Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был сегодня 16:03
Филиппины покорены! Куда дальше?

Монголия Сентябрь 2015

Общие впечатления о моем глубоком двадцатидневном погружении в монгольский мир

О нас

Нас десять! Так начинал я свой цикл рассказов о предыдущей экспедиции в Иран.

Нас десять! Так же начну я новый цикл рассказов о нашей новой экспедиции, экспедиции в страну кизяков и бездорожья, в страну, живущую в тени великого Тэмуджина-Чингис-хана, в страну под названием Монголия.

На этом совпадения не заканчиваются. Во главе экспедиции, ставшие уже почти родными, два настоящих путешественника, Валентина и Марк! Привык я к вам ребята! Увы, я пропущу вашу следующую экспедицию в Центральную Америку. Ваш темп перемещений по миру мне не под силу. Но уверен, что проедем еще вместе пару-тройку тысяч километров в какой-нибудь совсем не туристической стране. Остальные члены «экипажа» успешные жители мегаполисов, которых потянуло «на лоно природы» и я, мужчина средних лет, из маленького южного российского городка.

О дорогах и транспорте

Монголия страна абсолютного бездорожья! Помните об этом уважаемые российские автолюбители, вы живете в дорожном раю.

А дороги бывают и такие. Выезд из населенного пункта Богд. Внимание!

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Прямо поедешь, через 650 км будет Улан-Батор, налево — через 130 км будет Баянхонгор. Счастливой дороги!

Нет, конечно, есть и асфальт. От российской Кяхты до Улан-Батора я ехал по очень узкой, но все-таки асфальтированной дороге.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

От Улан-Батора до Хархорина тоже есть асфальтированный участок. А еще вспомнил, от Даланзагдада мы возвращались в Улан-Батор тоже по асфальту. Может, есть где-то еще. Но, большая часть страны имеет именно такую дорожную сеть.

Какие дороги, такой и транспорт. Наши милые турлидеры изначально имели планы перемещать нас на родных «буханках». Но вовремя одумались и за это им большое монгольское спасибо. Баярлалаа, чтобы нам монголам было понятней. В итоге было принято идеальное решение. Для группы из 10 человек, было нанято три заточенных специально для езды по бездорожью «леворуких» Land Cruiser управляемых профессиональными водителями монголами.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

На них мы и проехали 2200 километров по монгольскому бездорожью. «И как, проехали то?» — спрашиваете вы. Да вот так!

О визе

Большое счастье, с ноября 2014 года, после визита президента Путина, визы для россиян в Монголию отменены. Для жителей других стран не знаю, уточняйте в монгольском МИДе. Хотя, кое-что знаю, граждане ЕС и США тоже могут попасть в это уважаемое государство без виз.

Кстати, слышал, что в свое время визы для россиян Монголия ввела после просмотра очень популярного у них российского сериала «Бригада». Помните, это где Саша Белый и его команда: Космос, Пчела и другие. Испугались, говорят, монголы таких гостей. Но это в прошлом! Преград на границе теперь нет. Нужен только загранпаспорт.

О деньгах

Сейчас для многих будет сногсшибательная новость. Тугрики это не хохма, это реальные монгольские деньги. У меня и доказательство есть.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

И еще ценная информация для россиян. Для поездки в Монголию американские и европейские деньги покупать не нужно, вполне хватит и российских рублей. Их без проблем можно обменять везде, где меняют иностранную валюту, в том числе и у частных менял. Во время нашей поездки курс был такой: за 1 российский рубль давали примерно 30 монгольских тугриков.

О еде

Сразу скажу, вегетарианцам в Монголии будет трудно. Я бы на их месте вообще туда не ехал. Монголия страна мясоедов. На первое баранина, на второе говядина, на третье (если, конечно, силы останутся) козлятина. Мясо едим и мясом заедаем. Нет, сначала все было изумительно. Вот мой первый цуйван -много баранины и поменьше домашней лапшы.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Вот шарсан хавирга -баранина с рисом.

Потом были хуушууры — пирожки с бараниной, буузы -манты с бараниной, хуйцай — капуста с бараниной, шарсан хонины мах — просто баранина. Все стоп! Хватит!

Послушайте, братья монголы. Только без обид. Я живу на Северном Кавказе. Я привык употреблять в пищу много овощей и фруктов, я привык, чтобы было много зелени, специй, чтобы еда была острая. Я даже на завтрак, с утренним омлетом, в котором больше болгарского перца и петрушки, чем яиц, могу вприкуску съесть стручок острого перца. Но у вас всего этого нет. Вы не занимаетесь ни овощеводством, ни садоводством. Единственная отрасль вашего сельского хозяйства, это пастбищное, извиняюсь, скотоводство.

