Турист Дмитрий Путешественник (Dimitry)
Дмитрий Путешественник — был 14 сентября 2023 11:07
Сидим дома. Вспоминаем былое...

Тунис Август 2010
Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Во всем оказался виноват мой загранпаспорт. И не он один, потому что я, как его хозяин, прохлопал время подачи заявки на новый. Просто скоро заканчивается срок действия документа. А, как известно, большинство направлений требует, дабы срок действия на момент поездки был не менее шести месяцев. Вот и ответ на вопрос: «Почему в Тунис»? Он оказался как нельзя кстати. Мало того, что безвизовый, так еще и за три месяца до окончания краснокожей паспортины пускают. Честно признаюсь, эта страна в моих планах на путешествия стояла далеко не на первом месте. Свежи еще впечатления о трущобах Марокко, да и популярный Египет с ненавязчивым сервисом не особо любим, благо дешево. И в турагентстве лет несколько назад предупреждали:

— Дался тебе этот Тунис, скукотища! Делать нечего. Там только одни толстые немецкие бабушки на пляжах с голыми сисяками загорают.

Поэтому ранее поездка на север африканского континента была отложена на неопределенный срок, до лучших времен, типа, когда совсем постарею и потолстею, чтобы европейским старушкам соответствовать. И вот они, времена эти настали. Оказия подвернулась…

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

ИЗ ЖАРЫ В ЖАРУ ИЛИ КРАТКИЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОГОДНЫХ АНОМАЛИЙ.

Лето этого года выдалось откровенно жарким. Я, человек южный. Теплолюбивый. Жару переношу гораздо лучше, чем пусть даже небольшой морозец. Оно и понятно, в моей родной Астрахани народ к теплу привыкший. Если температура ниже чем +32, то уже ворчим, дескать, какое холодное лето выдалось. Однако в этом году жаловаться грех. +38 +42 стабильно и без изменений на протяжении уже двух с половиной месяцев. На спидометре своего авто раз несколько наблюдал даже +47. Но это ничего. Город живет своей обычной жизнью, сиесту не просит, разве что арбузы поспели на пару недель раньше времени да вода в бассейнах зацвела. К чему я это все говорю? Да к тому, что над проблемами Москвы этим летом вначале посмеивался. Все равно градусов на пять меньше, чем у нас на юге, чего такую панику раздули! Но…

Практически любое путешествие начинается со столицы. Так уж сложилось, что куда бы в нашей стране ни летел, а пересадка все равно в Москве. Вот и в этот раз. Переночевать решили в гостинице «Измайлово». Запоминающаяся ночка!!! Разогретый до уровня мартеновской печи номер, еле открывающееся окошко, ни ветерка, ни сквознячка и теплое, шерстяное одеяло в двойном пододеяльнике на кровати. Супер!!! Зато на улице ночью относительно хорошо, но в помещения прохлада не попадает.

Посему выводы я сделал такие: московские проблемы с жарой рукотворные. Не в том смысле, что жара искусственная. С погодой не поспоришь. Я о том, что ко всему можно приспособиться. Здания в столице построены без учета сквозного проветривания. Окна еще с зимы заколочены, открыть видимо лень. Лень также теплое одеяло с кровати убрать. А вдруг жара скоро кончиться, и его через неделю вновь доставать придется? Ни в одном окошке не видал кондиционера. При зарплатах, которые явно выше наших провинциальных (с этим, надеюсь, спорить не будет никто) и жалеть десять тысяч рублей на сплит систему ради своего комфорта. Это диагноз. Тезис о том, что кондиционеры не продают в магазинах, не принимаю. Потому и не продают, потому что не покупают. А попробовали бы в том же Тунисе в отеле поселить нашего человека в номер без кондиционера. Представляете себе, какой бы шум поднялся? То-то же. С других будем спрашивать по полному счету, а самим шевелиться нет желания. Даже ради себя любимых.

