Турист Александр Томилин (Tomi-Aleks)
Александр Томилин
был сегодня 20:46

Гданьск, Жешув, Вроцлав, Фромборк, Торунь — Польша Август 2015

В заключительной четвертой части краткого обзора нашего трехнедельного путешествия по Польше мы затронем вопросы, связанные с проживанием самостоятельных туристов в польских отелях. А также — поговорим о том, чем интересна Польша с точки зрения фотографа, в чем ее визуальная привлекательность. Попутно мы познакомимся еще с 5 городами страны. (С 25 другими городами вы можете познакомиться в 1,2,3 частях отчета - ссылки на другие материалы в конце).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)Северный город Гданьск (470 тыс жителей) — столица Поморского воеводства и крупный порт страны. Первые упоминания о городе относятся к 997 г. Значительную часть своей истории, как Данциг, город входил в состав Пруссии. У Гданьска очень богатая история, — ее не обозначить в нескольких строках. Этому уникальному городу, к сожалению, не удалось избежать сильных разрушений во время Второй мировой войны. Собственно, из-за претензий на него Германия и объявила войну Польше. На гербе Гданьска мы видим двух львов, держащих щит с золотой короной и девиз на латинском: «Nec temere nec timide» (Не без надобности и не робкий).

Так получилось, что в Гданьск мы приехали из Эльблонга на автобусе поздно вечером.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Мы никак не могли логически связать маршрут на этом северном участке пути. Очень сложно было уехать из Эльблонга в Мальборк, куда мы так хотели попасть, ведь это одна из жемчужин страны. Но, увы, с транспортом из Эльблонга была какая-то невезуха. Пришлось сразу ехать в Гданьск — на ночь глядя. (Жесткие рамки столь обширного путешествия не позволяли нам долго оставаться в одном месте).

Особенный колорит Гданьску придает наличие заливов и кораблей. Но с такими толпами немцев, которые приезжают туда на выходные, Гданьск, просто, «убил» таких, как мы случайных туристов наповал. Еще бы — мы попали туда в выходные — в момент проведения ежегодной ярмарки Святого Доминика. (Я о ней еще расскажу подробнее в отдельном материале).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

И одновременно с этим власти города решили проводить марафон прямо по улицам города. Что там творилось — надо было видеть. Бедные старинные дома, среди которых все это вершилось. Если бы они умели говорить, мы бы, наверно, услышали все, что они думают о таком скопище веселящихся людей.

Но сюжетов для съемки там — море. И выход к морю настоящему в городе тоже есть, что придает прогулке по нему особый колорит.

Самым запоминающимся для меня стал подъем на смотровую площадку собора Святой Катарины, который пострадал после сильного пожара в 2006 г.. В Гданьске несколько смотровых. Но мы поднимались лишь на две из них.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Не знаю, что на меня произвело большее впечатление — сам подъем, который не передаваемо интересен для фотографа. Или — виды уже со смотровой площадки, которые предсказуемы. По мере подъема по лестницам мы окунулись в мир часовых механизмов с интересной подсветкой, превративший интерьер башни в что-то фантастическое. (Я об этом еще расскажу подробнее).

Почти у самого верха башни мы еще долго рассматривали целую систему из колоколов. Все-таки не в каждой башне, по пути наверх, можно увидеть столько интересного. Ну, а виды со смотровой — вполне классические для всей Польши.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

На самом деле, в городе столько всего заслуживающего внимания, что в рамках сжатого рассказа о большом путешествии, я не могу показать все и сразу. Оставим это удовольствие на потом. Ведь общее представление о портовом городе, думаю, у вас сложилось.

ПРОЖИВАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

Настал черед поговорить о том, как нам в Польше ночевалось. Эта часть путешествия для нас всегда бывает одной из самых затратных. Но, надо сказать, что расценки на отели Польши совсем не драконовские. Здесь я повторюсь, что мы никогда в таких больших путешествиях не бронируем ничего заранее. (Да это и не реально забронировать 20 ночлегов в разных местах, а потом — состыковать все это по времени). В самостоятельных путешествиях бывают непредвиденные изменения. Все ищется уже на месте, исходя из ситуации. Когда мы приходили на рецепшн любого отеля, нам предлагали вариант с завтраком или без него. Причем, завтрак составлял из общей суммы где-то по 25–30 злотых (425–510 руб) на человека. Средняя цена ночлега за всю поездку составила 183 злотых (где-то 3100 руб) или 43 евро. Как мне показалось, это была очень даже приемлемая цена для нашего кошелька. Хотя в Южной Корее и Черногории было дешевле. Об Израиле — молчу.

