Starostin Maksim (Maksim_Starostin)
Maksim Starostin — был сегодня 22:37
 – 423

Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену

10 октября 2015 г. 17:47 Пекин — Китай Ноябрь 2010
43 16

Тур к Великой Китайской Стене я заказал в интернет-агентстве. Вообще, конечно, из Пекина не так сложно доехать до Стены и самому, но на 23-й день путешествия было уже настолько влом изучать разные сайты и рассчитывать маршруты, что я решил расслабиться. Тем более что рассказы в Интернете пестрели такими советами — «идите на автовокзал, там садитесь на 919-й автобус, но учтите, что их там несколько, вам нужен тот 919-й, который в дальнем углу». Вот не хотелось этой китайской «множественности», хотелось, чтобы за мной просто заехали в отель и забрали на тур. И черт с ними с магазинами нефрита по дороге:)

Гид позвонил в номер отеля вечером, сказал, что его зовут господин Мин, и что он будет ждать меня в 7:20 утра.

Наутро Мин, довольно хорошо, кстати, для китайца говоривший по-английски, сказал, что всего в туре нас будет трое. Первый, предупредил он, будет handicapped man, ну, то есть, если неполиткорректно, то инвалид, а точнее — глухонемой. Ну ладно, подумал я, может со вторым тогда пообщаемся. Ага, как же:)

За вторым заехали в недешевый отель «Beijing». Гида долго не было, затем он появился в сопровождении молодого мужика. Садясь в машину, он пробурчал что-то нечленораздельное. Затем, в ответ на реплики гида, тоже лишь что-то мычал. В определенный момент у меня сложилось впечатление, что и этот — тоже глухонемой! :) Это ж как повезло, а? :)

Но позже выяснилось, что «our Irish friend» не глухонемой, а просто, видимо, вчера в отеле, как в том анекдоте, он пил с русскими и чуть не помер. Соответственно сегодня он жалел о том, что вчера не помер и… всю дорогу канючил у гида, а нельзя ли его отправить назад, в «Beijing Hotel». Он даже был согласен, чтобы его просто высадили на обочине дороги, но гиду пришлось объяснить, что мы к этому времени отъехали уже достаточно далеко от Пекина, так что такси он здесь вряд ли найдет. Так бедолага и мыкался с нами целый день:) Гид ему даже уступил переднее место, чтобы тому было удобнее спать:)

Первым пунктом экскурсии были гробницы императоров династии Мин. «Как моя фамилия», -шутил гид. Эта династия правила Китаем с 14-го по 17-й век, начиная с того момента, как китайцам удалось избавиться от монгольского ига, и до тех пор, когда Китай не завоевали манчжуры, установившие свою династию Цин, к которой, кстати, принадлежал и последний китайский император Пу И.

Но если коротко, гробницы эти — наглая разводка на деньги. Во-первых, как сказал гид, из 13 гробниц мы посмотрим только одну, самую большую. А во-вторых, «сама гробница находится позади храма, и ее не раскапывали». Так что ничего особо интересного там нет. Но при этом упоминание дополнительного пункта в туре добавляет этому туру веса, а значит сказывается и на цене:)

1
1
2
1

Дальше было посещение фабрики нефрита. Это уже совершенно откровенная разводка, и турфирме наверняка приплачивают за заезд сюда. Но гид молодец, что поехал сюда до, а не после стены, ведь самое интересное лучше оставить на конец, не правда ли?

На фабрике нам показали, как работники пилят куски нефрита, а затем вырезают из них такую игрушку, где несколько сфер вращаются внутри друг друга. Ну и остальные поделки конечно тоже. Народу у нас в группе было немного, шопингом мы здесь заниматься не стали, так что много времени это не отняло. А бедняга ирландец то ли в машине сидел, то ли в туалете:)

Девушка обрабатывает нефрит

1

Китайска грелка. Трудности перевода:)

1

В магазине

1

Ну и наконец нас привезли к Великой Китайской Стене. Вообще изначально предполагалось, что это будет самый раскрученный среди туристов участок у города Бадалин, но вот на указателе промелькнуло «Badaling Great Wall — 13km», а мы уже остановились у каких-то гор, где было видно, как стена петляет по склонам. Называется этот участок — Цзюйюнгуань (Juyongguan). Прямо от автостоянки стена здесь уходит резко вверх, поднимается на самую вершину горы, затем спускается, пересекает дорогу, поднимается на холмы на противоположной стороне, проходит по хребту и спускается к автостоянке. Как сказал гид, на прохождение всего круга уйдет 4–5 часов. Мы же, как предполагалось, за полтора-два часа можем подняться по стене до вершины и спуститься обратно.

