидеть своими глазами!
9 декабря 2015 г. 17:35
Место очень красивое, я бы сказал сказочное.
9 декабря 2015 г. 15:44
Могу только в очередной раз порадоваться, что вокруг Вас такие красоты. Интересные сравнения про лето в России и Техасе, позабавили.
9 декабря 2015 г. 17:37
У нас может и вообще не быть зимы. Так на недельку похолодает.
alla38
9 декабря 2015 г. 15:51
Приятно по такому каньону погулять!
9 декабря 2015 г. 17:38
Да сейчас там даже пахнет как то особенно.
9 декабря 2015 г. 16:54
Жалко все-таки что все это скоро облетит…
а у нас уже все облетело, хоть и Юг России. Ждем апрель!
9 декабря 2015 г. 17:40
Все равно по параллелям юг России получается как север Штатов.
9 декабря 2015 г. 17:02
Да... так и мы ловим осень . и есть места ,где нет ее вовсе.. все зеленое .. Но какая красота ,Миша! Потрясающее место!
9 декабря 2015 г. 17:42
Кипарисы у нас всегда осенью облетают, а дубы бывает только весной когда должны вырасти новые листья.
9 декабря 2015 г. 18:10
9 декабря 2015 г. 18:15
Ну вот! У вас и осень, и водопады. А у нас ни фига. Вернее зимой-весной кое-какие водопады можно наскрести, а вот с листопадом полный ...облом!
9 декабря 2015 г. 18:19
А рассказов то рассказов: фиги, кипарисы, Иордан, море (озеро) бушует... Приеду проверю... Какие то разночтения идут...
9 декабря 2015 г. 18:27
Chedty писал 9 декабря 2015 г. 18:19
Приеду проверю

давай-давай, ловлю на слове.
Иордан
-ручеек мутноватый.
море
иногда бушует, бывает. Но не часто. Ребенок жалуется, с волнами засада.
Ну а
фиги, кипарисы
-этого завались!
9 декабря 2015 г. 18:33
Со смоковницами как, ведут они себя прилично?
9 декабря 2015 г. 18:49
Chedty писал 9 декабря 2015 г. 18:33
Со смоковницами как

Эти на любой вкус.
ведут они себя прилично?

Это смотря что для тебя прилично, Миш!
10 декабря 2015 г. 0:35
Ну вот ты опять догадалась, про приличия... Хоть бы иногда притворялась
10 декабря 2015 г. 6:30
Chedty писал 10 декабря 2015 г. 0:35
Хоть бы иногда притворялась

Сама задумываюсь над этим. Пора уже под дурочку начинать косить. Жизнь будет гораздо проще!
10 декабря 2015 г. 8:11
Спроси у мужчины как устроен стоп кран на самолете и он к тебе потянется...
10 декабря 2015 г. 14:59
Chedty писал 10 декабря 2015 г. 8:11
он к тебе потянется

