KonstantinPavlov
Константин Павлов — был сегодня 11:30
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

По Бурятии и Монголии. О Чингис-хане, человеке и памятнике

14 ноября 2015 г. 20:00 Улан-Батор — Монголия Сентябрь 2015
74 38

О главном символе монгольского государства — огромной статуе, сидящего на коне Чингис-хана и об особом научном взгляде на наследие Великой Монгольской империи

Монголию охватила чингисханомания. Чингис-хан — это самый популярный в стране бренд, которым называют все, что угодно: улицы, площади, гостиницы, университет… пиво, конфеты…

11

На лайнере монгольской авиакомпании с гордой надписью на борту Chinggis Khaan, Вы прилетаете в международный Chinggis Khaan Airport, оттуда на такси по улице Чингис-хана, мимо площади Чингис-хана, прямо в гостиницу «Chinggis Khaan». Устав с дороги, можете расслабиться бокальчиком Chinggis Beer, расплатившись банкнотой в 20 000 тугриков с запечатленным на ней обликом великого полководца. А может стопочку водочки, ах вы желаете «Finlandia», да нет, дорогие друзья, только Chinggis Khaan.

3

Монголы боготворят этого человека.
Предлагаю сейчас прерваться и посетить величественную сорокаметровую статую сидящего на коне Чингис-хана, а после этого я поделюсь взглядом некоторых ученых востоковедов (монгольских и не только) о роли этой выдающейся личности в истории Монголии и всего мира. Итак, выезжаем из Улан-Батора и едем на восток, километров 50. Если вы приехали в столицу Монголии, то не посетить этот монумент также непростительно, как будучи в Париже, не отметиться около пресловутой башни.

10
10

Ведь эту статую в Монголии считают главным символом государства. К тому же это самая высокая конная статуя в мире. Ее высота больше 40 метров, при этом, статуя размещена на вершине комплекса, посвященного Чингис-хану, возвышающегося над землей еще на 10 метров. И все это находится на холме! Покрыт монумент 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали. Величественное зрелище!

9


На фасаде комплекса 36 колонн, именно столько ханов возглавляло Монголию после Чингис-хана. Внутри постамента разместили исторический музей, посвященный монгольским ханам, художественную галерею, сувенирные лавки, несколько ресторанов и даже, почему то, бильярдный зал.

2
4

Конная статуя внутри полая и состоит из двух этажей, в ней установлен даже лифт, для подъема на смотровую площадку. В момент нашего посещения комплекса отключили свет, соответственно лифт не работал, и нам пришлось подниматься на смотровую площадку пешком в кромешной темноте, освещая себе путь телефонными фонариками. Но это стоило того, потому что со смотровой площадки, расположенной в голове лошади, с высоты 30 метров, открывались шикарные виды на горы и равнины и бесконечные монгольские степи.

12
1

Кстати, я же не сказал, почему этот монумент разместили именно здесь. Есть легенда, что именно в этих местах берет начало история Монгольской империи в целом. В 1177 г. юный Темуужин, в будущем взявший имя Чингис-хан, обнаружил на вершине холма золотой кнут, который символизировал удачу. Для Темуужина эта находка стала знамением того, что боги благоволят ему в осуществлении мечты об объединении рассеянных вокруг кочевых племен монголов. Он выполнил задуманное: его силами образовалась Великая Монгольская империя. Произошло это в 1206 году.

Вот такой монумент. Он был открыт в 2008 году, после трехлетнего строительства. И я слышал, что есть планы разместить вокруг статут тематический парк. И название ему уже придумали — «Золотой кнут». Там будут представлены лагерь воинов, лагерь ремесленников, стойбище скотоводов и, конечно, юрта хана. Ну что, планы замечательные. Творите, приедем, посмотрим.

А теперь, как и обещал, особый взгляд на империю Чингис-хана. Он, конечно, популярен в Монголии, но его придерживаются многие ученые востоковеды и монголоведы из разных стран. Сразу скажу, он не совсем такой, что знаком нам.