А теперь о самом главном, о погоде в Тунисе. На побережье Средиземного моря, в Африке, так сказать, температура воздуха в конце июля составляла +31 +32 градуса по шкале Цельсия. Сразу видно, что после Московской погодной аномалии это Африканское побережье — северное! Смешно, но в Москве реально оказалось теплее.

ОТЕЛЬ MEGIC LIFE AFRICANA IMPERIAL. 5*

От аэропорта города Монастир, куда приземлился наш Jumbo от Трансаэро, до отеля полтора часа езды. В родном турагентстве мне его рекомендовали как один из самых лучших в стране. Справки ради, сеть отелей Magic Life принадлежит туристической корпорации TUI (Touristic United International). Если следите за рынком туристических услуг, то в последнее время наверняка заметили ее рекламу с саблезубой брендовой улыбкой. Она недавно пришла на Российский рынок, скупив на корню Мостревел и VKO. Знал бы заранее, смотрел бы цены у нее, вдруг дешевле в свой собственный отель? Хотя вряд ли. Да и не видел, чтобы от этой фирмы кто-нибудь с русскими в Тунисе работал. И посмотрев на это дело, желание обращаться в TUI пропало, вдруг по всему миру такая бодяга?

Изначально отель не понравился совсем. Не то, чтоб он был безобразный или грязный, нет, этого не было. Просто само здание, отделка, дизайн, да сама архитектура не красивая. Нет изюминки, нет сути. Типовая постройка, сляпанная без души. Фантазия у строителей отсутствовала полностью. Корпуса изготовлены в восточном арабском стиле, как же могло быть иначе на землях Магриба. Резные арки — проемы, кое-где изразцы знаменитой голубой керамики, но в основном весь отель отделан просто серым мрамором. Однотонно, мышино-серо и достаточно грубо. Любой читатель может сказать: «Ну, ты, родной просто зажрался. Хватит придираться!» Да, я действительно придираюсь. Но поймите, за те деньги, которые заплатил, можно найти эстетический вид посимпатичнее. В Тунисе вряд ли, но в других странах можно. Я ни разу ни сказал, и не скажу, что отель плохой. Он хороший. Но ощущение недоделанности и недосказанности не покидает все время отдыха.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Такая же петрушка и с номерами. Очень просто, на грани плохого вкуса. Попытка соблюсти арабский колорит выражается в наличии чисто восточных подушек и покрывала на кровати, рыжего цвета с орнаментом национальным. Такие же рыжие расписные занавески на окне. Стиль мебели — минимализм. Кровать, из двух составленная, обшарпанный комод да шкаф в прихожей. Сейф имеется. Утешение одно, кондиционеры работают на полную катушку, что после Московских аномалий кажется раем.

Ванная и туалет раздельные. Такое вижу впервые. А, главное, непонятно зачем. За счет лишней стенки пространство самой ванной комнаты значительно сузилось. Поэтому само корыто ванной пришлось ставить очень узкое. Я человек небольшого роста, да и габариты мои невелики, но даже мне развернуться в этом ограниченном пространстве тяжело. Клаустрофобией не страдаю, просто, когда моешься, бьешься локтем о стенку или стекло ограждения. Да занавеска мокрая к заднице норовит прилипнуть. Неудобно. Из принадлежностей только кусок мыла и шапочка для душа. Согласитесь, для претензии на пять звезд как-то маловато будет. Ни о каких флакончиках с шампунем и прочими финтифлюшками речи не идет. Их просто тупо нет.

Но убираются в номере хорошо. Тот бардак, который мы оставляем после себя, уходя на пляж, обязательно ликвидируют. Все расставят по своим местам. Кроватку застелют чистыми простынями и дадут чистенькие полотенчики. Проблем с уборкой и обслуживанием никаких. В отличие от других арабских стран, горничными здесь работают женщины. Все-таки чувствуется остаточное французское влияние.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Совет для тех, кто выберет отель Magic Life Africana для своего отдыха. Отель хороший, в Хаммамете один из лучших, не разочаруетесь, но не пожалейте денег и закажите номер с видом на бассейн (pool view). Потому что все номера с видом на сад (garden view), выходят далеко не на сад, а на глухой забор и соседний отель. А там расположены не то кухня, не то подсобные помещения и постоянные грохот, вой и гул от работающей техники. Шумят вытяжки и блоки кондиционеров. В жару, при закрытых окнах и задернутых плотно шторах этого не слышно. Пластиковые рамы шум гасят. Но если открыть окошко, то уже не поспишь. Разница между номерами составит примерно 5 тысяч рублей на человека за все время отдыха. Решайте сами.

