Странник Михаил (Chedty)
Михаил Странник Пользователь — был сегодня 17:51

Правдивая сказка про волшебную пещеру

23 ноября 2015 г. 11:35 Горис — Армения Сентябрь 2015

Маленькая страна Армения настолько богата природными и историческими чудесами, что жители ее к ним привыкли и особо с ними не заморачиваются. Разговор с гостями здесь обычно понятный: «Так Миша, быстренько Гарни-Гехард и к обеду к Левону на шашлычок. На прошлой неделе пробовал его вино — этого пропустить нельзя». Не соглашайтесь сразу и у вас появится шанс посмотреть нечто совершенно уникальное. Так в прошлом 2014 году ребята из Карабахской туристической группы Фри Степ показали мне очень интересное место, которого нет ни в одном из путеводителей, пещеру с роскошными натечными формами.

Пещера спрятана под травертиновой аркой на реке Воротан. Арка представляет собой естественный мост через колоссальное ущелье. Как ни удивительно по этому природному мосту проходит даже настоящая автомобильная дорога. Не думаю, что у многих водителей возникла мысль, каким собственно образом они преодолели такое сложное водное препятствие как бурную, горную реку Воротан. На самом деле все просто — обычное природное чудо.

С правого берега глубокого каньона Воротан бьет минеральный источник. У источника несколько положительных черт, например то что они теплый и не вонючий. Кроме этого у него есть одна большая заслуга перед армянским народом и гостями страны. Он построил мост к монастырю Татев. Согласитесь не многие источники могут таким похвастаться.

Вдохновленный положительной реакцией читателей на экскурс в китайское языковедение, рискну еще раз и попробую рассказать, каким образом источник может построить мост. Мы привыкли к тому что вода дурно влияет на мосты, подмывает опоры, рушит целые пролеты во время селей, а оказывается — это как договоришься.

Вот у армян, к примеру, есть небольшой источник, вода которого насыщена бикарбонатом кальция двуокиси углерода. Соединение это не устойчивое и в момент выхода воды на поверхность и как следствие падения давления в окружающей среде, оно распадается на двуокись и не растворимый в воде карбонат кальция.

Ca(HCO3)2 CaCO3+H2O+CO2.

Карбонат кальция прекрасный строительный материал. В большинстве случаев его называют известняком, но мы не будем мелочиться и назовем мудрено травертин. Так вот, этот наш травертин, одну тысячу лет за другой, формировал полку под Источником. Когда материал этой полки спускался слишком низко, его срезала бурная река Воротан. Не прошло и пятидесяти тысяч лет как травертиновый балкон перекинулся на другую сторону каньона, укрепился на левом берегу и понемногу превратился в арочный мост.

Теперь, почему я заладил травертин да травертин, ведь химическая формула обычного известняка точно такая же да и в лицо они похожи. Дело в том что у известняка и травертина разные биографии. Известняки образовались в древних теплых морях. Миллионы лет они формировались под страшным давлением океанской воды, из выпадавших на дно ракушек и кораллов. Как результат стали они тяжелыми и твердыми. Другое дело травертины, они образуются на наших глазах из простой газировки, без сиропа. Конечно этот камень намного веселей и радостней чем старый, серый известняк. Он полегче, помягче, часто окрашен минеральными водами и главное весь в крупную дырочку как швейцарский сыр.

Источник на Чертовом мосту не единственный кто строил из травертина. Высокое качество этого строительного материала подметили еще древние римляне и построили из него Колизей. Советские строители тоже мимо не прошли и в пику идеологически чуждым рабовладельцам построили из того же травертина ИТАР ТАСС. И все же приходится признать что римляне начали его использование раньше. Даже название родом оттуда с Запада. Сначала камень назывался lapis tiburtinus, что на их языке обозначает «камень из Тибура», но дальше пообтерся до travertino.

