Турист Алексей (Alexey_S)

Продолжение

Начало — Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Малага-Гарруча

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Походы по Гарруче

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Немного про гастрономию, немного про Вильярикос

*****

Мы запланировали нашу очередную экскурсию в города Сорбас и Альмерия. Отправились в путь по хорошо знакомому маршруту. Над горами впереди висели плотные облака. По мере пусть и незначительного, но подъема, облака становились все ближе. В какой-то период даже казалось, что машина едет, задевая нижнюю кромку облаков.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Прошли перевал, и облака поднялись выше. Иногда даже выглядывало солнце.

Всего с полчаса пути от наших апартаментов — и мы въезжаем в Сорбас.

Сорбас — город и центр одноименного муниципалитета. Он находится в месте, где между тремя горными массивами находится единственная удобная дорога, связывающая долину Веры с долиной и пустыней Табернас. Археологи нашли здесь остатки поселений, существовавших за 2000 лет до н. э.

На протяжении веков здесь проходили важные торговые пути — и во времена финикийцев, и во времена римлян. При этом очень большое значение имело гончарное дело — обнаружены остатки древних печей для обжига глины, относящихся еще к тем древним временам. Само название Сорбас имеет арабские корни и произошло от обозначения гончара, гончарной мастерской. Именно эти традиции отражает знак на въезде в город. В общем-то, именно на керамику мы и хотели посмотреть в первую очередь.

Во времена арабского владычества (примерно с 734 по 1488 гг.) город и округа развивались — здесь были созданы системы водоснабжения и полива, достаточно развито сельское хозяйство. И конечно же, развивалось гончарное дело.

После Реконкисты, когда начались преследования мавров и насильственное обращение их в католическую веру, произошло несколько восстаний. В результате одного из самых мощных, Альпухарского, в 1568–1571 годах, часть мавров была уничтожена, часть бежала в Северную Африку, часть расселена по стране (чтобы ликвидировать места с преобладанием мавританского населения), а часть скрылась в лесах и занялась бандитизмом и грабежами, уничтожая католиков или захватывая их в рабство. В результате всех этих событий Сорбасу и окружающим населенным пунктам, а также сельскому хозяйству был нанесен очень серьезный ущерб. Власти неоднократно предпринимали попытки восстановить нормальную жизнь в этом районе, переселяли жителей из других мест, но те вскоре покидали Сорбас из-за страха перед маврами.

Тем не менее, традиции гончарного мастерства сохранились, жизнь постепенно наладилась, и в XIX веке в городе работало 24 гончарных мастерских. Население муниципалитета к 1900 году составляло почти 7,5 тыс. человек.

Двадцатый век принес новые проблемы. Сорбас постоянно терял своих жителей, покидающих город. Особенно выделяются два периода — 20-х и 30-х годов, во время войны в Марокко и из-за эмиграции в Америку, и 60-х-70-х — уже за счет миграции по Европе. К началу нового тысячелетия в муниципалитете проживало всего около 2,7 тыс. жителей.

Мы объехали Сорбас по окружающему его ущелью и въехали с другой стороны, ближе к центру города — там установлен такой же знак.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Далее быстро пересекли город, осмотревшись на ходу, и оставили машину в Barrio de las Alfarerias — районе гончаров.

Здесь еще остались несколько работающих гончарных мастерских. Обошли старую церковь

и пошли к мастерской. Ее было видно издалека по выставленной во дворе продукции. В Испании любят украшать стены картинами на керамической плитке — а уж здесь они должны быть обязательно.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Вначале жена оценила стоящие во дворе горшки. Но потом зашли помещение с остальной продукцией…

Жена сразу же захотела купить значительную часть выставленных вещей, но уж тут мы с сыном начали ее разубеждать — ведь тащить это все пришлось бы нам. В результате достигли компромисса…

Как мы поняли, здесь мастерская семейная. Удалось заглянуть собственно в мастерскую.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Позади мастерской стоит старая, еще арабская, печь для обжига.

Используется ли она сейчас — не знаю. Судя по видимым следам ремонта, выполненного явно не реставраторами, это вовсе не музейный объект, так что — вполне возможно. А вот чаны для промывки глины — совершенно точно в работе.

Сложно представить, сколько лет этой мостовой.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Как и во многих других местах, где мы были, в Сорбасе основная часть домов поддерживается в хорошем состоянии.

Но хватает и ветхих, давно заброшенных. Учитывая историю города, это неудивительно.

Некоторые постройки удивляют своими скромными размерами:

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Осмотрев район гончаров, направляемся к центру — поднимаемся вверх по закручивающейся улице.

Иногда решаем ребусы — сколько домов мы видим перед собой?

Вскоре выходим на смотровую площадку:

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Отсюда открывается вид на огибающее город ущелье с дорогой и окружающие горы.

Продолжаем двигаться к центру, идя по проезжей части и пытаясь понять: имеет ли какой-то смысл такой тротуар? Может быть, во время сильных дождей, когда поток воды смывает все? Чтобы заодно держаться за оконные решетки?

И вот выходим на небольшую площадь с названием Площадь Конституции, на которой находятся здание муниципалитета и большая церковь.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Заходим выпить кофе в старое кафе и обращаем внимание на потолок:

По нашим прикидкам, ему лет 300. И именно в этом месте нам достался на удивление невкусный кофе — если сравнивать со всем остальным, что мы пили в Испании.

После легкого отдыха идем дальше. Приятно видеть, когда при ремонте новые элементы делают в старом стиле — например, как ворота в этом доме.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

А это — один из городских хосталов.

В Сорбасе, как и во многих других местах, довольно много кошек. И ведут они себя совершенно невозмутимо, не обращая особо внимания на проходящих мимо.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Поднимаемся по очередной улочке и оглядываемся.

Рядом обнаруживаем театр с театральной площадью.

Оказавшись наверху, спускаемся по другому маршруту. Идем по улицам, у которых ширина иногда резко уменьшается.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

По таким улицам они ездят, пытаясь вписаться в повороты. Как видно, не всегда удачно.

Вот такое украшение видно в окне:

Постепенно возвращаемся ко въезду в город. Здесь самое бросающее в глаза здание — ресторан. Оно легко заметно даже снизу, с огибающей город дороги.

Андалусия. Будни неленивых отдыхающих. Сорбас

Напротив старого Сорбаса, на горе, ближе к новой части города, стоит памятник какому-то святому.

Мы так и не смогли выяснить, кому — информации про Сорбас очень мало. Он как-то выпадает из обычных туристических маршрутов.

Из привлекательного для туристов можно назвать, пожалуй, карстовые пещеры в гипсе — здесь вода создала массу подземных объектов. В 1989 году был создан природный парк площадью 2357 га, на территории которого насчитывается более тысячи входов в пещеры. В том числе есть пещера глубиной 120 м, есть пещера с длиной галерей более 8 км, и другие интересные объекты. На территории парка обитают несколько видов редких животных, растения-эндемики.

Оставляю свое семейство с вещами у маленького кафе и иду за машиной. Пора ехать в Альмерию.