Турист Наталия (natchen)
Наталия
была 12 апреля 16:32

Мурундава — Мадагаскар Август 2015

В поисках информации о пещере Гомантонг (Борнео) случайно набрела на одну из версий самых страшных мест на Земле, созданных природой. К своему великому удивлению обнаружила в этом списке Цинги-де-Бемараха. К удивлению, потому что в ближайшее время собиралась посетить это место. С этого момента Цинги стояли особым пунктом в моей программе при подготовке к поездке на Мадагаскар. Я узнала, что не каждый человек может пройти запланированный трех-четырехчасовой маршрут до конца из-за жары, большой физической нагрузки, клаустрофобии. Узнала, что желательно иметь специализированную обувь для горных походов, кроссовки не подойдут. Про тараканов, крыс и другую живность ничего никто не писал. Но и полученной информации было уже достаточно, чтобы понять, что легкой необременительной прогулки не выйдет. Выдав все, что я узнала о Цингах, своим друзьям, получила много язвительных комментариев в ответ. Ну что же, смейтесь, смейтесь. Вы не были в пещере Гомантонг.

Итак, проведя чудесное утро в Киринди Форест, мы отправились в путь к Цинги-де-Бемараха. Дорога была достаточна комфортная. Не асфальт, конечно, но без сильных колдобин. Возможно, нам просто повезло с водителем. И вот, перед нами первая переправа.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Заядлые рыбаки, просматривая фотографии, мне не раз говорили: «Ни дать, ни взять Ахтуба». Будем считать, что так и есть. А малагасийцы — это ахтубинцы. Выдалось жаркое лето, и ребята малость обуглились. Мадагаскар богат реками с речными порогами. Все длинные реки текут с востока на запад.

Погрузка на паром заняла у нас тридцать минут. И вот мы, уже отплывая, машем детворе рукой. Т. к. передвижение паромов зачастую зависит от наличия машин, которые необходимо переправлять на другой берег, то население активно переплавляется на деревянных лодках-долбленках. В одной лодке может плыть от 5 до 10 человек.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Малагасийцы активно переплавляется на деревянных лодках-долбленках

Причалив к противоположному берегу, нас обступила детвора.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
и безумно любят фотографироваться))

И здесь я допустила грубейшую ошибку. Я решила угостить малышей конфетами, припасенными именно для этих целей. Увидев вкусное лакомство, их налетело на меня столько, что пришлось срочно прятаться в машине. После этого инцидента перед тем, как угощать детей конфетами, мы заранее сканировали местность, чтобы детишек было не больше 5–6 человек.

Ландшафт на другом берегу реки сильно контрастировал с Киринди Форест. Перед нашими взорами предстала типичная африканская саванна. Жалко, что здесь нельзя увидеть знаменитую африканскую пятерку.

Это тоже Мадагаскар, дорога из Цинги-де-Бемараха до Мурундавы

Следующие три часа мы монотонно колесили по дороге. Путешественникам, собирающимся на Мадагаскар, будет интересно узнать, что дорогу на этом отрезке приводят в нормальный вид. Идут строительные работы, которые, впрочем, никак не мешают движению, т. к. дороги пустые. Не знаю, как Диме удалось, но он на полном ходу движения умудрился разглядеть маленького хамелеона, мирно примостившегося в траве.

Здесь можно встретить хамелеонов

Хамелеоны очень медленно передвигаются, так что поймать их не составляет никакого труда, что мы и сделали. Наигравшись с хамелеончиком, мы вернули его на прежнее место и продолжили свой путь дальше. Следующая река, преградившая нам путь, имела совсем другой ландшафт. Очень интересная береговая линия была изрезана скальными образованиями.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Мадагаскар богат реками, которые текут с востока на запад

На Мадагаскаре я впервые столкнулась с маниакальной любовью детей фотографироваться. Сначала я не могла понять, чего они от меня хотят. Но каково же было мое изумление, когда оказалось, что они просят просто их сфотографировать, а затем показать в камере. Видели бы вы их счастливые лица. Да что там дети, взрослые не отставали от них.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Перебравшись на противоположный берег реки, я обратила внимание на палатки, стоявшие на берегу и явно выделявшиеся на фоне местных лачуг. «Молодцы какие» — подумала я, имея ввиду туристов.

