Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — сейчас на сайте

Республика Сербская — Босния и Герцеговина Октябрь 2015

Как-то один человек, влюблённый в Балканы, сказал: «На Балканы только первый раз можно попасть случайно, каждый следующий приезд будет целенаправленным». Для меня всегда — вымечтанным и долгожданным. Побывав однажды в гостеприимных балканских странах, я буду возвращаться сюда вновь и вновь. На этот раз — Республика Сербская, страна, где нас любят. Встречайте.

Итак, друзья, Туристер.ру в моем лице вернулся из ознакомительного промо-тура по Республике Сербской, куда нас пригласило Представительство Республики Сербской в РФ при поддержке агентства по туризму РС. Эти семь дней мы провели среди прекрасных гостеприимных людей на фоне потрясающей природы, нас возили, водили, показывали и рассказывали, а также кормили и поили. И я вам всё это покажу и расскажу, жаль, тут нельзя дать попробовать. И вы тоже захотите в Республику Сербскую.

Там, где нас любят

Республика Сербская — автономия, расположенная на территории Боснии и Герцеговины, граничащая как с их федерацией, так и с Сербией. Очертания республики напоминают скорее какую-то цепь коралловых островов в океане, будто полоска суши огибает лагуну. Кое-где территория РС сжимается до узкого коридора шириной в несколько км. Это — результат Дейтонских соглашений 1995 года, как и то, что столица РС была перенесена в Баню-Луку из Пале, сербской части Сараево.

Там, где нас любят

Виз для россиян нет, валюта — конвертируемая марка (КМ) Перелет, если будет выбор, лучше брать авиакомпанией AirSerbia (цена и время вылета совпадают с рейсами «Аэрофлота», однако же сервис на порядок выше, порадовали несказанно). Языкового барьера практически нет, цены — более чем приемлемые и на проживание в отелях, и на питание.

Там, где нас любят

Тур начался в Бане-Луке, и в ней же и окончился, — можно сказать, что мы сделали круг по территории РС, захватив также часть федерации Боснии и Герцеговины.
Баня-Лука (Купальни св. Луки) — столица РС, расположенная по обоим берегам реки Врбас в месте впадения в нее Врбани, большой современный город, достаточно удаленный от границ государства, в отличие от того же Пале, и не пострадавший в период боснийской войны 1992–1995 года.

Там, где нас любят

Местом старта тура стал курорт Лакташи, находящийся в 20 км к северу от Баня-Луки. Здесь мы впервые поразились местному гостеприимству и особенному, тёплому отношению к нам, русским. И, честно сказать, не уставали поражаться этому до конца поездки.

Термальные источники — богатство и предмет гордости РС, всего на территории страны их девять, но Лакташи, Баня Вручица и Баня Кулаши в РС, наверное, являются самым ярким их примером. Конечно же, мы искупались в термальных источниках, а дело, напомню, было 27 сентября, в Международный день туризма, поэтому там же, в бассейне родился девиз и план на будущее: «Каждый год 27 сентября мы с друзьями идём в баню…в Баню-Луку» :) Решили постараться и претворить его в жизнь.

Там, где нас любят

Природа РС впечатляет. Только национальный парк Сутьеска чего стоит: на его территории находится один из четырёх реликтовых лесов Европы — Перучица, а также самая высокая гора в РС — Маглич (2386 м). Сюда бы забраться на пару недель — в поход, в глушь, вдаль от цивилизации.

Там, где нас любят

Рек в РС также много. Две пограничных — Сава и Дрина, а ещё Врбас, Босна, Крупа и т. д. Туристам здесь доступны не только традиционные водные развлечения, вроде прогулок на корабликах или рафтинга, но и такое аутентичное активити, как катание на даяках по реке Врбас.

Там, где нас любят

Фотографы, так же как и мы, наверняка, будут в восторге от старых водяных мельниц на реке Крупа:

Там, где нас любят

Река Дрина — «зелёная слеза», символ РС и один из европейских рекордсменов: её каньон является вторым по глубине в Европе (после каньона реки Тары), его обрамляют скалы высотой 700 — 1000 м. Наши хозяева из ТОРС любезно приняли нас на борту прогулочного кораблика и показали каньон Дрины «изнутри».

Там, где нас любят

На реке Дрина располагается один из самых популярных туристических городов РС — Вышеград с тем самым мостом, воспетым в 1945 году Иво Андричем в романе «Мост на Дрине», получившем Нобелевку по литературе в 1961 году. Мост построил в 1571 году Мехмед Паша Соколович, османский серб, великий Визир Османской империи, и с его строительством связана старинная легенда. Мы видели этот мост из окон нашего отеля — на закате, на рассвете. И это было здОрово.

