Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 19:19

Горис — Армения Сентябрь 2015

Маленькая страна Армения настолько богата природными и историческими чудесами, что жители ее к ним привыкли и особо с ними не заморачиваются. Разговор с гостями здесь обычно понятный: «Так Миша, быстренько Гарни-Гехард и к обеду к Левону на шашлычок. На прошлой неделе пробовал его вино — этого пропустить нельзя». Не соглашайтесь сразу и у вас появится шанс посмотреть нечто совершенно уникальное. Так в прошлом 2014 году ребята из Карабахской туристической группы Фри Степ показали мне очень интересное место, которого нет ни в одном из путеводителей, пещеру с роскошными натечными формами.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Пещера спрятана под травертиновой аркой на реке Воротан. Арка представляет собой естественный мост через колоссальное ущелье. Как ни удивительно по этому природному мосту проходит даже настоящая автомобильная дорога. Не думаю, что у многих водителей возникла мысль, каким собственно образом они преодолели такое сложное водное препятствие как бурную, горную реку Воротан. На самом деле все просто — обычное природное чудо.

С правого берега глубокого каньона Воротан бьет минеральный источник. У источника несколько положительных черт, например то что они теплый и не вонючий. Кроме этого у него есть одна большая заслуга перед армянским народом и гостями страны. Он построил мост к монастырю Татев. Согласитесь не многие источники могут таким похвастаться.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Вдохновленный положительной реакцией читателей на экскурс в китайское языковедение, рискну еще раз и попробую рассказать, каким образом источник может построить мост. Мы привыкли к тому что вода дурно влияет на мосты, подмывает опоры, рушит целые пролеты во время селей, а оказывается — это как договоришься.

Вот у армян, к примеру, есть небольшой источник, вода которого насыщена бикарбонатом кальция двуокиси углерода. Соединение это не устойчивое и в момент выхода воды на поверхность и как следствие падения давления в окружающей среде, оно распадается на двуокись и не растворимый в воде карбонат кальция.

Ca(HCO3)2 CaCO3+H2O+CO2.

Карбонат кальция прекрасный строительный материал. В большинстве случаев его называют известняком, но мы не будем мелочиться и назовем мудрено травертин. Так вот, этот наш травертин, одну тысячу лет за другой, формировал полку под Источником. Когда материал этой полки спускался слишком низко, его срезала бурная река Воротан. Не прошло и пятидесяти тысяч лет как травертиновый балкон перекинулся на другую сторону каньона, укрепился на левом берегу и понемногу превратился в арочный мост.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Теперь, почему я заладил травертин да травертин, ведь химическая формула обычного известняка точно такая же да и в лицо они похожи. Дело в том что у известняка и травертина разные биографии. Известняки образовались в древних теплых морях. Миллионы лет они формировались под страшным давлением океанской воды, из выпадавших на дно ракушек и кораллов. Как результат стали они тяжелыми и твердыми. Другое дело травертины, они образуются на наших глазах из простой газировки, без сиропа. Конечно этот камень намного веселей и радостней чем старый, серый известняк. Он полегче, помягче, часто окрашен минеральными водами и главное весь в крупную дырочку как швейцарский сыр.

Источник на Чертовом мосту не единственный кто строил из травертина. Высокое качество этого строительного материала подметили еще древние римляне и построили из него Колизей. Советские строители тоже мимо не прошли и в пику идеологически чуждым рабовладельцам построили из того же травертина ИТАР ТАСС. И все же приходится признать что римляне начали его использование раньше. Даже название родом оттуда с Запада. Сначала камень назывался lapis tiburtinus, что на их языке обозначает «камень из Тибура», но дальше пообтерся до travertino.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

После моего первого посещения Пещеры в 2014 году, ее светлый образ сохранился у меня только в душе. Уж больно темный был этот светлый образ, фотографии совершенно не получились. Не помогли даже милейшие модели, элегантно возлежавшие в теплых ваннах. В сентябре этого года поездка в пещеру была первое что я сделал по прибытии в Армению.

Где это и как добраться? Да так и едем мимо Арарата в сторону в сторону Татева, но на большую парковку рядом с канатной дорогой Крылья Татева не сворачиваем, гордо проезжаем мимо и начинаем спускаться по серпантину (не пытайтесь срезать:) в ущелье Воротана).

Правдивая сказка про волшебную пещеру

На фотографии можно разглядеть тропинку идущую вдоль берега реки. Тропинка ведет в древнюю и красивую пустынь. Очень интересный маршрут, но сами не ходите там есть относительно сложные участки.

На автомобильной дороге симпатичная часовенка, видимо первый форпост Татевского монастыря. Колокольный звон из этой часовни должен быть хорошо слышен в Татеве, расположенном в паре километров полета отсюда. По горам коннице скакать километров тридцать, можно успеть подготовиться.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Спускаемся на машине в самую нижнюю часть каньона там большая парковка. Не смущайтесь тем что не видно реки, ее закрывают природный мост и деревья которые на нем растут. Рядом с парковкой оборудованные бассейны с газировкой, территория прилично загажена, проходим мимо, не озираемся. Там где заканчивается тропинка, идущая по склону, нужно найти стальной трос, закрепленный на скале и держась за него, аккуратно спуститься вниз. Спуск требует определенной подготовки. Кое-где вырублены ступеньки. Лучше конечно если не один. Мне с фотиками на шее и со штативом в руках, лезть не понравилось. Спускаемся прямо до воды.

Так выглядит вход в пещеру идти надо прямо по воде, не пытайтесь пройти по стенке, она скользкая, все равно съедете. Из чтения заметок в интернете, я понял, что большинство народа спустившись вниз, пещеру так и не нашла и приняла за нее небольшой грот рядом. Мы идем другим путем, прямо по ручью с теплой водой и влезаем в эту дырку.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

За входом первая камера, метров десять длинной. Здесь воды относительно много, ну как сказать, выше колена, за то она теплая. Фотик спрячьте в полиэтиленовый пакет с дыркой для объектива. Крыша сильно течет.

Дальше, то что я бы назвал, основной зал. Эдакое миниатюрное Памуккале. Особую красоту залу придают полутона, которые так трудно передать на фотографии. Вода известняковая с легким голубым оттенком, сами террасы слегка розовые.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Дальше не знаю что сказать. Сказать что это красиво, а то вы сами этого не видите?

Можно легко разобрать как здесь что устроено. Видите две дырки в потолке? Из них течет минеральная вода насыщенная кальцитами.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Когда она растекается по полу пещеры происходит дегазация и выпадает карбонат кальция. Он и формирует эти зефирные террасы.

Вот ведь какое я себе забавное дело придумал, пытаюсь словами пересказать симфонию. Больше не буду.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

У пещеры есть и другой выход, но там внизу река.

Ребята, с которыми я здесь был в прошлый раз говорили, что можно спрыгнуть с водопада, проплыть пару минут вниз по течению и там будет очень красивый каньон с натеками на стенах. Проделывать эту операцию одному со штативом и двумя фотоаппаратами в руках не хотелось.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Я уже плавал в Карибском море с бабушкой моей сегодняшней Соньки, проплыл то совсем не много, а она скуксилась. Зато появилась нестандартная мысль в следующий раз нужно притащить бокс для подводных съемок и проплыть по всей реке вылезая для фотосессий. Думаю это бокс в Армении будет смотреться как морской флот в Араратской долине.

Выбирался из пещеры тем же путем которым туда пришел. Уходить жутко не хотелось. Пещера была практически совершенна.

Правдивая сказка про волшебную пещеру

Идея про бокс и сплав по реке сильно помогала. Следующее лето ведь уже не за горами.