KonstantinPavlov
Константин Павлов — был вчера 20:29
 – Скоро в Африку! В Чёрную Африку!

По Бурятии и Монголии. Улан-Удэ музейный

27 октября 2015 г. 17:35 Улан-Удэ — Россия Сентябрь 2015
63 38

Об этнографическом музее народов Забайкалья

Знакомство с монгольским миром очень логично было продолжить в очень занимательном этнографическом музее народов Забайкалья, что расположился в пригороде столицы Бурятии, городе Улан-Удэ. Именно туда я и направляюсь и предлагаю составить мне компанию. При этом помимо знакомства с укладом жизни монгольских племен узнаем и о жизни их соседей по региону.

Добраться до музея легко, а находится он в живописном микрорайоне Верхняя Березовка, можно на такси рублей за 250 от центра, а можно и городском маршрутном такси № 37 за 17 рублей. Оба способа мной опробованы лично. Купив входной билет за сто рублей на взрослого человека, попадаем в мир народов Забайкалья.

Территория музейного комплекса под открытым небом достаточно большая, целых 37 гектаров, но он хорошо структурирован. Следуя логике исторического развития, начнем, с археологического комплекса, посвященного хуннской культуре. Как мы помним, хунны это древний степной народ, живший на территориях к северу от Китая, их называют предками всех тюркских и монгольских народов. Культура этого народа представлена каменными плиточными могилами, их традицией устраивать каменные кладки над захоронениями.

1
1

Выставленный на обозрение каменный могильник был обнаружен в 1896 году недалеко от Кяхты.

Идем дальше. Мне очень понравился эвенкийский комплекс. Экзотика. Во-первых, там представлены чумы. Очевидно, что это первый опыт искусственного человеческого жилища, куда человек перебрался из пещер или дуплистых деревьев. Конструкция очень простая, такой конический шалашик из жердей, покрытый оленьими шкурами, берестой или войлоком, в диаметре от 3-х до 8-ми метров.

3
2
3

В таких домах жили по всей Сибири финно-угорские, тюркские и монгольские народы. Помните, как пел в свое время Кола Бельды: «Чукча в чуме ждет рассвета/А рассвет наступит летом/А зимой рассвета в тундре/За полярным кругом нет». Там же в эвенкийском комплексе представлены лабазы, крытые навесы на стойках для различных надобностей, охотничьих и хозяйственных.

1
2
1

Есть там и эвенкийская утварь. А вот еще запомнился идол Чичипкан, который охраняет от враждебных духов и дурного глаза. Послушайте, как эвенки изготовляли Чичипкан. Они брали бревно лиственницы или сосны длиной около 3-х метров, с одного конца вырезали человеческое лицо, с другого, бревно раскалывали надвое и расщепленные концы разводили в стороны на 70–80 см, ставили между ними распорку. В метре от лица бревно перетягивали прутьями или кожаным ремнем. Втыкали заостренными концами в землю. Все идол готов, стоит, охраняет чум.

2

Также через него во время обряда эвенки приходили для удачи на охоте.

Переходим к бурятскому комплексу. Там представлены юрты — войлочные и деревянные.

4
1
3

Позже в Монголии, я видел много юрт, в которых реально живут кочевники, в одну из них, мы даже напросились в гости. Имею желание рассказать об этом, но не сейчас.

А сейчас немного про дуган — культовое буддистское сооружение. Изначально, бурятские дуганы, имели церковнообразный вид, несомненно, под влиянием русского зодчества, тем более что в их строительстве принимали участие русские мастера. Но позже, со второй половины 19 века появился новый вид дугана, который уже существенно отличался от первых образцов.

2
3

У него появились восточные черты. В музее представлен дуган «Деваджин», который был вывезен из Гусиноозёрского дацана. Обратите внимание, что в окраске храма преобладает жёлтый цвет — священный в ламаизме.

Далее не менее интересно. Предбайкальский комплекс. Здесь демонстрируется усадьба бурята-казака и дом-зимник богатого бурята по фамилии Сафронов.

2
1
1

Это реальный дом, который был построен в 1900 году в селе Хореты (сейчас это Иркутская область), а сюда перевезен в 1975 году.