Там, где нас любят

Отель наш в Вышеграде располагался в месте впадения реки Рзав в Дрину, в Андричграде, который достоин отдельного отчета. Здесь скажу только, что это — город в городе, построенный Эмиром Кустурицей. С отелями, ресторанами, магазинами, учебными центрами и библиотеками. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Эмир Кустурица не только гениальный режиссёр, актёр, музыкант, но и, как выяснилось — градостроитель. Пока я буду писать отчет об Андричграде, просто посмотрите его фильмы «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо», «Завет», «Андеграунд», просто категорически рекомендую.

Там, где нас любят

В РС имеется множество монастырей и храмов. Надо сказать, что вера здесь — не напоказ, не для «а вдруг где-то там зачтется». Она искренняя, от сердца, от души. К тому же, монастыри здесь являются не только религиозными и культурными центрами, но и центрами виноделия, сыроварения и прочих промыслов. Среди тех, которые мы посетили, стоит назвать католическую обитель «Мария Звезда», монастырь Крупа-на-Врбасу с мощами святой Матроны Московской, Тврдош, сохраняющий древние традиции виноделия, и Житомислич со славной историей.

Там, где нас любят

Пара слов о кухне: кухня в РС очень хороша — вкусная, сытная, домашняя и в большей степени мясная. Я бы не сказала, что вегетарианцам там нечем будет питаться, отнюдь (овощи и фрукты присутствуют в ассортименте), но они рискуют пребывать в состоянии перманентной зависти по отношению к мясоедам. И вина…Вина отличные! В чем мы не переставали убеждаться ежедневно;)

Там, где нас любят

Республика Сербская — настоящий рай для любителей этники и национальных культурных обычаев. Столько этносел и стилизованных под старину туристических центров я не видела нигде на Балканах. Так, более других запомнились этносела Пискавица, Котроманичево, Любачке Долине и большой этнокомплекс Станишичи в пригороде Биелины.

Там, где нас любят

Кстати, хозяйка последнего Саня Станишич, узнав, что мы из России, пригласила нас на ДР своей сестры — семейный праздник в кругу друзей и родственников. О том, КАК именно празднуют сербы, говорить можно много, но точно одно — мы с вами давным-давно разучились праздновать так: широко, вкусно, от души, по-доброму. И ещё: вы вообще можете себе представить, чтобы вот так взять и пригласить в узкий круг пятнадцать посторонних людей? И при этом сделать так, чтобы никто не чувствовал себя обделенным вниманием и радушием хозяев? То-то же. Нет, я никогда не устану восхищаться широтой сербской души.

Там, где нас любят

Отдельно хочу упомянуть этносело Пискавица неподалёку от Бани-Луки. Все жители села — члены фольклорного клуба с одноимённым названием Piskavica. Здесь есть и старинные этнодома-музеи, и собственный фольклорный ансамбль, достаточно известный не только в Европе, но и в мире. Нас радушно пригласили на импровизированную Славу — религиозный праздник, который православные сербы отмечают всей семьёй, родом, деревней. Как правило, он приходится на день какого-либо святого, и длится до трёх дней, ибо в один день за одним столом всех гостей принять невозможно.

Там, где нас любят

Так вот, Слава в Пискавице — это красочное действо, ломящийся яствами стол, музыканты с потрясающими голосами и актерскими данными. Ну и традиционно — радушие и гостеприимство. Гостеприимство, которое с большой буквы. Такое, когда кажется, что все эти люди — твои родственники, которых ты искал всю жизнь и вот наконец-то нашел. Такое, когда совершенно невозможно уйти. Да и уходить-то никуда не хочется.

Я точно знаю: если где-то на карте мира и есть место, где нас действительно любят — это Республика Сербская.
Не за наши «туристические» деньги, а за то, что мы — это мы, браћа руси, а «срби и руси браћа заувек».
Это потрясающее ощущение.
Поезжайте туристом, командировочным, гостем — без разницы.
Поезжайте и почувствуйте.

***
Огромная благодарность Представительству Республики Сербской, Туристической организации РС за предоставленную возможность познакомиться с вашей замечательной страной.

Отдельная благодарность нашим сопровождающим Даниеле Земун, Ане Шешум, Александру Праштало, Милану Букара — ребята, у меня теперь есть друзья в Республике Сербской!

И, конечно же, спасибо Туристеру за то, что дал возможность этой поездке случиться.