Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 15:20
Филиппины покорены! Куда дальше?

Улан-Удэ — Россия Сентябрь 2015

Об этнографическом музее народов Забайкалья

Знакомство с монгольским миром очень логично было продолжить в очень занимательном этнографическом музее народов Забайкалья, что расположился в пригороде столицы Бурятии, городе Улан-Удэ. Именно туда я и направляюсь и предлагаю составить мне компанию. При этом помимо знакомства с укладом жизни монгольских племен узнаем и о жизни их соседей по региону.

Добраться до музея легко, а находится он в живописном микрорайоне Верхняя Березовка, можно на такси рублей за 250 от центра, а можно и городском маршрутном такси № 37 за 17 рублей. Оба способа мной опробованы лично. Купив входной билет за сто рублей на взрослого человека, попадаем в мир народов Забайкалья.

Территория музейного комплекса под открытым небом достаточно большая, целых 37 гектаров, но он хорошо структурирован. Следуя логике исторического развития, начнем, с археологического комплекса, посвященного хуннской культуре. Как мы помним, хунны это древний степной народ, живший на территориях к северу от Китая, их называют предками всех тюркских и монгольских народов. Культура этого народа представлена каменными плиточными могилами, их традицией устраивать каменные кладки над захоронениями.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Выставленный на обозрение каменный могильник был обнаружен в 1896 году недалеко от Кяхты.

Идем дальше. Мне очень понравился эвенкийский комплекс. Экзотика. Во-первых, там представлены чумы. Очевидно, что это первый опыт искусственного человеческого жилища, куда человек перебрался из пещер или дуплистых деревьев. Конструкция очень простая, такой конический шалашик из жердей, покрытый оленьими шкурами, берестой или войлоком, в диаметре от 3-х до 8-ми метров.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

В таких домах жили по всей Сибири финно-угорские, тюркские и монгольские народы. Помните, как пел в свое время Кола Бельды: «Чукча в чуме ждет рассвета/А рассвет наступит летом/А зимой рассвета в тундре/За полярным кругом нет». Там же в эвенкийском комплексе представлены лабазы, крытые навесы на стойках для различных надобностей, охотничьих и хозяйственных.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Есть там и эвенкийская утварь. А вот еще запомнился идол Чичипкан, который охраняет от враждебных духов и дурного глаза. Послушайте, как эвенки изготовляли Чичипкан. Они брали бревно лиственницы или сосны длиной около 3-х метров, с одного конца вырезали человеческое лицо, с другого, бревно раскалывали надвое и расщепленные концы разводили в стороны на 70–80 см, ставили между ними распорку. В метре от лица бревно перетягивали прутьями или кожаным ремнем. Втыкали заостренными концами в землю. Все идол готов, стоит, охраняет чум.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Также через него во время обряда эвенки приходили для удачи на охоте.

Переходим к бурятскому комплексу. Там представлены юрты — войлочные и деревянные.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Позже в Монголии, я видел много юрт, в которых реально живут кочевники, в одну из них, мы даже напросились в гости. Имею желание рассказать об этом, но не сейчас.

А сейчас немного про дуган — культовое буддистское сооружение. Изначально, бурятские дуганы, имели церковнообразный вид, несомненно, под влиянием русского зодчества, тем более что в их строительстве принимали участие русские мастера. Но позже, со второй половины 19 века появился новый вид дугана, который уже существенно отличался от первых образцов.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

У него появились восточные черты. В музее представлен дуган «Деваджин», который был вывезен из Гусиноозёрского дацана. Обратите внимание, что в окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме.

Далее не менее интересно. Предбайкальский комплекс. Здесь демонстрируется усадьба бурята-казака и дом-зимник богатого бурята по фамилии Сафронов.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Это реальный дом, который был построен в 1900 году в селе Хореты (сейчас это Иркутская область), а сюда перевезен в 1975 году.

Отвлекусь немного от этнографического музея в Улан-Удэ и предлагаю вам, переместится в Стокгольм. Неожиданно? Просто я вспомнил, что года три назад был в этнографическом музее Скансен, который как раз и находится в центре столицы Швеции, на острове Юргорден. Знаете, все очень похоже. В шведском Скансене со всей страны собраны дома и постройки, и даже целые комплексы — пекарня, мастерская стеклодува или кузница.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Также и в этнографическом музее народов Забайкалья собрано более 40 архитектурных памятников и 11 тысяч экспонатов, относящихся к традициям и образу жизни народов региона. В шведском музее можно увидеть представителей флоры и фауны страны, в том числе и домашних животных.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Тоже самое и в Бурятии: и тут мы видим «живой уголок», где содержатся типичные представители животного мира Забайкалья: медведи, волки, олени, косули, сарлыки, верблюды.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Схожего много, но музей в Швеции намного меньше, раз в семь. Все правильно, страна большая и музеи большие.