Отвлекусь немного от этнографического музея в Улан-Удэ и предлагаю вам, переместится в Стокгольм. Неожиданно? Просто я вспомнил, что года три назад был в этнографическом музее Скансен, который как раз и находится в центре столицы Швеции, на острове Юргорден. Знаете, все очень похоже. В шведском Скансене со всей страны собраны дома и постройки, и даже целые комплексы — пекарня, мастерская стеклодува или кузница.

1
1
1

Также и в этнографическом музее народов Забайкалья собрано более 40 архитектурных памятников и 11 тысяч экспонатов, относящихся к традициям и образу жизни народов региона. В шведском музее можно увидеть представителей флоры и фауны страны, в том числе и домашних животных.

3
2
2

Тоже самое и в Бурятии: и тут мы видим «живой уголок», где содержатся типичные представители животного мира Забайкалья: медведи, волки, олени, косули, сарлыки, верблюды.

2
3

Схожего много, но музей в Швеции намного меньше, раз в семь. Все правильно, страна большая и музеи большие.

Пойдем гулять дальше. Старообрядческий комплекс. Возможно это самая интересная часть музея. Появление староверов в Забайкалье связано изначально с церковным расколом на Руси 17 века, когда церковные реформы патриарха Никона вызвали активное противодействие многих русских против «западничества и сатанинства», под идейным предводительством протопопа Аввакума. Преданные Никоном анафеме, сторонники старых обрядов бежали от гонений на свободные земли, в основном на Запад, к польским панам. Те охотно принимали работящих людей, отдавая им пустующие заброшенные земли, освобождая их от оброков на долгие годы. К началу 18-го века на западных границах Российской империи существовало много процветающих деревень, не зависящих ни от царя, ни от патриарха. В 1762 году Екатерина II, обеспокоенная возвратом российских раскольников на родину, подписала специальный указ. Добровольно — принудительно, началась переброска большого количества староверов в Сибирь, которая заняла несколько лет. Екатерина II разглядела в старообрядцах силу, способную преобразовать огромные пространства плохо освоенного Забайкалья. И она оказалась права. Через 30–40 лет деревни староверов преобразили окрестные пейзажи. Исконные земледельцы, труженики, ведущие трезвый образ жизни совершили настоящее экономическое чудо. Они смогли освоить считавшиеся трудными к обработке земли, смогли прокормить себя и обеспечить продажу излишков муки. Почему семейские? Сначала приезжих называли «поляки» или «польские выселенцы», но позже прижилось именно это название. Старообрядцы пришли в Забайкалье семьями, семейный образ жизни всячески культивировали. Известно, что семейские разводились редко, в браке, как правило, были счастливы и рожали помногу детей. Вот оттуда и пошло.

В этнографическом музее представлена целая экспозиция из домов старообрядцев-семейских. Все строения реальные, привезены из окрестных сёл.

2
1
1

Есть на территории музея и старообрядческая церковь — Никольская церковь. Это когда-то была реальная церковь, построенная в начале 20-го века на средства прихожан из бурятского села Никольское. В 30-е годы она была закрыта, а с 1971 года здесь, в музее.

3
4

Продолжаем прогулку по музею. Кстати, как и было изначально задумано, этнографический музей в Улан-Удэ это не просто музей, рассказывающий о жизни народов Забайкалья. Это место для активного отдыха и детей и взрослых, идеальное пространство для семейного отдыха. Я стал свидетелем детских спортивных мероприятий, причем дети приехали в Бурятию из разных регионов страны.

Видел, как выступают фольклорные ансамбли и даже свадебные церемонии.

1
4
2

Прогулку завершу в городском комплексе. Здесь собраны дома из старого Верхнеудинска (напомню, так ранее назывался Улан-Удэ). Это реальные дома, реальных людей. Часа четыре пролетели незаметно.

4
2

Будете в Улан-Удэ, однозначно рекомендую для посещения.

Немного о музее истории города Улан-Удэ

Расскажу еще о двух городских музеях, в которых я успел побывать. Прогуливаясь по центральной пешеходной улице (по-прежнему буду называть ее «Арбат», ибо ее настоящее название, улица Ленина, ей решительно не подходит) можно зайти в музей истории города. Он расположился в старинном доме, памятнике архитектуре, и уже хотя бы, поэтому интересен.