Самым дешевым оказался хостел в Люблине99 злотых без завтрака (где-то 24 евро или 1700 руб). За эти деньги нам предоставили номер с двумя кроватями, но с удобствами на этаже. Как оказалось, стояние утром в очереди в туалет — процедура не из самых приятных. Поэтому вариант с хостелом я бы не стал советовать уважающим себя туристам. Разве что, когда совсем больше негде переночевать. А такие случаи в нашем путешествии были. И при этом в Гданьске заламывали 120 злотых с человека за койку в пятиместном номере. За эти деньги вы будете нюхать чужие носки и ходить в туалет на этаже. Да еще за свои вещи переживать. Мы такие варианты отметали сразу.

Самыми дорогими в нашей поездке оказался номер в отеле "Warszawski Hotel" в Кракове303 злотых (где-то 72 евро или 5150 руб) за двоих с завтраком. Отель расположен совсем недалеко от вокзала.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

И номер в отеле «Корчма» в Закопане — где заломили аж 350 злотых (где-то 83 евро или 5950 руб) за двоих, правда с шикарным завтраком.

На этой схеме как раз видны оба отеля, к которым можно пройти от автовокзала пешком по главной улице городка.

В Закопане проходил фестиваль фольклора горных народов, куда приехало много зрителей и участников, поэтому цены взвинтили. Но буквально на следующую ночь мы нашли неподалеку отель «Gromada» всего за 220 злотых. Разница была ощутимой, а второй отель нам понравился даже больше. Это говорит о том, что стоит только приложить немного больше усилий для поиска, чтобы сэкономить…

В большинстве городов Польши отель мы с достаточной легкостью находили прямо на месте. Мест в отелях может не быть только в том случае, если в городе проводится какой-нибудь крупный фестиваль. Так у нас было в Гданьске, Закопане и Торуни. В Гданьске мы не могли найти отель в течение 3-х часов. Все было везде переполнено, даже хостелы. Во многие города мы прибывали вечером и искали ночлег уже в темноте. Благо, в случае с Гданьском мы параллельно гуляли по городу. Пусть и с рюкзаками за плечами. В 23.00 мы уже почти приготовились ночевать на улице, — народу в центре было не меряно. Но жене пришла гениальная идея — обратиться к таксистам у вокзала. Один из них за 20 злотых (340 руб) отвез нас в довольно далеко расположенный от центра отель «Villa Maki», где за 180 злотых (где-то 43 евро или 3060 руб) мы спокойно переночевали.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Отель был с претензией на стиль «этно». Утром мы, правда, выяснили, что с нас ночью содрали чуть больше. Но это уже не играло никакой роли, ведь в центре нам предлагали номера за 100–130 евро. Остальные — разобрали немцы, приехавшие на выходные из Германии. Для них польские цены — пустяк, ведь, напомню, что злотый более чем в 4 раза дешевле евро. Утром мы спокойно протопали до центра пешком. Было совсем недалеко.

Меня, конечно, удивило, что в Польше редко отели расположены прямо у вокзала или автовокзала. Это — большой минус. Во многих местах надо было пройти ближе к centrum miasta, где ночлег можно было найти почти всегда. Я просто привык к тому, что, почти в любом городе России всегда рядом с вокзалами есть гостиницы. Я уже не говорю о Южной Корее, которая стала для нас мерилом по многим критериям. Там мотелей возле любого автовокзала не много, а просто очень много, и их неоновые вывески всегда видно за километр. Как-то вот не одинаково поляки заботятся о туристах в разных городах. А ведь, практически, в любом городе есть что посмотреть. Но ведь еще нужна удобная инфраструктура и удобно расположенные рядом с транспортом отели. Благо, вывески, указывающие дорогу к достопримечательностям есть везде — и это здорово!

Приятным исключением стал город Жешув, где к услугам приезжающих на вокзал и автовокзал пара отелей расположены прямо напротив.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Все скромно и со вкусом. Огромный плюс — рано утром мы перешли дорогу и сразу отправились с автовокзала на автобусе дальше по маршруту. Очень напомнило Южную Корею. Наверно, Польше стоит поучиться привокзальному сервису именно у этой страны.

