Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была сегодня 16:24

Мцхета — Грузия Сентябрь 2015

О первой встрече с Грузией.

Первый взгляд на Тбилиси.

На территории Мцхета первые поселения начали появляться в I тысячелетии до нашей эры.

Древняя столица Картли

Еще в эпоху Александра Македонского Мцхета впервые пережила свой расцвет. Стены древнего города выдерживали натиск и римских легионов и персидских воинов. Столичный статус принадлежал Мцхете почти тысячу лет, до конца V века н. э. — до того самого момента, пока царь Вахтанг Горгасали не принял решение о переносе столицы в Тбилиси.

Самыми первыми завоевателями, пришедшими в Картли с Запада, были римские легионы. В 65 году до Рождества Христова в Картли со своим войском заявился могучий римский военачальник Помпей и захватил Мцхета. Он надеялся здесь обосноваться надолго, даже приказал построить мост через Куру, кстати этот мост использовался до середины 20 века, к сожалению мы его не увидели.

Но римское вторжение так и осталось единственным, потому как правители Картли искали союзничества с правителями Рима и, правивший в то время царь Фарсман II отправился в Рим на дипломатические переговоры. Однажды он настолько поразил римлян во время военных тренировок и состязаний всадников на Марсовом поле, что император Антоний Пий приказал воздвигнуть в Риме статую Фарсмана.

Древняя столица Картли

Датой принятия христианства Грузией принято считать 337 год, когда пришедшая из Каппадокии праповедница христианства Нино, обратила в христианскую веру царицу Картли Нану и христианство было провозглашено государственной религией. В Мцхете были обнаружены захоронения II–IIIвеков, в которых усопшие были преданы земле в соответствии с христианскими обычаями.

Древняя столица Картли

Мцхета сейчас является одним целым музеем-заповедником, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Любое новое строительство в Мцхете или ее окрестностях приводит к спонтанным археологическим открытиям и ученые не справляются с таким количеством памятников древности.

Вот в такой интересный исторический город отправились мы в одно чудесное утро из Тбилиси. Сюда ходят маршрутки с вокзала Дидубе, выйдя из метро, надо пройти прямо, минуя стоянку такси, перейти дорогу и за Аптекой будет касса и стоянка маршруток. Билет стоит символически 1–50 лари и через полчаса Мцхета у ваших ног!

Едва ступив на землю, нас практически подхватил первый гид-водитель, встречающий туристов и мы сразу договорились с ним, что хотели бы увидеть и куда нам надо чтобы он нас отвез. Сошлись на 30 лари-время не ограничено.

И первое, что мы хотели увидеть — это монастырь Джвари, возвышающийся на высоком холме над Мцхета. Это самый примечательный памятник грузинской христианской архитектуры, законченный в VII веке, его видно отовсюду, гора, на которой он построен, находится прямо у трассы на Тбилиси, но из Мцхеты попасть пешком туда сложно-мост через Куру находится очень далеко. Подробнее о монастыре я расскажу позже.

Древняя столица Картли

После посещения монастыря Джвари мы сразу же едем в монастырь Шио-Мгвиме.

По дороге водитель разговорился и на русском, с едва уловимым акцентом, поведал нам историю о своем интересном происхождении. Его мама русская и была из очень богатой семьи и известной фамилии (забылаааа!), в начале прошлого века предки бежали в Грузию, да так и осели здесь. А мы еще сразу подумали-ну никак не похож на грузина!

Древняя столица Картли

Вернувшись в Мцхету, у монастыря Самтавро начали прощаться, но вдруг издали видим крепость и за 5 лари договариваемся о поездке туда.

О крепости Бебрисцихе

Древняя столица Картли

Время подходило к обеду, силы почти иссякли и очень хотелось подкрепиться, поэтому не тратя время на поиски нормального кафе, мы зашли в то, что рядом с монастырем и присев на минут 20, выпили кофе (везде растворимый!) и съев по огромному хрустящему хачапури, двинулись дальше, теперь уже самостоятельно.

о монастыре Самтавро

Древняя столица Картли

У нас сегодня получился день, очень насыщенный храмовой культурой. Еще по пути в Мцхету, сидя в полной маршрутке, я увидела двух мужчин чуть постарше меня, сидящих рядом и один из них почти все время троекратно крестился. Я поняла, что в это время мы проезжали либо церковь, либо храм. Я впервые увидела насколько жители Грузии верующие люди. Потом, в последующие дни, такие сцены мы видели постоянно-в метро, в машине, в маршрутках, люди крестились, никого не стесняясь, на мгновенье прервав разговор с собеседником.

А мы идем по улочке Мцхеты, древней столицы Иверии, но разве можно в это поверить? Чудесные домики, чистенькие, построенные в одном архитектурном стиле, везде фрукты: виноград, хурма, гранаты, вывиски зазывающие зайти во двор и выпить вина!

Древняя столица Картли

Нам рассказывали, что при президенте Саакашвили была разработана и принята программа по окультуриванию туристических мест, приданию единого архитектурного ансамбля улицам, близлежащим к особо значимым историческим объектам. Мцхета-это как раз один из таких объектов. При чем совершенно не интересовало мнение жильцов этих домиков и их согласия никто не спрашивал. Ремонт фасадов, детали, заборы, балкончики, крыши-все было сделано за счет государства. Путешествуя по Грузии, мы еще не раз увидим эту программу в действии. Но не все успели сделать и ни везде — а жаль….

Путь наш лежит к последнему объекту, посещение которого мы специально оставили на конец, чтобы было время, чтобы ничего не мешало и никто не торопил.

Древняя столица Картли

Перед собором рыночек, мы не задерживаемся-все потом, позже.

Древняя столица Картли

И вот мы у цели. В самом сердце Мцхеты находится христианский кафедральный собор Светицховели— это особенный храм и это не просто место для молитв. Это святое место, об истории которого знает каждый житель страны. Храм был построен в XI веке на месте старой базилики. Подробнее я расскажу о соборе позже.

Перед входом на территорию собора, слева стоит вот это красивое здание с колоннами-это информационный центр.

Древняя столица Картли

Детали собора поражают тонкой, мастерски выполненной орнаментальной резьбой и рельефами, невероятно красивое сооружение.

Древняя столица Картли

Под кафедральным собором Светицховели, покоится одна из величайших святынь христианского мира — Хитон Господень. Предание гласит, что он достался по жребию одному из воинов, бывших при распятии Христа и доставленным в Мцхету. Этим же объясняется статус Мцхеты, как святого города, куда стекаются христианские паломники и туристы со всего мира.

Храм Светицховели. Башня над могилой Сидонии и Хитоном Господним.

Во время строительства правивший в то время в Картли царь Георгий дважды воевал с Византией, но гораздо важнее конфликта за спорные территории было укрепление христианства на Востоке, и, несмотря на войны, финансирование строительства не прекращалось.

Древняя столица Картли

Светицховели занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как самое большое здание из сохранившихся исторических памятников Грузии.

Мы обошли всю территорию, потом долго сидели на лавочке, любуясь монументальным сооружением, не в силах уйти, потом гуляли среди кустов винограда и деревьев граната, а потом решили еще побродить по чудесным улочкам Мцхеты.

Вышли к реке.

Древняя столица Картли

Монастырь Джвари виден и отсюда.

Нехотя побрели назад к собору, а потом к монастырю Самтавро-именно оттуда уходят маршрутки в Тбилиси.

Древняя столица Картли

День получился очень насыщенный, полный незабываемых впечатлений и мы довольны, что именно в такой последовательности распределили посещение всех мест Мцхеты.