3

Дом, в свое время, принадлежал зажиточному горожанину, купцу И. Ф. Голодобину. Что запомнилось? Очень понравилась идея познакомить гостей с самыми яркими моментами из истории города с помощью рисунков. Целая серия забавных рисунков художника Емельянова под названием «Городские были», такое визуальное погружение в прошлое бурятской столицы.

1 / 7
 

В остальных комнатах дома тематические экспозиции, посвященные архитектуре и жизни города, семейному быту, предметам старины.

3
1

Есть при музее и сувенирный магазинчик.

Немного о музее природы Бурятии

Там же на центральной улице есть еще один музей, в который стоит заглянуть — музей природы Бурятии.

Как и ожидалось, гостей было немного, кроме меня парочка пожилых итальянок. Уж не знаю, как их туда занесло. Позже прочитал, что это единственный на территории Сибири и Дальнего Востока самостоятельный музей природы. Музей был открыт в 1983 году и это заметно, не думаю, что с тех пор он сильно изменился. Но изначально был сделан достаточно продуманно и интересно, просто время свое берет. В музее 5 залов, 17 тысяч экспонатов. Коллекционное собрание музея оформлено так называемым ландшафтным методом, это когда чучело животного демонстрируется на фоне его среды обитания.

1 / 11
 

Центральное место показа занимает, конечно, озеро Байкал. Приятное воспоминание о музее у меня будет связано с немолодой женщиной буряткой, смотрительницей музея. Мы долго и мило пообщались по тематике музея, о проблемах взаимоотношения человека и природы. Женщина была весьма компетентна, думаю, что в прошлом она занималась научной деятельностью. Вот сюда точно стоит зайти, особенно если с вами дети, очень занимательно.