Как удалось малочисленному монгольскому народу, насчитывавшему к началу 13 века меньше миллиона человек, завоевать многие тысячи территорий и свыше 120 миллионов человек? Завоевать, удержать, и научится управлять этими огромными ресурсами. Очевидно, что такое государство не может держаться только на военной силе, на политике принуждения. Управлять таким огромным государством только на насилии было невозможно. Многие ученые считают, что народы Евразии исторически стремились к созданию единого пространства. А монголы выступили неким цементирующим фактором в новом государственном образовании под названием Великая Монгольская империя. Им удалось заинтересовать население покоренных стран, организовать государство, которое держалось не на страхе, а на защищенности жизни личности и семьи для подавляющего большинства общества, что и дало ему поддержку множества людей.

В основе построенной системы лежали толерантные надконфессиональные и наднациональные принципы. То есть уважались все верования, ни навязывалась, ни одна религия в качестве государственной. Все жители империи, независимо от национальности, подчинялись имперскому законодательству и имели одинаковые возможности для карьеры, и для государственной службы и службы в армии. Основным законом Монгольской империи являлась «Великая Яса», принятая в 1206 году, но учитывались и различия регионов. Так, в силе оставались нормы Шариата, правила Конфуция и т. д. Налоговое законодательство также устраивало всех жителей империи. Все независимо от национальности и вероисповедания, социального положения обязаны были платить налоги. Для существования Монгольской империи были экономические предпосылки. Народы нуждались в обмене продуктами своего труда друг с другом. Но этот процесс осложнялся наличием множества мелких государств, со своими границами и таможнями. Также торговле мешали бесконечные войны между этими государствами, разбойники на торговых путях. Империя уничтожила внутренние границы, и обеспечило безопасность на дорогах. Все это стимулировало развитие внутреннего рынка и увеличивало товарооборот и укрепляло новое государственное образование. Вот вам и первый опыт экономической региональной интеграции, за сотни лет до Евросоюза. Исторический опыт системы управления и государственности Монгольской империи, ее культурная и экономическая политика позволяют говорить о Монгольской империи, как о модели евразийской политической и экономической интеграции. Согласитесь, такая картина совсем не соответствует нашим представлениям о татаро-монгольском иге.

О прогулке в национальный парк Тэрэлж (только для ленивых туристов)

Про ленивых туристов, конечно, шутка, но со смыслом. Национальный парк Тэрэлж наша команда посетила в последний день пребывания в Монголии. А до этого была достаточно сложная десятидневная экспедиция по бескрайнему монгольскому бездорожью. Это была экспедиция, скажу я, как скромный человек, достойная показа на канале «Travel & Adventure» или репортажа в «National Geographic». Ну, правда, достойная получилась экспедиция!

3

А тут, рафинированная прогулка по асфальтированной дороге в национальный парк, что всего в 60 километрах от столицы.

2
6

Кстати, этот парк совсем рядом от конной статуи Чингис-хана и поэтому ознакомительную поездку в парк планируют вместе с посещение вышеуказанного монумента. Что, собственно говоря, сделали и мы.
Если путешествуя по Монголии, мы практически не встречали иностранных туристов (только в кемпинге недалеко от Хархорина), то в Тэрэлже — классика жанра. Туристические автобусы с китайскими туристами или европейскими пенсионерами также как и в других местах массового организованного туризма по всему миру. Также национальный парк любимое место отдыха жителей монгольской столицы, час езды и наслаждайся чистым воздухом и неповторимыми степными пейзажами.

4
3

Можно приехать на один день. А можно и на несколько. Для этого организована соответствующая инфраструктура. К услугам туристам многочисленные гэр-кемпы (гер — это монгольская юрта). Видите там под скалой, такой гер-кемп.

7

Национальный парк Тэрэлж продолжение Хэнгейского хребта. Известность ему принесли разбросанные по парку скалы с причудливыми формами. Самая известная скала Мэлхий-хал в виде гигантской черепахи.

16

Это символ Тэрэлжа.

Но, в принципе отдохнуть в национальном парке Тэрэлж можно достойно. Тишина, спокойствие. Пешие (конные, верблюжьи) прогулки на свежем воздухе, вдали от города и цивилизации. Не всем же охота забираться в дикую глушь!