В общем, я бы разделил все города Польши на туристически раскрученные и переполненные туристами с одной стороны и не менее интересные, но пока еще сонные и нераскрученные в плане туризма — с другой стороны.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Город Жешув (172 тыс жителей) — город на реке Вислоке, столица Подкарпатского воеводства, которое граничит со Словакией и Украиной. Основан в 1354 г.. Крупный железнодорожный узел. В 100 км южнее Жешува — расположены горы Бещады (Польские Карпаты). Город выстоял в многочисленных войнах и пожарах. В 1895 г. здесь была сформирована первая польская народная армия. В Жешуве уже более 40 лет проводится международный фестиваль польского фольклора. Среди побратимов города — американский Буффало и целый ряд украинских городов, включая Львов.

В Жешув мы добрались на электропоезде из Кракова.

Расстояние между столицами двух соседних воеводств — около 170 км. По пути мы хотели заехать еще в Тарнув, но жесткий тайминг путешествия и медленность междугородного транспорта не позволяли импровизировать по пути. Мы погуляли по Жешуву сначала поздно вечером.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

На улицах города народу было совсем мало. Мы даже немного обеспокоились - куда мы попали.

Зато на рыночной площади кипела жизнь в ресторанчиках, что свойственно всем городам страны. На следующее утро мы еще раз обошли центр города, который оказался на удивление уютным и ухоженным. Вот перед нами — костел Святого Войцеха и Станислава, основанный в 1363 г..

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Трудно представить себе здесь нашу зимнюю грязь. Все уложено плиткой и кругом бордюры. Приятно такое отношение местных жителей к своему городу.

На одной из центральных улочек мы заглянули в краеведческий музей всего воеводства, в котором кроме нас никого в это время не было. Там было, что посмотреть. Если будете в этих местах — очень советую. Еще в Жешуве нас порадовало обилие мелких памятников. И, вообще, радует отношение поляков к маленьким деталям.

Самым приятным и стильным в плане комфорта за все путешествие оказался отель в Белостоке под названием «Esperanto» за 250 злотых (где-то 60 евро или 4250 руб) с завтраком.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

В этот город мы тоже приехали поздно вечером. И сначала не могли сориентироваться, в какую сторону нам идти к центру.

Вокруг темнота и ни одного намека на отели. Пришлось пройти определенное количество кварталов, спрашивая у прохожих, где же цивилизованный центр. Мы его все-таки нашли — там на рыночной площади у ратуши гудела вечерняя жизнь. Все было освещено огнями — просто благодать. Умеют поляки вечером отдыхать. И ведь, в основном, это — местные жители. Гулять поздно вечером у нас сил уже не было. Думаю, что если вы выберете этот симпатичный отель, вам от вокзала логичнее будет приехать к нему на такси.

Еще пару слов об отелях. Они аккуратные, белье везде белоснежное, — это не Индия. Завтраки — типичные — эдакий польский шведский стол. Унести что-то с завтрака (пару бутербродов с колбасой в дорогу) бывает проблематично. Не любят хозяева этого и устанавливают видеокамеры. Однажды мы на этом попались — решили в открытую просто взять что-то с собой. Нам сделали предупреждение и больше как-то не захотелось унижаться из-за пары кусочков колбасы. Раз уж это так для них принципиально. Мы все равно всегда покупали продукты вечером в магазинах. Чек-аут в польских отелях обычно бывает в 12.00, что очень удобно и позволяет с утра прогуляться и посмотреть достопримечательности города, пока рюкзаки еще лежат в номере.

Хочу дать совет тем, кто будет искать отель во Вроцлаве неподалеку от вокзала. В этом городе всегда много туристов, и не так-то просто сразу найти места в отелях. Мы немного поплутали в темноте, пытаясь найти отели ближе к старому городу. Но чем ближе мы приближались к достопримечательностям — тем выше были цены на ночлег. В конечном итоге нашли оптимальный вариант. Это отель «Polonia» (очень характерное название для польского отеля), удобно расположенный неподалеку от вокзала.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Мы ночевали в нем за 187 злотых на двоих с завтраком (где-то 45 евро или 3180 руб). Отель запомнился нам лифтом, в котором двери по старинке открываются руками. Одним из опознавательных знаков вблизи этого отеля для нас тала скульптурная композиция из группы людей, которые входят на одной стороне улицы прямо в землю, и выходят из нее на другой стороне.