Пойдем гулять дальше. Старообрядческий комплекс. Возможно это самая интересная часть музея. Появление староверов в Забайкалье связано изначально с церковным расколом на Руси 17 века, когда церковные реформы патриарха Никона вызвали активное противодействие многих русских против «западничества и сатанинства», под идейным предводительством протопопа Аввакума. Преданные Никоном анафеме, сторонники старых обрядов бежали от гонений на свободные земли, в основном на Запад, к польским панам. Те охотно принимали работящих людей, отдавая им пустующие заброшенные земли, освобождая их от оброков на долгие годы. К началу 18-го века на западных границах Российской империи существовало много процветающих деревень, не зависящих ни от царя, ни от патриарха. В 1762 году Екатерина II, обеспокоенная возвратом российских раскольников на родину, подписала специальный указ. Добровольно — принудительно, началась переброска большого количества староверов в Сибирь, которая заняла несколько лет. Екатерина II разглядела в старообрядцах силу, способную преобразовать огромные пространства плохо освоенного Забайкалья. И она оказалась права. Через 30–40 лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи. Исконные земледельцы, труженики, ведущие трезвый образ жизни совершили настоящее экономическое чудо. Они смогли освоить считавшиеся трудными к обработке земли, смогли прокормить себя и обеспечить продажу излишков муки. Почему семейские? Сначала приезжих называли «поляки» или «польские выселенцы», но позже прижилось именно это название. Старообрядцы пришли в Забайкалье семьями, семейный образ жизни всячески культивировали. Известно, что семейские разводились редко, в браке, как правило, были счастливы и рожали помногу детей. Вот оттуда и пошло.

В этнографическом музее представлена целая экспозиция из домов старообрядцев-семейских. Все строения реальные, привезены из окрестных сёл.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Есть на территории музея и старообрядческая церковь — Никольская церковь. Это когда-то была реальная церковь, построенная в начале 20-го века на средства прихожан из бурятского села Никольское. В 30-е годы она была закрыта, а с 1971 года здесь, в музее.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Продолжаем прогулку по музею. Кстати, как и было изначально задумано, этнографический музей в Улан-Удэ это не просто музей, рассказывающий о жизни народов Забайкалья. Это место для активного отдыха и детей и взрослых, идеальное пространство для семейного отдыха. Я стал свидетелем детских спортивных мероприятий, причем дети приехали в Бурятию из разных регионов страны.

Видел, как выступают фольклорные ансамбли и даже свадебные церемонии.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Прогулку завершу в городском комплексе. Здесь собраны дома из старого Верхнеудинска (напомню, так ранее назывался Улан-Удэ). Это реальные дома, реальных людей. Часа четыре пролетели незаметно.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Будете в Улан-Удэ, однозначно рекомендую для посещения.

Немного о музее истории города Улан-Удэ

Расскажу еще о двух городских музеях, в которых я успел побывать. Прогуливаясь по центральной пешеходной улице (по-прежнему буду называть ее «Арбат», ибо ее настоящее название, улица Ленина, ей решительно не подходит) можно зайти в музей истории города. Он расположился в старинном доме, памятнике архитектуре, и уже хотя бы, поэтому интересен.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Дом, в свое время, принадлежал зажиточному горожанину, купцу И. Ф. Голодобину. Что запомнилось? Очень понравилась идея познакомить гостей с самыми яркими моментами из истории города с помощью рисунков. Целая серия забавных рисунков художника Емельянова под названием «Городские были», такое визуальное погружение в прошлое бурятской столицы.

В остальных комнатах дома тематические экспозиции, посвященные архитектуре и жизни города, семейному быту, предметам старины.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Есть при музее и сувенирный магазинчик.

Немного о музее природы Бурятии

Там же на центральной улице есть еще один музей, в который стоит заглянуть — музей природы Бурятии.

Бурятия. Улан-Удэ музейный

Как и ожидалось, гостей было немного, кроме меня парочка пожилых итальянок. Уж не знаю, как их туда занесло. Позже прочитал, что это единственный на территории Сибири и Дальнего Востока самостоятельный музей природы. Музей был открыт в 1983 году и это заметно, не думаю, что с тех пор он сильно изменился. Но изначально был сделан достаточно продуманно и интересно, просто время свое берет. В музее 5 залов, 17 тысяч экспонатов. Коллекционное собрание музея оформлено так называемым ландшафтным методом, это когда чучело животного демонстрируется на фоне его среды обитания.

Центральное место показа занимает, конечно, озеро Байкал. Приятное воспоминание о музее у меня будет связано с немолодой женщиной буряткой, смотрительницей музея. Мы долго и мило пообщались по тематике музея, о проблемах взаимоотношения человека и природы. Женщина была весьма компетентна, думаю, что в прошлом она занималась научной деятельностью. Вот сюда точно стоит зайти, особенно если с вами дети, очень занимательно