Турист Владимир Шефер (Shefer)
Владимир Шефер
был 16 сентября 2019 9:31

Брашов — Румыния Май 2015

Продолжим нашу прогулку по румынскому Брашову. Давайте-ка зайдем вон в ту красавицу церковь, стоящую за солдатским кладбищем, погибших в Первой Мировой войне (Biserica Sfanta Paraschiva (ул. Baiulescu, 16).

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Строительство церкви началось в 1872 г. Это ортодоксальная церковь, богато расписанная внутри великолепными фресками. Изящные фрески украшают даже церковные ворота, а когда мы вошли внутрь то замерли от восхищения.

Кладбище, окружающее церковь, с могилами украшенными мраморными надгробиями, скорее напоминает садово-парковый ансамбль и совсем не внушает уныния, присущего русским собратьям.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

От высоко -художественных памятных надгробий исходит спокойствие и лучистость свойственная мрамору, все ухожено и сделано с большим вкусом.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Парадокс, но отсюда не хочется уходить и строки, пришедшие на память, — светлая память умершим, как нельзя лучше подходят для этого места.

Мы пришли как раз в тот момент, когда в храме шла служба. Прихожане стояли не в церковном здании, а прямо у ворот храма и молились. Как не велико было искушение, сфотографировать людей, стоявших около церкви и певших вместе молитвы, я не стал этого делать, чтобы не обидеть. На этом кладбище похоронено много известных людей города: поэты, философы, художники.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

В таких местах хочется задержаться подольше, но увы, время подгоняет, и по тесной прилегающей к церковной ограде улочке, мы направимся с вами к следующей церкви, которая, надеюсь, станет одной из самых любимых.

Церковь Святого Николая (St. Nicholas Church) Адрес: Piata Unirii 1 — 2 находится в румынском квартале Шкей.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Предвижу вопрос, разве Брашов не истинно румынский город и мы сейчас не стоим на одной из самых старых его площадей? Начинаем вспоминать историю. Саксонцы, построившие здесь первую крепость, не позволяли в ней жить румынам. Румынам, второму сорту, приходилось жить вне крепостных стен на окраине города в румынском квартале Шкей, расположенным среди гор.

Храм Святого Николая приводит в эту часть города многочисленных туристов.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Первая церковь на этом месте была построена в далеком 1292 году. В 1495 году на ее месте была построена местными жителями каменная церковь при поддержке господаря Валахии Влада IV уже знакомая нам личность. Церковь легкая, грациозная, это общепризнанный архитектурный шедевр. В ней сочетаются элементы византийского, барокко и готического стилей.

Жаль, что фотографировать внутри было нельзя и я не смогу вам сейчас показать ни старинных 16 века икон, ни дивных церковных фресок, на которых запечатлены исторические личности Румынии. В XVIII веке за счет пожертвований русской императрицы Елизаветы Петровны к церкви была пристроена башня с часами, а также часовня и притвор.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Русские государи жертвовали на строительство этой церкви. Императрица Екатерина Вторая прислала ей дорогие подарки: зоотые и серебряые предметы религиозного культа, иконы, церковные книги, деньги. Напомните-ка мне, когда Румыния оказывала России сколь-нибудь значимую материальную или политическую поддержку? А вот согласно архивным данным, может кто из румын и поппешил вычеркнуть это из памяти, в тяжелом 1945–46 годах Советский Союз предоставил Румынии в помощь 400 тыс. т. зерна. Поставки сырья (железной руды, кокса, хлопка) позволили тогда восстановить румынскую промышленность.

Здесь, за церковной оградой находится здание первой румынской школы. Это вам друзья, не Тайвань, где посещение большинства исторических достопримечательностей для туристов бесплатно. В этой стране берут деньги и за посещение исторических церквей и за посещение первой румынской… школы. Раздосадованный за откровенный грабеж в Бастионе Ткачей, где за фотографирование макета мы заплатили 5 евро, я решил школу «забить» или «заколоть». Да куда там, меня как непослушного школяра, взяли и повели в музей за руку. И если серьезно, то это место пропустить нельзя.

Проводил нм экскурсию местный профессор Василий Оптяну, который занимается изучением старинных церковнославянских книг.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Первая румынская школа была основана протопопом Михаем в далеком 1583 году. Фреска с его изображением, находится на портале церкви.

Здесь, в Брашове, были напечатаны первые книги на румынском языке. Здесь в 1757 году увидела свет первая румынская грамматика. Многие румынские первопечатники были родом отсюда. В музее можно посидеть за школьной партой 19 столетия и узнать, что множество первых румынских книг было родом отсюда. Здесь находится богатейшая коллекция 6000 первых румынских книг, письма, документы.

Среди богатых музейных экспонатов есть издание первой русской Библии. Не удивляйтесь, и среди нашего народа есть много Иуд, которые не только Библию, мать родную продадут при случае. В музее стоит станок, подобный тому, на котором русский первопечатник Иван Федоров печатал первые книги.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

На печать одной книги уходило до трех лет. И еще большим было наше удивление, когда проводив нас в выходу как почетных гостей, ученый запер музей с бесценными экспонатами на легкий замочек, таким рабочие шкафчики на производстве запираются. Что-то подсказывало, что воров в этом месте не сильно опасаются. Румыния, ты не перестаешь меня удивлять!

