Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 15:52

Пекин — Китай Сентябрь 2011

Осенью 2011 года я решила поехать в Китай и стала искать подходящий тур. Самый популярный «Гран-тур» меня не устраивал, так как не люблю перемещения такими темпами, а Пекин и Шанхай хотелось посмотреть внимательнее. В результате нашла: остановки только в Пекине и Шанхае, экскурсии по программе + свободные дни в каждом из них.

Выезд был по групповой визе, но, как оказалось, по нашему маршруту ехали только мы с подругой, а остальные по программе «Гранд-тура». Благополучно долетели «Аэрофлотом», в аэропорту загрузились в автобус и поехали в отель. Отель был интересный: Howard Johnson Regal Court Hotel Beijing 5*, Booking им не занимается. Помпезное здание с фонтаном у входа, правда фонтан не работал и, судя по всему, давно.

Первый день в Поднебесной

В целом было неплохо, хотя не мешало обновить интерьеры. Больше всего в отеле понравился полноразмерный бассейн, куда мы ходили плавать по вечерам. После целого дня хождения по жаре это было здорово! Только у меня сложилось впечатление, что обслуга отеля в большинстве живет в хутунах и пользуется случаем в бассейне помыться в душе и бельишко простирнуть. В бассейне они не плавали, а вот в душе была очередь теток с бельем. Поэтому, поплавав, надевали мы с подругой халаты и шли в номер, благо лифт отдельный у бассейна.

Номер был большой, со всем необходимым, в комплекте даже душ и ванна, а еще предусмотрена выдвижная «веревочка» для сушки белья, купальники сушить. И чайник был, и интернет работал, правда от шнурка.

Если смотреть на карту, вроде отель находится и недалеко от «центра» (я имею ввиду центр туристического интереса), но пешком не доберешься, учитывая масштабы Пекина. Станции метро в пределах 1,5–2 километров. Один раз мы попробовали добраться на метро, но нам не понравилось. Маршрут неинтересный и слишком много дорог пришлось пересекать, а китайские перекрестки не для слабонервный. Когда в первый раз попадаешь на перекресток магистралей, испытываешь легкий шок: для кого тут зеленый? И останешься ли жив? Поэтому решили, чтобы не тратить время с утра, пока не жарко, на бессмысленные переходы, ездить на такси. Такси в Пекине было удивительно дешево: самый длинный маршрут около часа в пути нам обошелся в 270 рублей.

Рядом с отелем жилой комплекс, хочу показать, что такое жилой комплекс по-китайски.

Первый день в Поднебесной

Выход во двор комплекса был предусмотрен и из отеля, чтобы клиенты могли отдохнуть там в парке.

Здания по периметру стояли без разрывов, соединенные корпусами с магазинами, ресторанами и офисами.

Первый день в Поднебесной

Ворота на кодовых замках, под территорией паркинг. Благоустройство двора удивило масштабом: фонтаны, скульптуры, цветники, игровые площадки, свой детский сад.

Заселились, и вперед — выполнять программу! Первый пункт программы: Обед в ресторане «Утка по-пекински».

Первый день в Поднебесной

Выполнили: посмотрели как «строгают» жареную утиную тушку и как правильно употреблять это блюдо.

Первый день в Поднебесной

Дальше, конечно, площадь Тяньаньмэнь — главная площадь Китая и первая достопримечательность, куда везут туристов в первый день пребывания в Пекине. Интересные в Китае гиды. В Пекине у нас была Люба, как она просила себя называть. На всё — четкие ответы с учетом политики партии и правительства.

Итак, Тяньаньмэнь — огромная площадь, способная вместить миллион человек. К счастью, в этот день китайцев там было значительно меньше, праздники еще были впереди.

Сразу у станции метро стоят Главные Солнечные Ворота (Чжэнянмэнь), когда-то они были главными в стене, окружавшей Внутренний Город. Этими воротами пользовались только императоры, когда покидали дворец для ежегодного визита в Храм Неба. Простые смертные не имели права входить в них под страхом смерти.

Первый день в Поднебесной

За ними на площади стоит Мавзолей Мао Цзэдуна, умершего в 1976 году и открытый в годовщину его смерти. Над парадным входом висит белая мраморная доска с золотыми иероглифами: «Дом памяти председателя Мао». Если есть желание увидеть товарища Мао в хрустальном гробу, доступ свободный с 8–30 до 11–30 кроме понедельника и дополнительно во вторник и четверг с 14–30 до 16–00.

В центре площади — Памятник Народным Героям — всем погибшим в борьбе за независимость Китая. В основании панели с барельефами, на которых изображены важнейшие события современной китайской истории с 1839 по 1949 год. На снимке за памятником огромное здание — Дом Всекитайского Собрания Народных Представителей, где проводятся заседания Собрания Народных Представителей, съезды и пленумы КПК.