Выглядит это очень необычно. Позже удалось выяснить, что это «Памятник жертвам военного положения» Ежи Калины. Оригинальное название — «Переход 1977–2005». И расположены эти скульптуры на перекрестке улиц Маршала Пилсудского и Щвидницка. Так вот прямо от этой скульптурной композиции надо от отеля идти вправо — и вы окажетесь в самом центре. Очень удобно.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Город Вроцлав (635 тыс жителей) — столица Нижнесилезского воеводства, один из красивейших в Польше и четвертый по величине город страны. Основан примерно в 900 г. Расположен на 12 островах, образованных рекой Одра и четырьмя ее притоками. Не удивительно, что во Вроцлаве около 130 мостов. Название города связано с именем его основателя — князя Вратислава. В разные периоды истории Вроцлавом владели чехи и немцы. Немцы называли его Бреслау. Во время разных войн город был разрушен несколько раз. В этом поучаствовали монголы, фашисты, и даже наша Красная Армия — во время освобождения. Тем не менее сегодня во Вроцлаве большое количество восстановленных красивых зданий и достопримечательностей. В 2016 г. город признан культурной столицей Европы.

Во Вроцлав нас доставил автобус из столицы соседнего воеводства Зелена-Гуры.

Расстояние между двумя столицами воеводств — около 160 км. Чем же запомнился нам Вроцлав?

Приехали мы на вечер глядя, и первым делом, разместившись в отеле, пошли в Старый город — к ратуше. Удалось даже что-то поснимать.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Благо, все хорошо освещено. Утром ратуша предстала совсем в другом виде. И даже не поймешь, когда она более красивая. Это — одна из самых привлекательных ратуш во всей Польше, и один из лучших образцов готической архитектуры во всей Европе.

Удивительно, что этот шедевр строился почти три столетия, начиная с 13 века. Но вторая мировая в 1945 г. беспощадно уничтожила его. Восстанавливали его по чертежам. Трудолюбивые поляки многое восстановили в своей многострадальной стране. Думаю, за это им — большая честь и хвала!

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Внутри ратуши — исторический музей. Вход, кстати, бесплатный.

На площади на следующее утро было много туристов. Обычно они рассматривают маленьких гномов, которые разбросаны по всему центру и изображают разные сценки.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Вот эти, например, играют в карты. Мне гномы как-то не понравились, именно своим исполнением, — малость грубовато для миниатюрных скульптур. Но сама идея — расставить эти фигурки в разных местах — отличная. Конечно же, мы с удовольствием забрались на очередную смотровую, расположенную в костеле Святой Эльжбеты.

Колокольня и смотровая на ней находятся на высоте 90 м, куда ведет винтовая лестница. Идти надо все время по очень узкому кругу, без всяких развлечений по пути. Город просматривается со смотровой очень даже хорошо. Это не единственная смотровая Вроцлава. В городе стоит задержаться подольше. Он нам очень понравился визуально еще, когда мы проезжали его 5 лет назад в автобусном туре по Европе. Первое, что бросилось в глаза, — красивые трамвайчики и мосты, которых очень много — при наличии стольких рек в одном месте. Подробнее об одном из самых красивых городов страны расскажу в отдельном фото альбоме.

___________________________________________________________________________________________________________

В завершение разговора об отелях, мне хочется отдельно упомянуть об отеле, который, думаю, являлся своего рода палочкой-выручалочкой для многих туристов, прибывающих поздно вечером в аэропорт Фредерика Шопена в Варшаве. Это отель «Gromada Airport 3», до которого из аэропорта можно дойти пешком. Из аэропорта в город идет одна главная дорога. Именно по ней и надо идти. Либо проехать одну остановку на автобусе. Но платить в автобусе можно лишь картой.

Я специально даю здесь схему, как вам идти, тем более, что светящуюся вывеску отеля видно издалека. Первая ночь в этом отеле, когда мы только прилетели, обошлась нам 109 злотых без завтрака (где-то 26 евро или 1855 руб).