начало предыдущий рассказ следующий рассказ

Бронирование отелей
в Улан-Удэ

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

onegina17
+1
28 октября 2015 г. 9:00
Интересно. Совсем из другой жизни - тут все открытие для меня.
KonstantinPavlov
+1
28 октября 2015 г. 17:25
onegina17 писала 28 октября 2015 г. 9:00
Совсем из другой жизни - тут все открытие для меня.
а ведь это наша страна, такая большая и разная
Maksim_Starostin
+1
28 октября 2015 г. 9:31
Первый "экспонат" доставляет - груда камней :)
Верблюд хорош :)
KonstantinPavlov
28 октября 2015 г. 17:26
Maksim_Starostin писал 28 октября 2015 г. 9:31
Первый "экспонат" доставляет - груда камней :)
археологический памятник, больше от хуннов ничего не осталось. давно это было
dualia1
+1
28 октября 2015 г. 10:09
Чумы, юрты... нда не хотела бы я жить в таких домиках.
KonstantinPavlov
+1
28 октября 2015 г. 17:29
Чумы, юрты... нда не хотела бы я жить в таких домиках.
надеюсь, что не придется. Хотя если судьба занесет в Монголию, то вполне возможно. Я ночевал раза три в юрте, правда, в лагере для туристов, но все же. Нормально!
dualia1
+1
29 октября 2015 г. 8:35
pavlov_kn писал 28 октября 2015 г. 17:29
Нормально!
это когда вода горячая из крана капает
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 12:15
dualia1 писала 29 октября 2015 г. 8:35
горячая из крана капает
в кемпингах для туристов все это продумано, отдельно есть душевые, туалеты... А вот как аборигены с этим вопрос решают, непонятно
sonnenschein
+1
28 октября 2015 г. 15:07
Это не музей, а музееще, такой огромный!
KonstantinPavlov
+1
28 октября 2015 г. 17:31
Огромный музей, все экспонаты в натуральную величину - очень хорошее место для прогулок и познавательного отдыха
esmochka
+1
28 октября 2015 г. 15:27
Какие старинные дома прекрасные!
KonstantinPavlov
28 октября 2015 г. 17:33
Какие старинные дома прекрасные!
да, кто-то в чуме жил, кто-то в таких домах. А вообще, очень хорошая идея -этнографический музей
esmochka
+1
28 октября 2015 г. 17:36
Очень хорошая. Я в Киеве была в таком музее, даже не музее, а этнографическом парке.
KonstantinPavlov
28 октября 2015 г. 17:44
Да? Там тоже есть. Но в Бурятии тоже парк, наверное. Территория большая, хвойный лес
esmochka
+1
28 октября 2015 г. 18:31
Есть, я давно была, ещё при советской власти.) Там огромная территория, куда свезли дома из разных украинских сел.
KonstantinPavlov
+1
28 октября 2015 г. 20:09
В Адыгее тоже хорошо было бы такой этнографический парк организовать. Разговоры ходят давно об этом, но до дела не дошло
esmochka
28 октября 2015 г. 20:11
Было бы очень здорово, если бы это сделали!
Shefer
+1
28 октября 2015 г. 20:39
Константин!
Помните, с каким удовольствием, когда мы были детьми мы ходили в музей своего города.? Это для нас было большим праздником. Пусть сейчас создаются музеи уже тематические они несомненно очень интересны.Спасибо, понравилась экскурсия.
KonstantinPavlov
28 октября 2015 г. 21:37
Мне очень понравился этнографический музей народов Забайкалья. Сама идея хороша. Красивая, большая, благоустроенная территория, реальные экспонаты, не макеты и не новодел. Украсит любую страну или регион
kvesisskaya
+1
28 октября 2015 г. 22:30
Как необычно! Совсем другой мир, иная жизнь. Спасибо, Костя! Я понятия не имела, как живут в Бурятии. Интересный альбом.
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 12:05
Спасибо!
kvesisskaya писала 28 октября 2015 г. 22:30
Я понятия не имела, как живут в Бурятии
до недавнего времени и я тоже
kvesisskaya
+1
29 октября 2015 г. 21:15
Сколько на планете удивительных стран! Как здОрово, что побывали в некоторых!
Margaritka
+1
29 октября 2015 г. 5:51
необычайно интересно - другая планета! Впервые видела как и мз чего они собирали свои жилища! спасибо за ликбез!
KonstantinPavlov
29 октября 2015 г. 12:05