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

Комментарии

Arkhip251166
+1
15 ноября 2015 г. 15:43
Человек неодназначный - с одной стороны кровавый убийца - садист, который уничтожил целые народы- средння Азия 800 лет не могла в себя прийти от его нашествия- с другой справедливый правитель - заплати 10 процентов и живи спокойно( в России сейчас платят 13 процентов государству.Но для меня лично это сволочь - которая вырезала детей и женщин ничем не лучше гестаповцев которые сжигали наших детей-
KonstantinPavlov
+1
15 ноября 2015 г. 15:54
Я специально привел только один подход к наследию Монгольской империи, который в нашей стране не очень принят. Про татаро-монгольское иго мы все со школы знаем. Завоевывали земли монголы, конечно, войной, в которой погибло около 40 млн. человек, а из них китайцев почти 30 млн.
Arkhip251166
+1
15 ноября 2015 г. 16:01
И скорее всего в самом войске Чингис-хана было 90 процентов китайцев- ну не набрали бы они столько монголов в своих безлюдных степях- поэтому правильнее было бы назвать это китайским нашествием( ведь перед тем как напасть на Среднюю Азию он 15 лет воевал в Северном Китае
Хотя как я уже сказал все не однозначно- без валенок (изобретение монголов)и их боевого крика Ура! мы может не победили бы во Второй Мировой
KonstantinPavlov
15 ноября 2015 г. 17:33
Arkhip251166 писал 15 ноября 2015 г. 16:01
без валенок (изобретение монголов)и их боевого крика Ура! мы может не победили бы во Второй Мировой
еще один плюс монгольского нашествия
tinka61
+1
15 ноября 2015 г. 16:00
Монумент Чингисхана очень мощно смотрится. А пейзажи парка напомнили мне Боливийское высокогорье. Прям очень!
KonstantinPavlov
+1
15 ноября 2015 г. 17:36
Монумент Чингисхана очень мощно смотрится.
здесь монголы вперели всех, самая высокая конная статуя в мире и нержавейки сотни тонн
А пейзажи парка напомнили мне Боливийское высокогорье.
увы, не был. Может повезет, увижу, вспомню родную Монголию
spatefillum
+4
15 ноября 2015 г. 18:18
Учитывая то, как пишется история, сегодня можно сказать только одно: мы знаем, что мы ничего не знаем. Я вот читала Бушкова, он утверждает, что в междуусобных войнах славян погибло людей больше, чем от монголо-татарского нашествия, а все мы есть никто иные, как потомки монголов )) Но так или иначе, статуя Чингизхана впечатляет!
KonstantinPavlov
15 ноября 2015 г. 19:10
он утверждает, что в междуусобных войнах славян погибло людей больше, чем от монголо-татарского нашествия
к сожалению, это, наверное, так и есть
все мы есть никто иные, как потомки монголов
есть такая версия, но мне кажется, что я не монгол
spatefillum
+1
15 ноября 2015 г. 19:11
pavlov_kn писал 15 ноября 2015 г. 19:10
но мне кажется, что я не монгол
KonstantinPavlov
+1
15 ноября 2015 г. 19:16
NataliaC
+1
15 ноября 2015 г. 18:42
Монголию охватила чингисханомания.
-да уж, будто зомбированы! Но размеры статуи потрясают-такая громадина!!
Им удалось заинтересовать население покоренных стран, организовать государство, которое держалось не на страхе, а на защищенности жизни личности и семьи
-
свыше 120 миллионов человек
-каким образом удалось, такое количество покоренных??!!
KonstantinPavlov
+1
15 ноября 2015 г. 19:15
будто зомбированы!
просто особо больше гордится нечем, а этого монгола знает весь мир
такое количество покоренных?
покорили и управляли (причем эффективно) долгие годы. И это феномен!
Dimitry
+2
15 ноября 2015 г. 18:45