Миш, я как бы пока не страдаю и без просьб про объяснения устройства
стоп крана
10 декабря 2015 г. 18:08
Я не про тебя. Это из разряда народных мудростей
10 декабря 2015 г. 19:01
Chedty писал 10 декабря 2015 г. 18:08
народных мудростей
Они никогда лишними не бывают!
9 декабря 2015 г. 19:33
Хоть осень и нечастая гостья у Вас, но хороша! Зима к Вам в гости заходит?
10 декабря 2015 г. 0:38
Был у нас семь лет назад снег. Дети пока за лыжами сбегали он расстаял
Это я по твоему заказу заметку написал. Откуда ты про него можешь знать даже не догадываюсь. Всю жизнь считал его нашей "районной" достопримечательностью
10 декабря 2015 г. 13:58
Chedty писал 10 декабря 2015 г. 0:38
Дети пока за лыжами сбегали он расстаял
У нас здесь тоже зима слабенькая, но пару раз появляется за зимний период. Обычно в конце января начале февраля. В этом году Альпы стоят без снега.
10 декабря 2015 г. 18:07
Я один раз попал в Австрии на бесснежную зиму. Тоска.
10 декабря 2015 г. 18:11
Lilija_Krjazheva
9 декабря 2015 г. 21:16
В интересном месте живете, Михаил! А осень ваша отличается от нашей российской
10 декабря 2015 г. 0:39
Да, она смешная. Наша родная как накатит мало не покажется...
9 декабря 2015 г. 23:45
Иной мир!
10 декабря 2015 г. 0:44
И правда. Сегодня 9 декабря воздух 27 вода 26. Я проплыл по Колорадо больше километра, и все время думал о девушке которая хотела утопиться бросилась в пруд, но пруд замерз... Это правда про Францию, но все равно хорошо, что вода зимой замерзает....
10 декабря 2015 г. 1:42
Лысый Кипарис Первый раз слышу о таком . Чудесные осенние пейзажи Не перестаю удивляться красоте природы этих мест!
10 декабря 2015 г. 2:26
Это такая специальная осень, она спрятана от посторонних в каньоны
Kadet370
10 декабря 2015 г. 6:09
Волшебная осень у вас в Техасе. Особенно понравился сюжет с деревом на переднем плане, достоин кисти художника!
10 декабря 2015 г. 6:20
Красиво и как всегда очень солнечно. Шишкина бы сюда вместо Ремингтона
10 декабря 2015 г. 14:51
Михаил, как всегда у тебя - что ни альбом, то красота!
10 декабря 2015 г. 18:17
Я места знаю
10 декабря 2015 г. 18:26
10 декабря 2015 г. 15:59
Осень становится особенно привлекательной в виде бабушки, которая прячась рисует граффити
Прочитала слово "чинара", и сразу шоколадом с орехами запахло ) бабушка в детстве конфеты из Азербайджана присылала ))
10 декабря 2015 г. 18:17
Чинары на Кавказе и в Средней Азии кончено самые главные деревья. Они там огромные вырастают. У меня тоже ассоциация сладкая с чайханой...
11 декабря 2015 г. 1:19
Да-а-а, привлекательно бродить с "неуемными личностями". Скоро будем знать больше, чем коренные техасцы!
11 декабря 2015 г. 2:46
Место, не обычное. В Техасе такие каньоны редкость, а за его пределами может и вовсе нет. Надо в Аризоне проверить. Там много чудес.
11 декабря 2015 г. 11:47
Поймала себя на мысли, что если спросить меня "Какой штат США самый живописный?", я не задумываясь отвечу -"Техас!" И задумавшись тоже назову Техас.
11 декабря 2015 г. 18:23
Техас штат большой и очень разнообразный, но наверно все таки Калифорния. Очень там красиво.
tavasa100
11 декабря 2015 г. 11:56
Очень красивая осень! Я люблю краски осени, когда нет противных дождей. Спасибо за прогулку. Как и всегда, Михаил, у Вас всё так красиво!
11 декабря 2015 г. 18:24
На счет дождей у нас можно не беспокоится. У нас количество осадков как в Москве, но обычно выливаются они за пару дней в году
11 декабря 2015 г. 13:48
Замечательный подарок к Новому году - Ваш Альбом, Михаил.
11 декабря 2015 г. 18:27
Спасибо, рад что понравился. Через неделю на Санта Лючию, попробую, до Нового Года ее тоже вставить.
12 декабря 2015 г. 15:20
Миша, какая в Техасе красивая осень!!! Очень понравилось читать про кипарисы и лиственницы, в смысле, про историю названия американских кипарисов.
Очень впечатлила жизненная сила корней!
12 декабря 2015 г. 18:28
Сегодня подул ветер, и все красота закончилась. На улице тело и сыро, как в той пещере... бррр.
Поеду на острова, потом на лыжах кататься. Нечего у нас здесь до февраля делать.
12 декабря 2015 г. 18:37
Жаль, что красота закончилась. Радует только, что впереди много всего интересного и красивого!
13 декабря 2015 г. 20:48
Осень-рыжая подружка-разбросала свои краски! Очень красивый,яркий альбом получился!
13 декабря 2015 г. 21:07
Спасибо, мне тоже понравился. Люблю яркие краски
elenavasilieva
16 декабря 2015 г. 0:30
А ведь это тоже рай! Но только такой, уютный, карманно-домашний!
В таком месте пахнет домом... У меня почему-то картинка в памяти всплыла: домик за штакетником, занесенный снегом, из трубы идет дымок, в окошках свет... А в домике тебя бабушка с дедушкой ждут... Вот ведь совсем не похоже, да? А ассоциация возникла! Я же говорю постоянно, что Техас стал для меня родным! Объяснить не могу, но так чувствую!:)))
16 декабря 2015 г. 23:13
Знаешь, я действительно полюбил эти края. В выходные с Димкой лазали по стенке в каньоне, потом Ириша приехала, ужин прямо там приготовили... Димка сказал, что наверно не поедет на Север учиться... Это наверно не правильно, но как то уж очень мы к этому месту приросли.
Rakel
17 декабря 2015 г. 16:24
Повезло Вам с осенью А у нас в этом году я ее даже не заметила
17 декабря 2015 г. 17:13
У нас так в прошлом году было. Подул очень сильный ветер и "все мои желтые листья" унесло.
Осень красива в любом краю...
Часто вспоминаю осень на Крайнем Севере, когда за один день становились желтыми маленькие севереные лиственицы и "включали" Полярное Сияние.
Какая прекрасная золотая осень!
Забавно, что здесь она существует на очень маленьком кусочке земли.