Турист Наталия Семчина (NataliaC)
Наталия Семчина
была вчера 17:19

Тбилиси, Сигнахи, Телави, Мцхета, Боржоми + 4 города — Грузия Октябрь 2015

Грузия с детства была в нашей семье на слуху: сестра моей бабули всю жизнь прожила в Цхинвали и я часто слышала рассказы о дяде грузине, о моих двух сестрах грузинках, особенно часто после того, как к ним в гости съездил мой отец, но которых мне никогда не довелось видеть: жизнь, не дав шанса на встречу — разбросала.

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

А потом я читала «Мцыри», читала бесконечное множество раз, пока не выучила наизусть… мурашки по коже до сих пор….

Здесь и далее М.Ю Лермонтов, а как же иначе? Монастырь Джвари ,здесь тоже вспоминался Лермонтов.

«Старик! я слышал много раз,

Что ты меня от смерти спас —

Зачем? . Угрюм и одинок,

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах!»

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

И это тоже Грузия, но, начав путешествовать, я о ней не думала и на встречу с ней совсем не собиралась, пока пару-тройку лет назад мой друг, проживший в Тбилиси большую часть своей жизни, не обратил мой взор в ее сторону. И как-то так не вдруг, а медленно и постепенно я захотела сначала прогуляться по Тбилиси

Театр марионеток Резо Габриадзе, мы сидели в кафе напротив, пили кофе и любовались этим неординарным сооружением.

а потом и вообще поездить по Грузии, стране с богатым прошлым, увидеть своими глазами монастыри

Шио-Мгвимский монастырь-средневековый монашеский архитектурный комплекс в 12 км от города Мцхета. Расположен в красивом месте, в узком известняковом ущелье.

и храмы, в которых чудом сохранились древние фрески.

На берегу Жинвальского водохранилища расположена средневековая крепость Ананури, построенная в шестнадцатом веке для защиты окрестных земель.
Радугу я увидела только дома, на компе!!
Кахетия, Алавердии — кафедральный собор первой четверти XI века (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс. Радугу я увидела только дома, на компе!!

Монастырь Алаверди.

И если получится, полазить в древних разрушенных крепостях.

Но ехать одной категорически была не согласна и, заняв выжидательную позицию, стала прощупывать и прорабатывать находящиеся в моем окружении подходящие кандидатуры. На это ушел год и, когда мое терпение лопнуло, я пошла в агентство и купила тур на 5 дней (Грузия и смешные пять дней!!!). Предвкушая поездку и уже пакуя чемодан, была шокирована звонком менеджера: " На военно-Грузинской дороге сошел очередной сель, тур отменяется!», а до него оставалось 3 дня!

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

Огорчению не было предела и тут я вспомнила о другом моем желании-фьордах! Так благодаря селю я попала в Скандинавию. Но поиск попутчиков я не прекращала и, заговорив с Ириной о своем желании,

Вечерняя прогулка по Тбилиси, вид на крепость Нарикала.

с радостью услышала, что она не против составить мне компанию. Нашим маленьким коллективом наметили сроки и до поры до времени отложили подготовку, тем более, что о Грузии я собрала почти всю необходимую информацию еще в первый раз. Время двигалось ну очень медленно, и когда оно наконец-то пришло, у себя я не обнаружила файла с собранной полезной информацией-он волшебным образом исчез. Удивление и шок пришлось быстренько локализовать и приступить к новым поискам в необъятных просторах сети: затем сверяем, согласовываем, утверждаем желания и в итоге вот что у нас получилось.

Я выезжаю 25 сентября вечером на поезде (совет, как по суше попасть в Грузию), Ира вылетает 26, встречаемся в отеле в Тбилиси. Три дня мы выделили на Тбилиси, жили в Guest House Marina, рядом с замечательной улочкой Коtе Аfhkazi, и метров 300 от площади Свободы, в один из дней с выездом в Мцхету.

Мцхета,
Там, где, сливаяся, шумят,
     Обнявшись, будто две сестры,
     Струи Арагвы и Куры,
Мцхета, Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры,
Мцхета, храм Светицховели, в переводе животворящий столп. Это  кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви. На протяжении тысячелетия является главным собором всей Грузии.
Мцхета, храм Светицховели, в переводе "животворящий столп". Это кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви. На протяжении тысячелетия является главным собором всей Грузии.

Во вторник вечером садимся в поезд до Зугзиди, а утром оттуда едем в Сванетию, в Местию, там у нас был забронирован гостевой дом в старинном доме, в самом центре Местии.

Сванетия, Местия.

в четверг у нас по плану поездка в Ушгули, сванские башни!

Сванетия, Ушгули.

Эту часть маршрута предложила Ира!

Сванетия, Местия.

В пятницу 2 октября обратный путь в Зугдиди, ночь в поезде, а утром едем в Кахетию, в Алазанскую долину! Выходные в Кахетии, в краю виноделия! Одну ночь провели в старом городе Сигнахи в замечательномотеле "Майя", а вторую в Телави, тоже в Guest House Kavkasioni 33

Кахетия, Сигнахи.