При церкви находится старое кладбище.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Великий диктатор Чаушеску, похоронен здесь. Николай Титулеску (помните мы начали свой поход из сквера названного его именем), министр иностранных дел, Президент Лиги наций ((1882–1941), тоже был здесь похоронен.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Но то, что мы видим, совсем непохоже на кладбище, перед нами открывается интереснейший музей под открытым небом, совсем не чувствующий себя тесно среди низеньких домиков среди цветущих садов.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

И все, что я могу пожелать вам в этот момент, это скорее оказаться там. Здесь в меня полетели камни, яйца, и даже предметы женского туалета, о Господи!, каюсь, пошутил, но думаю многим из моих друзей, было бы очень интересно оказаться там на экскурсии!

Наша прогулка продолжается уже больше четырех часов и мы еще ни разу нигде не присели. Не пора ли устроиться в уютном кафе с чашечкой кофе, который здесь любимейший напиток. Это место далеко искать не надо. Если вы хотите получить приятное продолжение прогулки, заходите в ресторан который находится сразу напротив церкви. У него нет вывески, но интерьер вас приятно удивит.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Мы туда тоже заглянули и уйдя, совершили непоправимую ошибку. Потом сильно жалели, когда голодные ждали заказ в центре на улице Республики более получаса и поев еще 20 минут счет. А пока пойдем по безлюдным улочкам к старым крепостным сооружениям.

Graft Bastion (Бастион Кузнецов), еще одно интересное место в городе, уходящее корнями в далекие средние века.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Вижу, вы немного устали. Предлагаю отдохнуть в одном из близлежащих скверов. Через полчасика я забегу за вами.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Дальше будем преодолевать крутой подъем к Черной сторожевой башне. Черную (квадратную) башню построили в 1494 году на вершине скалы. Черной ее стали называть после сильнейшего пожара в 1559 году, когда она была поражена страшной молнией. Время и дожди давно отмыли и выбелили постройку, но старое название так и сохранилось за ней.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Сейчас в здании башни находится музей, но мы поднимаемся сюда не ради музея. С ее высоты открывается шикарный вид на старую часть города. Черная церковь возвышается над ним как огромный корабль.

Дата начала постройки — 1383 год. Название церкви имеет свою историю: в конце 17 века в соборе случился пожар, закоптивший внешние стены здания до черноты. Посещение церкви платное. Позже, когда мы спустились в город с крепостных стен, зашли в Черную церковь. Посещение платное. Подумайте, прежде чем идти туда, ведь церковь лютеранская и ее внутреннее убранство очень строгое.

А пока пойдем вдоль крепостных стен к Белой башне (круглой), которую туристические буклеты, любят почему-то больше чем Черную. Да, древние строители, были еще прекрасными стратегами, центральная площадь отсюда, как на ладони.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Еще раз сверху полюбуемся Старой ратушей с «сотовой медовой» крышей.

Будьте осторожны спускаясь по древним ступеням в старую часть города.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Отсюда до центральной площади рукой подать.

К этому моменту, погода стала налаживаться, если позволите еще парочка фото Старой ратуши при свете солнца.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

К скверу Титулеску возвращаемся по улице Республики.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Именно здесь в одном из ресторанчиков мы так бездарно потратили больше часа, время обеденное, кругом полно туристов. Недалеко от центральной площади находится фуникулер на гору Тампа. Стоимость подъема на фуникулере туда и обратно 15 лей (4 леи равны 1 доллар в мае 2015 года).

Улица Республики- одна из самых красивых в старой части, да и боковые улочки ей не уступают.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Еще раз любуемся тюльпанами на площади, усаживаемся в машину и выезжаем из города.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

А это окраинная улица, как видите за домами следят, а улицы убираются.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

На выезде из города в сторону Сибиу стоит церковь Святого Варфоломея (Saint Bartolomeo Church или по-румынски Biserica Sfantul Bartolomeu). Она находится на улица Лунга, 251. (str. Lungă nr. 251). Церковь была построена в 13 веке и считается самым старым зданием Брашова.

Существует легенда, что в ней под алтарем покоятся три ребенка-сироты, которые остались без родных и были похоронены служащими церкви здесь. Три мощных нефа здания позволили ему пережить и осаду татар, и набеги Влада Цепеша, и большой пожар 1689 года.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Правда, разрушения были значительными и после них она не раз подвергалась перестройкам. Внутри церковной ограды находится саксонское кладбище.

Церковь католический храм, принадлежит монашескому ордену цистерцианцев. С 2003 года при ней организован музей, содержащий этнографические предметы, рассказывающие о жизни саксонцев. Рядом находится постройка, принадлежащая церкви, поражающая изяществом и зефирной легкостью.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Через дорогу стоит еще один древний памятник -византийский орел (если уж не римская волчица, так орел, непременные спутники всех румынских городов).

Покой гордой птицы изредка нарушают местные поезда- беспокойное ей досталось место для вечной жизни на земле.

Брашов. Не манкируйте румынские кладбища!

Есть хорошая притча. Если вырубить огромный лес, оставив одно дерево, то единственная оставшаяся корявая ель будет самой высокой и красивой. О Брашове этого сказать нельзя. Он нисколько не проигрывает по количеству древних крепостей, стен и бастионов, по красоте православных церквей и католических храмов своим европейским соседям. И благодаря прекрасному расположению, окруженный горами с вечнозелеными елями, прекрасен в любое время года.