А вот пароход именем Чингиз Хана монголы не смогут назвать никогда. Если только все же не доберутся до последнего моря...
KonstantinPavlov
+1
15 ноября 2015 г. 19:01
Dimitry писал 15 ноября 2015 г. 18:45
А вот пароход именем Чингиз Хана монголы не смогут назвать никогда.
это да, выхода к морю у них нет
Если только все же не доберутся до последнего моря...
и не будет, ибо Чингис-ханы тоже кончились
Dimitry
+1
15 ноября 2015 г. 20:00
Главное, чтобы потом внезапно Батый не завелся.
KonstantinPavlov
15 ноября 2015 г. 20:38
Ну да, всякое бывает. Темуужин превратился же в свое время в Чингис-хана
Margaritka
+1
15 ноября 2015 г. 20:28
мы ближайшей то истории не знаем... точнее нам её уже столько раз переписали, что найти там крупицу истины невозможно! А уж что говорить про те далекие времена? Великие личности в истории всегда смотрятся очень неоднозначно, хотя народная мудрость говорит, что всё большое видно только на рсстоянии! Во всяком случае касательно памятника это утверждение справедливо! Виды сверху классные!
KonstantinPavlov
15 ноября 2015 г. 20:52
Спасибо!
Margaritka писала 15 ноября 2015 г. 20:28
точнее нам её уже столько раз переписали, что найти там крупицу истины невозможно!
да, мы то знаем, что история наука очень субъективная
Margaritka писала 15 ноября 2015 г. 20:28
Великие личности в истории всегда смотрятся очень неоднозначно,
на то они и великие
всё большое видно только на рсстоянии! Во всяком случае касательно памятника это утверждение справедливо!
bolshoy888
+1
15 ноября 2015 г. 23:03
Помню в юности читал трилогию-Чингиз-Хан,Батый,К последнему морю...Запомнилась только жестокость монголов.Хотя это конечно художественное произведение.А сейчас монголы дружелюбны?Или ...какие они?
KonstantinPavlov
16 ноября 2015 г. 10:21
bolshoy888 писал 15 ноября 2015 г. 23:03
Помню в юности читал трилогию-Чингиз-Хан,Батый,К последнему морю
ну да три романа Василия Яна, тоже читал в детстве
bolshoy888 писал 15 ноября 2015 г. 23:03
Запомнилась только жестокость монголов
наверное, все так и было, они же были воины-завоеватели.
А сейчас монголы дружелюбны?Или ...какие они?
дружелюбными их не назовешь, жесткий, кочевой народ. Суровые климатические условия не могли не сказаться на их характере, ярко выраженные индивидуалисты и эгоисты. Если коротко, такими они мне показались
sovikont
+1
15 ноября 2015 г. 23:17
Очень неодназначная личность...числа отнес много. .Сколько разного,как и в любой истории.Интересный рассказ ,Костя. Спасибо
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 10:23
Спасибо София!
Очень неодназначная личность
как и любая личность пассионарий, человек, который своими делами меняет жизнь других людей всегда воспринимается неоднозначно
sovikont
+1
16 ноября 2015 г. 10:47
Anna_08
+1
15 ноября 2015 г. 23:26
Памятник точно, впечатлил! только ради него стоит поехать в Монголию Интересно бы посмотреть процесс строительства.
KonstantinPavlov
16 ноября 2015 г. 10:26
Если окажетесь в Улан-Баторе, то туда точно попадете, must see №1. А построили относительно быстро, за три года, денег, наверное, не жалели
evgeniaczech
+1
16 ноября 2015 г. 1:11
Ну заслужил Чингис-хан такой памятник, ничего не скажешь, как не относиться к истории. Что китайцы там же были, не знала, удивил, Костя! А природа манит...
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 10:34
Ну заслужил Чингис-хан такой памятник
заслужил это точно, самый великий монгол, второго такого не будет

