Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была 15 апреля 23:05

Котор — Черногория Сентябрь 2015

У маленького Котора длинная история. Он не похож ни на один известный мне город и в тоже время напоминает многие. Его трудно фотографировать, он все время ускользает.

В объятиях древнего города

Несмотря на все эти сложности, я попробую о нем рассказать. Начну с того, что Котор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО за уникальное смешение культур. На мой взгляд, именно это и определяет его сущность.

За 20 вековую историю кто только не оставил здесь свой след. Однако самый яркий из них был оставлен венецианцами, которые правили в Которе без малого 400 лет.

В объятиях древнего города

Увидев его впервые с уверенностью можно сказать, что в Которе много итальянского. Его настроение, дворцы, мощеные улочки и бесчисленные кафе — все напоминает об Италии.

В объятиях древнего города

Но это только первое впечатление. Если провести в городе несколько дней и погрузиться в него, то можно рассмотреть и другие черты его многоликой сущности. Увидеть то, что придает Котору индивидуальность и что не укрылось от экспертов ЮНЕСКО.

В объятиях древнего города

В Котор надо вглядеться и к нему надо прислушаться. Его сложную натуру невозможно раскрыть за несколько часов знакомства. Признаюсь честно, что мне и за несколько дней, не удалось понять и почувствовать его до конца. Многое в нем осталось для меня непознанным и неизведанным.

Что видят люди, приехавшие в Котор на короткую экскурсию? Я смогла понять это на собственном опыте.

Так случилось, что оказавшись в Которе, нам не удалось заказать обзорную экскурсию, и мы попросили разрешения у одного из гидов присоединиться к его группе. Часа полтора мы обозревали город вместе с экскурсантами из Болгарии. К слову сказать, экскурсия проводилась на русском языке, и никто из болгар не возмущался по этому поводу.

В объятиях древнего города

За время прогулки по городу мы узнали много интересных историй и увидели основные достопримечательности Котора. Было ли этого достаточно? Нет, конечно! Это был, безусловно, полезный, но очень поверхностный взгляд на город. Этого было явно мало.

На мой взгляд, чтобы почувствовать душу любого города надо заглянуть в его храмы. Мне кажется, что только здесь можно ощутить, то, что словами выразить невозможно и услышать не только свои мысли, но и узнать о поступках и помыслах других, побывавших здесь когда-то людей.

В объятиях древнего города

Церкви Котора рассказали о многом.

Например, маленький храм святого Луки с пристроенным к нему пределом святого Спиридона Тримифунского, поведал нам о веротерпимости и добросердечии Котора.

В объятиях древнего города

Под сводами древней церкви, построенной сербами в 1195 году, мирно сосуществуют два алтаря — католический и православный. Надо сказать, что кроме венецианцев и византийцев Котором почти 200 лет правили сербы.

В период правления венецианцев храм стал католическим, но в 17 веке в городе появилось много православных, укрывшихся здесь от османских завоевателей. Бедным людям надо было где-то совершать свои богослужения, и их принял под свои своды храм святого Луки.

В объятиях древнего города

Предел святого Спиридона Тримифунского рассказал о том, что Котор бережно хранит реликвии. В маленьком пределе находится уникальное изображение Иисуса Христа в царской короне. Здесь же хранятся частицы мощей апостола Луки и святого Евгения.

Было что рассказать нам и Кафедральному собору святого Трифона, построенному в 1166 году, в эпоху византийцев.

В объятиях древнего города

От него мы узнали, что Котору свойственны гордость, прекрасный вкус, предприимчивость и щедрость.

Достаточно было взглянуть на внутреннее убранство собора,

В объятиях древнего города

увидеть, как охраняются мощи святого Трифона и послушать историю о том, как гражданин Котора купил их у венецианского купца и подарил городу.

В объятиях древнего города

Еще один храм, церковь святого Николая, построенная в городе в 1909 году, в период владычества Австро-Венгрии открыла нам глаза на умение Котора быть благодарным и чтить предков.

В объятиях древнего города

Свидетельство тому — украшенное иконами большое и светлое пространство церкви.

О потаенных уголках души Котора нам сказала несколько слов, укрытая в жилом доме церковь святого Петра Цетинского. Мимо нее можно легко пройти, если не обратить внимания на приютившуюся на крыше маленькую колокольню.

В объятиях древнего города

Церковь настолько мала, что больше напоминает часовню. У нее есть секрет, в отличие от других церквей Котора этот маленький храм принадлежит неканонической Черногорской Православной Церкви.

Дополнить портрет Котора может церковь святой Марии от реки, построенная венецианцами в XIII веке.

В объятиях древнего города

Она хранит память о святой Осанне Которской. На дверях церкви изображены сцены из ее жизни,

а под сводами хранятся ее мощи.

В объятиях древнего города

Город помнит своих святых и своих героев.

Но можно ли составить мнение о городе, ограничившись обзорной экскурсией и заглянув в его церкви?

Мне кажется, что для такого города как Котор этого будет недостаточно. Руководствуясь этим мнением, мы решили исследовать его улицы, посмотреть на его ворота и подняться на его стены.

В объятиях древнего города

С парадными воротами города мы были уже знакомы, через них мы входили в Котор и от них мы начинали свой первый поход.

Эти ворота смотрят на Которский залив и приглашают гостей войти в город. Пройдя через них, оказываешься в городе-крепости и ощущаешь себя в полной безопасности.

Однако парадные — Морские ворота не единственные в городе. С севера и с юга у Котора тоже есть входы.

Мы решили с ними познакомиться и для начала отправились к северному входу — Речным воротам Котора.

В объятиях древнего города

В этой части город хорошо защищен. Около крепостных стен плещется река Шкудра, а вход в город охраняют два бастиона. С одной стороны находится бастион Бембо,

а с другой Бастион Рива.

В объятиях древнего города

Нам оставалось посмотреть, как укреплен город с юга, и мы отправились к воротам Гурдич. Узкие улицы Котора привели нас к южному бастиону и мы, оказавшись около него, решили подняться его верхнюю площадку. Отсюда открывался вид на крыши Котора и возвышающиеся над ними колокольни собора святого Трифона.

От бастиона мы продолжили путь к южным воротам.

В объятиях древнего города

Пройдя немного по узкому коридору, мы оказались около них. С юга, у стен города тоже есть водоем — река Гурдич, именем которой названы южные ворота. С юга Котор оказался не менее защищеным. Мы убедились воочую — город был надежной крепостью, оберегавшей покой своих обитателей.

Все что удалось узнать о Которе, заставило его полюбить. Все оставшиеся дни нашего путешествия мы непременно в него заглядывали.

Но в каждой бочке меда всегда есть ложка дегтя. Этой ложкой дегтя в Которе явился надетый на него шутовской колпак. Кто и зачем это сделал, осталось непонятным. В чьей голове родилась идея запустить в Шкудру нелепую акулу,

В объятиях древнего города

а на южный бастион усадить мультяшную Пеппи Длинныйчулок?

В моих глазах все это выглядело жестокой и глупой шуткой, ничуть не лучше безобразных граффити.

Но это не смогло заставить разлюбить Котор. Ведь все это временное, а его добрая душа, благородство и сила пережила века и останется с ним навечно. В его стенах всегда будет тепло и уютно. Он всегда будет вызывать интерес, который невозможно исчерпать.

В объятиях древнего города

В день отъезда я бросила в Которский залив монетку, сказав тем самым, что я хочу когда-нибудь вернуться в Котор и вновь побродить по его улицам и послушать его интересные истории!