Mironov Denis (den-ekb)
 – Улыбаемся и пашем

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 1

15 ноября 2015 г. 17:20 Карнатака — Индия Декабрь 2013

Бытует мнение о том, что Гоа — это не суть Индии. С точки зрения, колорита, религии, духовной культуры и повседневного быта, всё-таки придётся ехать за бугор. Тут моё мнение совпадает с мнением большинства. Гоа — это, прежде всего, прекрасное море и пляжи, но мне, как туристу требовательному и любопытному, этого уже не достаточно для удовлетворения своего приключенческого аппетита.

В окрестностях Гоа не такой большой выбор мест, куда можно бросить кости в поисках приключений на свою душу. Соседние штаты Махараштра и Карнатака могут предложить свои уникальные храмы и дождливые зелёные горные склоны с плантациями клубники. Всё же можно найти то, что, действительно, оставит неизгладимые впечатления на долгие годы. Таковым оказался, названный нами, бронзовый треугольник Карнатаки: Бадами — Паттадакал — Айхолл — Биджапур. При этом последние два объекта не так популярны среди туристов, как например, Бадами, Хампи или водопад Дудсагар.

В Гоа всего одна компания организует экскурсии по такому маршруту. Но так как я и мои новые знакомые по Индии, не являемся любителями групповых экскурсий, то решили арендовать автомобиль с водителем. Цена за два полных рабочих дня с 4 утрах до 10 вечера следующего дня составила порядка 160 долларов. Вышло по 40 долларов на человека, в принципе, недорого (с учетом цен на экскурсии в Гоа, да и, в целом, по Индии). Компания подобралась интересная и разновозрастная: Олег из Иркутска, Елена — уроженка Магнитогорска и представительница культурной столицы России — Надежда. Пользуясь, случаем, передаю привет.

Ну что ж настал день X, точнее, раннее-раннее, смутное и сонное утро. В 03:50 за нами заехал незнакомый нам водитель. О поездке договаривались с Суриёй, а приехал парень по имени Пурна. Ну ладно, что делать? Поехали! Через 15 минут во дворе частного дома, пересадили в новую Тойоту, за рулем которой уже ждал наш водитель Сурия. Выдал по бутылке воды, паре пончиков. Очень удивились, поскольку особо не приходится ждать таких комплиментов от индусов.

Ехать достаточно далеко. Дорога очень сложная. Перед городом Белгаум бесконечные серпантины, намотало нас так, что «будь здоров»! В самом же городе сделали остановку в районе 07:40. Надежда и Елена, при виде рекламы массалы и пури, пулей полетели завтракать (страстные любительницы такого завтрака). Мы же с Олегом немного прогулялись по городу, буквально полчаса.

В 08:15 поехали дальше. Дорога, по большей части, стала ровной и спокойной. Летели хорошо, пока не свернули на Бадами. Это было нечто. Крупнейший и популярный туристический объект, а дорога длиной более 10 километров, так осталась для нас загадкой: а есть ли тут вообще дорога? Так называемая дорога пролегала через плантации чили и рисовые поля.

Бадами, Айхол, Паттадакал — это столицы царства Чалукья. Места известны, благодаря множеству старинных храмов, многие из которых берут свою историю ещё со времен не нашей эры. Фотографии этих мест притягивали меня своей самобытностью, передавали дух Индии. Храмы не такие величественные, как, например, Тадж-Махал, но, по-своему, потрясающе красивы и неповторимы. А самое главное, до них можно дотронуться и, хоть на секунду, почувствовать себя в той эпохе. Про Биджапур говорят, что это ожившая сказка 1001 ночи.

Бадами, маленький городок в центральной Карнатаке известен, в первую очередь, благодаря четырем скальным (пещерным) храмам, вырубленными в горе из красноватого песчанника.

Сам же городок Бадами малоприятен. Нищета, полураздетые люди, грязь, кабаны. Все на тебя смотрят как на снежного человека, поэтому, кроме самого храма, тут делать нечего. До самого конца не покидало ощущения тесноты в этом городе.