Первый день в Поднебесной

На противоположной стороне площади — Национальный музей Китая, о нем уже рассказывали туристеровцы. Все здесь огромное, как и сама площадь. Например, два огромных экрана по обе стороны памятника, на которых показывают что-то героическое.

Первый день в Поднебесной

Еще одна достопримечательность на площади — флагшток с поднятым национальным флагом. Церемония поднятия флага проводится ежедневно рано утром на восходе солнца, а на закате — церемония спуска флага.

Еще на площади красивые клумбы, идеальная чистота (уборщики на тележках не прекращают работу), а площадь украшают к национальному празднику. Через неделю 1 октября был День образования Китайской Народной Республики.

Первый день в Поднебесной

На площади фотографируются жители провинции. Это ритуальный снимок на фоне ворот, в честь которых названа эта площадь.

Первый день в Поднебесной

Первые ворота на этом месте были построены еще в 1417 году, но они имели другое название. В 1651 году при правления императора Шуньчжи династии Цин их перестроили и назвали Ворота Небесного Спокойствия (Тяньаньмэнь). Они стали служить главным входом в Императорский Город.

Ворота Небесного Спокойствия были местом важных церемоний. Здесь во времена династий Мин и Цин зачитывались императорские указы о коронации императора и даровании титула императрице. Через эти ворота император отправлялся в Храм Неба во время зимнего солнцестояния, а также на свадебные церемонии и военные походы.

Первый день в Поднебесной

Именно с трибуны этих ворот 1-го октября 1949 года Мао Цзэдун объявил об основании Китайской Народной Республики. Ворота стали одним из символов нового Китая, их изображение находится на гербе страны. Над центральной аркой ворот установлен портрет Мао Цзэдуна, а по бокам вывешены плакаты с девизами: «Долгой жизни Китайской Народной Республике» и «Долгой жизни великому союзу народов мира».

К Воротам Небесного Спокойствия ведут семь мраморных мостов, перекинутых через реку, которая называется Внешняя Золотая Река (Вайцзиньшуйхэ). У каждого моста есть свое название. Центральный — Мост Императорского Пути, предназначался для прохода императора. По обе стороны — Королевские мосты для членов императорской семьи. Публику сейчас впускают по Официальным мостам, по которым входили гражданские лица и чиновники высокого ранга.

Первый день в Поднебесной

Все это — путь к главной достопримечательности Пекина — Запретному Городу. Он был императорским дворцом на протяжении 491 года: здесь взошли на трон и управляли страной 24 императора династий Мин и Цин. Последнего свергли в 1911 году, хотя официально отрекся только 12 февраля 1912 года.

Следующие ворота — Почетные ворота (Дуаньмэнь), построенные в 1420 году в том же архитектурном стиле, что и Ворота Небесного Спокойствия. Они служили складом принадлежностей императорской гвардии. Сейчас в западном крыле ворот располагается почетный караул государственного флага.

Первый день в Поднебесной

Главный вход в Запретный город сейчас осуществляется через Полуденные ворота. Крыша ворот сделана двухъярусной, под ней находится трибуна, на которой устанавливали трон императора. В воротах пять входов, каждый из которых служил для людей определенного ранга: центральный вход предназначался только для императора (императрица входила один раз — во время свадебной церемонии), боковой восточный вход — для министров, а боковой западный — для членов императорской семьи. Два входа открывались во время больших церемоний. Простым людям вход в Запретный Город был запрещен.

У Полуденных ворот находятся кассы.

Первый день в Поднебесной

За Полуденными воротами большая площадь, через которую проложен канал — Внутренняя Золотая Вода, а через него перекинуты пять мостов. Считается что пять мостов — это пять добродетелей, которые проповедует Конфуций: доброжелательность, справедливость, традиции, рассудительность и преданность.

Каждое строение на площади интересно, если начать разбираться. Например, Зал Литературной Славы, где учились коронованные принцы династии Мин, причем весной и осенью сам император читал им лекции. Сейчас там выставка китайской керамики. Или Павильон Литературных Источников — императорская библиотека во времена династий Мин и Цин.

Через Ворота Высшей Гармонии можно выйти во Внешний Двор Запретного Города. Ворота охраняет пара бронзовых львов. Императоры использовали Ворота Высшей Гармонии для проведения пиров, а также здесь принимали дары и общались с дипломатами.

Первый день в Поднебесной

В этом дворе еще стоят железные чаны для хранения воды от пожара и бронзовые курильницы.

Первый день в Поднебесной

Дальше путь лежит к трехъярусной мраморной террасе, на которой возвышаются три больших зала: Зал Высшей Гармонии, Зал Центральной Гармонии и Зал Сохраненной Гармонии. Зал Высшей Гармонии — самый большой зал во дворце и самое большое дворцовое строение из дерева во всем Китае. Он был построен в 1406 году во времена династии Мин, но позже сгорел, а в 1695 году восстановлен.