китайцы там же были,
приехали два полных автобуса, поели из своих боксов и на осмотр памятника. Уж не знаю, что им гиды говорили, но погибло китайцев во время похода Чингис-хана 29 млн. чел. Правда потом уже Монголия была под китайцами. Сложная история
Leolik
+1
16 ноября 2015 г. 6:43
даже, почему то, бильярдный зал.

Может любил хан шары погонять! И является родоночальником этой игры!
Каменючный парк тоже очень интересный. Но статуй затмевает все!
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 10:38
Может любил хан шары погонять!
интересная версия, свой вклад в монголоведение.
Каменючный парк тоже очень интересный. Но статуй затмевает все!
но, все для туристов Большинство гостей бывают только тут и них складывается не совсем верное представление о стране. А мы поездили, так поездили
Leolik
+1
16 ноября 2015 г. 17:07
pavlov_kn писал 16 ноября 2015 г. 10:38
А мы поездили, так поездили

Тогда у нас все ещё впереди!
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 17:22
Butyrskii
+1
16 ноября 2015 г. 10:16
Я тут все жалуюсь, что памятники Ленину убрать не могут, а у монголов 40 метровый поставили монумент. Да пусть Ильич 4-х метровый стоит повсюду
Очень красивое зрелище, конечно, но мне кажется, что нержавейка не очень благородно смотрится
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 10:40
Я тут все жалуюсь, что памятники Ленину убрать не могут
меня это тоже бесит, эпоха давно ушла, вклад Ленина в нашу историю сомнителен, но везде стоят его монументы. А Чингис-хан в Монголии совсем другое дело, им гордятся все и даже боготворят
Butyrskii
+1
16 ноября 2015 г. 11:10
Он это самое яркое, что было в истории Монголии. Понять их можно
Nomad
+1
16 ноября 2015 г. 11:52
Ну да, новую-то историю излагает каждый по своему, а уж древнюю... Характерно то, что вся эта чингизомания возникала только после обретения страной независимости от нас, после развала... А до того момента, вторая в мире социалистическая страна придерживалась общепринятой истории... чудно это все... )))
Но, присоединюсь к вышесказанному - памятник впечатляет...
KonstantinPavlov
16 ноября 2015 г. 12:10
Nomad писал 16 ноября 2015 г. 11:52
вся эта чингизомания возникала только после обретения страной независимости от нас, после развала..
именно так. Ну это и понятно, в эпоху коммунистической идеологии были другие символы -Ленин, Сухэ-Батор, Чойболсан. Когда это ушло, в "демократической" Монголии потребовались новые кумиры, вот и вспонили Чингиз-хана, а кого еще
Nomad
+1
16 ноября 2015 г. 12:45
вот-вот, больше-то и некого....
catys
+1
16 ноября 2015 г. 14:11
Как говорится в старой присказке: "Если кто и был в роду, так и тот татарин"... Почему-то мне охотно верится в эту концепцию. В конце концов, это же ровно те же принципы, благодаря которым создавалась и держалась Римская империя.
Покрыт монумент 250 тоннами сверкающей нержавеющей стали. Величественное зрелище!
а вот если бы он был покрыт золотом....

