Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Южно-Курильск — Россия Июль 2015

Южно-Курильск, в котором мы жили все время нашего пребывания на Кунашире, является центром Южно-Курильского городского округа в составе Сахалинской области. В состав этого округа входят: на острове Шикотан — села Малокурильское и Крабозаводское; на острове Кунашир — пгт Южно-Курильск, села Отрадное, Головнино и Дубовое, поселки Горячий Пляж, Лагунное и Менделеево. Другие острова района не заселены, на них находятся только пограничные заставы.

С древних времен на территории Кунашира проживали айны. С 1855 по 1945 годы поселок заселяли японцы и называли его Фуракамаппу. С 1946-го года поселок имеет русское название Южно-Курильск.

Герб Южно-Курильска

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Ведущей отраслью экономики является рыбная промышленность. Действует аэропорт Менделеево, куда из Южно-Сахалинска летают авиалайнеры недавно образованной авиакомпании «Аврора». Реконструирован морской порт для подхода судов.

На сегодня в Южно-Курильске, по данным Википедии, проживает 7196 человек. Удивительно, но это больше, чем было в советское время.

Вот так Южно-Курильск выглядит с воздуха. Как видите, он расположен на полуострове, именно поэтому, когда находишься в городе, то кажется, будто море окружает его со всех сторон.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Из-за такого расположения кажется, будто вулкан Менделеева находится где-то на другом берегу, на самом же деле он просто южнее по острову, просто это город на мысу так «выпирает» и вдается в море.

А теперь прогуляемся по городу. Начнем от гостиницы «Флагман», где мы жили.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Из одного из окон гостиницы открывался замечательный вид на бухту и вулкан Менделеева (чуть выше), из другого окна были видны дома местных жителей.

Это т.н. «Дом русско-японской дружбы». Построен японцами в 1999-м году. Сейчас здесь действует столовая, гостиница, а также проводятся мероприятия с участием японцев, приезжающих на Кунашир по культурному обмену. Здесь мы завтракали и ужинали.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

В знак дружбы — 1999-й год.

Вот так примерно выглядела дорога между нашей гостиницей и Домом Дружбы, куда мы ходили на завтраки и на ужины.

Домики в частном секторе есть разные, в том числе и полуразвалившиеся.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Неподалеку находится и центр городка. В центре, как и положено, стоит администрация города и района.

У администрации, как и положено, стоит каменный Ильич.

На площади перед администрацией гуляют жители. Среди них, как можно заметить, очень много детей.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Для детей помладше тут же рядом построена детская площадка, которая никогда не пустует. Для детей постарше — футбольный стадион. Там тоже всегда, когда мы проходили, шла игра.

Что реально поражает в Южно-Курильске — очень много молодых мам с детьми.

Тротуары выложены плиточкой, кругом цветные сердечки, тут же стоят какие-то антенны.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Памятник погибшим в Великой Отечественной.

А это памятник русским первооткрывателям Южных Курил — чтобы помнили, кто здесь главный. Как видим, за дату открытия взята экспедиция Мартына Шпанберга.

Тут же неподалеку недавно была выстроена капитальная церковь. Вообще церковь на Кунашире построили раньше, еще в 90-х годах, но поскольку она со временем начала разрушаться под воздействием сурового климата, то в 2010-м году приехавший на остров президент Медеведев обещал построить новую. Как видим, слово свое он сдержал.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

День Победы на Дальнем Востоке отмечают дважды, 9 мая и 2 сентября, в день окончания войны с Японией. Или 3 сентября? Вроде война закончилась 2 сентября, но улица в Южно-Курильске называется «3 сентября». Недавний парад в Пекине тоже проходил именно 3 сентября.

Вот так выглядят дома жителей Южно-Курильска.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Или вот так. Вообще дома разные, есть старые, послевоенной постройки, есть старые, но обшитые панелями, есть недавно построенные.

Многие дома выкрашены в яркие цвета, например в синий…

… или в желтый

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Вот так местный частный сектор выглядит с возвышения.

Мусор в городе собирают с улыбкой:)

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Что в городе с магазинами? Есть вот такой небольшой торговый центр.

А еще есть огромное количество мелких магазинчиков. Как мне показалось, товары для них для всех завозятся на остров централизованно и по субсидируемым оптовым ценам, а уже дальше местные предприниматели продают их местным жителям. Цены конечно выше, чем в остальной России, но нельзя сказать, что выше прямо в разы, как пугали.