История этого места настолько сложна и запутана, что этому можно посвятить целую книгу. Я бы мог сейчас сыпать датами, именами, событиями, но не вижу в этом особого смысла. В кратце, могу сказать, что храм в Бадами строился как жилище для Богов.

В 11:00 мы начали восхождение к храму. Приобрели билеты по 100 рупий. Первое, что впечатляет — масштаб и красота.

Первая пещера самая древняя (5–6 век), посвящена индуистскому богу разрушения Шиве. Шива здесь изображен в образе Натараджи или Владыки танца. Танец Шивы призван поддерживать мировой порядок, когда же наша Вселенная приходит в упадок, то Шива ускоряет свой танец и доходит до безумной неистовой пляски, которой он разрушает негодную вселенную, для того, чтобы родилась новая. На настенном изображении в этой пещере Шива принял 81-ю позу своего космического танца. Один из барельефов изображает свадьбу Шивы и Парвати.

Вторая и третья пещеры посвящены индуистскому богу охранителю нашей Вселенной и всех живых существ — Вишну.

В этих пещерах имеются изображения аватар (или нисхождений на землю в различных образах) бога Вишну, но кроме этого поражает красота резьбы на потолках и прекрасные колонны с рельефами.

Четвертая пещера — самая «молодая», высечена в 12 веке. Она является самой скромный и аскетичной, в глубине пещеры находится изображение джайнского святого Бахубали, а также имеются изображения других просветленных и святых джайнизма.

Если подняться на самый верх, то вам откроется потрясающий вид на город, старую мечеть и пруд.

Очень многолюдно и шумно. В основном тут тусуются местные и школьники, которые умоляют совместно сфотографироваться. В наши спины доносились резкие: «White monkey», но мы не обижались, дети же.

Поразила жёсткая дисциплина. Стоило мужчине-преподавателю шикнуть на сорванцов, как моментально они от нас отставали. Правда, затем сам преподаватель просил совместную фотографию.

Важно знать: часы работы с 09:00 до 18:00, парковка платная, подобающая форма одежды, рекомендуемое время для осмотра не менее 2 часов.

В районе 13:00 мы снова отправились в путь, по той же самой раздолбанной дороге. Примерно через час мы приехали в Паттадакал.

Город Паттадакал в древности — Патада Кисуволал — «Град рубиновый короны», находится примерно в 20 км. от Бадами. Паттадакал стал столицей Чалукья во время оккупации Бадами паллавами.

Известен этот город своим храмовый ансамблем, который в 1987 году был внесен ЮНЕСКО в перечень объектов, представляющих всемирную ценность. По разным легендам и мифам этот город предстал к нам из-под Земли.

Ансамбль представлен храмами Маликаканнджура, Папанатха, Сангамешвара. Вряд ли вы запомните все эти «сложные для нашего уха» слова. Но необычную архитектуру древних храмов, скульптуры, лепнину, мандапы с восхитительными рельефами и саму атмосферу Патадакала вы обязательно будете вспоминать после путешествия. Думаю, что если Вы увлекаетесь индуизмом и культурой Индии, то знаете намного больше меня, а если просто любопытный человек, то вполне хватит визуализации данного места.

Важно знать: подобающая форма одежды, рекомендуемое время для осмотра не менее 2 часов.

В 16:00 мы выехали в следующий город Айхол. Сурия любезно купил нам обед: виноград, яблоки, конфеты и бутыль воды, чтобы помыть фруктовый сыроедческий обед. Наши дамы были очарованы вниманием и предусмотрительностью водителя, а тот, похоже, только и рад стараться.

В 16:30, преодолев 10 километров пути, мы оказались в Айхолл. Ещё называют Ойхолле, в детстве читал сказки про этот город, поэтому вернуться в детство очень хотелось. Предстающий город, в действительности, не имеет ничего схожего в сравнении с тем, который рисует твоё воображение. Город малокомфортный для пребывания белого человека. В Индийской глубинке, можно сказать, пребывание русского человека — рискованное и опасное мероприятие. Как сказал, наш водитель Сурия, например, в Ахмадабаде, могут убить только за то, что ты белый. Опытные путешественники могут начать спорить, что ничего страшного и опасного нет в самостоятельном путешествии по Индии. Опасность есть всегда. Индия не та страна, где тебе рады.