После моего первого посещения Пещеры в 2014 году, ее светлый образ сохранился у меня только в душе. Уж больно темный был этот светлый образ, фотографии совершенно не получились. Не помогли даже милейшие модели, элегантно возлежавшие в теплых ваннах. В сентябре этого года поездка в пещеру была первое что я сделал по прибытии в Армению.

Где это и как добраться? Да так и едем мимо Арарата в сторону в сторону Татева, но на большую парковку рядом с канатной дорогой Крылья Татева не сворачиваем, гордо проезжаем мимо и начинаем спускаться по серпантину (не пытайтесь срезать:) в ущелье Воротана).

На фотографии можно разглядеть тропинку идущую вдоль берега реки. Тропинка ведет в древнюю и красивую пустынь. Очень интересный маршрут, но сами не ходите там есть относительно сложные участки.

На автомобильной дороге симпатичная часовенка, видимо первый форпост Татевского монастыря. Колокольный звон из этой часовни должен быть хорошо слышен в Татеве, расположенном в паре километров полета отсюда. По горам коннице скакать километров тридцать, можно успеть подготовиться.

Спускаемся на машине в самую нижнюю часть каньона там большая парковка. Не смущайтесь тем что не видно реки, ее закрывают природный мост и деревья которые на нем растут. Рядом с парковкой оборудованные бассейны с газировкой, территория прилично загажена, проходим мимо, не озираемся. Там где заканчивается тропинка, идущая по склону, нужно найти стальной трос, закрепленный на скале и держась за него, аккуратно спуститься вниз. Спуск требует определенной подготовки. Кое-где вырублены ступеньки. Лучше конечно если не один. Мне с фотиками на шее и со штативом в руках, лезть не понравилось. Спускаемся прямо до воды.

Так выглядит вход в пещеру идти надо прямо по воде, не пытайтесь пройти по стенке, она скользкая, все равно съедете. Из чтения заметок в интернете, я понял, что большинство народа спустившись вниз, пещеру так и не нашла и приняла за нее небольшой грот рядом. Мы идем другим путем, прямо по ручью с теплой водой и влезаем в эту дырку.

За входом первая камера, метров десять длинной. Здесь воды относительно много, ну как сказать, выше колена, за то она теплая. Фотик спрячьте в полиэтиленовый пакет с дыркой для объектива. Крыша сильно течет.

Дальше, то что я бы назвал, основной зал. Эдакое миниатюрное Памуккале. Особую красоту залу придают полутона, которые так трудно передать на фотографии. Вода известняковая с легким голубым оттенком, сами террасы слегка розовые.

Дальше не знаю что сказать. Сказать что это красиво, а то вы сами этого не видите?

Можно легко разобрать как здесь что устроено. Видите две дырки в потолке? Из них течет минеральная вода насыщенная кальцитами.

Когда она растекается по полу пещеры происходит дегазация и выпадает карбонат кальция. Он и формирует эти зефирные террасы.

Вот ведь какое я себе забавное дело придумал, пытаюсь словами пересказать симфонию. Больше не буду.

У пещеры есть и другой выход, но там внизу река.

Ребята, с которыми я здесь был в прошлый раз говорили, что можно спрыгнуть с водопада, проплыть пару минут вниз по течению и там будет очень красивый каньон с натеками на стенах. Проделывать эту операцию одному со штативом и двумя фотоаппаратами в руках не хотелось.

Я уже плавал в Карибском море с бабушкой моей сегодняшней Соньки, проплыл то совсем не много, а она скуксилась. Зато появилась нестандартная мысль в следующий раз нужно притащить бокс для подводных съемок и проплыть по всей реке вылезая для фотосессий. Думаю это бокс в Армении будет смотреться как морской флот в Араратской долине.

Выбирался из пещеры тем же путем которым туда пришел. Уходить жутко не хотелось. Пещера была практически совершенна.

Идея про бокс и сплав по реке сильно помогала. Следующее лето ведь уже не за горами.