Здание трехэтажное. Поэтому каждый третий номер располагается на первом этаже. Кому как, но нам первый уровень не нравиться. На балконе не посидишь, каждый, кто идет мимо заглядывает в твои окна. Изначально дали нам именно первый этаж. Слегка расстроились. Пошли мыться с дороги. Мало того, что ванная узкая, так она еще и установлена руками косорукими. Вся вода по бортам стекала исключительно на пол. В результате появилась конкретная лужа.

— Ага! А вот и причина! — промелькнула мысль, и после совсем небольшого мини скандальчика мы перебрались двумя этажами выше. Отношения с обслуживающим персоналом не испортили, поскольку смазка в виде нескольких динаров умаслила их нежные души. Еще один совет. При заселении ничего на рецепшене не давайте. Вдруг повезет, и достанется приличный номер. А вот если уж не понравится, то бакшиш всегда поможет исправить положение.

Ну вот, пожалуй, и все. Все недостатки, которые обнаружил, на них уже указал. Далее остается только наслаждаться отдыхом и быть счастливым. Весь остальной мой рассказ будет исключительно благодушным и в розовом свете!

СОЛНЦЕ, МОРЕ, ПЛЯЖ.

На территории отеля, несмотря на обилие зелени, невозможно найти место в тени. Реально, отель самый зеленый из всех, которые я в Тунисе увидел. Это правда. Да вот только деревья да кустарники растут каких-то странных сортов. Тень от них не густая и пропускает все солнечные лучи. Как ни крутись, везде будет солнце. И у бассейнов, и на пляже. Грибки-зонтики очень маленькие, и на том пятачке, который они защищают уместиться невозможно. Так что зажариться под хрустящую корочку как нечего делать. А на пляже вообще, как в солярии. Но мы ребята тертые, и свое место под сенью раскидистого эвкалипта все-таки нашли. Пусть немного и вдалеке от бассейна, зато слегка поспокойнее.

Заметил такой момент. В отелях, где среди отдыхающих много немцев, обязательно появляется традиция занимать лежаки пораньше. Привыкшие к спокойной жизни, они обязательно хотят застолбить место еще до завтрака. Наши соотечественники такой фигней не страдают и о месте под солнцем не парятся. Все равно на всех хватит. Даже при полной загрузке отеля проблем с этим не возникало. Зато возникало желание устроить немцам Сталинград, уж больно они не ласковые. Но ввиду численного превосходства вероятного противника такие мысли пришлось прогнать прочь.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Пляж песчаный. Другого и быть не может, потому как пустыня рядом. Береговая полоса небольшая, но вполне достаточная, чтобы уместились несколько рядов лежаков вдоль моря. Берег пологий. Глубина увеличивается постепенно, что очень здорово. Редко где так бывает. И поплавать можно и поплескаться на мелководье в теплой ласковой волне. Для детей очень удобно. И для взрослых тоже.

Особенно волшебно море по утрам. Отель еще не проснулся. Когда нет ни ветерочка, да и ночная прохлада еще совсем не испарилась. Бриз начнется чуть попозже, а пока на поверхности воды нет даже мелкой ряби, не то, что волны. Спросони бежим на пляж. Заходить в воду не то, чтоб холодно, зябко слегка после теплой постельки. Пору минут полощем копыта на мелководье. Привыкнуть надо к новым ощущениям. Затем резкий бульк, и поплыли. Вот он кайф! Это примерно семь утра. А дальше поднимается небольшой ветерок, на море небольшая волна, которая к вечеру будет еще усиливаться. И так каждый день.