Еще один шедевр китайского перевода :)

Ну, значит, мы с глухонемым пошли наверх, а ирландец остался спать в машине. Классно мужик к Великой Китайской Стене съездил, ничего не скажешь:)

1

Лестница довольно крутая

1

Подниматься тяжело

3
2
2

Но зато можно сверху посмотреть на пройденную башню

2

А с самого верха вообще потрясающие виды. Если бы только не эта дымка.

4

Но вот до самого верха добираются уже не все. Чем дальше идешь, тем меньше народу.

2
2
3
3
2
1

Туристы фотографируются в самой дальней точке

1

Народу вверх лезло много. Пыхтели, отдувались, останавливались передохнуть, но все равно лезли дальше. До вершины я добрался минут за 40 наверно, и это еще при том, что ждал глухонемого, раз уж гид поручил нам быть вместе. Наверху народ фотографировался у самой высокой башни и спускался той же дорогой вниз. Я же выбрал ту дорогу, что шла вкруговую.

Сверху стена на противоположном от дороги склоне горы совсем не выглядела такой высокой. Какие там 4–5 часов, да я сейчас за два все успею.

3
2
2
6
1
1

Ну и собственно за два часа и успел. Оказалось, что на той стороне стена обрывается прямо на склоне, дальше ее восстанавливать не стали, хотя сверху видны какие-то невнятные руины. По-видимому, в таком состоянии вся стена и пребывала до того момента, как при Мао Цзэдуне не взялись за ее восстановление. При входе со всех сторон как раз и подходящая цитата Мао красуется — «Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену».

Вот что из себя представляла стена до реставрации —

Это уже на обратном пути, спускаюсь в долину.

Обратите внимание, как изящно сделан переход стену через речку и через современное шоссе. А так совсем не новодел;)

3
2

Китайские военные на Стене

Присягу они тут принимают или что?

А вообще конечно странно, что стена здесь закольцована. По идее стена должна идти в виде линии, прикрывая границу. Но для туристов, конечно, удобнее так, как сделали. Да и, как я уже сказал, вся нынешняя стена — это в значительной мере новодел. Ведь как манчжуры захватили Китай в 1644-м году, так стена больше оказалась и не нужна, и местные крестьяне 300 лет растаскивали ее на кирпичи.

А вообще, если задуматься, вот строили, строили эту стену, столько сил потратили, а случилась война с этими самыми манчжурами, так предатель-генерал просто открыл им ворота — и все. А все из-за того, что тогдашний руководитель (императора тогда вроде не было, потому как гражданская война шла) забрал у этого генерала из гарема любимую наложницу:)

2

Ну, а в целом надо признать, что мне прогулка по стене понравилась. Может кто-то и скажет, что два часа — это мало, но я за эти два часа вымотался вусмерть, так что больше просто бы не выдержал. Но хотелось бы как-нибудь в другой раз походить и по другим участкам стены, сравнить.

После Стены у нас был обед, и я сказал гиду, что уж я-то его точно заслужил. А на обед бы заехали на… еще одну фабрику! Рано я похвалил гида! Видимо он еще и с этих денег поиметь решил:) Кстати, эта фабрика упоминается в другом туре к Стене, а занимается она производством cloisonné. Это когда на медные кувшины наносят эмаль и красочно расписывают. На русский это не переводится, точнее переводится как «клойзоне», или «перегородчатая эмаль». Гид сказал, что это единственная такая фабрика в Китае.