Поэтому мы решили посетить храм Дурги и направиться в город Биджапур, так как время уже поджимало, а водитель наш заметно подустал.

Храм-крепость Дурга — это один из 70 храмов в знаменитом местечке Айхоле. Это место — школа храмового зодчества эпохи Чалукьев.

Дурга темпл — безусловный мега-хит Айхоле. Построенный между 7 и 8 веком, он неплохо сохранился, хотя некоторые прекрасные лики богов жестоко изуродованы. Привлекает внимание необычная овальная форма храма, и его искусные барельефы. Кроме барельефов в Айхоле меня восхитили разнообразные виды решеток на окнах и богато украшенные колонны.

Есть еще один знаменитый храм в Айхоле — Лад Кхан. Возможно — это один из самых древних индуистcких храмов Айхоле. Храм посвящен Шиве, но вот такая странная история…назван он именем мусульманина — Лад Кхана, которой в нем жил…ничего не понимаю! Какой-то завоеватель поселился в древнем храме, и храм до сих пор носит его имя… Ну да ладно, сошлёмся на мою безграмотность в этом вопросе.

В 18:00 мы выехали в Биджапур. Все спали по дороге, кроме водителя. В пути около 2,5 часов.

В самом Биджапуре остановились в отеле, где селят туристов с экскурсиями или арендованным водителем, видимо, договоренность одна. Отель Shashinag Residency Hotel отличный вариант размещения. После раздолбанных двушек и трешек в Гоа, этот отель казался божественным спасением. Отличные номера, в соответствии со стандартами 3* отелей, недорогой и безумно вкусный ужин, русские туристы, бассейн и цена 22 USD за двухместный номер. Сурию также разместили.

Вечер закончили под звон стопок, наполненных олд монком и горьким московским шоколадом. Увлекаться не стали, вставать в 4 утра.

в Карнатаке

KostantinPavlov
15 ноября 2015 г. 13:16
бронзовый треугольник Карнатаки: Бадами — Паттадакал — Айхолл — Биджапур
интересно. Это, наверное, по аналогии с золотым треугольником Дели-Агра-Джайпур
15 ноября 2015 г. 13:22
Добрый день. Да. Конечно, не сравнить с масштабом золотого, поэтому мы назвали бронзовым)))
15 ноября 2015 г. 13:52
Спасибо, Денис! Сама не увижу, однозначно, поэтому почитать и увидеть особенно интересно.
15 ноября 2015 г. 13:55
Спасибо, Анна!
15 ноября 2015 г. 15:39
Готовлюсь к большому путешествию по Индии - ваш отчет безусловно пригодится
15 ноября 2015 г. 15:45
Интересная, неизведанная страна, таящая свои опасности и сложности
15 ноября 2015 г. 15:49
Как сказал один философ - жизнь без неприятностей - НЕПРИЯТНАЯ ЖИЗНЬ!
15 ноября 2015 г. 15:51
согласен, я тоже люблю пощекотать нервы, непростыми маршрутами
15 ноября 2015 г. 15:58
Я вот тоже не поклонница Индии, но посмотреть-почитать было интересно. Природа и архитектура однозначно очень красивые. И советы дельные.
15 ноября 2015 г. 16:00
Ирина, добрый вечер! Спасибо за отзыв, буду стараться, знакомить с Индией.
15 ноября 2015 г. 18:16
Опасность есть всегда. Индия не та страна, где тебе рады.
Более чем за 15 лет с первогй поездки в Индию ни одного раза не могу с вами согласится! Есть единственная опастность - постоянно быть обманутому - это ДА!
15 ноября 2015 г. 18:23
Здравствуйте. Рад, что Вам так не показалось.
15 ноября 2015 г. 18:26
В Индийской глубинке пребывание русского человека — рискованное и опасное мероприятие.
-звучит зловеще, но русские туристы любознательны. Денис, спасибо за экскурсию, очень интересные места.
15 ноября 2015 г. 18:30
Наталья, добрый вечер. Да именно такие ощущения испытываешь не в туристических городах. Я не говорю про Дели, Джайпур, Варанаси, Агру, Гоа, Мумбаи, но вот оказавшись в одиночку в Бадами, я бы чувствовал себя дискомфортно. Не далеко от храма нам в спины летели резкие фразы от местных.
15 ноября 2015 г. 18:43
den-ekb писал 15 ноября 2015 г. 18:30
нам в спины летели резкие фразы от местных.
-хорошо что вас было четверо.
sany4
15 ноября 2015 г. 20:12
Индия ещё так свежая в памяти... Молодцы, что с Гоа рванули не по избитому маршруту - Хампи, водопады... А с местными - как и везде! Приставания, фото с "белыми обезьянами"... А по отношению к русским - не соглашусь! Везде, когда узнавали, что из России - искреннее дружелюбие!
15 ноября 2015 г. 20:19
Добрый вечер, спасибо, что снова читаете, делитесь впечатлениями, комментируете. Валерий, я писал про отношение к белым, а не только к русским. Также акцентировал внимание на глубинке и городе Ахмадабад (со слов водителя), на территорию которого, врядли вступит нога туриста. Мы все для них богатые гринго, в отличии от большинства из них, можем позволить тратить деньги. За это путешествие у меня были три поездки по Карнатаке и Махараштре. Везде было напряжно. В Гоа, Дели, да все дружелюбны, там туристы не редкость. Во всяком случае, я высказал своё субъективное мнение, сложившееся из поездок по индийским пикулям.