В зависимости от направления ветра, течения и волны, море бывает то чистое, то слегка грязное. Но не пугайтесь так сразу, грязное оно не от отходов деятельности человеческой. Просто прибивает к берегу тину морскую. Ту, которую выбрасывает на берег, убирают моментом. А вот в море чистить ее запрещено. Экология, однако! Поэтому иногда у кромки воды плавают остатки водорослей и мелкая от них взвесь. Если нет волны, то все оседает на дно. Из двенадцати дней тина наблюдалась только в течение первых двух. В остальные чистейшая вода и полный мешок удовольствий.

В мешок удовольствий, предоставленный отелем, входят почти все водные развлечения. Катание на банане и каноэ. Учат кататься на водных лыжах, серфе и катамаране под парусом. Причем для постояльцев отеля все это совершенно бесплатно. Такую щедрость я наблюдал первый раз. Причем кататься можно сколько хочешь, без всяких ограничений. Записываешься в тетрадку на нужный аттракцион и обязательно надеваешь спасательный жилет. Без него в море не пустят. Все технические средства на специальной огороженной буями территории. Если на лодке приближаешься к зоне для купания, будут свистеть: «Возвращайся, брат, назад». Так что по поводу безопасности все в полном порядке.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Сын мой за время отдыха научился кататься на водных лыжах как вполне заправский специалист. Интересно было наблюдать за процессом обучения. В первый день он даже не смог встать на лыжи, но попытки не оставлял. Упрямство вещь хорошая, и на второй день умудрился проехать метров десять, после чего зарылся носом в воду. Смех, шутки и попытка за попыткой. Ну, а дальше пошло все гладко. Каждый день раз по несколько лихо мчался вслед за катером вдоль всего побережья. Достал сынок бедных аниматоров настолько, что они даже его имя «Женя» переделали на свой, чисто восточный лад. И стал он зваться «Джинни», как тот джин из диснеевского мульта.

— Джинни! All Ok?

— Yes! Go fast, please!!!

И катер срывается с места, резко набирая скорость. Вопли радости и горящие от восторга глаза говорят сами за себя.

Волшебная фраза «Go fast», «Едем быстро», то есть, применяется очень избирательно.

— We are from? From Russia! О! Водка! Давай, давай!!! — и врубают скорость на полную катушку. Банан несется по волнам вслед за катером, зарываясь в волну, и на полном ходу пытается скинуть седоков. Ощущение, что ты сейчас плюхнешься в море, а твои руки так и останутся держаться за поручни, причем отдельно от тебя. Пальцы уже не разжать. Зато стоит рядом присесть кому-нибудь, скажем, из немцев, и скорость будет медленная, как ни проси. И прокатят тогда тихо, ласково и печально.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Для детей есть специальное плавсредство. Банан сдвоенный, в виде катамарана. Чтоб не переворачивался ни при каких условиях. Две девчонки из анимационной группы, явно из Германии, ходят по отелю и собирают детей всех возрастов на развлекалово. В назначенный час весь выводок прибегает на пляж, и устраивают грандиозный заезд в море. Мелких обязательно страхуют спасатели. Спасательные жилеты всех размеров, начиная от самых маленьких. Визг и писк от радости. Довольны все, и дети, и их родители. Не поймешь, кто больше! Детей, вообще, опекают конкретно. Целый день то их учат стрелять из лука, то устраивают праздничный маскарад. Так вся бригада и ходит гуськом следом за своими воспитательницами. Даже поход на полдник групповой и веселый. Эта информация для тех, кто путешествует с детьми от трех до тринадцати. Можете быть уверены, Ваше чадо будет нейтрализовано и отдых Вам капризами не испортит. Если, конечно, не слишком детеныш пугливый и знает азы иностранных языков.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОРМЕЖКЕ В ОТЕЛЕ И НАЦИОНАЛЬНОЙ КУХНЕ В ЧАСТНОСТИ.

