Павлов Константин (KonstantinPavlov)

По Бурятии и Монголии. В национальном парке Хорго-Тэрхийн-Цагаан-Нуур

25 ноября 2015 г. 15:36 Монголия Сентябрь 2015

О юрточных лагерях — гер-кемпах

Для тех, кто все же решиться на путешествие по Монголии, как впрочем, и для всех любопытствующих (а на Туристере других не бывает) расскажу о практике размещения туристов в национальных парках Монголии. Как вы уже догадались, Монголия — страна огромных расстояний, суровых климатических условий и почти абсолютного бездорожья. Для туристов, приезжающих в национальные парки, а приезжают они исключительно в теплое время года, в период с мая по сентябрь, в Монголии придумали очень подходящий в этих обстоятельствах способ размещения. Это гэр-кемпы — юрточные лагеря.

Честно говоря, перед поездкой в Монголию, я сильно переживал по поводу комфорта условий проживания. Служба в армии и житье-бытье в студенческом общежитии остались в далеком прошлом. Со зрелостью пришел достаток, а с ним привычка к комфорту и уюту. Лидеры нашей команды меня ориентировали, что во время поездки мы будем жить в юртах и я, насмотревшись документальных фильмов об экспедициях по этой, не самой комфортной стране, с ужасом представлял, как я буду жить без элементарных бытовых удобств. И даже написал лидерам отказ, сказав, что я переоценил свои возможности и предстоящие тяготы и лишения мне не под силу. В ответ получил заверения, что все не так страшно — и жить мы будем в гэр-кемпах.

Наш первый гэр-кемп размещался недалеко от Хархорина.

Иностранного туриста там достаточно много, поэтому услуги по размещению, которые здесь предоставлялись, были относительного высокого качества.

Главным элементом лагеря была юрта, или гэр (по-монгольски). Уже много веков это один из самых совершенных типов жилья у кочевых народов. Монгольская юрта, как тип жилища, даже зарегистрирован ЮНЕСКО в качестве объекта всемирного культурного наследия человечества.

В кемпинге гэры устанавливаются на бетонные основания. В самом гэре — минимальный набор мебели: две-четыре кровати, столики, тумбочки или стеллажи. В центре гэра обязательно будет печка.

Помним, что климат в стране сложный, резко континентальный, что определяет большой перепад температур не только по сезонам, но и по времени суток. В гористой местности ночью будет реально холодно, даже в летнее время. Температура может опуститься до значений близких к нулю, а в районах от 2000 метров над уровнем моря и выше (там мы провели вторую ночь) нередко выпадает снег даже летом. Вот тут и пригодится печка, персонал гэр-кэмпа обязательно ее распалит, по вашей просьбе, и тепло быстро наполнить пространство гэра.

Территория первого гэр-кемпа на нашем пути была хорошо благоустроена, оборудована дорожками и освещением. В отдельно стоящих капитальных зданиях была размещена необходимая для комфортного пребывания инфраструктура. Приличное здание ресторанчика, цены в котором были раза в три-четыре выше, чем в обычных, не заточенных на туриста, заведениях общественного питания.

Но, даже и они не были слишком высоки, чтобы испортить аппетит — Монголия не дорогая страна. В соседнем, тоже капитальном здании, разместились душевые кабины, туалетные комнаты, и, чтобы было совершенно неожиданно и от этого вдвойне приятно, оборудованный бассейн с горячей водой из термального источника.

Надо сказать, что это, наверное, один из самых лучших гэр-кэмпов в стране, остальные, в которых мы жили, или просто встречали по дороге, были не такими комфортными. Но, в любом случае, идея подобного размещения мне очень понравилась.

Следующую, вторую ночь экспедиции, мы провели в гэр-кемпе, расположенном в чудном месте, на берегу озера Тэрхийн- Цагаан-Нуур, на территории национального парка Хорго-Тэрхийн-Цагаан-Нуур.
И пусть он был чуть менее комфортным в плане бытовых удобств, но окрестные пейзажи реально приводили в неописуемый восторг.