Хотя и так зрелище впечатляющее, что уж говорить )
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 14:22
catys писала 16 ноября 2015 г. 14:11
В конце концов, это же ровно те же принципы, благодаря которым создавалась и держалась Римская империя.
а еще, во всяких статейках ученых монголоведов поднимается вопрос о том, что Российская империя пришла на смену Монольской и переняла во многом ее принципы построения
catys писала 16 ноября 2015 г. 14:11
"Если кто и был в роду, так и тот татарин"
есть такое, может это и к лучшему, говорят хорошо, когда кровь смешивается
а вот если бы он был покрыт золотом
ого монголы, конечно. любят своего Чингис-хана, но не настолько
catys
+1
16 ноября 2015 г. 19:39
pavlov_kn писал 16 ноября 2015 г. 14:22
а еще, во всяких статейках ученых монголоведов поднимается вопрос о том, что Российская империя пришла на смену Монольской и переняла во многом ее принципы построения
тоже вполне имеет место быть... В конце концов, у кого же еще учиться, как ни у ближайших соседей? Тем более что восточные принципы построения монархий нам всегда были ближе...
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 21:39
Точно, только, что прочитал еще одну статейку про близость и взаимовлияние русских и монголов. Общих черт гораздо больше, чем у русских и западноевропейцев. Полтора века татаро-монгольского ига просто так не прошло
catys
+1
16 ноября 2015 г. 21:42
Да и не только в иге дело... все мы вышли из азиатских степей )
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 2015 г. 9:48
catys писала 16 ноября 2015 г. 21:42
все мы вышли из азиатских степей
да? я уже почти смирился, что я монгол в каком-то поколении
catys
+1
17 ноября 2015 г. 14:21
pavlov_kn писал 17 ноября 2015 г. 9:48
я уже почти смирился, что я монгол в каком-то поколении
нууу, наверное не стоит так кардинально... Но чистота "русской" нации да, вещь весьма сомнительная ))
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 2015 г. 14:33
catys писала 17 ноября 2015 г. 14:21
чистота "русской" нации да, вещь весьма сомнительная
смирился
avebest
+1
16 ноября 2015 г. 14:33
Вот ведь вас занесло....
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 14:47
сам до сих пор в шоке
sonnenschein
+1
16 ноября 2015 г. 16:06
Монумент такой громадный, странно смотрится на постаменте. Любят люди перекраивать историю на новый лад. У монголов своя история, у русских своя.
KonstantinPavlov
+1
16 ноября 2015 г. 16:13
sonnenschein писала 16 ноября 2015 г. 16:06
Монумент такой громадный
так и было задумано, чтобы показать величие этой личности
У монголов своя история, у русских своя.
наверное, так и есть
Chedty
+1
17 ноября 2015 г. 2:50
Спасибо, очень интересно. Понятно, что теория в стиле "Иго" ни в какие ворота не лезет, уж очень охотно князья в очереди за ярлыком стояли и друг друга резали. В Монголии похоже предлагается другая крайность. Где истина? Наверно объективной мы ни когда не узнаем, а субъективная будет динамичной, меняющейся после прочтения каждого нового исследования.
KonstantinPavlov
+1
17 ноября 2015 г. 10:01
Спасибо!
Chedty писал 17 ноября 2015 г. 2:50
теория в стиле "Иго" ни в какие ворота не лезет, уж очень охотно князья в очереди за ярлыком стояли и друг друга резали.
да, кстати.
В любом случае, Монгольская империя, уникальное явление, по масштабам, по влиянию на другие народы. Возникла из ниоткуда и ушла в никуда
borisnov
+1
17 ноября 2015 г. 12:45
Монголы боготворят этого человека.
Это точно, у нас в группе учился монгол, знаем А когда ещё появилась диско-группа Чингиз-хан, они вообще на дискотеку чуть ли не на конях врывались Спасибо, интереснейший рассказ
KonstantinPavlov
17 ноября 2015 г. 13:14
borisnov писал 17 ноября 2015 г. 12:45
когда ещё появилась диско-группа Чингиз-хан, они вообще на дискотеку чуть ли не на конях врывались
хорошо помню тот год, группа эта настоящий фурор произвела
happiness
+1
17 ноября 2015 г. 13:46
Спасибо за интересный рассказ! Очень впечатлил монумент-грандиозно! Ну и повезло же вам пешком на смотровуюплощадку подниматься!
KonstantinPavlov
17 ноября 2015 г. 14:32
Спасибо! Да монумент грандиозный, постарались монголы. А про подъем смешно получилось, там не высоко, но узкий коридор и абсолютно темно. И туда забилась толпа европейских пенсионеров, которые охали и ахали.