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Интересно, что последнюю ночь мы тоже провели именно в этом отеле. Он очень удобно расположен для тех, кто улетает и прилетает в Варшаву. Цена через 20 дней была чуть дороже — 160 злотых (где-то 38 евро или 2720 руб). Думаю, что в первую ночь нам дали номер эконом, а в последнюю — стандарт. Но разницы мы сильно не заметили. Главное, что утром мы съездили в центр (а это не менее 7–10 км), оставив вещи в комнате хранения багажа. И, вернувшись, спокойно прошагали к нашему вылету в аэропорт.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПУТЕШЕСТВИЯ

В этом разделе я в нескольких штрихах обрисую, чем запомнилась Польша мне, как фотографу. Конечно, в рамках сжатого отчета я не могу упомянуть все, что довелось поснимать. Из аппаратуры в эту поездку я брал с собой Nikon D810 (вес — около 1 кг) и три объектива. Nikon 24-70mm f/2.8 — объектив на все случаи жизни — рабочая лошадка репортера (вес около 1 кг). Nikon 14-24mm f/2.8 — мой любимый ширик, который я впервые хорошо прочувствовал в Южной Корее (вес — 1 кг). Он незаменим для съемки внутри помещений и для съемки зданий, особенно высоких. И телеобъектив-убийца для любого туриста Nikon 70-200mm f/2.8g VR II — он замечательный, просто очень тяжелый для длительных поездок (его вес почти 1.6 кг). Эти три объектива у никонистов называют «святой троицей», — каждый из них предназначен для своих конкретных целей. Итого я таскал в рюкзаке около 5 кг только фото-железа (плюс аккумуляторы, зарядное и прочее). Что я всем этим наснимал, думаю, вы частично уже увидели в 4-х частях отчета.

Чем хороша Польша для фотографа? Во-первых, здесь много прекрасной архитектуры, только надо быть готовым к тому, что она, зачастую, устремлена вверх и никак не желает умещаться в кадр. Эту проблему я решал при помощи широкоугольного объектива. И выправления перспективы уже при обработке. Второй составляющий элемент при съемке в любой стране, на мой взгляд, — это ее люди. Вот тут в Польше все довольно предсказуемо — это не Индия, где любой прохожий очень колоритный. Для меня снимать людей на улицах городов Европы — скорее необходимость оживить картинку. При выборе кадра с людьми и без них, я всегда предпочту первый вариант. В нем будет больше жизни — аутентичной в каждой стране. Хотя повторюсь, что сами случайно снятые люди при этом будут лишены какой-то изюминки.

Теперь о том, что мне запомнилось больше всего из фото сюжетов. О фестивале горных народов в Закопане и о походе на вершины гор я уже упоминал. Все это очень интересно. Конечно, запомнились виды со смотровых в разных городах и сама атмосфера, когда ты поднимаешься по узкому колодцу все выше и выше по круговым ступеням. Порой, подъем на смотровую бывает интереснее, чем виды с нее. Особенно понравился городок Фромборк — где жил и работал Николай Коперник. В общем, любые нестандартные ракурсы очень оживляют общую картину страны. Не могут ведь фотографии всех городов быть похожими друг на друга. В этом прелесть большого путешествия — когда сопоставляешь друг с другом разные места и их достопримечательности.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

На гербе городка Фромборк (2500 жителей), расположенного на берегу Вислинского (Калининградского) залива на севере Польши, изображена Мать Мария с малденцем Иисусом, восседающая над стенами замка. Изначально Фрауенбург входил в состав Пруссии, а рядом с ним на горе возвышался Собор Пресвятой Девы Марии с крепостными стенами, построенный в 1261 г. В конце 15 века вся эта территория отошла Польше. Николай Коперник, с чьим именем сегодня тесно связан город, в 16 веке был одним из служителей собора и одновременно занимался в обсерватории, созданной в одной из башен крепостной стены, астрономией.

Во Фромборк мы съездили на несколько часов из Эльблонга на небольшом рейсовом автобусе, типа маршрутки.

Расстояние между городами — около 40 км. Как ни красив и уютен был Фромборк, но оставаться там на ночлег мы не стали. Это было еще только начало путешествия. В знаменитом Мальборке мы не побывали, так что Фромборк с его огромным готическим собором-замком стал хорошей альтернативой.

Особенно запомнился подъем на смотровую площадку одной из башен, где сквозь все строение, по которому мы поднимались по круговой лестнице, раскачивается огромный маятник Фуко.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Вот такие уникальные вещи в Польше запомнились мне, как фотографу, больше всего.

Виды именно с этой смотровой площадки не одинаковы в разное время дня (об этом нас предупредили). Лучше снимать ближе к вечеру.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Когда мы поднимались — тень от нашей башни не удачно падала как раз на собор. Зато было хорошо видно набережную на берегу залива и окружающие маленький городок поля. Конечно, этот собор — один из самых интересных в нашей поездке, прежде всего — своим интерьером.