Вот об этих пейзажах я сейчас и расскажу.

Про озеро Тэрхийн — Цагаан-Нуур

Говорят, что это одно из самых красивых озер в Монголии.

Оно расположено в предгорьях Хангая, в центральной части Монголии, на высоте 2060 м над уровнем моря. Ближайший населенный пункт Цэцэрлэг, в котором мы в ближайшее время побываем. Много лет тому назад, потоки горячей лавы, извергавшейся из вулкана, перекрыли путь рекам Северная и Южная Тэрхийн гол, которые берут начало с Хангайского хребта. Так и образовалось озеро Тэрхийн цагаан нуур.

Озеро имеет длину 16 км, а ширина в разных местах от 4 до 10 км. Глубина около 20 метров.

Северный берег озера крутой, со скалистыми горами, совершенно голый, без растительности, а южный — пологий. В центре озера виден остров.

Слышал, что в пресноводном озере много рыбы, особенно много щуки. Увы, не проверял, поверим знающим людям на слово.

А вот, что видел, так это пасущихся на склонах гор яков.

Очень красивые колоритные животные. Живут они в Монголии только в этих местах, сотни лет давая людям и еду и одежду.

Напоминаю, что мы находимся в национальном парке Хорго-Тэрхийн-Цагаан-Нуур, образованный 50 лет назад. Это особо охраняемая зона, на территории которой, кроме озера, находится эффектный конус древнего вулкана Хорго уул.

Про потухший вулкан Хорго уул

К вершине потухшего вулкана, который находится в 3 км к востоку от озера, мы совершили небольшое восхождение.

По дороге видели обширные лавовые поля черной пемзы с очень скудной растительностью.

Извержение вулкана произошло тысячи лет назад, но такое впечатление, что это было совсем недавно. Лава изливалась в сторону озера и, достигнув воды, застывала. В потоках лавы образовались многочисленные расщелины и пещеры.

Вокруг вулкана причудливые нагромождения лавы дополняются сооружениями из обломков пористого базальта, некоторые даже выше человеческого роста.

Это уже дело рук человеческих, наверное, туристы развлекались.
Вот так мы и провели день, рассматривая живописные ландшафты вокруг озера в национальном парке Хорго-Тэрхийн-Цагаан-Нуур. Эти места на северных склонах горного хребта Хангай, благодаря своим лесистым холмам, рекам и озеру называют Монгольской Швейцарией. Именно ради таких мест и стоит ехать в Монголию. Я там был и вам рекомендую!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