Последняя капля была в Улан-Баторе, за два дня до отъезда. Я и мой сотоварищ по поездке московский юрист Алексей зашли в уютный столичный ресторан. Алексей, как умный, заказал себе пиццу, какой-то салат. А я сказал сам себе — «в Монголии надо есть монгольскую еду», и заказал козлиный супчик. Рецепт таков, запишите кому надо. Мелко нарезанного козла надо долго варить в пресной воде, в конце, для тяжести, добавить немного домашней лапши. Специй, перца, соли, овощей не добавлять, нечего добро переводить. Вот это варево мне и подали! Я осилил только две-три ложки, под сочувствующую ухмылку Алексея. После этого была только европейская, китайская, корейская …. кухня. Слава Богу, что в столице Монголии, много едален, на любой вкус. Но это только в столице, во всей остальной Монголии готовьтесь только к монгольским лакомствам.

Об алфавите

Буквы там родные, знакомые мне с шестилетнего возраста. Увидев их, бросаешься к ним с радостью, с надеждой на взаимопонимание. А в ответ? В лучшем случае абракадабра. А иногда и вообще какие-то матюки.

В стране, как видно, используется кириллица. Был небольшой период использования латиницы, но, пришли к мнению, думаю не без русского влияния, что кириллица наиболее полно отражает особенности монгольского языка. Кстати, узнал что, вначале 90-х, в «новой демократической» Монголии, на волне реформаторского зуда, обучение в стране стали вести на основе старомонгольского алфавита, который, очевидно, мало кто знал. Через несколько лет эксперимент признали неудачным, вернулись к кириллице. В результате, нынешнее поколение 20-ти летних монголов имеет большие проблемы с грамотностью.

О маршруте

Сначала отвечу на вполне закономерный вопрос некоторых из вас — «А причем тут Бурятия?»

А вот причем. Билеты на самолет по маршруту Краснодар — Москва — Улан-Батор, туда и обратно, стоили 53 тыс.р., а по маршруту Краснодар — Москва — Улан-Удэ, туда и обратно, на те же даты — 24 тыс.р. Это во-первых. Далее. Путешествовать я люблю, больше 40 стран повидал, в некоторых из них по нескольку раз случалось бывать. А по своей родной стране мало поездил. Все больше по югу России, ну, понятно, Москва, Питер. Но Сибирь, Урал, Дальний Восток, да даже Поволжье, увы, terra Incognita. Слишком большая наша страна. И вот возможность появилась увидеть далекую землю. К тому же буряты этнически родственны монголам, собственно говоря, это одно из монгольских племен. Более глубокое погружение в монгольский мир как раз и входило в мои планы. А был еще один убойный аргумент -Иволгинский дацан -центр российского ламаисткого буддизма, который находится недалеко от Улан-Удэ.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Вы, наверное, слышали о нетленном теле Хамбо Ламы Итигэлове, которое находится в Иволгинском дацане. Это чудо! Это вынос моего атеистического мозга. Я хотел об этом узнать больше, и я сделал это. В Бурятии я провел три дня, два дня до Монголии, один день после. Очень понравился уютный Улан-Удэ.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Посмотрел там все что можно и имею желание об этом рассказать.

От Улан-Удэ до Улан-Батора и обратно добирался на автобусе. Стоимость в один конец составила 1600 рублей. Переезд занял целый световой день. Выходил автобус и из столицы Бурятии и из столицы Монголии в семь часов утра, а приходит в 6–7 часов вечера. Это с переходом границы и остановками. Но все это тоже интересно. Как бы я по другому увидел жизнь бурятской провинции, проникся природой этого, незнакомого мне края. Российские города Гусиноозерск и Кяхта, монгольские Сухе-Батор и Эрдэнэт, я видел вас, я теперь знаю про вас.

В столице Монголии я провел три дня, хотя по плану организаторов на Улан-Батор было отведено полтора. Один день до сумасшедшего джипинга и два дня после. Последние два дня, как раз и были не по плану. После нескольких дней, интересных, насыщенных, но невероятно сложных, переездов на внедорожниках по монгольским горам, степям и пустыням, я устал. Эмоционально и физически. И решил не ехать вместе со всеми в городок Сайншанд, чтобы увидеть один из трех входов в Шамбалу. Возможно, это действительно сильное энергетическое место, но бессонная ночь на монгольском поезде туда, день там и опять бессонная ночь обратно. Это было чересчур для меня. Я и так увидел столько Монголии, сколько сами монголы не видели. Но остальные мои сотоварищи решили ехать, остался только, уже известный вам, юрист из Москвы Алексей. В Улан-Баторе мы зря время не теряли, составили программу пребывания, обошли все музеи, которые там только есть. Долгое время провели в главном буддийском монастыре Улан-Батора — Гандантэгченлине.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

И даже сфотографировали украдкой стоящего там огромного Будду.