Обед был тоже ничего такой, в китайском стиле. Обедали вместе с глухонемым, ирландский друг только-только начал приходить в себя и опохмелялся рядом пивом:) И когда обед был закончен, гид наконец-то с чистой совестью мог обещать, что теперь уж его доставят в «Beijing Hotel» без задержек:)

На обратном пути расспросил гида о смысле некоторых иероглифов. К примеру, в словах «вход» и «выход» первый иероглиф означает, соответственно, «внутрь» и «наружу», а второй (эдакий квадратик на ножках) в обоих случаях — «ворота». Я при этом посмеялся, ибо в слове «вход» первый иероглиф похож на идущего человека, а в слове «выход» — на двойные вилы с тремя зубцами, которыми выталкивают из ворот :)

А иероглиф «жен», такая перевернутая галочка, означает «человек». Соответственно, «женминь» — это что-то типа группы людей, или народ. А газета «Женминь Жибао» означает «Ежедневная Народная». Тут мы как раз проезжали мимо какой-то рекламы, начинавшейся с двух одинаковых иероглифов «жен». Я спросил гида, а почему два одинаковых? Он сказал, что это означает «каждый» (everyone).

Но вообще конечно самое сложное в китайском языке — это вовсе не тоновое произношение. Если ты турист, то говорить тебе все равно не придется. А вот читать надписи, особенно когда кругом все написано только по-китайски, было бы весьма полезно. И самое сложное при этом — это отличить один иероглиф от другого! Вот ладно, если это черточка, несколько черточек, или галочка… Да и ладно, если просто нарисован домик… Но если в одном иероглифе изображена ЦЕЛАЯ ДЕРЕВНЯ!!! :) И при чтении нужно практически уметь отличить рисунок одной деревни от другой почти такой же! А они там могут различаться какими-то мелкими штришками! А если еще и шрифт мелкий! Да, чтобы это читать, надо родиться китайцем :)

А на следующий день наконец настало время покидать Азию - в Пекине мое беспримерное путешествие заканчивалось. Шутка ли - 24 дня!

«Аэроэкспресс» в Пекине сделан удобно. Он интегрирован в сеть пекинского метро отдельной веткой. Вот только купить на него билет в обычном автомате нельзя. Сначала за 2 юаня надо доехать до станции Dongzhimen, и уже там в отдельной кассе за 25 юаней купить билет на Airport Express. Это обычный поезд метро, только ветку протянули до аэропорта Beijing Capital. Большую часть пути идет по эстакаде. Вообще, как я погляжу, везде в Китае стараются провести метро до самого аэропорта, что правильно, т.к. значительно упрощает жизнь туристам, не надо заморачиваться с разными хитрыми схемами.

А в аэропорту Пекина три терминала, причем новый, третий, построенный к олимпиаде 2008 года, как сказано в путеводителе, по своим размерам превышает все пять терминалов аэропорта Хитроу. И зал вылетов тут и вправду огромный, может быть даже больше, чем зал ожидания на вокзале Хонцяо :)

Здесь я решил словчить. Дело в том, что мой самолет прилетал в Таллин в 20:45, а последний автобус на Нарву уходил с автовокзала в 21:00. И, если не ждать багаж, существовала некая вероятность того, что взяв такси, я мог успеть на автобус. Но для этого требовалось весь свой багаж запихать в одну сумку. Сумка, конечно, по габаритам подходила, но вот веса в ней получалось отнюдь не 10 кг, что разрешалось правилами, а уже все 18, а то и 20. Ну да кто будет взвешивать ручную кладь :)

Тут произошло торжественное событие :) Купленный в 2001 году в Лондоне китайский рюкзак, верой и правдой служивший мне на протяжении всего этого времени и побывавший в огромном числе стран, от Новой Зеландии до США, был наконец-то выброшен, а именно запихан в урну в зале ожидания. После стольких лет странствий рюкзак наконец-то вернулся на родину! :)

Сумка в итоге проблем не вызвала. Вот только на контроле бдительные китайские сотрудники отобрали всю водку в 50-граммовых бутылочках. Она хоть и стоила копейки, но все равно обидно. Хотя как, копейки… Водка, купленная в магазине китайских сувениров взамен отобранной, стоила уже будь здоров!