Во времена династии Цин этот зал служил для проведения церемоний во время таких важных событий, как: день рождения императора, возведение на трон, свадьба императора, отправка генералов на войну, а также во время праздников Зимнего Солнцестояния и Китайского Нового Года.

Первый день в Поднебесной

Интересная деталь: на трех уровнях террасы под стойками перил установлены головы драконов, их 1142. Назначение вполне утилитарное — отвод воды. Говорят, в дождь очень красивое зрелище: тысяча драконов одновременно извергает воду.

На террасе справа у Зала Высшей Гармонии стоят солнечные часы. Они круглые по форме и сделаны из белого мрамора с градуировкой с обоих сторон. Во время шести месяцев в году с весеннего равноденствия по осеннее равноденствие для отсчета времени использовалась верхняя (северная) часть часов, а в другие шесть месяцев — нижняя (южная) часть. Солнечные часы символизировали высшую власть императора даровать время всем людям страны.

Первый день в Поднебесной

Еще на террасе установлены пара бронзовых журавлей и пара черепах с головами дракона, которые символизируют долголетие, и бронзовые чаны с позолотой. Но позолоты на них практически не осталось — хорошо видно, что она соскоблена. Эти следы остались с 1900 года, когда силы альянса восьми государств захватили Пекин, а солдаты альянса соскабливали позолоту с этих чанов своими штыками.

Первый день в Поднебесной

Конечно, все обращают внимание на фигурки на угловых скатах крыш строений. Число фигурок определяет ранг здания, максимально возможное их число — девять. Для Зала Высшей Гармонии было сделано исключение — фигурок десять, это единственное строение в Китае с таким количеством фигурок.

Фигурки установлены в определенном порядке. Впереди — бессмертный на петухе, а за ним мифические животные: дракон, феникс, лев, морской конек, небесный конь, рыба яюй, суаньни, сечжи, морской бык доню и синши. Как и все в Китае, каждая фигурка не просто так:

— дракон и феникс символизируют верховную власть;

— небесный конь и морской конек отвечают за императорский престиж и мораль;

— морской бык доню и рыба яюй нагоняют облака и дождь и предотвращают пожары;

— лев — царь зверей на землях за пределами Китая;

— суаньни — смесь тигра и леопарда символизирует единство страны;

— сечжи — может отличить добро от зла, и потому считается символом безупречности и справедливости императорской семьи;

— синши — символ славы и покровительства, престижа и мудрости, а также означает покорение духа зла и освобождения от бедствий.

А вообще предназначение простое — предотвращать сползание черепицы. Стены Запретного города покрашены в красный цвет, а черепица на крышах — желтая. В Китае с давних времен красный цвет считается символом торжественности, счастья, достатка и славы. Желтый цвет — символ императорской семьи. Всех других, кто пытался использовать этот цвет, ждала смерть.

Первый день в Поднебесной

Следующий зал на террасе — Зал Центральной Гармонии с позолоченным шаром на крыше. В этом зале император готовился к церемонии, когда в Зале Высшей Гармонии проводились какие-то ритуалы.

Потом были Ворота Небесной Чистоты, за которыми располагалась жилая часть дворца. Перед ними стоит пара золотых львов.

Первый день в Поднебесной

А что было потом, похоже, мне уже было все равно, судя по фотографиям. Перелет 3 часа до Москвы + 9 до Пекина, смена часовых поясов, жара, толпа…

Последнее, что мы смотрели, был Императорский сад. Он и стал для нас западней: на экскурсию привели каких-то VIP-персон, все другие группы закрыли в саду, где мы потеряли много времени, поэтому все остальное было бегом.

Первый день в Поднебесной

Из парка открывается вид на парк Цзиншань, который назван по горе в центре парка. Это один из хорошо сохранившихся императорских садов в Пекине. Там много исторических достопримечательностей.

Первый день в Поднебесной

Последне, что мы увидели, выйдя из Запретного Города, — ров, его окружающий, и одну из четырех угловых башен, которые были построены не только для обороны, но и для украшения.

Этот вид, говорят, любят киношники, и используют для свадебных фотосессий.

Первый день в Поднебесной

На этом длинный день еще не кончился, была еще прогулка пробежка по парку Бэйхай, но туда мы позже сходили сами.

Вывод: идите в Запретный город сами. У Полуденных ворот, где продают билеты, можно взять в аренду аудио-гид, в том числе на русском языке. Рекомендуют брать аудио-гид с картой Запретного города, где огонек показывает текущее положение, а красные точки — места, где вы еще не были.

А еще есть замечательный сайт http://beijing.roadplanner.ru/, благодаря которому я узнала много интересного, и информацию с которого использовала.