Margaritka писала 29 октября 2015 г. 5:51
спасибо за ликбез!
Chedty
+1
29 октября 2015 г. 7:00
Мне очень интересно было посмотреть. Никольская церковь (подобные ей) по всей видимости была прототипом часовни в Форт Россе. Я очень удивился когда увидел ту, а оказывается это обычный сибирско-дальневосточный вариант.
Я в чуме жил, летом, на зиму уехал. Ничего жить можно, когда дрова есть. Блохи правда сильно кусаются.
KonstantinPavlov
29 октября 2015 г. 12:10
Спасибо! Какие интересные дополнения!
Chedty писал 29 октября 2015 г. 7:00
Никольская церковь (подобные ей) по всей видимости была прототипом часовни в Форт Россе.
заинтересовал этот вопрос, посмотрю, почитаю
Я в чуме жил, летом, на зиму уехал.
ничего себе, вот это опыт, таких людей сейчас не много я думаю, даже среди тех, кто это жилище и придумал
Chedty
+1
29 октября 2015 г. 14:42
Ненцы-пастухи до сих пор живут в чумах, только вместо шкур используют брезент для верхнего покрытия.
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 15:04
Понятно. Модернизировали свое жилье, хотя со шкурами было бы уютнее, но с брезентом проше и дешевле
Chedty
+1
29 октября 2015 г. 15:15
Шкуры халявные и их у них много, но они очень тяжелые. Каждые два - три дня они разбирают чум и переходят на новое место. Брезент и шесты может тащить одна упряжка, шкуры это наверно трех не хватит.
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 17:25
ну да, логично
Nomad
+1
29 октября 2015 г. 10:21
Такие этнографические музеи действительно интересные, если время есть, как минимум... Был в такого плана места в Таллине....
http://nomad.tourister.ru/photoalbum/18565
KonstantinPavlov
29 октября 2015 г. 12:11
Посмотрю как там в Таллине. интересно
Nomad
+1
29 октября 2015 г. 12:42
NataliaC
+1
29 октября 2015 г. 13:57
Очень интересно-от чумов до деревянных домов старообрядцев!
дома из старого Верхнеудинска
-название города звучит поинтереснее, чем сейчас! -Улан-Удэ-кстати, что это означает, никогда не задумывалась?
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 15:11
Название города еще ладно, передает национальный колорит, улан -красный, удэ- река, которая там течет, наряду с Селенгой. А вот названия этих улиц меня вообще убивают. Сплошная революция с Лениным. Во всех городах одно и тоже, эпоха ушла навсегда, пора бы вернуть и названия старые. В Краснодаре немного стали возвращать, но это далеко не везде. В нашем городе в центре пересекаются Краснооктябрская и Пролетарская, а сто лет назад это было пересечение Садовой и Офицерской, второй вариант мне больше нравится
NataliaC
+1
29 октября 2015 г. 16:09
pavlov_kn писал 29 октября 2015 г. 15:11
улан -красный, удэ- река,
-о, господи!!!
пересечение Садовой и Офицерской,
-конечно так лучше, у нас тоже такие есть!!
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 17:16
у нас тоже такие есть!!
у вас то есть. а нас только в моих мечтах, одни советские. первомайские и площади Ленина
NataliaC
+1
29 октября 2015 г. 19:56
pavlov_kn писал 29 октября 2015 г. 17:16
а нас только в моих мечтах,
- ну может сбудутся мечты-то?
Leolik
+1
29 октября 2015 г. 15:28
Очень впечатляющий музей. Я как-то этнографические музеи не очень, а этот понравился.
А молодец Екатерина. Вот как надо перемещением граждан заниматься для пользы государства. А не то что нонешние фрау!
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 17:13
Leolik писала 29 октября 2015 г. 15:28
Очень впечатляющий музей.
там на самом деле хорошо, хорошая зона для прогулок -сосновый бор, большая территория, дорожки, кафешки и прочая инфраструктура и при этом познавательный отдых, гуляй, смотри и развивайся
Leolik писала 29 октября 2015 г. 15:28
А не то что нонешние фрау!
намек понятен
Leolik
+1
29 октября 2015 г. 17:25
pavlov_kn писал 29 октября 2015 г. 17:13
намек понятен