Новую неделю начинаем и новым направлением — держим курс на Самцхе- Джавахетию, там двое суток с обязательным посещением Вардзии — известного пещерного города.

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

Последний виток нашего путешествия выпал на Мцхета-Мтианетию и Военно-Грузинскую дорогу, а еще мы очень хотели увидеть Казбек.

А вот любуйтесь-Казбек собственной персоной, грозный дедушка Черномор и как бы он не хмурился, но ему пришлось показаться нам рано утречком, пришлось вскочить в восемь!!!

10 октября мы разъезжались в разные стороны, в общем и целом путешествием и друг другом остались довольны.

Итак, у меня получилось-16 дней, два из которых можно вычеркнуть на дорогу.

Нам удалось посетить: Мегрелию и Верхнюю Сванетию,

Самцхе- Джавахетию, Кахетию, Мцхета-Мтианетиюю.

Вот так нас встретила Троицкая церковь в крошечной грузинской деревне Гергети, прямо над посёлком Степанцминда. Находится церковь на на высоте 2 170 метра у самого подножья Казбека.

Как мы ни старалась и так и эдак — закольцевать маршрут не удалось, поэтому глядя на карту, можно представить, что наш путь туда-сюда и опять туда выглядит как тонкая атласная ленточка, кружащаяся на ветру, а потом медленно и изящно опустившаяся на траву.

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

Мы выполнили все, за одним исключением: вместо Гори и Уплисцихе решили погулять по парку и прокатиться на канатке в Боржоми.

Боржоми, поднявшись  на канатке, можно прогуляться по лесу.
Боржоми, поднявшись на канатке, можно прогуляться по лесу.

Да, и самое главное, что я себе перед поездкой наметила обязательно сделать — посчитала свой бюджет:

Отели — 392 Лари (11500 рублей)

Транспорт -365 Лари (10700 рублей)

Питание и прочее — 283 Лари (8300 рублей)

Итого ушло именно на Грузию: 1040 Лари (30500 рублей)

Дорога — 2600 рублей (поезд) +3000 рублей (такси).

Всего поездка обошлась: 36100 рублей.

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

С собой мы брали рубли и доллары, поменять можно и ту и другую валюту без проблем, как впрочем и Евро, обменные пункты валюты есть везде, а в Тбилиси их очень много. Курс к доллару составлял 2–32(в метро), 2–36 (в обменниках) Лари, к рублю 33–34.

Жинвальское водохранилище, обеспечивающее Тбилиси водой и электричеством.

Это четко, кратко, сухо и по существу, а мне хочется быстрее сказать — какая же это чудесная и многогранная страна — Г Р У З И Я!!!!

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

Мой взгляд на мир обязательно должен наслаждаться окружающей красотой природы,

без этого мне беспокойно, неуютно и грустно! Маленькая, но такая разная Грузия приготовила мне потрясающий, незабываемый подарок и я поняла это с первых же минут, оказавшись на ее территории — горы!

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

«Вдали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих, как алмаз,

Седой незыблемый Кавказ;

И было сердцу моему

Легко, не знаю почему.»

Горы были повсюду, они грозно обступали серпантин дороги,

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

сопровождая нас, ежеминутно меняя рельеф из огромных грубых и серых скал, резко превращавшихся в лохматые и плавные бархатные холмы,

по склонам которых можно было разглядеть крошечные белые точечки — барашки! Потом вдруг словно опомнившись, дорога резко взяла вверх, при этом, не забывая кружить нас и так и эдак — подумать только, что ее строительство началось в 1783 году после подписания Георгиевского трактата о протекторате России над Грузией.

«Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.»

Именно по ней в далеком 1799 году началось постоянное сообщение между Владикавказом и Тбилиси и по ней, так же как и я сейчас, только на другом транспорте когда-то проезжали Лермонтов, Грибоедов, Пушкин!

«И божья благодать сошла

На Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

3а гранью дружеских штыков.»

От причастности к истории, от нахлынувших эмоций, от окружавшей красоты Дарьяльского ущелья, Военно-Грузинской дороги и Главного Кавказского хребта, от серпантинных горок на Гудаурском (Крестовом) перевале и от вертения головой на все 360 градусов, эта голова вдруг взяла и разболелась! А ведь высота всего-то 2379 метра над уровнем моря.

«Бледный свет

Тянулся длинной полосой

Меж темным небом и землей,

И различал я, как узор,

На ней зубцы далеких гор.»

Пещеры в Давид-Гареджи.

В воскресенье мы гуляли по Тбилиси, маршруты я придумала еще дома, проложила их по карте, но на деле мы лишь слегка поддерживались их, постоянно куда-то поворачивая и теряясь. День был чудесный, настроение тоже и город потихоньку начинал открывать нам свои гостеприимные объятья!