23 ноября 2015 г. 10:11
Супер альбом!!!!
23 ноября 2015 г. 18:26
Спасибо! Рад что понравился.
23 ноября 2015 г. 11:25
Отличные зефирные террасы :)
Интересно было почитать про травертин. Мне очень нравится вся его пластика и цвет и структура! В Тиволи, на вилле Григориана - великолепная пещера с вырывающейся рекой и такие навороты этого травертина, которым и Колизей облицовывался и виллы.
23 ноября 2015 г. 18:27
Террасы мне тоже очень понравились, фантастически нежный цвет.
23 ноября 2015 г. 12:18
Спасибо за экскурс в химию! обжаю травертины, сосбенно когда в них можно как в ваннах покупаться! Полностью с вами согласна, что эта пещера, действительно совершенна!
23 ноября 2015 г. 18:28
Да, там смешно купаться и вода теплая.
23 ноября 2015 г. 18:32
мы в турции в Памуккале купались и совсем было не смешно, а как настоящие ванны, только в разы круче. а иногода и много по-больше!
23 ноября 2015 г. 12:37
Спасибо, что показали! Место уникальное, сам увидишь вряд ли.
23 ноября 2015 г. 18:29
Там очень красиво, добраться ни критически тяжело. Просто не надо лезть одной.
23 ноября 2015 г. 12:57
Михаил, Мишенька. Да, ВЫ - КУДЕСНИК! Такую радость, наслаждение получила от просмотра этих фотографий. Вся от восторга " светюсь", МОЛОДЕЦ! Спасибо
23 ноября 2015 г. 18:31
Я очень рад, что вам понравилось. Мне хотелось поделиться своей радостью и если это получилось, задача заметки выполнена.
23 ноября 2015 г. 13:08
Здорово! Интересно и поучительно! А пещеры здорово фотографировать... Особенно, когда время есть...
23 ноября 2015 г. 18:34
Еще бы знать как это делается, я про фотографии. Почему то то что фотографировал на режиме темно получилось совсем бесцветно. Здесь стоит обычной автомат, но фотографировал со штатива. А времени у меня было полно, главное ни кто не мешал. Летом люди были, да и мы толпой приехали. А в сентября она была все моя.
23 ноября 2015 г. 19:56
Тут от освещения зависит.... если освещение ровное, не важно какой интенсивности - то режим А, ИСО на 100, диафрагму прикрыть и на штатив, и пусть экспонирует сколько ей хочется... ну и с пульта лучше камеру включать, или на таймер поставить....
23 ноября 2015 г. 20:09
Наверно проблема как раз в том что освещение не ровное. На улице был очень яркий солнечный день и там где попадал свет получались засвеченные пятна. В центральной части просто темно, воще. Там наверно тоже красиво, но у меня из осветительных приборов был только телефон.
23 ноября 2015 г. 20:16
вот с этим уже хуже.... тут вариант один - ждать, пока солнце по другому светить будет...
23 ноября 2015 г. 20:43
А ужин в Шуше, ты что шутишь? Я в шопе поднимал, там где свет и тень...
23 ноября 2015 г. 20:54
Не, ну если ужин.... а говоришь, что никуда не торопился... .
На самом деле хорошие фотографии получились, во всяком случае, если натуры не видеть...
23 ноября 2015 г. 14:07
Классные ступеньки из травертина!!!
А как все-таки было у Левона вино?)))
23 ноября 2015 г. 18:41