Chiffa7
+1
19 ноября 2015 г. 16:34
Монумент такой, что немедленно хочется на смотровую площадку забраться.:)
И парк красивый. Судя по фото, парк настолько большой, что организованные туристы там не ощущаются?
KonstantinPavlov
+1
19 ноября 2015 г. 16:52
Chiffa7 писал 19 ноября 2015 г. 16:34
немедленно хочется на смотровую площадку забраться
ну это обязательная часть программы
организованные туристы там не ощущаются?
вообще в Монголии их немного, но около памятника, как на Красной площади. Правда потерялись фоне бескрайних монгольских степей
Shefer
+1
20 ноября 2015 г. 22:53
Говорят, история каждому народу дает шанс. В случае с Монголией-это Чингис Хан. А уж как народ воспользуется этим шансом-другая история.
KonstantinPavlov
20 ноября 2015 г. 23:42
Это точно. Шанс был козырный, такого больше не будет. Возникла Монгольская империя из ниоткуда и через полтора века ушла в никуда
Olegka
+1
21 ноября 2015 г. 17:58
Очень позновательно! Действительно иной взгляд на привычную нам историю. Это и понятно - мы ж по разные стороны баррикад были)
KonstantinPavlov
+1
21 ноября 2015 г. 18:52
Ну да, тогда по разные стороны баррикад, у каждого своя правда
PVV
+1
PVV
24 ноября 2015 г. 4:12
Два года собираюсь поехать в Монголию и не получается.Может на третий год попаду.Памятник своими размерами впечатляет.Мощь.Чингис-хан был действительно исторической великой личностью.Кстати,первую перепись населения на Руси провели монголы.Чтобы подушный налог получать....Это была еще та цивилизация.
KonstantinPavlov
+1
24 ноября 2015 г. 9:56
PVV писал 24 ноября 2015 г. 4:12
Два года собираюсь поехать в Монголию и не получается
надо было с нами. Сейчас я понимаю, что хорошая получилась поездка, оптимальная с точки зрения цены и качества.
Одно из открытий из этой поездки, как раз новый взгляд на Монгольскую империю, что это не просто набег варваров кочевников, а именно
PVV писал 24 ноября 2015 г. 4:12
Это была еще та цивилизация.
PVV
+1
PVV
24 ноября 2015 г. 13:47
pavlov_kn писал 24 ноября 2015 г. 9:56
надо было с нами
Я в эти сроки в Китае был.Тоже долго собирался.
KonstantinPavlov
+1
24 ноября 2015 г. 15:16
да, помню. А теперь я в Китай собираться буду, надеюсь не долго
violik
+1
26 декабря 2015 г. 11:41
Потрясающая Черепаха
KonstantinPavlov
26 декабря 2015 г. 12:10
violik писал 26 декабря 2015 г. 11:41
Потрясающая Черепаха
мастер потрясающий - Природа!
violik
+1
26 декабря 2015 г. 12:25
Да уж.... Чего только не бывает. То - верблюд, то - лошадка, теперь вот - черепаха. Причём, вообще..... Тут даже не нужно иметь фантазии - всё "натурально"
violik
+1
26 декабря 2015 г. 12:29
Мне нравится, когда что-то кого-то напоминает. Вот этого "стегозавра" я снял в Португалии. И всё же он не такой "натуральный", как эта черепаха
KonstantinPavlov
26 декабря 2015 г. 17:06
Ну да, что-то есть, похожее на крупное животное, выходящее из воды
violik
+1
26 декабря 2015 г. 12:37
А вот что это за "зверь" такой, даже непонятно. То ли птичка с клювиком, смотрящая вперёд. То ли неведомая черепашка, повернувшая голову назад.
Это в Греции. Метеоры
KonstantinPavlov
26 декабря 2015 г. 17:07
violik писал 26 декабря 2015 г. 12:37
То ли птичка с клювиком, смотрящая вперёд. То ли неведомая черепашка, повернувшая голову назад.
тут уж. что фантазия подскажет
violik
+1
26 декабря 2015 г. 17:45
Константин. Вы уж простите меня, что отвлёкся на эту черепаху, ничего не сказав при этом про сам рассказ. Конечно же, рассказ интересный и содержательный. И фотографии качественные.
Кстати, вот о чём жалею.... Жалею, что нет у меня ни одной фотографии моей командировки в Туву (на самую границу с Монголией). Эрзинский район. Впрочем, какие уж там фотографии. Дело было во время срочной службы в ряда ВС в 83-м году. Интересная местность. И вроде бы похожа на ту, что увидел в Вашем рассказе, и при этом - несколько другая....
KonstantinPavlov
26 декабря 2015 г. 22:27
Спасибо! В Туве не был, да и вообще, впервые оказался в Забайкалье. Но за 20 дней в Бурятии и Монголии посмотрел много, основательно погрузился в монгольский мир.
Дело было во время срочной службы в ряда ВС в 83-м году.
да, давно это было. Я то время тоже отдавал свой долг Родине, в группе советский войск в Германии
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.