25 ноября 2015 г. 15:50
Озеро живописно, а вулкан будто бы только уснул.
25 ноября 2015 г. 16:06
sonnenschein писала 25 ноября 2015 г. 15:50
а вулкан будто бы только уснул
да, совсем недавно, всего несколько тысяч лет тому назад Спасибо! места там действительно очень живописные, в моем списке посещенных мест в Монголии на первом месте
25 ноября 2015 г. 16:05
А что, нормальные вполне эти юрты, комфортные. Помню мой отец когда-то был в Монголии и ночевал в самой настоящей юрте. Так до сих пор вспоминает этот опыт. Интересно, спасибо, что показываете.
25 ноября 2015 г. 16:11
tinka61 писала 25 ноября 2015 г. 16:05
А что, нормальные вполне эти юрты, комфортные.
для размещения туристов на природе в самый раз, и что особенно радует это наличие бытовых удобств на территории лагеря. А вот как с этим делом (туалетом, душем) в настоящей юрте, я так и не понял, наверное Ваш отец знает раз он
ночевал в самой настоящей юрте
25 ноября 2015 г. 16:13
Вроде там ничего не было из удобств, но ему все равно очень понравилось. Правда, на одну ночь.
25 ноября 2015 г. 16:41
Ради экзотики можно и без удобств, но только
tinka61 писала 25 ноября 2015 г. 16:13
на одну ночь
. Поэтому и придумали для туристов гэр-кемпы, а сами монголы привыкшие
25 ноября 2015 г. 16:46
В настоящих юртах и чумах конечно удобства на улице....А внутри так же .. печка в центре отверстие . в котором видно небо и в чумах деревянные лежанки а на них шкуры оленей...)
25 ноября 2015 г. 16:50
внутри точно ничего нет. Мы были в настоящей юрте, у богатого по монгольским меркам хозяина, я планировал рассказать об этом. Но на бытовые удобства не было и намека. а спрашивать было не удобно. Хотя все понятно, вокруг степь и на десятки км ни души
25 ноября 2015 г. 17:04
делают яму пока стоят , но кочевники часто меняют место... если не меняют ,то просто строят туалет... А детей возят в ягеле..( но это на севере) он очень хорошо все впитывает ,это когда -то послужило прообразом памперсов.. Сейчас наверное уже и памперсы покупают
25 ноября 2015 г. 17:15
ну да, наверное, примерно так
25 ноября 2015 г. 17:23
26 ноября 2015 г. 7:57
В нормальных пастушьих чумах и юртах лежанок нет. Как они погрузят лежанки на нарты? На шкурах и спишь. Блохи кусаются хуже собак
3 декабря 2015 г. 14:59
Нет ,не соглашусь...есть небольшие деревянные настилв. Они лаги грузят на грузовые нарты. ..
3 декабря 2015 г. 18:06
Я про пастуший чум. В чумах которые стоят в Красном и полы есть, крашенные причем
3 декабря 2015 г. 18:28
Не знаю...про полы ничего не могу сказать. В тундре под Воркутой бывала только в таких...обычных да и давно ...в 70 -е годы...там полов не было...а настилв под шкуры были...Оленеводы народ кочевников ..близко подходили только зимой...
Ege
25 ноября 2015 г. 16:37
Красивые пейзажи в Монголии,а эти гэр-кемпы похожи издали на нефтяные резервуары
25 ноября 2015 г. 16:44
Красивые пейзажи в Монголии
Это так, ради них туристы туда и едут.
гэр-кемпы похожи издали на нефтяные резервуары
хорошо что только похожи, не хотелось бы чтобы настоящие резервуары портили шикарные виды
25 ноября 2015 г. 16:44
Очень все хорошо обустроено!! Молодцы... не бросают туризм , а развивают и согласно вашим путешествиям .монголам есть чем гордиться и чем привлечь туриста.
25 ноября 2015 г. 16:47
Конечно, для туриста там много проблем, прежде всего бытовых. Но любители едут, едут ради природы и тут очень кстати такой способ размещения
25 ноября 2015 г. 17:05
pavlov_kn писал 25 ноября 2015 г. 16:47
для туриста там много проблем
любители едут, едут ради природы
а есть те ,кто устал от комфорта... И таких хватает!
25 ноября 2015 г. 17:13
Таких полно, это люди живущие в больших городах. Им периодически надо в Монголию или в подобные места.
25 ноября 2015 г. 17:24
pavlov_kn писал 25 ноября 2015 г. 17:13
25 ноября 2015 г. 17:05
Озерные пейзажи великолепны.
25 ноября 2015 г. 17:11
Озеро на самом деле очень красивое, рекомендовано жителям мегаполисов, нет ни людей, ни суеты
25 ноября 2015 г. 17:28
Места истинно философские, заново с вами для себя открываю..
25 ноября 2015 г. 17:33
Эти места идеально подходят и для мечтателей и для философов! Или для тех, кто просто устал от всего на свете
25 ноября 2015 г. 17:51
До чего же для меня привлекательна природа Монголии и Тибета! Прямо как магнитом тянет!!! И этот аскетический образ жизни и эти виды - красотень!!!