Вино там хорошее, очень насыщенное, может хотелось бы чуть слаще, но это мои запросы - это на любителя. Они умеют делать такое как я люблю, но оно не очень популярно. Проблема в том что в нет установившихся сортов и марок. В каждом дворе свое. Мы когда путешествовали много попробовали им вино и самогонку не жалко. Его редко кто покупает у всех свое есть.
gonczaryk
23 ноября 2015 г. 15:01
Спасибо, очень красиво и интересно! Наверно не только колизей и здание ТАСС построены из травертина? А в Армении? Туф и травертин это не одно и то же?
23 ноября 2015 г. 19:17
Из травертина очень много чего построили особенно в старые времена, его легко пилить.
Травертин одним концом своими физическими свойствами залезает в туфы - пористый, легкий, мягкий. По химическим свойствам он скорее относится к известняками. Люди разных специальностей относят его то туда то туда. Строителе все называют туфом, но делят туф на вулканический и осадочный (известняковый (травертин) и кремнистый). Для геологов это все отдельные истории, они вообще не любят обобщать у них тысячи минералов.
KostantinPavlov
23 ноября 2015 г. 22:17
Любят туф армянские строители, оно и понятно, его много, легко поддается обработке и симпатично смотрится
Rakel
23 ноября 2015 г. 15:44
Пещеры - нет слов
23 ноября 2015 г. 19:26
Там очень красиво!
23 ноября 2015 г. 15:54
Живописно как, люблю такие природные места. Уникальные.
23 ноября 2015 г. 19:27
Совершенно удивительные сочетания цветов и форм.
23 ноября 2015 г. 15:55
Очень красиво ! фантастические формы
23 ноября 2015 г. 19:27
Я видел много пещер но эти меня просто поразили.
23 ноября 2015 г. 20:49
Пещера с изюминкой! Вот подобраться к ней сложновато.
23 ноября 2015 г. 21:04
Спуститься не так сложно, просто на мне висела куча барахла. Так как я не знал чем там нужно фотографировать. Я взял все что у меня было и действовал путем проб и ошибок.
23 ноября 2015 г. 21:08
Вы мужчина тренированный, а сразу себя с мужем представила
24 ноября 2015 г. 1:27
Пока зима тренируйтесь в скалодроме
24 ноября 2015 г. 1:43
Ой, мне бы уговорить мужа фитнесом заняться
23 ноября 2015 г. 22:08
Формул нам, кажется, еще никто не писал ))
Удивительное место! Спасибо, что показали нам его )
24 ноября 2015 г. 1:28
Пожалуйста, я еще напишу. Я очень много формул знаю
bolshoy888
23 ноября 2015 г. 23:13
Лепота!!! Пещеры интересно снимать.Я в Абхазии в Новом Афоне много наснимал.Правда брака много.У вас времени много было...А я с группой почти бегом
24 ноября 2015 г. 1:30
Это единственная пещера где мне точно ни кто не мешал, даже брак свалить не на кого
bolshoy888
23 ноября 2015 г. 23:16
24 ноября 2015 г. 1:30
elenavasilieva
23 ноября 2015 г. 23:38
"Я уже плавал в Карибском море с бабушкой моей сегодняшней Соньки", прочтя эту фразу, я несколько напряглась, неприпомнив поначалу никого из твоих родственников по имени Сонька:) но замешательство длилось лишь долю секунды, потом начала смеяться:))