Цминда Самеба, Собор Святой Троицы в Тбилиси — главный кафедральный собор Грузинской православной церкви. Находится на холме святого Ильи.

А вечером в кафе мы встретились с Теоной. Я до сих пор нахожусь под впечатлением-пусть меня Теона простит, но она замечательная, как будто мы дружили сто лет и встретились после долгой разлуки! Так как это было первое наше кафе в Грузии — заказ делала хозяйка на мелодичном языке, все было вкусно,

мы болтали, пили вино

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

и дарили друг другу подарки!

А потом полетели дни….нет, они помчались, обгоняя друг друга и наскакивая один на другой…. Постепенно привыкая к заданному ритму, мы не очень-то себя изнуряли, позволяя спать часов до восьми — ведь это был все-таки отпуск. Постепенно присматривались к людям, понимая, что тот стереотип, который был нарисован в нашем сознании героями фильмов о Грузии, песнями известных певцов — иллюзорный и не совсем реальный.

Ахалцихе, крепость Рабат.

Большая часть людей, с кем приходилось общаться (водители,(совет о транпорте), хозяева гестхаузов) и которые так или иначе связаны с предоставлением услуг туристам — обходительные, вежливые, словоохотливые и услужливые люди. Исключения составляли некоторые продавцы и официантки (женщины), казалось, что работают они, чтобы разнообразить свою роскошную скучную жизнь, так, от нечего делать!

Очень удобно ездить по стране, где многие говорят по-русски, многие, но далеко не все. Молодежь практически не знает русского, сложно было общаться и с людьми среднего возраста, видя, как они напрягаются, подбирая слова или делают вид, что не услышали вопрос. Но иногда им очень хотелось пообщаться или просто поговорить именно по-русски, понять — помнят ли они этот язык, посмаковать каждое слово, посетовать о прошлом. Вспоминаю продавщицу в маленьком магазинчике в Ахалцихе, она долго не хотела нас отпускать, пока не наговорилась. А прохожие на улице, у которых мы спрашивали маршрут, тоже иногда говорили и говорили!!! Видя интерес к двум девушкам))) с рюкзаками и фотоаппаратами, мне казалось, что нас воспринимали как каких-то экзотических фигур!

В Кахетии после марш-броска по изнуряющей жаре в Давид-Гареджи

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

мы попадаем с корабля на бал: на праздник сбора винограда.

«Кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно."

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

С удовольствием не только полюбовались на танцы,

Кахетия, Сигнахи, праздник урожая винограда.

послушали песни, но присоединились и продегустировали новенькое свеженькое „Каберне“!
Свой маршрут мы разнообразили трекингами в горах к ледникам

Джута,  массив Чаухи.
Джута, массив Чаухи.

и водопадам, что-то удалось увидеть вблизи, а что-то только издали,
но красота природы равнодушными нас не оставила.

Джута, Трекинг к массиву Чаухи.
Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

Переезды, быстрая смена декораций требовала сноровки и под конец, мы наловчились за 5 минут упаковывать почти не разобранные чемоданы. Особенно легко это удалось в Степанцминде, где по пол-чемодана вещей было одето на нас. Именно там горы и показали нам, кто главнее и кто в этих краях хозяин! В Степанцминде мы жили в отдельном гостевом домике Bacho's , он далеко от центра, но хозяин возил нас обедать и на экскурсии. В предпоследний день от холода мы спрятались в ресторанчике и устроили прощальный ужин, уже традиционно заказав тарелку хинкалей и далее по списку: фасоль в горшочке (лобио), салат из баклажан со свежими овощами, лаваш, грузинское пиво -все было божественно вкусно!!!

А вообще грузинская кухня конечно же на любителя, на наш вкус чрезмерно соленая, а умеренная острота некоторых блюд мне пришлась даже по вкусу. Хинкали пробовали разные: с сыром, с творогом, вместе сыр с творогом. Но первенство все же отдали хинкали с мясом, это какое-то пиршество богов!

Грузия-вот мы и встретились!! Гамарджоба!

Покидать эту страну не хотелось, в происходящее не верилось, казалось, что сейчас запакуем чемоданы, сядем в очередное такси и опять рванем в монастырь, спрятавшийся далеко и высоко в горах или в древнюю крепость, полуразрушенные каменные стены которой хранят тайны прошлого….

Монастырский комплекс Икалто,в прошлом при монастыре находилась Академия, в которой учился Шота Руставели.

Но утро вернуло к реальности стуком в дверь: " Наташа, такси будет через 5 минут!»

Первый взгляд на Тбилиси. Неожиданно....

Мцхета- древняя столица Картли

Кахетия

Ванис-Квабеби.

Самцхе-Джавахети.

Летняя резиденция семьи чавчавадзе.

И туман и солнце и Казбек.

Сванетия, Местия-немного обо всем.

Общественный транспорт Грузии.

Метро в Тбилиси.

Как из Владикавказа попасть в Тбилиси.