Голодным остаться невозможно. Завтрак традиционен и обилен. Яичница и омлет, это как везде. Три миски с кашами, овощи, сырые и варено-пареные, колбаса и сыр. Сыр нормальный, а вот с колбаской проблемы. Чувствуется отсутствие свининки, и заменяют ее явно салфетками. Фрукты четырех или пяти видов. Арбуз, дыня, финики, виноград, яблоки, груши, персики, слива. Думаю, вполне достаточно для счастья. Особенно рекомендую финики. Вкусные! Сладкие! Говорят, что после того, как к Ирану применили санкции ООН, Тунис стал крупнейшим поставщиком фиников на мировой рынок. В данном случае количество и качество не противоречат друг другу. Выжимают свежие соки. Апельсин, это традиционно, этим никого не удивишь. А вот свежий сок из помидоров или моркови вносит радостное разнообразие. Да плюс совсем экзотическое банан с молоком и еще что-то непонятное.

Отобедать помимо центрального ресторана, где конкретная всласть объедаловка, можно в баре на пляже. Там дают что-то типа гамбургера с разными начинками внутри. И есть еще кафешка у бассейна. Там тоже по-простому: гамбургер, картошка фри, разные салатики и фрукты. Для закуски вполне сгодиться.

Ужин, конечно, самое время для похудания. Если сможете удержаться и не подавиться слюной. Изобилие такое, что можно каждый день накладывать разные блюда и практически не повторяться. На улице, возле ресторана жарят рыбу. Мелкую, типа нашей воблешки, но всегда свежую. Это помимо, что рыбное блюдо будет на подносах. Там же пекут пиццу с разными начинками. Обязательно будет жареное мясо, курица и индейка. Особенно хорошо поварам удается приготовить баранину. Салаты, овощи, картошка и фасоль. Этого всего хоть завались. Непременный стол со сладостями, неплохими на вкус, да жаль до них к концу вечера дело не доходит. Да, совершенно забыл, каждый день на ужине будет три вида супа.

Не то, чтобы напрягает, но следует отметить слегка солоноватый вкус местной воды. Из бутылки, какой бы марки не пил, все одно. Вода жесткая. Отсюда вытекает скверный вкус чая. С другой стороны чайные пакетики и так не являются мечтой гурмана. Выбирайте мешочек чая с добавками, и странный привкус будет отбит.

Ужин каждый день имеет какую-нибудь тему. То итальянский или французский, а то рыбный или мексиканский. Не скажу, что в меню от этого что-то кардинально меняется, но украшения столов и помещения явно тематические. Плюс играет соответственная живая музыка. Да официанты в разных нарядах. Кстати, об обслуживании. Весьма культурное, вежливое и быстрое. Даже не похоже на арабскую страну, Египту фора на много очков вперед. Поэтому не жадничайте, чаевые по одному динару на обед и на ужин превратят Вас в лучших друзей, да и ускорение придадут почище любого пинка.

Алкоголь. Недурственно. Неплохое пиво, легкое. Вино белое, розовое, красное. Все местного производства. Нахаляву наливают дешевку, разумеется, но пить можно, особенно под хорошую еду. А вот что очень понравилось, так это коктейли, которые делают в лобби-баре. Конкретно хорошо. Особенно удается «мохито». Делают по науке, как по правилам и положено. Вначале давят в стакане лайм с мятой и сахаром, и только потом добавляют лед, ром и тоник. Вкусно! Кстати, каждый день, за полчаса перед обедом в лобби выносят столик с пузырьками и готовят коктейль дня. Пропустить нельзя, иначе сложиться ощущение, что чего-то недоделал. Коктейлей за день выпивал столько, что до крепкого алкоголя дело ни разу не дошло. Хотите верьте, хотите нет. Но мужики нахваливали местный коньячок, и, судя по их довольным физиономиям, он был действительно неплох.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье
Рестораны А-ля-карт. Кажется три или четыре. Запись на рецепшене. Но Вы же помните, официанты, что бегают в желтых майках на обеде уже Ваши друзья. Поэтому предложение от них весьма резонное:

— Не хотите сегодня вечером пойти в ресторан тунисской кухни? Очень вкусно и вино хорошее!

