Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 0:54

Минск — Беларусь Сентябрь 2015

Собираясь в санаторий в Беларусь, я на два дня заказала гостиницу в Минске, чтобы спокойно познакомиться с городом, в котором не была ни разу. Увидеть Минск хотела давно. Была попытка в 1997 году, но все закончилось пустым аэропортом, на кожаных диванах в котором мы переночевали и улетели домой.

Готовясь к поездке, как обычно, почитала все на Туристере, посмотрела всевозможные информационные сайты и ограничилась тем, что проставила метки на карте в любимой maps.me. Я поняла, что в Минске не нужно искать достопримечательности, по городу нужно просто гулять! Оригинальной здесь быть сложно, устроилась в гостинице и поехала в исторический центр Минска — до станции метро Немига.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Я буду возвращаться сюда еще не раз, как-то сложилось, что все мои прогулки заканчивались здесь и на следующий день, и в следующий приезд в город. Во время трех экскурсий, на которые мы ездили из санатория, маршрут также проходил через этот район. Поэтому я видела его при разном освещении, в разную погоду.

Станция метро «Немига» находится в историческом центре Минска и названа по имени реки Немига, с битвой на которой связано первое упоминание о городе в «Повести временных лет». Эта дата — 1067 год — считается годом основания Минска. Где-то здесь река Немига, которая к XIX веку почти высохла, впадала в реку Свислочь. Еще в первой половине прошлого века ручей, в который превратилась Немига, заключили в коллектор, потому что он разливался во время дождей. А там, где когда-то бежала река, теперь улица Немига.

Я позже заходила только в самое начало этой улицы. Построенный там недавно торговый пассаж «На Немиге» меня интересовал мало.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Заглянула посмотреть на собор Святых апостолов Петра и Павла, древнейшую церковь Минска. Этот собор в стиле барокко был построен в 1612–1620 годах, затем неоднократно перестраивался и реставрировался. В 1933 году был закрыт, в помещении размещался склад. Богослужения были возобновлены в годы войны, а затем собор снова закрыли и разместили в нем архив. Храм вернули церкви в 1991 году. Это единственное здания эпохи ренессанса в Минске, памятник архитектуры республиканского значения.

А пока, выйдя из метро, я пошла по проспекту Победителей. Застройка стандартная для последней четверти прошлого века.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Из стандарта выбивается высотка бизнес-центра Ryal Plaza — 130 метров с антенной. Многострадальный долгострой, где и кран падал, и кусок стены во время урагана отваливался. Мало того, башню признали «дисгармоничным строением, нарушающим целостность исторических ансамблей».

Сентябрь — начало самого красивого времени, но в этом году красивой осени в Минске ожидать не приходится. Это лето было в Беларуси очень жарким и без дождей, поэтому выгорела не только трава, высохла листва на деревьях.

С правой стороны проспекта — прогулочная зона вдоль реки Свислочь и комплекс спортивных сооружений: Дворец спорта, крытый каток и каток с легким покрытием, где было очень оживленно.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

На невысоком желтоватом здании Республиканского центра физкультуры и спорта висит табличка, что «на этом месте в XI веке возник город Минск и находился Минский замок, памятник археологии XI–XIV веков». Рядом — памятный знак на месте первой каменной церкви на территории замка.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Минск — очень современный город, несмотря на свою почти тысячелетнюю историю.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Не нужно искать здесь древние сооружения. Все исторические здания, что увидишь в Минске, — бережно восстановленные или воссозданные. Нужно помнить, что город после Великой Отечественной войны лежал в руинах, и то, как он выглядит теперь, вызывает безмерное уважение!

На противоположной стороне Свислочи — Троицкое предместье — воссозданный старинный квартал с застройкой XVIII–XIX веков. Рядом жилой комплекс «У Троицкого», который кстати тоже в списке самых дисгармоничных зданий города. Говорят здесь самое дорогое жилье в городе.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

В Верхний город я решила пойти позже,

а пока путь лежит по мосту через Свислочь в Троицкое предместье.

Троицкое предместье — довольно большой район города, когда-то его торгово-административный центр. Здесь было несколько монастырей, первый католический храм Минска. Все это не сохранилось. Восстановлен только небольшой район предместья вдоль реки Свислочь, и теперь это любимое место отдыха минчан и туристов.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

На углу улицы Богдановича у набережной стоит памятник Язепу Дроздовичу — белорусскому живописцу, скульптору, писателю, этнографу. Скульптура называется «Вечный странник». Дроздович путешествовал по Беларуси и собирал народные песни, записывал для словарей лексику народного языка.