25 ноября 2015 г. 17:55
В этом районе Монголии действительно очень живописные места, очень красиво. Не вся она такая, но здесь...
25 ноября 2015 г. 18:18
25 ноября 2015 г. 18:07
Коротенько как-то вы сегодня. Я только разогналась читать, а уже все закончилось.
Сначала испугалась, читаю "гей кемпы", потом пригляделась
гэр-кемпы
, фууу, прям от души отлегло!
Места хороши и кемпы вполне себе нормальное жилье. Пионер-лагерь можно вспомнить!
25 ноября 2015 г. 20:47
долго смеялся про такую трактовку названия лагеря, гей-кемпы. Надо рассказать своим сотоварищам по поездке, пусть узнают где жили.
И правда похоже на пионер-лагерь, я еще армию вспомнил, полевые учения
25 ноября 2015 г. 19:01
Проживание, допустим, было довольно аскетичное. Применяю к себе. Жену вряд ли бы уговорил на подобное путешествие. А одного меня фиг бы отпустили.
С другой стороны, жили же мы в подобных условиях на заре наших путешествий, например, в Джубге, что на Черном море. Но плевались. И с тех пор на курорты Краснодарского края больше ни ногой...
25 ноября 2015 г. 20:56
Аскетичные не то слово, но это еще ничего. Были еще ночки покруче, на полу, вповалку, без воды и с дворовыми туалетами. Комфорта там нет совсем, очень на любителя. Так что жене лучше не предлагать, особенно после Швейцарии
25 ноября 2015 г. 19:58
Красивое озеро и яки милашки
25 ноября 2015 г. 21:01
Да, очень симпатичное место
kvesisskaya
25 ноября 2015 г. 20:41
Вы, Костя, смелый человек! Не путешествие - экстрим! Мне слабо! Пейзажи, конечно, на любителя, ценителя, этнографа и т. д. и пр. Яки - милые, все разного окраса, мирные такие.. Респект Вам!
25 ноября 2015 г. 21:07
Спасибо! Но экстрима было не больше, чем в обычной поездке, комфорта не много, это точно. Но в нашей команде были и женщины, все вернулись веселые и здоровые. Так что....
kvesisskaya
25 ноября 2015 г. 22:01
Вы все молодцы! Это трудное путешествие! И яркое, незабываемое.
25 ноября 2015 г. 22:34
25 ноября 2015 г. 22:02
Кратер вулкана больше сего поразил, с елками примостившимися. Цвета необыкновенные!
25 ноября 2015 г. 22:37
И кратер хорош, но мне больше запомнились подходы к нему. Везде такие завалы застышей лавы. Как в страшной сказке, в лесу, где живет что-то страшное
25 ноября 2015 г. 22:40
Костя, такое путешествие возможно только на внедорожнике, варианты общ. транспорта или пешком нереальны, наверное?
26 ноября 2015 г. 12:32
Конечно, только на внедорожнике. Мы наняли на 10 человек три Крузера с водителями монголами и так перемещались А общественного транспорта, как и самих дорог там просто нет, в принципе. А пешком? Страна большая -5 Франций
25 ноября 2015 г. 23:35
Ну шикарно, шикарно!!!
26 ноября 2015 г. 12:33
Добро пожаловать в Монголию!
26 ноября 2015 г. 12:56
да уж....
26 ноября 2015 г. 8:05
Очень красивые места.
Что касается удобств, каждый раз удивляюсь насколько сегодняшние гигиенические требования искусственны. Мы чувствуем себя дискомфортно если не можем ежедневно принимать душ. Монголы или там наши ненцы ни когда не мылись и тоже живые. Когда жена первый раз побывала в чуме она сказала хорошую фразу: "Так уже легче, к ненкам я тебя больше не ревную"
26 ноября 2015 г. 12:37
Chedty писал 26 ноября 2015 г. 8:05
Мы чувствуем себя дискомфортно если не можем ежедневно принимать душ
ну да, так и есть. Честно, меня это сильно волновало перед поездкой. В последний момент хотел отказаться только по этой причине. В кэмпах с этим было все нормально, но потом мы заехали в такие места, где их просто не было. Ночевали по разному, но все это прошло, а впечатления и эмоции остались. Дома с комфортом все нормально, но.. тянет в дорогу
26 ноября 2015 г. 10:38
Совершенно неведомый мне мир и от этого всё это ещё загадочнее и необычнее. Прочитал с большим интересом. Не задумывался о стране Монголии, но после вашего рассказа что-то во мне зашевелилось. Спасибо
26 ноября 2015 г. 12:41
может быть и решитесь. Страна специфическая, не очень комфортная, но может и стоит туда вырваться из городской суеты. Побыть наедине с природой
26 ноября 2015 г. 13:02
В списке желаний Монголия уже появилась, только пока не на первом и даже не на десятом месте. Но, пожить вот так в юрте (гэре) интересно и прикольно. Думаю, что комфортнее, чем в палатке.
26 ноября 2015 г. 13:13
ronadort писал 26 ноября 2015 г. 13:02
пока не на первом и даже не на десятом месте