Так белыми нитками шит!
KonstantinPavlov
+1
29 октября 2015 г. 17:33
borisnov
+1
29 октября 2015 г. 16:25
Прекрасно, что такие музеи есть. Что с избами было бы - сгнили или сгорели бы, а здесь историю рассказывают
KonstantinPavlov
29 октября 2015 г. 17:17
Что с избами было бы - сгнили или сгорели бы
да, что хорошо, что это реальные дома и избы и церкви, собранные по региону и перенесенные в этот парк
Yurijvar
+1
1 ноября 2015 г. 0:13
Солидный и интересный обзор.
Это очень хорошо, что повсюду спохватились и стали делать разного рода этнографические музеи. А то, с такими темпами и нашим отношением к истоии, многое бы безвозвратно пропало ...
Спасибо за знакомство - ибо, вряд ли уже туда попаду ...
KonstantinPavlov
+1
1 ноября 2015 г. 11:33
Спасибо!
хорошо, что повсюду спохватились и стали делать разного рода этнографические музеи. А то, с такими темпами и нашим отношением к истоии, многое бы безвозвратно пропало ...
да, именно так. Такая форма музея мне очень понравилась и наглядна и интерактивна и интересна
Yurijvar писал 1 ноября 2015 г. 0:13
ибо, вряд ли уже туда попаду ...
но если случай приведет, рекомендую
Yurijvar
+1
1 ноября 2015 г. 18:47
Я был в конце 80-х в Улан-Уде - сдавали там систему компьютерной диагностики на первых IBM в медсанчасть вертолетного завода. Радушию хозяев не было границ - дармовой вертолетный спирт лился рекой. Так что город таким и показался тогда.
KonstantinPavlov
1 ноября 2015 г. 18:51
Yurijvar писал 1 ноября 2015 г. 18:47
Радушию хозяев не было границ - дармовой вертолетный спирт лился рекой. Так что город таким и показался тогда.
понятно, особый взгляд на город
evgeniaczech
+1
2 ноября 2015 г. 10:30
Почему то этот материал умения в ленте не отразился. Нашла через гл.страницу
Очень интересный этнографический музей.Как велико русское влияние,ничего не знала об этом, спасибо, Константин.
KonstantinPavlov
+1
2 ноября 2015 г. 10:41
evgeniaczech писала 2 ноября 2015 г. 10:30
Почему то этот материал умения в ленте не отразился. Нашла через гл.страницу
может сбой каокй?
evgeniaczech писала 2 ноября 2015 г. 10:30
Очень интересный этнографический музей.Как велико русское влияние,ничего не знала об этом
спасибо, очень понравился формат музея, побольше бы таких, в разных регионах
julykum
+1
6 ноября 2015 г. 23:56
Люблю музеи под открытым небом - и на свежем воздухе погулял, и окультурился.
KonstantinPavlov
+1
7 ноября 2015 г. 17:50
Да? Тогда Юля срочно в Улан-Удэ!
julykum писала 6 ноября 2015 г. 23:56
и на свежем воздухе погулял, и окультурился.
все в наличии
julykum
+1
7 ноября 2015 г. 20:01
pavlov_kn писал 7 ноября 2015 г. 17:50
Тогда Юля срочно в Улан-Удэ!
Представляю лицо мужа, когда я ему это заявлю.
KonstantinPavlov
+1
7 ноября 2015 г. 23:30
julykum писала 7 ноября 2015 г. 20:01
Представляю лицо мужа, когда я ему это заявлю
Почему? Совместить с Байкалом, очень достойный отдых. Но летом, конечно. А Иволгинский дацан? Нетленный? Мне там очень понравилось
julykum
+1
8 ноября 2015 г. 20:20
Муж просто ворчит, что мы еще Европу не видели (в активе только Черногория и Прага), а я его все по странам третьего мира таскаю. А тут мы еще в Азербайджане были, малой наш кишечную инфекцию схватил, лежал в 2-х сельских больницах под капельницами. Так что я теперь о малоцивилизованных странах стараюсь не заикаться. Надо дать малому подрасти. )))
KonstantinPavlov
9 ноября 2015 г. 0:32
Понятно.
julykum писала 8 ноября 2015 г. 20:20
малой наш кишечную инфекцию схватил, лежал в 2-х сельских больницах под капельницами.
это серьезный аргумент, здоровье ребенка важнее всего
А меня почему то тянет именно в страны третьего мира, не самые популярные у туристов, хотя мои домашние "крутят у виска", им хочется на курорт
julykum
+1
4 декабря 2015 г. 23:08
pavlov_kn писал 9 ноября 2015 г. 0:32
меня почему то тянет именно в страны третьего мира
Да я тоже, вот в Эфиопию бы съездила уж очень хочется церкви Лалибелы посмотеть, обелиски Аксума, замок Гондара, вулкан Эрта Але, ккислотные озера Сулпура. Но об этом даже бессмысленно заикаться. Да и опасно: и вирусы, и сомалийцы не дремлют.
KonstantinPavlov
+1
5 декабря 2015 г. 18:25
julykum писала 4 декабря 2015 г. 23:08
в Эфиопию бы съездила
есть такие предложения и я знаю людей. которые ими воспользовались. Вернулись очень довольные собой и поездкой!
julykum
+1
10 декабря 2015 г. 21:38
Ух ты. Буду иметь в виду, что к тебе можно обратиться за координатами нужных людей.
spatefillum
+1
12 ноября 2015 г. 17:57
Обожаю этнографические музеи! Но раньше приходилось бывать в таких, где все более или менее знакомо. Мечтаю увидеть настоящую юрту )
KonstantinPavlov
+1
13 ноября 2015 г. 10:39
spatefillum писала 12 ноября 2015 г. 17:57
Обожаю этнографические музеи!
правда очень хороший музей. Красивая территория, очень все наглядно и не напряжно
Chiffa7
+1
19 ноября 2015 г. 13:03
Огромный этнографический музей! И как удалось такую огромную территорию обежать за 4 часа?)
А вот музеи быта не люблю, очень часто их делают из принципа "понапихать побольше" и не пытаются делить по эпохам, вот они там написали, как соотносится овчарка ЛФЗ 1930-40 гг и оттоманка конца 19 в?))
KonstantinPavlov
+1
19 ноября 2015 г. 13:13
Музей правда огромный, но очень легко воспринимается, как прогулка на свежем воздухе. Устал, посиди, отдохни. попей чайку с пирожком. Наверное, сюда надо приезжать почаще, для первого обзора хватит часа 4, а потом, что нравится. Во всех других музеях было пусто, а тут масса народа, значит то что надо
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.