В Гоа, да все тебе рады, пока у тебя есть деньги. И официанты приплясывают при подаче блюд и радушный клич таксиста в мой адрес: "Мистер Арамболь" (не знаю, с чего такой клич получил, видимо, за поездку на одноименный пляж).
sany4
15 ноября 2015 г. 20:50
Насчёт их мнения, что мы богачи - согласен. В Фатехпур Сикри торговец, довольно сносно разговаривающий по-русски и отчаявшись уговорить на покупку очередного слона, сказал - Подари мне тогда тысячу ваших рублей, ведь для вас это не деньги...
15 ноября 2015 г. 21:05
Мне кажется сами тоже виноваты от части. В кафе оставлять на чай по 1000-2000 рупий...
15 ноября 2015 г. 21:04
Безусловно красиво и интересно. Спасибо за подробный рассказ. По Индии я просто читатель.
15 ноября 2015 г. 21:05
Вам спасибо.
15 ноября 2015 г. 22:11
Читать интересно. Совсем не моя страна ,а вот посмотреть и прочитать очень интересно
15 ноября 2015 г. 23:04
Спасибо, буду стараться в дальнейшем
16 ноября 2015 г. 16:19
Сама к Индии я не готова, но читать интересно Буду ждать продолжения!
16 ноября 2015 г. 20:53
Спасибо за уделенное на мой рассказ время. Безусловно, каждое своё! Мне в силу возраста все интересно!
16 ноября 2015 г. 20:57
Мне тоже интересно,но опасаюсь за здоровье мужа. Чем его там кормить,чтоб он выжил не представляю
16 ноября 2015 г. 21:01
В Гоа всё прекрасно. Рыбка гриль (кинг-фишер, обалденный), курочка, буйвол, картошечка, лепешки с сыром, похожи на хаччапури, соки. В общем, всё гуд. Однако, борщи, салаты цезари делает не умеют. Я рискнул купить цезарь с креветками, так поджелудочная чуть не ёкнула. Всё что связано с чистым мясом и грилем делают отменно!
16 ноября 2015 г. 22:05
Он у меня немец и не всё ест. Ещё читала, что столовые приборы лучше дезинфицировать.
21 ноября 2015 г. 19:02
Очень интересно! Я тоже вряд ли это увижу (не могу побороть в себе противоричивые чувства), поэтому с удовольствием буду читать!)
21 ноября 2015 г. 19:51
Добрый вечер! Поделитесь своими чувствами?
22 ноября 2015 г. 11:53
Добрый!) Они очень субъективны, т.к. я в Индии ни разу не был. И мое впечатление от страны формируется по отзывам там побывавших. И отзывы все разные (и это понятно). Но большинство сходятся на оном: нищета, антисанитария ... Я человек по натуре не брезгливый. Но очень впечатлительный! И если даже я получу массу позитива в виде бочки меда, то ложка дегтя обязательно все испортит. Поэтому, если есть хоть малейший намек на эту ложку дегтя, то я пожалуй лучше поостерегусь туда ехать. Представьте: испорченные впечатления после поездки!
22 ноября 2015 г. 17:04
я бы не сказал, что там грязнее, чем в других странах Азии. Антисанитария, да есть, ровно как и везде в Азии, никто не заставляет же кушать там, где грязно