в юрте (гэре) интересно и прикольно. Думаю, что комфортнее, чем в палатке
в гэре лучше, но потом были и палатки и на полу в каком-то сарае. Монголия не очень комфортная страна
26 ноября 2015 г. 14:20
pavlov_kn писал 26 ноября 2015 г. 13:13
Монголия не очень комфортная страна
Меня, это как раз и не пугает, чего не скажешь о супруге.
26 ноября 2015 г. 14:24
ronadort писал 26 ноября 2015 г. 14:20
чего не скажешь о супруге.
я своей даже не предлагал
26 ноября 2015 г. 12:13
Я думаю, проживание вполне адекватное, учитывая район и удалённость от цивилизации. Только наивный путешественник искал бы там предложения от Букинга Спасибо за знакомство с неизвестными местами !
26 ноября 2015 г. 12:44
В таких кемпах условия шикарные по монгольским меркам. Но, потом мы заехали очень далеко, кемпов там не было, и комфорта тоже. Но не страшно, когда только 10 дней, зато впечатлений и эмоций, хоть отбавляй
27 ноября 2015 г. 8:01
Отличный материал! Всегда рассматривал со спутника эти кемпы и не мог понять, что же они представляют внутри. А оказалось, что вполне приятное место
27 ноября 2015 г. 10:12
Вот как раз планируя поездку по Монголии, нужно узнавать в каких местах стоят гер-кемпы. А они в сезон размещаются около основных интересующих туриста мест. Но опять же дороги, как правило их нет, только проходимые машины и группой
27 ноября 2015 г. 10:15
Я думал доехать до Улан-Батора, из него скататься посмотреть на статую, и назад. То есть дороги не должны стать проблемой.
27 ноября 2015 г. 10:23
Это лучший вариант. Еще можно подумать о Хархорине, дорога там хорошая, от столицы 380 км в одну сторону. Там монастырь про который я писал. Но где ночевать не знаю, мы жили в кемпе, но туда дороги нет вообще. Но, наверное, в Хархорине что-то есть, там туристов много
27 ноября 2015 г. 10:39
Понял, спасибо
Chiffa7
27 ноября 2015 г. 14:54
Озеро Тэрхийн прекрасно! А какие глазища у яков)))
Наличие термальных источников еще один огромный плюс к мотивам поездки в Монголию))
Да и показанные пока условия ночевок вполне себе.
27 ноября 2015 г. 15:10
Озеро на самом деле очень красивое, так же как и гуляющие вокруг него яки, очень живописная картинка. А вот с термальными источниками не все так радужно, дальше с условиями проживания было значительно хуже. Термальные источники исчезли, а вместе с ними и источники обычной воды. Это называлось пустыня Гоби! Одну ночь ночевали в каком-то мало приспособленном помещении, некоторые на полу, кроватей не хватило. Воды там не было вообще, умывались минералкой
Chiffa7
27 ноября 2015 г. 20:44
как говаривал Одиссей, тщательное планирование - вот ключ к быстрому и безопасному путешествию (с)
30 ноября 2015 г. 10:05
Так он говорил? И ему можно верить, насколько я помню, скитался он долго, но на родину все-таки вернулся
27 ноября 2015 г. 22:30
