Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 7:03

Горис — Армения Сентябрь 2015

Рассказ — размышление о неторопливой поездке вдоль границы Армении и Арцаха, более известного в широких кругах как непризнанная Республика Нагорный Карабах. Давайте начнем эту нашу поездку из города Лачин. Город стоит на высокой горе недалеко от границы. Через него проходит единственная дорога с твердым покрытием соединяющая Армению и Арцах. Последние двадцать лет это был единственный путь по которому Арцах мог контактировать с внешним миром. Сейчас над обрывом, с которого на десятки километров видна эта дорога, стоит церковь.

Сокол, ласточка и горы

Исторически над этим обрывом стояли пушки. Я думаю, как только изобрели пушки, их сразу же сюда и поставили. До изобретения пушек здесь стояли какие ни будь катапульты или просто лучники. Желающих по охранять этот перевал всегда хватало. Ведь дорога здесь всегда была только одна. Сейчас можно было бы конечно поставить ракеты, но решили что пусть лучше будет церковь.

Лачин сейчас официально называется Бердзор, но новое-старое имя пока не прижилось, а старое-новое хоть и тюркоязычное, но красивое и по теме подходит, в переводе Сокол. Собственно, и название Лачин появилось совсем недавно, по сравнению с его многовековой историей, в 1926 году. В этом не самом счастливом для армян в году было решено, что Лачинский перевал не должен входить ни в Армянскую республику, ни в Карабахскую автономию. С тех пор и до девяностых между Арменией и Карабахом был узкий коридор, который административно подчинялся непосредственно Азербайджанской республике. Ущелье, которое разделяло Армению и Арцах, кроме свое исконного физического смысла, приобрело смысл политический.

Сокол, ласточка и горы

Из Лачина поехали в сторону Цицернаванк, к деревушке где находится одна из самых старых в мире церквей. На карте, дорогу географы обозначили желтым, а если просто ехать и на карту не смотреть то и не догадаешься, что твердое покрытие. Зато очень красиво и весело. Я редко бываю летом в горах и для меня увидеть горное солнце наряженное в зеленное — это очень не обычно и радостно.

Дорога на Цицернавак — маленький монастырь в горах, начинается прямо от КПП на границе Армении и Карабаха (Арцаха). Монастырь построили где то к конце четвертого века. В до христианскую эпоху здесь тоже был храм. Посвящен он был Богине Ласточке. Даже название сохранилось старое языческое, цицернак в переводе с армянского значит ласточка. Это очень важная Богиня, она вселяет души умерших в ласточек. Хорошие люди ни куда не исчезают, они всегда с вами. Они летают по свету все видят, все знают и помогают свои близким и друзьям. Поэтому ласточки такие хлопотливые и носятся целый день как сумасшедшие. Столько дел, всем надо успеть помочь.

Сокол, ласточка и горы

Я бы наверно очень постарался, чтобы стать ласточкой. По моему лучше чем в рай, особенно если тебя там ждет целая толпа девственниц. Ласточкой в принципе хорошо быть, а еще если у тебя есть возможность помочь друзьям и близким то лучше трудно что ни будь придумать.

Храм Ласточки к сожалению был разрушен, а его камни были использованы для строительства древнего христианского храма. Здесь все по перепутано, видите этот кусок явно со старого храма еще с клинописью.

Сокол, ласточка и горы

В Цицернаванке нет особых архитектурных изысков. В четвертом веке большие купола и своды в Армении еще не умели строить. Конструкция типичная для того времени — большой ангар, из украшений башенка-колоколенка наверху.

Зато смотрите как архитектору хорошо, канонов еще нет, строй как хочешь. Он колокольню прямо над алтарем поставил, лестницы на нее спрятал в стены. Как результат над алтарем появились дополнительные арки, которые безусловно лучше плоской стены и очень украшают фронтальный вид. За ними свободное освещенное пространство, сразу вся картинка становится воздушной, легкой, уходит подавляющее чувство избыточной монументальности.

Сокол, ласточка и горы

И еще посмотрите архитектор поднял на колоннах центральную осевую часть собора. Все правильно потом все к этому пришли, так все европейские соборы выполнены. Забавно, но, он это тут же отразил во внешнем виде здания, хотя прямой необходимости делать ступенчатую крышу не было. Проще было увеличить скат, но ему во всем хотелось взаимосвязей и он выносит внутренние решений наружу.

Кроме этого могу поспорить, что между первой и второй ступенькой крыши были окна. Мужик, который этот храм строил хорошо соображал и понимал, что создавая ступенчатую конструкцию он утяжеляет крышу, а окнами можно легко убрать вес. Над теми местами где в интерьере стоят колонны шли арочные окна, а между колоннами должен быть монолит, на который сбрасывается вес с арок. Да и потом, какой же древний архитектор откажется подсветить свой свод, гордость свою, да нет таких.

Сокол, ласточка и горы

Ну еще чуть, если уж начал говорить о инженерно-технических деталях. Посмотрите на интерьер, все арки и своды в полкруга. Ага попались мудрецы, они не умели эллипсоиды считать. Как забавно устроен мир, современным людям кажется, что трудно аккуратно обработать кусок базальта или затащить огромную балку на крышу. Старые мастера делали все это без проблем, но не могли справиться с математической задачей, которую обязан решить сегодняшний первокурсник (или когда там сейчас проходят аналитическую геометрию).

В храме и в сарае рядом с ним свалена христианская и языческая символика начала новой эры. Все это слишком старое, чтобы быть красивым. Я в этом ничего не понимаю, для тех кто разбирается — эти камни великий клад.

Сокол, ласточка и горы

Во дворе стоят древние барельефы, к сожалению, как обычно лица, у всех отбиты.

Храм и само место очень понравилось. Монастырь добрый, радостный и намоленный. Уже позже встретилась и позабавила азербайджанская марка посвященная этому монастырю. Я слышал о многих болезнях которые поражают органы зрения. Так герой одной из популярных американских книг «видел два», сколько бы пальцев ему не показывали он всегда видел два. Здесь другая болезнь хотя и похожая, художник не видит крестов.

Сокол, ласточка и горы

Да ладно, важно что на самом деле они есть.

Возвращаться не хотелось решили пообедать где ни будь в горах и продолжили наше путешествие по дороге с твердым покрытием, которое в последний раз ремонтировали древние римляне.