Турист Елена (Elpon)
Елена
была сегодня 16:40

Выборг — Россия Август 2015

В этом году, по пути из Москвы в Хельсинки и в Куопио, мы дважды останавливались на ночлег в Выборге — передохнуть после дальнего автопробега и набраться сил перед заграничными маршрутами. В обоих случаях местом ночевки служил пригородный Мотель Кировские Дачи . Прибывали туда еще засветло и, посему, имели возможность побродить по выборгским достопримечательностям

Немного отвлекаясь от темы Выборга, сделаю ремарку для автомобилистов: с этого года введены в действие два участка скоростной магистрали М11 между Москвой и Петербургом — в объезд подмосковных Химок и Вышнего Волочка. А еще впервые ехали по ЗСД (Западному скоростному диаметру), соединяющему КАД и Скандинавию. Все три дороги существенно экономят время в пути и делают поездку до границы с Финляндией не такой утомительной, какой она была для нас еще 2–3 года назад из-за возросшего автомобильного трафика.

Моё отдохновение

Итак, Выборг. Первая поездка состоялась в середине мая. С наступлением теплых и ароматных весенних дней мечталось выбраться на природу: в парк, в лес…. Идя на поводу своих желаний, мы отправились в парк Монрепо, отложив городские маршруты на потом.

Готические ворота в парк

Скальный пейзажный парк XVIII–XIX веков Монрепо расположен на берегу Выборгского залива и необычайно живописен.

Два визита в Выборг

Это творение еще в незапамятные времена создала сама природа: ледник нагромоздил гранитные глыбы, а вокруг раскинулись извилистые бухты.

Два визита в Выборг

Позднее в каменных складках обосновались деревца и кустарники — получился очаровательный уголок северного леса.

Два визита в Выборг
И на камнях растут деревья

А довершил сие действо человек.

Два визита в Выборг

Известно, что в XVI веке, еще при шведах, здесь были сельскохозяйственные угодья и хутор. После Северной войны (1700—1721 гг.) Выборг вошел в состав Российской империи и земли поместья были отданы в частное пользование. Очередной обладатель поместья герцог Фридрих фон Вюртембергский нарек свою загородную резиденцию Монрепо — Mon Repos — «мой покой», «моё отдохновение», «место моего уединения».

Два визита в Выборг

Стараниями последующих владельцев, баронов отца и сына фон Николаи, бывшие огороды-выпасы были превращены в романтический парково-усадебный ансамбль. Усадьба обустраивалась по всем канонам английского пейзажного парка: извилистые аллеи, ведущие через обзорные площадки на прибрежных скалах, мостики, гроты, павильоны и скульптуры. Таким парк, конечно, с поправкой на время и окрестных жителей, выглядит и сейчас.

Остров Людвигштайн с капеллой Людвигсбург
Грот желаний
Два визита в Выборг
Скульптура «Вяйнямейнен, играющий на кантеле», Вайнямейнен - герой эпоса «Калевала»
Источник «Нарцисс»

Древний страж города

Спустя три месяца мы вновь оказались транзитом в Выборге. И теперь отправились в поход по городскому центру с ориентиром на средневековый Выборгский замок — самую популярную достопримечательность города. Наша прогулка началась от железнодорожного вокзала: прежде по дороге в Финляндию мы не раз проезжали Выборг на поезде и вид замка за вагонным окном всегда привлекал наше внимание. В этот раз мы были на машине, а на привокзальной площади есть удобная парковка (60.714995, 28.750978 — стоянка в Выборге около вокзала), от неё мы и начали свой маршрут. От вокзала до Замкового острова совсем недалеко. И путь пролегает по живописной набережной, напоенной криком чаек и легким ароматом моря.

Два визита в Выборг

Обратите внимание: напротив здания вокзала стоит монумент с буквой W — нет, это не знак известного автомобильного бренда — это символ Выборга. Он же присутствует и на гербе города.

С любой точки набережной хорошо видна главная крепостная доминанта — башня Святого Олафа.

Два визита в Выборг

В эти вечерние часы вокруг было достаточно оживленно: рыбачили, судачили, фланировали и развлекались — город отдыхал после трудовых будней.

По пути нам встретились несколько молодежных групп, веселых и с разноцветными шарами — на всех шарах одна и та же надпись: «Окно в Европу». Шары раздавались прохожим и развешивались на кустиках — как оказалось, в Выборге начал свою работу всероссийский кинофестиваль. Об этом немного позже.

Два визита в Выборг

Замок выглядит величественным со всех сторон — мы убедились в этом, обойдя замок по окружности.

Замковый остров хоть и невелик — его длина 170 м, а ширина — 122 метра, но удачно расположен и, как следствие, был избран в качестве военного форпоста. В XI веке здесь помещались карело-новгородские укрепления. В ходе шведско-новгородских войн в конце XIII островок перешел к шведам. С 1293 года началось строительство мощного каменного замка, а вокруг стал разрастаться город Выборг.

Два визита в Выборг

В течение четырех столетий новгородцы, а затем русские князья и цари пытались покорить неприступную шведскую крепость. И только в эпоху Петра I в. 1710 году Выборг был взят русскими войсками. Победоносный поход 13-тысячного русского корпуса на Выборг возглавлял генерал-адмирал Ф. М. Апраксин. Взятие Выборга стало значимым событием в деле для защиты Петербурга с запада.

Два визита в Выборг

На башне Святого Олафа находится смотровая площадка, и днем можно оценить дозорные качества башни.

Вечером туда уже не пускали, поэтому мы просто пошлись по древним мостовым, посмотрели на работу художников, полюбовались видами города, пусть и не с 50-метровой высоты башни, но с островной возвышенности.

Окно в Европу

В 1993 году по инициативе кинорежиссёров Саввы Кулиша, Марлена Хуциева, композитора Микаэла Таривердиева, режиссёра-документального кино Владимира Коновалова, продюсеров Геворга Нерсисяна и Андрея Симонова в приграничном Выборге был собран кинематографический форум, куда пригласили всех, кто в те непростые и небогатые времена продолжал снимать кино. С тех пор фестиваль российского кино «Окно в Европу» проводится ежегодно. В августе 2015 года он состоялся уже в двадцать третий раз.

7 августа в пятницу — день открытия фестиваля. По традиции сбор гостей происходит у гостиницы «Дружба». На улице устраивается праздничное представление. В этом году зрителей, собравшихся на церемонию, развлекали и артисты в форме солдат минувшей войны, и юные барабанщицы, и полковые оркестры и ….

Два визита в Выборг

Среди горожан мигрировали серебристые инопланетяне на ходулях и без, дамы и кавалеры прошлых веков в высоких париках и атласных нарядах, персонажи Венецианских карнавалов и прочая креативно-тусовочная братия.

Два визита в Выборг

В наших воспоминаниях Выборг остался местом, где всегда есть, что посмотреть, послушать и полюбить.