Конечно согласились. Записались по времени в семь часов. Тунисская кухня в ресторане Safaga, находится на втором этаже над основным рестораном. Столы уже заранее накрыты по количеству записанных персон. Наше место самое лучшее, на веранде с видом на бассейн. Смеркается. Холодит приятный ветерок. Первым делом сую свой нос в карту вин. Белые, розовые и красные, все тунисского производства, названий таких ни разу не слышал. Цена от 24 до 26 динаров за бутылку. Приемлемо. Зову официанта:

— Братишка, принеси красное вино, самое лучшее, на свой вкус.

Вопросов нет, через пять минут на столе бутылочка образца 2006 года издания. Название повторить не смогу, но на вкус прелестно. Хорошим известным маркам не уступает.

Вначале принесли традиционных местных холодных закусок. Затем горячих. Маленькие порции в маленьких керамических мисочках, зато много по разнообразию. Это чтобы получше заценить суть национальной кухни. Салатики, мясные поделки, фрикадельки. Отдельно различные соусы. Особенно понравился с чесноком из кислого молока. Когда порции внезапно закончились, подали тунисский суп. Достаточно густой, красно-коричневого цвета, явно из-за присутствия томата. В качестве крупы дробленая перловка, пшеница. Слегка похож на наш рассольник, только плотнее и вкус насыщеннее. На горячее выбрали баранину в горшочке. Сервировали ее по целому ритуалу. Кушанье появилось перед нашими глазами в длинном глиняном горшке. Вначале в глубокую миску голубой керамики из горшка вылили суп. Затем в другую, уже плоскую тарелку вывалили мясо с овощами. Куски большие, солидные. Жена немного поворчала, что мясо типа просто вареное. Но как сварено! Мягкое и нежное. Ароматное. Хороший барашек. К моменту подачи десерта мы уже еле дышали от обжорства. Вечер, несомненно, удался!

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

ОКРЕСТНОСТИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА ХАММАМЕТ.

Отель расположен в южной части Хаммамета. Практически на самой окраине. Кажется, этот район называется Gold Yasmime. Территории новые, находятся вдалеке от старого города, зато здесь чуть ли не самая дорогая земля во всем Тунисе. Именно на этом месте построили хорошую курортную зону, и стоит множество новых и солидных отелей. Большинство из них сетевые.

Магазинчики сувенирами и множество ресторанов располагаются в Новой Медине. Добраться до нее из отеля проще простого. Причем легче всего пешком. И займет это по времени минут десять или пятнадцать, смотря каким темпом шагать будете. При выходе их отеля сворачивайте влево и идите по дороге. На пути Вашем встретится только одна развилка. Кольцо. Вам надо держать путь прямо, по дороге идущей параллельно пляжу. И, никуда не сворачивая, Вы попадете к конечной цели своего похода. Сомневающиеся пусть запомнят слово: «New Medina». Любой абориген покажет.

Само слово Медина переводится с арабского как «город». Раньше поселения обносились крепостной стеной, вот эта территория собственно и являлась городом. Новая Медина представляет собой большую площадь, окруженную стеной. Все, как встарь, только свежего происхождения. Построена недавно и исключительно в туристических целях. Искусственно воспроизведен облик старого арабского города. Весьма, надо сказать, удачно. А все здания и помещения арендуют ресторанчики и магазины. Их здесь такое огромное множество, что легко заблудиться. Сувениров немеренно. Одежда исключительно брендовых марок и за сущие копейки. Подделка, конечно, но ведь все равно не отличишь. Причем продается все это вперемешку с мылом, оливковым маслом и пакетами с пряностями. Восточный базар, он и в супермаркете Восточный базар!