Какие туристы, что вы! В них живут малагасийцы. И судя по палаткам, очень небедные малагасийцы. Возможно, те из них, кто связан с туристическим бизнесом, т. к. Цинги — одна из визитных карточек острова. Отель OLYMPE DU BEMARAHA, в котором мы остановились на следующие две ночи, после KIRINDY LODGE тянул только на 5 звезд. Хотя по факту — 3 звезды. Вот в таком шикарном домике мы жили.

Внутреннее убранство.

И даже был бассейн!

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Мы приехали ближе к вечеру, когда температура воздуха начала снижаться. Но нас нисколько это не напугало и не остановило от приема водных и солнечных процедур. Я всегда люблю такие моменты, когда после спартанских условий тебе удается вкусить блага цивилизации. Сразу чувствуешь себя человеком, как в реальном, так и в фигуральном смысле. Вид, открывающийся с террасы отеля, притягивал взгляд.

окрестности Ци́нги-де-Бемара́ха

Очень похоже на Африку. И какая красивая Африка! Проведя в замечательном расположении духа оставшуюся часть дня, в 6 часов утра мы отчалили к большим Цингам. Дорога была ужасная, но для разнообразия, почему бы и нет. Такая встряска и предварительная подготовка перед походом в одно из самых страшных мест на земле. Девочка гид-проводник выдала нам обвязки (горная страховочная система), проследила, чтобы мы правильно ее на себя прикрепили, и предложила нам посетить заведение МЖ на дорожку. Мы не совсем поняли, правда, с какой целью, но на всякий случай последовали ее совету. Таких добровольцев прогуляться по большим Цингам, как мы, в этот день было еще три маленькие группы. Ну что же, вперед!

Так что собой представляют Цинги-де-Бемараха? Цинги причислены к природным чудесам света. Расположенные в 80 км от Мурундавы, значительная часть этого заповедника представляет собой гряды зубцов из известняка, высота которых иногда достигает пятидесяти метров. В результате эрозии, под воздействием дождей и воды, которая в течение многих веков растворяла меловые пласты, были образованы красивейшие карстовые ландшафты.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
А вот и сами большие Цинги

Национальный парк Цинги-де-Бемараха состоит из двух частей: малые Цинги и большие Цинги. Мы стояли и взирали на большие Цинги, пытаясь понять, что нас там ждет. Еще одно название этого загадочного места — «каменный лес», т. к. эта местность просто утыкана игольчатыми шпилями.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
высота которых иногда достигает пятидесяти метров

Пройти в глубь больших Цинг мало кто решается. Проводник нам сказала, что большая часть этого уникального природного комплекса не изучена. Есть версия, что в глубине больших Цинг живут люди. Возможно, что все это страшилки для туристов. Но что там есть, и кто там живет на самом деле, одному богу известно. Те, кто пытался пройти вглубь каменного леса, рассказывали, что чем дальше идешь, тем острее камни, а проходы между каменными глыбами все уже и уже.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Ну что, пошли! Первым у нас полез Дмитрий.

Помимо узких известняковых коридоров, не очень приятно было периодически у себя над головой наблюдать застрявшие камни.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Увлекаемые темными и узкими лабиринтами, мы продвигались вглубь этого загадочного места.

Слава богу, никаких тараканов, крыс и другой нечисти не наблюдалось, поэтому я смогла расслабиться и спокойно погрузиться в атмосферу Цинг. Побродив минут десять между известняковыми копьями, мы вышли в небольшой зеленый оазис, где бурная растительность отвоевала клочок земли у камней и известняка.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

И вдруг неожиданно для себя мы услышали русскую речь. Оказалось, что в это забытое богом место одновременно с нами занесло еще одну русскую семью с двумя детьми. Причем, младшему ребенку было лет пять, не больше. Моему удивлению, как матери 8-летнего мальчика, не было предела. О чем думают родители, непонятно. Ребята сказали, что я преувеличиваю. Но через полчаса пребывания в Цингах, согласились со мной полностью. Товарищи, не раньше 12 лет! И то только в том случае, если ваш ребенок будет хорошо физически подготовлен, потому что нагрузки здесь недетские. Думаю, что нашим соотечественникам пришлось вернуться обратно, т. к. далее было несколько мест с такими альпинистскими подъемами, что даже со специальным снаряжением было страшновато.