22 ноября 2015 г. 20:51
Дело не в покушать, а в увиденном и въевшемся до мозга костей! До сих пор содрогаюсь от фильма Шокирующая Азия и не могу в себе побороть это чувство. Пока не мое
23 ноября 2015 г. 15:21
Да. Денис, в эту страну хочется попасть только во сне. Наяву уже нереально. У нас в ресторане главный кондитер учился в Индии готовить десерты. Это безумно вкусно, особенно с манго. В этой стране столько много сортов манго - вкус неповторим. Так мне рассказывали. А Вам удалось попробовать настоящее спелое самое великолепное манго????
23 ноября 2015 г. 16:15
Спасибо за отзыв. Самые приторные и очень сладкие манго ел в Бразилии и Вьетнаме.
23 ноября 2015 г. 16:32
Нет, здесь мне показали фото и рынок с манго. Именно Индия. Что из фруктов запомнилось особенное???
23 ноября 2015 г. 16:41
В Индии запомнился виноград! и Гранат.
25 ноября 2015 г. 19:26
Спасибо, Денис за интересный и познавательный рассказ. Я не очень большой поклонник Индии, а вот моя вторая половинка -фанатка. В этом году она подготовила подробней ший маршрут по Южной Индии с посещением их местных неизвестсных дыр. Писала и знаменитым операторам и не очень. Никто не откликается, слишком закручено. На следующий год будем пытаться повторять попытку, но начинать надо раньше. Жду продолжения, ну его Бали? Не так ли?
25 ноября 2015 г. 20:18
Добрый вечер! Рад снова Вас видеть на своей странице. Я может не совсем правильно понял, Бали прекрасен! Вообще Индонезия классная страна. Что касается Индии, там очень много неизведанных и интересных троп!
25 ноября 2015 г. 22:40
Денис!
Бали может и прекрасен, в чем меня тяжело убедить, но мне хотелось бы поскорей встретиться с вами в Индии. Ведь было же , признайтесь, многозначное начало часть1 так сказать. Но я и не терялся, отбывал в края не столь далекие. Грешен, люблю постранствовать.
25 ноября 2015 г. 22:50
Безусловно, каждому своё, навязывать свои мнения не буду. По поводу, Индии, буду стараться писать, но пока работа сжирает все вдохновение на это увлекательное занятие.
2 декабря 2015 г. 13:12
Отличная идея для нового путешествия!
Классное путешествие! Интересно почитать и посмотреть!
Спасибо
Индия она прекрасна. Но отчеты чисто про храмы, без местного колорита - скучны :)
Больше лютого трэша! Больше свиней, лежащих в лужах! Больше коров, жующих полиэтилен с горящих помоек! Больше бомжей, лежащих поперек тротуара, как дрова :)
Каждому своё, все индивидуально
Индия - это Бангладеш с ракетами :)
Lilija_Krjazheva
Мне Индия нравится, но пока я ограничиваюсь только поездками на Гоа... а дальше - побаиваюсь Слишком экстремально!
den-ekb
И я вас прекрасно понимаю!