(Кстати, в распечатке Finnair было что-то сказано про то, что на вылетах из Пекина и Шанхая спиртное «due to local regulations» не разрешается проносить в любой таре, даже в самой маленькой. Так оно в итоге и случилось)

Водка, кстати, очень пригодилась :) "Триста тридцатый" при взлете стал так интенсивно проваливаться в "воздушные ямы", что народ в салоне даже начал ахать от страха. Выпитый же алкоголь чувствительность к таким штукам заметно притупляет :)

Но в остальном полет прошел просто идеально, и после того, как мы набрали высоту, самолет больше ни разу не трясло.

А вот в Хельсинки погода была хреновая, низкая облачность и снег, что собственно и неудивительно для 24 ноября. Плюс еще и стыковка у меня здесь оказалась целых пять часов, причем я так и не понял, почему я не взял билет на более ранний вылет в Таллин, ведь он был. Я попытался поменять билет на него, для чего мне даже пришлось покинуть зону безопасности, но увы, на стойке Финнэйра мне сказали, что такие замены можно делать только заранее.

А самолет из-за плохой погоды с вылетом сильно опоздал, так что багаж я таскал с собой в салон зря. В итоге домой пришлось ехать на автобусе "Евролайнс" в 23:00.

А на этом беспримерное (на тот момент) 24-дневное путешествие по Азии завершилось :)

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬНАЧАЛО

Все рассказы из этой невероятной 24-дневной поездки —

День 1–2. Далеко ли до Токио?

День 3. Обязательная программа в Никко

День 4. Саппоро и тоннель Сэйкан

День 5. Адская долина и медведи острова Хоккайдо

День 6. На пяти поездах по Японии или Тояма, то канава

День 7. По Японским Альпам на фуникулерах и горных троллейбусах

День 8. Замок Мацумото и монорельс в Токио

День 9. Киото — древняя столица Японии. Или уже не такая древняя?

День 10. Олени в Наре || Китовые акулы в Осаке

День 11. Хиросима — город-трагедия и город-символ || Священный остров Миядзима

День 12. Фукуока — город, где не принимают евро

День 13. N Seoul Tower и ворота Намдэмун

День 14. Королевские дворцы династии Чосон || Про Сеул, тётю Гулю и гору Инвансан

День 15. Интрамурос, джипни и «водка первово качество» в Маниле ;)

День 16. Круиз по Манильской бухте

День 17. Столица Китая, но не Пекин

День 18. Мраморное ущелье Тароко

День 19. Тайбэй 101, или из Китая в Китай

День 20. Восточная Жемчужина и другие небоскребы Шанхая

День 21. Прогулка по Шанхаю — старому и новому

День 22. Пекин — Запретный город и площадь Тяньаньмынь

День 23-24. Тот не герой, кто не поднялся на Великую Стену

Частные гиды
в Пекине

Бронирование отелей
в Пекине

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

albygan
10 октября 2015 г. 20:31
Силён! Практически читаешь иероглифы Похоже мы были именно на этом участке Стены. А от нефритовой фабрики решительно отказались и сразу.
Ирландец с будуна мало отличается от любого другого, просто ты нанимал международного так сказать гида, а мы на свою группу - 13 человек, нашего, из б. СССР, нормальный наш человек. Поэтому поныне вспоминаю ту поездку.
Maksim_Starostin
+1
12 октября 2015 г. 13:32
Еще я знаю иероглиф - Ф - что занчит "середина". Это важный иероглиф, он составляет половину слова Китай по-китайски - Джун-Го, т.е. "срединное государство".
albygan
13 октября 2015 г. 14:46
Ага, я тоже знаю насчёт Джун Го
Maksim_Starostin
+1
13 октября 2015 г. 14:50
Я когда в поезде ехал, соседки по купе обсуждали меня, когда я пытался смотреть фильм по телевизору, а он был на китайском. Я им жестами показал, что не понимаю. Они между собой что-то "тям сям лям джун-го", что я понял как - "он не понимает языка джун-го" :)
albygan
13 октября 2015 г. 14:53
Мне поезда китайские очень понравились. Ехали из Пекина в Сиань, потом в Шанхай - ни шума, ни тряски, милое дело! А уж скоростной - просто сказка!
Maksim_Starostin
+1
13 октября 2015 г. 14:55
Да, на ночном ездил, все новенькое, едет плавно. А вокзалы - это просто нечто. Как будто космодром из "Людей в черном" :)
albygan
13 октября 2015 г. 16:53
Sergey_Kuznetsov
10 октября 2015 г. 21:15
Значит мы с вами оба герои, раз оба поднялись на Стену! Мне посчастливилось побывать в далеком 1988-ом. Хотел бы побывать еще раз с современной фото и видеотехникой. С завистью смотрю на ваши фотографии. У меня таких нет...
Maksim_Starostin
+1
12 октября 2015 г. 13:30
Наверно чтобы стать героем, только подняться на стену мало. Это наверно как в математике - условие необходимое, но не достаточное :)
vasilets
10 октября 2015 г. 22:58
Максим
Хм, мы тоже были именно на этом участке стены - я очень удивлялся, что она закольцована.,И нам сказали, что это Бадалин