Миш, наверное, это идеальные пещеры! Красиво, светло и тепло! Думаю, сама Афродита не отказалась бы понежиться в таких! Или, кто там в паммукаллинских плавал, Клеопатра? Она бы тоже не отказалась! А здесь еще и солнце не палит, солнечные ожоги не грозят! А вокруг такая красота!

Короче, полный восторг!
24 ноября 2015 г. 1:37
У моих фотиков, короткая но яркая жизнь.
Но предпоследний сдох просто так в Москве, в абсолютно невинной ситуации. Наверно от смеха, там какой то идиот заставил теток на каблуках по Красной площади маршировать.

В Армении было много Клеопатр и они наверняка нежились Армяне почему то их всех слили в один кувшин и обобществили с египетской. Я сначала спорил, а потом надоело. У них там своя история, для внутреннего пользования
24 ноября 2015 г. 9:32
Какая красота,Миша. Пещеры -это особый мир природы...Скрытый от глаз и от того так его хочется увидеть.Фото прекрасные и рассказ познавательный.Спасибо
24 ноября 2015 г. 9:38
Пещеры очень люблю и стараюсь посмотреть все до которых есть возможность добраться.
24 ноября 2015 г. 13:23
С недавних пор они мне тоже в пути попадаются!!
24 ноября 2015 г. 22:42
Очень люблю пещеры и с удовольствием посмотрела Ваш альбом- фантастическое место!
25 ноября 2015 г. 1:06
Пещера удивительная, не похожа ни на одну из тех которые я видел до сих пор.
25 ноября 2015 г. 6:33
Очень красиво! Даже слов не подобрать! Хочется это своими глазами увидеть!
25 ноября 2015 г. 8:32
Ань, место очень интересное, посмотреть точно стоит. В десяти километрах Татев один из самых умных из старых университетов, который пропускать тоже не стоит.
25 ноября 2015 г. 13:05
Миш, Армения, на мой взгляд, кладезь рукотворных и нерукотворных красот!
25 ноября 2015 г. 7:42
отличная идея черпать вдохновение для будущих поездок в пещерах. Пещера прекрасна.
25 ноября 2015 г. 8:31
Эта пещера просто не исчерпаемый источник вдохновения.
25 ноября 2015 г. 9:31
Вау! вот это чудо природы!
25 ноября 2015 г. 9:40
По моему, так оно и есть!
25 ноября 2015 г. 9:51
Невероятное место скрытое от глаз
Насколько реально залезть туда неподготовленному (для таких вылазок) туристу?
25 ноября 2015 г. 18:07
Зависит от размеров живота Игорь, если ты про себя, то ни каких проблем нет. Ну дамам чуть помочь, поддержать снизу на спуске. Оставить в машине сухую одежду... В прошлом году лазали с девчонками, им очень понравилось.
Оно стоит этих небольших усилий.
25 ноября 2015 г. 18:16
Живот убрал как раз недавно Отмечу звездочкой на карте
vishi
25 ноября 2015 г. 12:48
Шикарные виды и такая уютная пещерка!
25 ноября 2015 г. 18:08
Эдакая ванная комната для богинь высокого ранга
25 ноября 2015 г. 21:03
Прям увлекательный урок химии Пещера удивительной красоты!
зефирные террасы.
как чудесно сказано!
25 ноября 2015 г. 22:25
Их прямо укусить хочется
26 ноября 2015 г. 2:25
28 ноября 2015 г. 9:48
Ca(HCO3)2 CaCO3+H2O+CO2

О, моя любимая окислительно-восстановительная реакция. Пещерка зачетная, Миш.
Как "не счесть алмазов в каменных пещерах", так и не счесть красот в Нагорном Карабахе. Вот съезжу в этом году в горы, посмотрю, в какой восторг приду или нет, тогда буду думать в направлении и этих гор!
28 ноября 2015 г. 9:50
Горы надо правильно выбирать
28 ноября 2015 г. 9:52
Chedty писал 28 ноября 2015 г. 9:50
Горы надо правильно выбирать

Это уж как получится! Главное найти с ними общий язык. До сего момента у меня с ними как-то не очень. Но пора тренировать организм по взрослому. Вот и приглядываюсь!
29 ноября 2015 г. 23:03
Иногда мне кажется, что это не вы находите такие роскошные места на нашей планете, а они вас!)
30 ноября 2015 г. 1:35
Наверно это не правильное ощущение. Пещеру я нашел ценой достаточно значительных усилий, не физических организационных.
30 ноября 2015 г. 19:00
Ну вот! Комплимент вашему чутью на уникальные природные явления и загадки не получился
2 декабря 2015 г. 10:49
Красивая пещера.
2 декабря 2015 г. 17:53
Очень хороша, собой. Я таких "мокрых" пещер до сих пор не видел, очень понравилась.
mamka
7 декабря 2015 г. 16:00
ОЧЕНЬ КРАСИВО!!
Чем то на Памукалле походит))
7 декабря 2015 г. 18:27
Она была прямо под вами, вы стояли на ее крыше, там рядом с бассейном где вас уговаривали искупаться
16 декабря 2015 г. 8:59
Ого, как оно бывает! Самостроящийся мост - просто мечта!
16 декабря 2015 г. 23:17
Мне тоже понравилась идея, другой вопрос хотелось бы чтобы строительство шло побыстрее