Вот так Южно-Курильск выглядит со стороны, когда подъезжаешь с юга.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Тут у меня в кадр совершенно случайно попал указатель. Довольно нелепо получилось, но интересно:)

Тут же в воде лежит какой-то металлолом. На горе стоит антенна космической связи.

Вид на центр города.

Знаете, как работает отопление в Южно-Курильске? От вулкана Менделеева сюда идет вот этот трубопровод.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

А вот так выглядит въезд в город.

Есть ли в городе проблемы? Ну разумеется, они есть. Вот, к примеру, что показал рейд, проведенный членами административной комиссии —

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Необычайно актуальна проблема брошенных автомобилей, их количество в муниципальном образовании поражает.
В настоящее время ведется работа по поиску владельцев брошенного автотранспорта.
Автомобили во многих дворах паркуются прямо на газон, на придомовой территории установлено огромное колличество старых, ржавых контейнеров.
Отсутствует благоустройство дворов, разрушенные, заросшие травой полисадники есть практически в каждом дворе.
Также после ремонта некоторые жители не считают нужным убрать за собой строительный мусор, а просто выбрасывают во двор, что также нарушает правила благоустройства.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

А еще на Кунашире большая проблема с транспортом на большую землю. Когда мы садились на теплоход, чтобы ехать обратно, слышали разговор экипажа —

-Сколько человек сегодня берем на борт? -спрашивают капитана.
-А давайте возьмем всех, -отвечает капитан, который сегодня в хорошем расположении духа.

И действительно, такая проблема существует —

Все, кто связан с частыми передвижениями между островами, знают, что билеты на теплоход можно купить только в Южно-Сахалинске.

На Курилах ведется запись в списки. При этом решение о том, сколько пассажиров взять принимает единолично капитан судна: хочет, возьмет 120, а хочет — только 50. Билеты тем, кто «попал» на теплоход продают непосредственно в судовой бухгалтерии.

Жители Сахалина с этой проблемой не знакомы, они споконо покупают билет в кассе компании «Сахалин-Курилы».

В результате такого интересного механизма посадки на теплоход «по записи», курильчане никогда не знают, удастся ли им уехать с островов в запланированный день на запланирванном судне.

Об этом врио губернатора Олег Кожемяко 21 августа 2015 года узнал от двух пассажирок, ожидавших посадки на теплоход в морвокзале Южно-Курильска и удивился.

Вон то бело-красное здание внизу — новый морвокзал Южно-Курильска.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Еще пара слов про мобильную связь и интернет. С интернетом на Курилах не очень хорошо. Если на Шикотане я в порту видел несколько точек WiFi, то в Южно-Курильске, и это как-то странно, я не увидел ни одной. В гостинице интернета тоже не было. В итоге спросил у местных, они посоветовали купить сим-карту у одного из операторов. Я выбрал МТС, заплатил 300 рублей и получил доступ через свой смартфон. Но вот проблема — на экране почти все время светился значок H, и тогда интернет не работал. Вот когда появлялось H+ или 3G, вот тогда странички загружались, но это было редко.

А в последний наш вечер мы прогулялись вдоль той стороны Южно-Курильска, что выходит на Тихий океан. Оттуда открывается потрясающий вид на горную цепь Кунашира, вплоть до вулкана Тятя — самой высокой точки острова. Жалко, что мы и туда не съездили, но, насколько я видел по карте, туда просто нет дорог. Да и далеко.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Вот тут Тятю видно получше — интересная у него форма, не правда ли?

Пока гуляли, наткнулись на капитальное здание недавно построенного детского сада. Видать детей на Кунашире и правда очень много! Также рядом строится новый спортивно-оздоровительный комплекс.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Дальше на вдающемся в море мысу стоит вот такой полуразрушенный маяк. Говорят, действующий.

Хипстерский мотороллер:)

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Тут же местные жители ловили рыбу

И вот на Южно-Курильск в очередной раз опускается ночь.

Путешествие на край света. 5-6-7. Южно-Курильск — столица острова Кунашир

Завтра мы отправляемся в обратный путь — на Сахалин. И снова с заездом на Шикотан, но в этот раз заезд будет ночной, так что на берег нас не выпустят. Но зато сколько «пассажиров в штатском» там сойдет под покровом ночи — полтеплохода наверно! Один из них даже позвонит начальнику и сообщит — «товарищ командир, за время отпуска никаких происшествий не было» :)))

предыдущая часть | НАЧАЛО | Сахалин, бухта Тихая

Все рассказы из этой серии -