Троицкое предместье — воссозданный квартал с симпатичными двух- и трехэтажными домиками застройки XVIII–XIX веков. Сейчас здесь всё для туристов — гостиницы, антикварные и сувенирные магазинчики, музеи, кафе и рестораны, художественные галереи.

Здесь приятно гулять вдоль набережной или посидеть в каком-нибудь ресторанчике, что я и сделала. Вкусно, цены не обрадовали, но вполне понятно — туристическая зона.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

По мостику можно перейти на искусственный остров рядом с Троицким предместьем. Это «Остров мужества и скорби» или его еще называют «Остров слёз».

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

На острове находится мемориал, посвященный белорусским воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане в 1979–1989 годах. Мемориал открыли в 1996 году.

На входе бронзовая икона Божьей Матери, вмурованная в камень. На этом камне — текст на белорусском: «Сынам, погибшим в Афганистане, возведен этот храм…», и дальше строки — «Чтобы зла не было ни на своей, ни на чужой земле…».

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Небольшая часовня, на стенах которой начертаны имена всех белорусов, павших в Афганистане.

Маленький плачущий ангел — это памятник погибшим после войны в Афганистане от душевных и физических ран.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Еще есть поминальный стол, вокруг которого по берегу лежат камни, на которых высечены названия афганских провинций, где вели бои советские подразделения.

Мы были здесь еще раз на экскурсии по вечернему Минску.

А пока, полюбовавшись окрестностями,

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

пошла дальше по улице Сторожовской. Многие здания здесь — памятники архитектуры. Например, вот это — дом Пинхусовича, построенный во второй половине XIX века. Хозяин дома сдавал его в аренду военным, здесь многие годы были казармы 9 и 10 роты Серпуховского полка.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

А в этой аптеке сохранилась уникальная коллекция аптечной посуды и книг XIX века.

В здании второй половины XIX века теперь ЗАГС.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Еще один памятник архитектуры — «Китаевская» синагога, построенная в 1874 году и закрытая после революции. При реконструкции Троицкого предместья здание восстановили, оно сохраняет традиционный вид синагогального строения конца XIX — начала XX века. Теперь там экспозиция «Дома природы».

В соседнем здании XIX века разместился Музей Максима Богдановича, классика белорусской литературы. Где-то рядом находился родной дом Богдановича, но он не сохранился. В музее пять залов, каждый из которых посвящен определенному этапу жизни поэта.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Рядом с «Домом природы» под деревом установлена бронзовая скульптура — «Девушка с совой», работы Л. Зильбера. Девушка стоит на большом валуне на листе папоротника, возле которого примостилась ящерка. Над головой девушки раскинула крылья сова. Читала несколько вариантов смысла этой скульптуры, все разные. Не буду приводить ни один, каждый решит сам.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Выходим на улицу Максима Богдановича. Справа — сквер «Троицкая гора». Здесь в 1981 году в честь 90-летия со дня рождения поэта установлен памятник Максиму Богдановичу. А умер он в 25 лет от туберкулёза еще в 1917 году.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

На противоположной стороне улицы красивое здание — Суворовское училище.

Еще в 1811 году по проекту архитектора Михаила Чаховского был построен каменный комплекс женского монастыря мариавиток, в котором разместился госпиталь для сирот, престарелых и нищих. В 1840 здание перестроили под Минскую духовную семинарию, а в 1921 году здесь разместились пехотные курсы, потом преобразованные в среднее военное учебное заведение. В 1953 года старое здание надстроили на два этажа и разместили в нем Минское суворовское военное училище.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Вернемся в сквер. Здесь на Троицкой горе на месте рынка в 1938 году по проекту Иосифа Лангбарда было построено здание Театра оперы и балета. Здание театра — образец конструктивизма, памятник архитектуры. В годы войны оно было практически разрушено, оккупантами вывезены богатые интерьеры и оборудование, а в разграбленном здании устроили конюшню.

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

После освобождения города здание театра восстановили в 1947 году. Последняя реконструкция была выполнена уже в этом веке, Большому театру оперы и балета Республики Беларусь вернули первоначальный вид, предусмотренный проектом Лангбарда.

Красив сквер, который разбили вокруг театра в 1950 году по эскизу самого И. Лангбарда. Здесь великолепный каскадный фонтан,

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

скульптуры «Муза оперы» и «Балет».

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

Еще одна красивая скульптура установлена справа у здания театра. Это «Уставшие балерины».

Минск_Прогулка по Троицкому предместью

На этом прогулку по Троицкому предместью закончим и пойдем смотреть Верхний город. Но об этом в следующий раз.