http://www.tourister.ru/responses/id_231
Maksim_Starostin
10 октября 2015 г. 23:21
А нам ничего не сказали, название участка я сам заметил.
vasilets
10 октября 2015 г. 23:31
Maksim_Starostin писал 10 октября 2015 г. 23:21
А нам ничего не сказали, название участка я сам заметил.

Tomi-Aleks
+1
10 октября 2015 г. 23:03
Я так и не понял роль гида в вашей поездке на стену. Спрашивается, зачем он, вообще, был нужен... С глухим и бухим - прикольная история.
Мы съездили сами на участок стены в Мутинью. Он один из самых дальних от Пекина. В Бадалин не захотелось ехать из-за толп народа. Самое трудное было - уехать с автовокзала, где никто не бельмеса не понимал ни на каких языках мира. А дальше все было, как по маслу. Это уже сейчас я понимаю, что в поездки по Китаю надо с собой возить распечатанные карточки с разными названиями в виде иероглифов. Мы так в Корее делали. И все проблемы тогда быстро решаются.
И еще в Пекине многие водители - таксисты и просто подрабатывающие - охотно возят туристов в отдаленные места за городом. Просто нанимаешь водилу и от тебя сидит и тупо ждет сколько-то часов...
Maksim_Starostin
10 октября 2015 г. 23:22
Назначение гида - проводить до места. Он же и водитель.
vasilets
10 октября 2015 г. 23:32
Это уже сейчас я понимаю, что в поездки по Китаю надо с собой возить распечатанные карточки с разными названиями в виде иероглифов.

Наш гид с самого начала нам про это сказал...))))
msluza
12 октября 2015 г. 15:14
Для меня идеальная тургруппа
Maksim_Starostin
13 октября 2015 г. 14:51
Вот только с шотландцем приходилось пантомимы разыгрывать :)
maxabat
19 ноября 2015 г. 5:54
Но вот до самого верха добираются уже не все
По ступенькам вообще тяжело ходить. Значительно проще проползти по крутому склону горы. Представляю, как на следующий день гудели ноги
посещение фабрики нефрита. Это уже совершенно откровенная разводка
А что нельзя было не заезжать? Оплатили бы гиду за посещение, но без заезда Или гид за неоказанные услуги денег не берет?
Понравился ваш рассказ. И фото замечательные.
Maksim_Starostin
20 ноября 2015 г. 6:19
Хитрый гид завез на две фабрики! Первая - как обязательная программа, я к этому был готов. А вторая - мы туда все равно заехали обедать, так что чего обижаться.