Справедливости ради скажу, что таких опасных мест было три или четыре, не больше. Но ведь их тоже надо как-то пройти. Очень интересно было побродить по пещерам. Было несколько низких и узких проходов, где приходилось, выбрасывая рюкзак вперед, ползти на коленях. Я думаю, что именно по этой причине, людям, страдающим клаустрофобией, не рекомендуется посещать большие Цинги.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Но, безусловно, если вы обладаете хорошим здоровьем и находитесь в хорошей физической форме, то ландшафты и красоты этих мест заслуживают, чтобы их посетили.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Значительная часть заповедника представляет собой гряды зубцов из известняка,

Граница больших Цинг проходит по утесу Бемараха, который возвышается над долиной реки Монамболо на 400 м. Подъезжая к заповеднику, вы не увидите гряды каменных пиков. Где-то там вдалеке на возвышенности вашему взору покажутся небольшие очертания игольчатых выступов. И только забравшись в самое «сердце» парка, вы увидите Цинги-де-Бемараха во всей своей красоте.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
которые в зависимости от освещения удивительным образом, как хамелеоны, меняют свой окрас

Теперь небольшой практический совет. Камни в Цингах настолько острые, что даже самая прочная подошва на кроссовках не всегда может выдержать их. На малагасийском языке цинги значит «ходить на цыпочках». Чувствительность от соприкосновения с острыми поверхностями известняка огромная. Не забудьте про проскальзывание. Поэтому отнеситесь серьезно к подбору обуви, собираясь сюда. Подошва должна быть достаточно жесткая и иметь хорошее сцепление с поверхностью. Во время нашей прогулки я неоднократно вспоминала добрым словом путешественников, побывавших здесь до меня и акцентировавших внимание на этом аспекте.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Просматривая фотоальбомы и читая рассказы о Цингах, практически везде находишь фотографии с подвесным мостом. Ну да, красиво. Мост небольшой, проблем то его перейти? Проблем, конечно, нет, но не каждый готов это сделать, т. к. внизу находится достаточно глубокое ущелье, покрытое очень острыми известняковыми образованиями. Так что, выданные нам горные страховки, были здесь очень кстати.

Нет-нет, не подумайте, что это безумно страшный аттракцион, но если вы в априори боитесь подвесных мостов, то повышенный уровень адреналина вам гарантирован. Три часа нам понадобилось, чтобы пройти основной маршрут в больших Цингах. Было ли нам страшно? Нет. Тяжело — да. Каждый из нас в душе был удовлетворен тем, что он это сделал. Место, действительно, очень необычное и красивое.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
В результате эрозии были образованы красивейшие карстовые ландшафты,

Пишут, что в Цингах обитают в большом количестве лемуры. В частности, сифаки, от встречи с которыми, признаюсь, я бы еще раз не отказалась. Нам не повезло, лемуров мы не увидели. Зато на нашем пути попадались хамелеоны.

Чувствуется высокомение, правда?

Видели несколько экзотических птиц, но снять их качественно мне не удалось, к сожалению. Дав себе время немного отдохнуть в ближайшем населенном пункте, мы поглотили сухой паек, который нам заботливо приготовили в отеле, и погрузились в созерцание жизни малагасийцев.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Я таких гигантских бобов никогда не видела. Интересно, как они их готовят? Наряду с рисом, который в больших количествах выращивают и потребляют на Мадагаскаре, бобовые тоже пользуются огромным успехом. Очень много бобовых плантаций попадалось нам в горных районах острова.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Но довольно отвлечений. Пока наши конечности совсем не одеревенели, нам надо успеть посетить еще малые Цинги, которые выглядят вот так.

Малые Цинги - большие Цинги в миниатюре

Это большие Цинги в миниатюре. Конечно, после того, что мы увидели в первой половине дня, малые Цинги на нас вообще никакого впечатления не произвели. Не было уже того масштаба, хотя, все равно интересно и необычно.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Здесь у нас получилась расслабленная прогулка

В общей сложности мы провели в малых Цингах полчаса, осмотрев их полностью.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Безусловно, нет того размаха и видов...поэтому и малые

В какой-то момент я поймала себя на мысли, что есть сходство с Сейшелами. И сразу почувствовала острую ностальгию по этим островам. Хотя, ничего странного в этой похожести нет, учитывая, что Мадагаскар и Сейшелы находятся не так далеко друг от друга.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Зато в малых Цингах интересно побродить внизу

Если вы планируете во время поездки на Мадагаскар посетить и большие, и малые Цинги, то начинайте с малых. Причем, лучше спланировать посещение малых Цинг в день приезда в Национальный парк Цинги-де-Бемараха, т. к. находятся они рядом с переправой через вторую реку. А большие Цинги оставьте на второй день, т. к. они заберут у вас все силы и время. Проведя остаток дня в отеле у бассейна, на следующий день мы выдвинулись обратно в Мурундаву. Восемь часов в пути и созерцания мадагаскарских пейзажей.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Всему виной сознательные поджоги. На Мадагаскаре также, как и по всей Африке, практикуется поджег растительных посадок и саванны с целью обновления. Вечный круговорот жизни.