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

В старый город, «Old Medina», попасть можно или на такси или на специальном туристическом транспорте. Ходит такой паровозик с открытыми вагончиками на прицепе. Стоимость проезда 2,5 динара с носа. Остановить его можно элементарно подняв руку у дороги. Но предупреждаю, ехать очень долго, а паровозик ползет медленно. Можете на это целый час ухлопать. Поэтому предпочтительнее все же такси. Желтые машины с шашечками. Оплата строго по счетчику. При посадке сумма начинает тикать с 400 миллимов, с сорока местных копеек, то есть. Как я уже сказал, ехать достаточно долго. По дороге жена даже толкала меня пару раз в бок со словами:

— А мы туда вообще едем? — или:

— А нас не завезут куда-нибудь не туда?

Так вот, чтобы Вам, дорогой читатель, не волноваться, попав в такую ситуацию, запомните: конечный пункт Вашего путешествия появиться тогда, когда на счетчике такси высветиться сумма примерно 7,5 — 8 динар. Раньше можете не дергаться. По времени это занимает от двадцати минут до получаса.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

Старая Медина находится как раз там, где Хаммамед изначально и строился. Небольшой мыс. С видом на живописную бухту. Сейчас здесь располагается городской пляж. Песчаный и достаточно чистый для общественного места. Основа Медины — старая крепость, цитадель на берегу моря. А под защитой крепостных стен и расположились дома местных жителей. Белые, с синими резными окошками, дверями и балконами, они так причудливо заплетены в узкие улочки, что, поди, разберись в этом лабиринте. Сейчас там, конечно, сплошной базар. Лавки, лавочки, магазинчики. Кожа, сандалии, сувениры, плюшевые верблюды, ожерелья и побрякушки прочие, футболки и керамика. Везде толчея. Многолюдно. Разноголосица полная. Туристы и продавцы спорят на разных языках, кто тихо, а кто и на повышенных тонах. Торгуется народ!

Восточный базар, что может быть восхитительнее?!! Восточный базар одновременно ужасен и прекрасен. Раздражает он своей дикой толчеей, невозможностью ориентироваться на местности и даже невозможностью думать вообще. Этим просто некогда заниматься, к тебе пристают со всех сторон с чисто коммерческими предложениями:

— Рюсски! Давай по-рюсски!!! Захади, пасматри, что есть!!!

— Верблюд хочешь? Пачему не хочешь?

— Лучшие сувениры в городе! Не дорого отдаю!!!

И не дай бог просто так, без желания купить, на что-нибудь заглядеться. Замучают и не отвертеться. Нет, если Вы, конечно, готовы потратить деньги, то торговля представляет весьма занятный процесс, длящийся минут двадцать. В ход идет все. Жесты, мимика, улыбка разъяренного дракона, в общем, весь Ваш арсенал обольщения, начиная с фразы:

— Вери икспренслив! — исковерканное на российский дремучий лад англицкое «очень дорого», до традиционного:

— Ну, раз не отдаешь дешевле, то я пошел! — здесь перевода не надо, достаточно недовольной физиономии. Причем как бы усердно не торговался, все равно останется ощущение, что в соседней лавке дешевле. И вот именно этими ужасами и восхищает и притягивает к себе наши души Восточный базар. Ох, явно в наших генах сидит что-то не совсем европейское…

А из старой цитадели нынче сделали музей, и походить по старым стенам можно заплатив несколько динар на входе. Толщина и высота стен приличные. А вот дворик внутренний очень маленький. Так что укрываться за стенами в прежние и отнюдь не спокойные времена могли явно немногие. А время старый форт не щадило. В комнатке на первом этаже висят старые фотографии. Съемка конца девятнадцатого века. Изображена та разруха, которая была до прихода французов. Стены полуразвалившиеся, башни без верхушек и все в трещинах. Реконструкцию и реставрацию провели значительную. Былое величие возвращено, и крепость вновь грозно нависает над кромкой моря.

Случайный Тунис или ключ от Сахары, часть 1: повесть об отеле и побережье

ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА ИЛИ РАЗНЫЕ РАЗНОСТИ.