Вход в него платный. И там есть за что платить. Хотя повторюсь, что дорогих билетов на вход куда-то в Польше мы почти не видели. Все — доступно.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Столько интересных деталей внутри собора не могут оставить равнодушным любого фотографа.

Даже по этим фрагментам, вы можете видеть, как там интересно. Весь собор — сам, словно музей.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

На территории комплекса мы посетили еще отдельный музей с множеством средневековых экспонатов.

Но обо всем этом мы еще поговорим…

Как фотограф, могу еще сказать о том, что все польские города можно сравнивать друг с другом по красоте их ratusz (ратуш) и rynek (рыночных площадей). Одна из самых красивых ратуш и рыночных площадей, которые нам довелось увидеть в путешествии по стране, находится в крошечном городке Замосць на самом востоке, на границе с Украиной. Я уже показывал ее в одной из частей. Очень красивые ратуши во Вроцлаве, Кракове, Познани, Торуни. При желании, если задаваться такими целями, можно создать целую фото галерею, состоящую только из изображений ратуш, снятых в разных ракурсах.

Поскольку мы обсуждаем здесь фотографические вопросы, хочется добавить, что я, как турист, в рамках такого большого путешествия по стране, вынужден снимать то, что увидел в какой-то конкретный момент времени суток. Нет времени ждать лучшего света, как это любят делать фотографы, снимающие архитектуру и пейзажи. Для нас была лишь возможность немного подгадать, посетив то или иное место утром или вечером, когда свет самый красивый. Но все время надо двигаться вперед.

Поэтому все, что я снимаю в таких поездках, я больше отношу к репортажной съемке, нежели к художественной. Вторая требует более длительного времени для получения результата. Что-то при этом удается запечатлеть в лучшем виде, а с чем-то, увы, не везет. Так было, например, в Лодзи, где мы долго шли по одной центральной улице, как по каньону, и свет был жутко не удобный. Снимать при этом здания с одной из сторон улицы было практически невозможно. Не очень нам повезло с погодой, с точки зрения съемки, в Познани, где было очень пасмурно и дождливо. В каких-то местах, например в скансене в Ольштынеке, я вынужден был снимать в середине дня при очень контрастном солнечном свете. Но, благо, в конце всего путешествия есть из чего выбрать, когда анализируешь все, что наснимал.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Город Торунь (208 тыс жителей) на реке Висла, занесенный в список Юнеско, уже много веков хранит от разных бед ангел, как раз и изображенный на его гербе. Удивительно, что некоторые города Польши избежали участи разрушения в войнах. В Торуни родился Коперник. Со времени основания в 1233 г. под именем Торн город входил в состав Пруссии. В 13 веке в городе поселились францисканские и доминиканские монахи. В 15 веке Торунь вошла в состав Королевства Польского. Имея богатую историю, еще не раз город менял своих владельцев, и вокруг него бушевали военные действия. Но историческая часть Торуни чудом сохранилась в первозданном виде. Городами-побратимами Торуни являются Филадельфия (США), Калининград (Россия), Луцк (Украина), Гуйлинь (Китай).

В Торунь мы прибыли из Лодзи на комфортабельном красном двухэтажном автобусе Polski Bus, который направлялся из Кракова в Гданьск.

Расстояние от Лодзи до Торуни — чуть больше 170 км.

Мы попали в город вечером — в самый разгар фестиваля света. На всех старинных зданиях показывали световое шоу, и вокруг этих мест толпился народ.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Обилие людей, конечно, немного раздражало. Всегда приятнее бродить по городу в тишине. Тем более в позднее вечернее время.

В общем интимной встречи со старым городом у нас не получилось. Хотя вроде и погуляли не плохо. Утешает то, что каждый город представал перед нами в непредсказуемом виде. Откуда мы могли знать, что застанем здесь фестиваль?

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Увидеть Торунь в более-менее спокойной обстановке удалось лишь утром. Понаехавшие гости города и фестиваля света в это время еще отсыпались.

Николай Коперник, который родился в Торуни — один из современных брендов города. Фигурки, изображающие астронома, продаются во всех возможных видах — и объемные и гипсовые барельефчики. Гуляя по центру, мы увидели вот такую пеструю компанию.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Похоже, выгуливали целый детский дом на колесах. Или — детский сад. Но прохожие были явно озадачены, судя по их открытым ртам. Я тоже такого никогда не видел. Может, вы видели?