Идея размещения в таких монгольских юртах очень интересна.И очень неожиданно ,что в таком месте предусмотрены максимальные удобства
30 ноября 2015 г. 10:06
В этих местах много туристов, потому и есть инфраструктура, но дальше было хуже
28 ноября 2015 г. 19:25
Меня юртой не напугать, даже наоборот так интереснее )
Ради таких пейзажей можно и на улицу в туалет побегать ))
30 ноября 2015 г. 10:07
spatefillum писала 28 ноября 2015 г. 19:25
Ради таких пейзажей можно и на улицу в туалет побегать ))
это и есть монгольская экзотика, обязательно раз в год для жителей мегаполисов. Наедине с природой
30 ноября 2015 г. 10:17
Мой город с большой натяжкой, конечно, мегаполисом можно назвать )) А где-нибудь на окраине, в частном секторе, вполне возможно и экзотику можно найти в виде туалета на улице. Но вот природа отличается и юрт нету
30 ноября 2015 г. 11:45
spatefillum писала 30 ноября 2015 г. 10:17
Мой город с большой натяжкой, конечно, мегаполисом можно назвать
я в таком же мегаполисе живу
экзотику можно найти в виде туалета на улице
и такой экзотики у нас полно
Но вот природа отличается и юрт нету
и тут в точку, климат у нас другой, думаю, на ваш похож, но точно не на монгольский
А вот москвичам всяким, срочно в Монголию! Им это надо прописывать как лекарство
30 ноября 2015 г. 11:49
pavlov_kn писал 30 ноября 2015 г. 11:45
30 ноября 2015 г. 13:20
Какие пейзажи шикарные у озера!! А проживание в юртах здорово придумано-приближает путешественника к быту Монголии!!
30 ноября 2015 г. 14:36
Пейзажи там, правда, очень красивые. А идея гер-кемпов мне очень понравилась, самое то для туриста в Монголии
30 ноября 2015 г. 15:18
Константин
Гэр-кэмптинг оригинален, особенно печки радуют при холодном климате.
30 ноября 2015 г. 16:12
Да, Сергей, идея гэр-кемпов очень удачная, с одной стороны монгольская экзотика, с другой стороны, минимальный комфорт. А без печки в высокогорье Монголии нельзя, даже летом
2 декабря 2015 г. 12:43
Ничего не знал про гэр-кэмпы.
2 декабря 2015 г. 13:58
Maksim_Starostin писал 2 декабря 2015 г. 12:43
не знал про гэр-кэмпы.
чисто монгольское ноу-хау
10 декабря 2015 г. 17:11
М-да, все-таки меня в юрту и калачом не заманишь. Стара стала я для таких фокусов.
10 декабря 2015 г. 17:22
julykum писала 10 декабря 2015 г. 17:11
Стара стала я для таких фокусов

меня в юрту и калачом не заманишь
конечно, это не Kempinski Hotel Mall of the Emirates
10 декабря 2015 г. 17:33
Дилемма. В юрту я не хочу, а в Кемпински не зовут.
Хотя чего это я. Еще неизвестно, пустят ли в юрту. Монголы народ закрытый, как я поняла, из твоих рассказов.
10 декабря 2015 г. 17:51
с
julykum писала 10 декабря 2015 г. 17:33
Кемпински
ничем помочь не могу, а сюртой без проблем. У меня там куча знакомых, так хоть этот
10 декабря 2015 г. 17:54
Вот так, везде нужен блат!
10 декабря 2015 г. 17:54
Десять плюсов поставила бы если бы смогла.