Причем пришли туда утром и поэтому увидели службу. Перемещались по городу исключительно пешком, лишь однажды поймав частника, и то, только потому, что пошел сильный дождь. Про Улан-Батор я расскажу, я про него знаю теперь все, или почти все. До поездки про столицу Монголии я читал только отрицательные материалы. Но, мне удалось узнать и немного понять этот город, в котором, между прочим, живет половина населения страны.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Однако, скажу честно, ради городов в Монголию ехать не стоит, но ради природы обязательно.

Итак, 14 сентября 2015 года мы выехали на трех внедорожниках из Улан-Батора по направлению на Хархорин. Начиналась наша основная программа, ради которой мы все туда и приехали. Я планирую написать об этом несколько рассказиков, самому все вспомнить и вам рассказать. Почитайте, большинство из вас, вряд ли, проедет этим маршрутом. А вообще было очень необычно и интересно.

В Хархорине мы увидели древнейший монастырь Монголии Эрдени Дзу, камни, на постройку которого взяты по преданию из строений древней столицы монгольской империи Каракорума.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Перемещаясь по Хангайскому горному массиву, посетили национальный парк Хорго-Тэрхийн-Цагаан-Нуур и увидели альпийские луга и пастбища, раскинувшиеся вокруг изумительного горного озера Тэрхийн-Цагаан-Нуур и кратера вулкана Хорго-Уул.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Через вершины Хангая мы ехали не один день, ведь они, на высоте до трех километров над уровнем моря, тянутся через всю центральную Монголию. Пейзажи изумительные, конечно.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Преодолев Хангай, мы оказались в пустыне Гоби и увидели крупнейшее кладбище динозавров, марсианские виды каньона Хермин Цав, самую высокую песчаную дюну Монголии и знаменитые «поющие пески» Хонгорын Элс.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Еще были каньоны Нэменгэту и Баянзагю, петроглифы, которым 40 тыс. лет, было ущелье парка Гурвансайхан.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Мы были там, где большинство туристов, приезжающих в Монголию не бывает. А где они бывают, мы там тоже были. Я имею в виду, национальный парк Тэрэлж, что в окрестностях Улан-Батора и стоящую неподалеку, огромную статую Чингис-хана.

По Бурятии и Монголии. Общие впечатления

Если кратко, маршрут был такой. Но будет и более подробно.

Обо мне и президенте Путине

Завершая этот отчет, расскажу такую историю. В Улан-Баторе мы зашли в музей великого советского полководца Жукова. Очень уважают в Монголии Георгия Константиновича за события 1939 года на реке Халхин-Гол. Музей небольшой, но уютный, недавно отреставрированный на российские деньги. Экскурсию нам провела приятная женщина, ребенком жившая на Кутузовском проспекте в Москве, в семье монгольского дипломата, чем порадовала москвича Алексея. А высшее образование получала в Краснодаре, чем уже порадовала меня, тоже проведшего студенческие годы в столице Кубани. В музее меня заинтересовала известная картина «Отдых после боя». Помните, это там где Василий Теркин в зимнем лесу балагурит в группе солдат. Я поинтересовался у экскурсовода — оригинал это или копия. На что получил ответ, что это оригинал. Что автор картины Непринцев подарил свою работу великому Жукову, тот, в свою очередь, подарил ее лидеру МНР Цэдэбалу, который и передал картину в музей. Удовлетворенные ответом, мы подошли к последнему экспонату. Это была фотография, сделанная ровно год назад, ровно на этом месте, где мы и были в этот момент. На ней трое — наш милый экскурсовод, и… Нет, не мы с Алексеем, а президент Путин и президент Монголии Элбэгдорж. «Кстати — сказала экскурсовод — Владимир Владимирович задал точно такой же вопрос о картине с Теркиным, как и вы." Сколько общего у меня с нашим президентом, подумал при этом я. Вот такая история! Теперь я знаком с Владимиром Владимировичем Путиным через одно рукопожатие, а с Бараком Хусейновичем Обамой и другими сильными мира сего, через два.