1. Девушка одна возмущалась очень, что на пляже и у центрального входа в отель нет на флагштоке Российского флага. Даже администратору этот факт высказала. Безобразие, мол, европейские висят, а нашего, русского нет. Патриотка, наверное! Менеджер обещал подумать.
  2. Отголоски чопорной Европы на Африканском континенте. В отеле вместо одной мусорной корзины стоит сериал аж из четырех. Надписи на них такие: «Organic», «Glass», «Plastic», «Paper». Расфасовка мусора как на диком западе.
  3. Валюта: Тунисский Динар. В 1 $ — 1,44 динара. Во всех магазинах берут исключительно только местную валюту. Очень строго, под страхом уголовного преследования. Даже за экскурсии платить придется динарами. Купить на доллары или евро ничего не получиться. Но обменять можно или в банке или на рецепшене своего отеля. При обмене в отеле Вам непременно выдадут банковский чек о валютной операции. Сохраните его.
  4. Монеты в ходу достоинством по ½, по 1 и 5 динаров. Банкноты начиная с 10. Более мелкая деньга называется миллим. В одном динаре 1000 миллимов, а не сто, как у нас. Медные монеты достоинством по 50 и 100 миллимов. Но это очень мало. В туристической зоне на них ничего не купишь. И только путешествуя по стране, в каком-то оазисе в задрипанной местной лавочке я слил всю эту мелочь за бутылку кока-колы. Стоила она, кажется, 700 миллимов.
  5. Оставшиеся динары Вы сможете поменять при вылете из страны. Вот здесь с Вас и потребуют ту самую бумагу об обмене денег. Но будьте внимательны, не проспите свое счастье. Банки расположены только до паспортного контроля. А магазины Дьюти Фри продают только за иностранную валюту и динары не принимают. Вот такой вот прикол.
  6. Можете считать, что я историческое ископаемое в информационных технологиях, но я только сейчас понял, какая это хорошая штука WI-FI. В отеле он ловит в лобби, в баре и в ресторане. Сын прихватил с собой из дома маленький ноутбук и ловко этим пользовался. И даже я отослал несколько писем друзьям, да по работе пару раз подключался. Прогресс не остановить! На будущее надо учесть.
  7. Анимации в отеле много. Анимация весь день. Игры у бассейна перед обедом. Традиционные футбол, волейбол. Бесплатный теннис, но записываться надо слегка заранее. За дополнительную плату только бильярд. Два динара за партию.
  8. Пляжные полотенца в отеле есть. По карточкам, как впрочем, и во многих странах. Да только полотенца эти какие-то маленькие и слегка затрепанные. Поэтому многие туристы, европейцы в основном, застилают лежаки своими, из дома привезенными. Возьмите этот момент себе на заметку.
  9. Несмотря на обильные обед и ужин, в пять часов на улице у центрального ресторана накрывают столы на полдник. Плюшки всевозможные, блинчики жарят. Чай и кофе, само собой. Видимо бояться, что туристы похудеют. И народ трескает все это за милую душу.
  10. Всегда интересовал вопрос: «Сколько денег платят иностранцы за такую же типовую поездку?» Пытался поспрошать. Немцы, те шифруются почище, чем партизаны в войну. Черта с два у них чего выпытаешь. Подкатил к более разговорчивым подданным британской короны. Оказалось 3500 на троих. Только вот беда, не уточнил чего, по своей глупости. Если сумма в евро, то слегка дешевле, чем у нас. А если в фунтах, то столько же. Подлянки ради хочется надеяться на второе.

ВЫВОДЫ:

А выводы по отелю такие: самое слабое место это планировка отеля и номерная база. Зато хорошее, качественное обслуживание, великолепное питание, чистое море и много солнца с лихвой все это компенсирует. Съездить один раз обязательно стоит.

Цена выше, чем в Турции и Египте. Видимо из-за отсутствия конкуренции у отправляющих турфирм. Крутят на полную катушку. Несмотря на высокое качество обслуживания, по соотношению «цена — качество» для повторного визита лично я бы выбрал Египет. Кто бы и что бы ни говорил, а деньги все же имеют решающее значение.

Читайте в следующей части: поездка по стране с севера на юг. За что разрушили Карфаген? Зачем бедуинам тюрбаны, какой на вкус песок Сахары и где растут лучшие финики?