Зато попутчики веселые :)
maxabat
20 ноября 2015 г. 12:26
С попутчиками вам повезло Что-то похожее и у меня было в Эмиратах в поездке на сафари по пустыни. В турфирме, обслуживающей русскоязычных туристов, заказала экскурсию. Приехал джип с водителем-индусом и молодой африканской семьей с маленькими детьми. Впечатлениями между собой делились на пальцах.
maxabat
20 ноября 2015 г. 12:29
Я же выбрал ту дорогу, что шла вкруговую
за два часа и успел
и глухонемой с вами этой же дорогой пошел?
Maksim_Starostin
+1
20 ноября 2015 г. 12:32
С ним дошли до самой высокой точки, вниз он сам спустился уже, а я пошел вкруговую.
marysar
10 февраля 14:52
Как вам с погодой повезло! Прохладненько! А мы в июне чуть не погибли от жары и влажности там.
Максим, а вы сертификат не получили (купили)? Мне лень было целый пролет лезть обратно с кошельком. Уж, больно уморились.
marysar
10 февраля 14:54
Вот, ползу...
Maksim_Starostin
+1
10 февраля 15:04
Зачем мне сертификат? Кому и что доказывать? :)
Вот правда меня не покидают смутные сомнения, что я поднялся на стенку, построенную специально для туристов. Ее даже специально закольцевали для удобства :)
marysar
10 февраля 15:18
Maksim_Starostin писал 10 февраля 15:04
смутные сомнения,
Есть такие сомнения! Но ведь это сплошь и рядом... А потом - не построили, а восстановили, возможно?
Меня сильно эта мысль огорчала в Кносском дворце на Крите, помнится! Прям "евроремонт" учинили...
А может хоть так???
marysar
+1
10 февраля 17:19
Древний ПУЭР. Не зря нам настоятельно рекомендовали сливать воду после первой заварки - пыль смывать с заварки.
Maksim_Starostin
+1
10 февраля 17:21
Это какие-то слоновьи эээ... не буду говорить что :)
marysar
10 февраля 17:24
Maksim_Starostin писал 10 февраля 17:21
слоновьи эээ...
Ну наверное...
Ассоциации у всех какие разные!!!
Эти пирамидки выше меня.
Maksim_Starostin
+1
10 февраля 17:25
Ну я в рассказе про Чобе писал - слон в день откладывает 114 кг наполовину переваренной еды :)

А пыль наверно оттого, что ценник наверно задвинули неподъемный?
maxabat
11 февраля 20:13
Maksim_Starostin писал 10 февраля 17:25
слон в день откладывает 114 кг наполовину переваренной еды :)
ОООО...О Сколько добра пропадает
Maksim_Starostin
11 февраля 20:35
Оно не пропадает, его другие животные утилизируют, там же внутри много вкусного остается :)
maxabat
12 февраля 5:40
Maksim_Starostin писал 11 февраля 20:35
много вкусного
и частично сваренного. В нашем мире все взаимосвязано
vasilets
+1
10 февраля 17:28
Интересно, сколько им лет? ... этим самым слоновьим пирамидкам?))))
marysar
10 февраля 17:32
Maksim_Starostin писал 10 февраля 17:25
наполовину переваренной еды :)
Предельно увлекательная информация!
vasilets писал 10 февраля 17:28
слоновьим пирамидкам
Вот, мальчики, про возраст и цену не скажу! Это экспонаты чайного магазина-музея в Пекине.
marysar
10 февраля 17:36
Нам в этом доме чая подарили такого хитрого мальчика. Его надо ошпарить кипятком, подождать и через минутку надо опять полить на голову кипяток. Этот хулиган выдаст струю метра на 2.
vasilets
+1
10 февраля 21:01
Он писает только в Китае, когда привозишь в Россию, его способности пропадают))))
marysar
10 февраля 21:17
Ну, нетушки! Работает все безотказно!
vasilets
+1
10 февраля 21:18
marysar писала 10 февраля 21:17
Ну, нетушки! Работает все безотказно!


а нам, видать, подсунули с брачком...
marysar
+1
10 февраля 21:24
Антинакипином надо прочистить канальчики!
vasilets
+1
10 февраля 21:25
marysar писала 10 февраля 21:24
Антинакипином надо прочистить канальчики!


KostantinPavlov
+1
22 мая 20:10
Теперь и я герой! Сдела все, как завещал председатель Мао!
Maksim_Starostin
+1
22 мая 22:05
Поздравляю :)
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.