Старинные здания города, как мы видим по фотографиям, построены из красного кирпича и хранят следы стародавних лет. На одной из улиц возле рыночной площади нам встретилась бронзовая фигурка ослика. В 17 веке на этом месте стоял деревянный осел для наказаний, на который сажали провинившихся. Как раз — на неудобный металлический гребень на спине. Жестокие были нравы.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Потихоньку просыпалась дневная жизнь старинного города. На улицах появились музыканты, которых всегда много в польских городах. Хотелось просто сидеть и наслаждаться атмосферой средневековья. Но нам надо было двигаться дальше, чтобы довести путешествие до победного конца. Хотя в таких городах, как Торунь, очень хочется остаться подольше и пожить там.

Напоследок мы прошлись по пустынной еще в это время набережной реки Висла. И отправились на автостанцию. Нас ждал еще город Быдгощ — столица воеводства. Оставался финальный отрезок нашего путешествия по стране ТоруньБыдгощВаршава.

Как вы уже успели заметить, я не показывал города нашего маршрута в том порядке, в котором мы их посещали. В четырех частях повествования мы увидели мозаику из 30 разных мест Польши. Каждый посещенный нами город привлекателен по-своему и расширил наше представление об этом интересном мире. Но надо признаться, что если бы не фотографии — не знаю, долго ли все увиденное сохранились в нашей памяти. Интересных городов и городков в Польше, конечно, намного больше. Имей бы мы в своем распоряжении пару лишних месяцев… было бы на что их потратить. Страна интересная.

Но пора завершить начатый разговор о фотографических вопросах путешествия. Вы, наверно, обратили внимание, что среди общего числа показанных мной фотографий городов есть немало фото, снятых поздно вечером. Как ни странно, я считаю это время — одним из лучших для съемки. Особенно для таких как мы, транзитных туристов, которые часто попадают в города как раз в это время. Но тут надо добавить, что даже при освещенности прожекторами вечерних достопримечательностей, снимать их не так то просто. Да вы это знаете, наверно, и по своему опыту. Лично меня выручает высокая чувствительность моей камеры и светосила объективов.

Первые впечатления вернувшегося из Польши (4 часть)

Порой, приходилось снимать на грани возможностей техники. Тем более, что все я снимаю только с рук. Штатив — не люблю. Когда в итоге разбираешь все отснятые кадры, находишь вполне себе ничего.

И их еще надо доводить до ума обработкой. В общем, мороки много. Но ведь все это интересно. Но не буду превращать повествование о нашей поездке в Польше в мастер-класс по тревел-съемке. Будет повод — мы к этому разговору еще вернемся.

Из каждой страны я обычно привожу несколько тысяч кадров в необработанном виде. Примерно 50% отправляются в корзину — из-за не устраивающего меня качества. Из оставшегося количества надо еще выбрать лучшие, которыми хочется поделиться с другими. Хотелось бы, конечно, большей производительности. Но таков жанр под названием «тревел». По сути — это та же самая репортажная съемка. В общем, для меня фото съемка играет в путешествии чуть ли не главенствующую роль. Обрабатывая уже после поездки фотографии, я смотрю на страну, в данном случае — на Польшу, уже в несколько ином — переосмысленном ракурсе. Если у вас возникнут какие-то вопросы, связанные с фотографией — давайте обсудим их. Как раз есть повод, раз эту — четвертую часть и все повестование о путешествии в целом я завершаю именно этой темой.

ПОСТКРИПТУМ

Что я могу сказать в качестве резюме? На самом деле, Польша — очень интересная и фотогеничная страна со своей богатой историей и культурой. Я не жалею о том, что не стал в путешествии смешивать эту страну с другими близлежащими странами (Чехия, Словакия и т. д.). Опыт предыдущих поездок возобладал, и я принял решение, что лучше — полное погружение в жизнь одной страны. Так что, выражаясь по-польски bardzo dziękuję (бардзо дзинкуе — спасибо большое) высшим силам, что направили наши стопы и неуемные головы, жаждущие новых впечатлений, в правильное русло. В русло доброжелательной католической Польши с ее костелами и средневековыми замками. Думаю, что всем, кто поедет в Польшу после нас, все мои наработки и наблюдения очень пригодятся. Более подробную визуальную информацию о каждом городе я постараюсь показать в фото альбомах. До встречи!