Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 27 марта 17:57
Чайхана-2023 - рассказ о нашей новой экспедиции сразу по 4 странам :)

Нарва — Эстония Апрель 2010
Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Зима в этом году была снежная, снега и льда накопилось много, а значит и паводок на Чудском озере и реке Нарва обещал быть выше среднего. По такому случаю Нарвский музей организовал для всех желающих экскурсию на ежегодно проводящийся «аттракцион» — запуск Нарвских водопадов. Дело в том, что увидеть водопады в работе не так-то просто — находятся они в старом русле реки, а прилегающую к нему территорию занимает Кренгольмская Мануфактура, доступ куда ограничен.

Сейчас же Кренгольмская Мануфактура уже не работает, прядильное и ткацкое производство остановлено, на территории пусто, а с хозяевами музей договорился.

На территории Кренгольма

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Экскурсия начинается с проходной Иоальской фабрики. Оттуда экскурсантов ведут к центральной проходной, у которой стоит памятник Кренгольмской стачке 1872-го года, который так любили снимать в 1970-е годы (а потом он оказался на закрытой территории и про него все забыли).

Забытый памятник Кренгольмской стачке 1872-го года

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Кстати, среди нарвитян, как я услышал, весьма распространено заблуждение, что женщина на переднем плане — это Амалия Крейсберг. Так вот, ничего подобного. Амалия Крейсберг родилась в 1879 году и в событиях, которым посвящен памятник, принимать участие никак не могла.

Забытый памятник Кренгольмской стачке 1872-го года

Теперь пару слов о гидрографии места. Раньше река Нарва протекала по старому руслу и, разветвляясь, образовывала остров Кренгольм, на котором в 1850-х была построена Кренгольмская Мануфактура. Тогда водопады работали круглый год, а энергия бегущей воды приводила в движение машины (почему собственно и было выбрано это место). Но в 1955 году рядом была построена Нарвская ГЭС. Энергию воды к тому времени уже заменило электричество, так что старое русло осушили, а воду из образовавшегося Нарвского водохранилища направили на ГЭС по вырытому каналу. С тех пор старое русло наполняется водой лишь весной, когда излишек воды из водохранилища сбрасывается сюда через плотину.

Вот так это место выглядит на Яндекс. Картах —

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Ну, а мы сначала пошли смотреть на тот водопад, что на западном, нарвском рукаве старого русла.

Вид с внутреннего моста Кренгольма на старое русло и пешеходный мост в Россию. Сейчас там действует пограничный переход, но пускают только местных жителей без багажа.

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Скалы почти как в Таиланде:)

Потом перешли на остров Кренгольм…

Под этими арками раньше ходили узкоколейные поезда

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

На территории Кренгольма. Станки не работают. Тишина.

С Кренгольмского острова можно посмотреть на другой водопад, который на восточном, ивангородском рукаве. Вид, конечно, был не очень. Этот водопад смотреть лучше из Ивангорода. Жалко, что годовая виза у меня закончилась.

Фотолюбители и блогеры ждут своей очереди, чтобы увидеть водопад на ивангородском рукаве

Водопад на ивангородском рукаве реки

А вот такой подвесной мост связывает Эстонию с Россией:)

Водопад на ивангородском рукаве реки

Водопад на ивангородском рукаве реки. На том берегу виден российский пограничный столб

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

На территории «Кренгольмской мануфактуры»

В конце экскурсии мы прошли на южную сторону острова и посмотрели на плотину, через которую как раз и сбрасывали воду. А вот ту церквушку я в прошлом году фотографировал с ивангородской стороны (у меня тогда была виза).

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Вид с южного моста на нарвский рукав старого русла

На мосту через нарвский рукав

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Вид с моста на Кренгольм и нарвский рукав

Вид с моста на плотину Нарвского водохранилища и церковь на российской стороне

Кренгольмская мануфактура и Нарвские водопады

Вот на такой содержательной экскурсии по своему родному городу мы побывали. Надо отметить, что не каждый год бывает такая удача, потому как обильный снег нас зимой последнее время не балует.