Достаточно часто на нашем пути попадались зебу, подвид быка, имеющий горб. Зебу родом из Индонезии, а в Африку их завезли несколько столетий назад. Сейчас, помимо африканского и индийского регионов, зебу можно встретить даже в Бразилии. Но только на Мадагаскаре зебу чтят и считают священным животным. Однако, это не мешает малагасийцам приносить ее в жертву и есть ее мясо.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Колеся по дорогам Мадагаскара, нам неоднократно попадались захоронения малагасийцев. Я не люблю фотографировать такие места, поэтому постараюсь словесно описать данную сторону жизни острова. Гробницы воздвигаются в отдаленных местах, что продиктовано страшными суевериями. Души умерших выходят по ночам, и если гробница будет рядом с деревней, то они могут по привычке забрести домой. Но что еще ужаснее, прихватить с собой кого-нибудь из живых. На острове распространено перезахоронение умерших. Ритуал очень необычный. Многие семьи тратят почти весь свой доход на перезахоронение предков, поэтому мало кто может себе позволить проводить этот ритуал каждый год. Обнищание, бесплодие, видение покойников во сне — все это является поводом для проведения обряда перезахоронения. Если семья в течение пяти лет не производит данный обряд, то это считается позором и глупостью. Длится обряд два дня. У гробниц собираются вся большая многочисленная семья и приглашенные гости, как правило, человек 30–50. Красивые одежды, оркестр, изобилие еды. Цель музыкантов — привлечь внимание умерших душ, если они вдруг отлучились из гробниц, чтобы те вернулись обратно и смогли полюбоваться торжеством, устроенным в их честь. Все это сопровождается танцами и весельем. Затем покойников выносят из гробниц и укладывают на землю в ряд, после чего веселье продолжается. Чтобы люди не чувствовали в глубине души, им нельзя в этот момент показывать свою печаль, т. к. покойники должны видеть, что им рады. С наступлением темноты все расходятся по домам, кроме членов семьи, которые всю ночь охраняют тела усопших. Утром следующего дня пиршество возобновляется с новой силой. И вот, ближе к полудню наступает мертвая тишина. Женщины усаживаются на траву и кладут мертвых себе на колени. Они начинают общаться с душами усопших: поглаживают их, разговаривают с ними, плачут. В это время мужчины начинают разрывать ламба. Это специальная ткань, которая используется исключительно в ритуальных целях (стоит безумных денег). Затем, тела заворачиваются в новые ламба, после чего их возвращают обратно в гробницы.

Солнце неумолимо стремилось к линии горизонта, когда мы подъехали к аллее баобабов. Немного в стороне от аллеи можно увидеть странный симбиоз двух деревьев, которые в народе называют «влюбленные баобабы».

Влюбленные баобабы

Их тесно переплетенные тела выглядят очень необычно. Два дерева столетиями, а может быть тысячелетиями, вместе «идут» по жизни, давая опору друг другу. Какая красивая история. Лучи заходящего солнца окрасили местность в мягкие теплые тона.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Малагасийцы живут очень бедно. Но при всем при этом, проехав достаточно много по острову на машине, мы не увидели свалок и завалов мусора, что характерно для материковой Африки.

И в этих красках аллея баобабов предстала перед нами совсем в другом свете.

Аллея баобабов на закате

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле
Пока последний луч солнца не скрылся за горизонтом, и мгла темным покрывалом не опустилась на землю, мы, как загипнотизированные, не могли оторваться от разыгрываемого перед нами представления

И только когда на землю опустились сумерки, мы отправились к месту нашей следующей ночевки в Мурундаве отелю PALISSANDRE RESORT. Отель расположен на побережье на окраине города.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Отель достойный, хорошие 4 звезды.

Песочный пляж шириной более 100 метров выглядит аскетично.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

Купаться мы не рискнули, памятуя, какие ночи зимой на Мадагаскаре.

Сама Мурундава на звание город, как мы его понимаем, не тянет. Скорее, поселок городского типа.

Цинги-де-Бемараха - одно из самых страшных мест на Земле

В городах Мадагаскара довольно часто можно встретить рикшей. Рикша — это повозка, которую тянет за собой человек. Большое распространение они получили в Азии.