Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

В "Ароматных сказках Коломны"

Коломна — Россия Октябрь 2015

Не желая упускать последний солнечный денек бабьего лета, мы отправились в минувшее воскресенье в экскурсионную поездку в славный городок Коломна. Благо ехать от Москвы недалеко, немногим более 100 км. 2 часа - и вы там. Наше мини-путешествие называлось "Ароматные сказки Коломны". Считаю, оно оправдано на 100%. =) Несмотря на довольно большое количество архитектурных и исторических достопримечательностей города, которые мы осмотрели, все-таки гвоздем программы было посещение Музейной фабрики пастилы. Удивительное место, где рассказывают об истории и рецептуре этого замечательного лакомства, ставшего знаковым для Коломны. И даже дают попробовать. =)

Работает данная фабрика ежедневно с 10 до 22, а расположена на ул. Полянская, у площади с чудным названием Молочная.

В Ароматных сказках Коломны

Территория немаленькая: это и музей, и фабрика, и магазин, и сад, и даже музейный театр. Стараясь развести группы для их удобства, нас сначала пригласили в домик садовника, где соответственно выглядевший дяденька поведал нам об истории возникновения пастильного промысла в этих местах, из каких сортов яблок какая пастила получается, и еще кучу всего.

Пригласили нас и в импровизированный склад-погреб, где рассказали о хранении яблок. Поведали также о травных сборах и предложили приобрести лакомства в ожидании дальнейшей программы. Мы прикупили баночку варенья, а от покупки пастилы воздержались до дегустации, чтобы не ошибиться в выборе: она очень разная.

В Ароматных сказках Коломны

Наконец нас пригласили на саму фабрику. Тут перед нами представили костюмированное действо, как будто из 1903 года перенесенное. Можно назвать это театрализированным представлением, во время которого экскурсантам рассказывают о технологии приготовления классической коломенской пастилы. О мытье и вырезании сердцевины,

о дневных сменах перемешивания яблочной массы-заготовки, о том, какие немецкие машины выписывали (вместе с немцами) для производства,

В Ароматных сказках Коломны

ну и непосредственно о формировании пластов, их высушивании в печи в течение 12ч и т.д. и т.п.

Все "актеры" очень старались, вот парнишка как трудится - аж язык высунул. У кого-то задатки видны сразу,

В Ароматных сказках Коломны

у кого-то получалось чуть похуже. Но все равно это было здорово и смешно и взрослым, и детям. Гораздо живее, чем обычный рассказ экскурсовода в музее. И очень атмосферно, невольно погружаешься и втягиваешься в действо, и начинаешь улыбаться.

В Ароматных сказках Коломны

Поведав обо всех секретах рецептуры, нас пригласили на чаепитие с дегустацией разных сортов пастилы. В тесноте были, но не в обиде. =)

Завершили мы свое знакомство с этим полезным и ароматным лакомством (с голодухи оно нам показалось так вовсе божественным =)) мы в музейном магазинчике. Цены не назвать низкими, но по уверениям работников, это же пастила ручной работы, не заводская... В общем, сортов много разных, от больше похожей на мармелад до воздушной, в материальном плане нужно рассчитывать на цены от 300р. за упаковочку.

В Ароматных сказках Коломны

Взбодрившись после чая, мы отправились изучать архитектурно-исторические достопримечательности. Свое ознакомление начали с Успенского Брусенского женского монастыря. Он находится прямо за городовым, охраняющим территорию города, называемую Посадом. =)

Монастырь основан в 1552г. и весьма красив нынче. Отреставрирован. Наиболее впечатляющая его часть - Крестовоздвиженский собор XIX века.

Пока нам рассказывали о том, как в советское время от него почти ничего не осталось, и как его возродили позже, часть нашей группы занималась фото-охотой на рыжего смотрителя монастыря с усами. =) Детального портрета заполучить так и не удалось.

Показали нам и Успенскую церковь с трапезной по поседству, заложенную Иваном Грозным после взятия Казани (о чем он дал клятву на том самом месте). Но, честно говоря, она вот не впечатляет и выглядит чудно.

В Ароматных сказках Коломны

Наконец приближалась самая в архитектурном плане привлекательная часть экскурсии - стены кремля. Пока нам показывали "Маринкину башню" и рассказывали увеселительные истории, о том как эта самая Марина Мнишек пыталась нас всех окультурить привозом вилок, и как мы ей все должны быть за это благодарны, хотя тогда ее сочли дьяволицей (из-за того, что ест она вилами - орудием дьявола), молодежь из нашей группы разбирала в прямом смысле слова кремлевские стены по камешку, прямо под табличкой о том, что этого делать ни в коем случае нельзя. =)

Кстати говоря, есть отдельная экскурсия, в рамках которой можно подняться на кремлевские стены и посетить воссозданные палаты в башне.

Ну а выйдя через Михайловские ворота (вроде по названию собора через дорогу), мы узрели коломенские кремлевские стены во всем величии. Они выше московских. Высота от 19м и до 20 с лишним. Впечатляет. Сохранились не все, но часть есть, причем в более-менее приличном виде.

Все это даже антуражно украшено интересными фонарями. Кстати, и даже прямо на сами фонари там люди цепляют свои "замочки любви".

А рядом с Михайловскими воротами расположен очень детально выполненный памятник Дмитрию Донскому. Вообще Дмитрий Донской очень любил Коломну, часто приезжал в нее, и даже венчался тоже в ней.

Небольшой диссонанс вносил только конькобежный центр. В целом, коломчане - большие молодцы, что построили такой спортивный объект, но как-то не очень к месту расположили его. Судите сами.

В Ароматных сказках Коломны

Полюбовавшись кремлевскими стенами, мы отправились гулять далее по Посаду в сторону набережной. Надо сказать, центральные улицы Коломны выглядят очень чисто, опрятно и ухоженно. Они немного разномастны (в частности потому, что на своем участке жители вправе строить так, как им хочется, и что им хочется), но не лишены шарма. А уж в историческом центре вообще хотелось сфотографировать каждый дом.

И не только дом, но и залихвацки проносящиеся экипажи. =)

В Ароматных сказках Коломны

И даже флору Коломны. К сожалению, крыши, усыпанные яблоками, нам заснять не удалось, но еловые и рябинные породы предстали перед нашим фотоаппаратом во всей красе. =)

Нам вообще очень много рассказывали о крайне широкой распространенности рябины в Коломне, в чем мы сами успели убедиться.

В Ароматных сказках Коломны

Так неспешно мы дошли до набережной, очень ухоженная, приятно погулять, чем в это солнечное воскресенье и были заняты местные жители.

С набережной мы подошли к Троицкому и Успенскому Кафедральному соборам. Последний был заложен аж в 1379 году Димитрием Донским после первой победы русских войск над Золотой Ордой и отстроен всего за год. История храма длинна и небезоблачна, в частности, в 1929 он был закрыт и разграблен, но главное, что сейчас он стоит и блестит нам своими куполами.

Напротив, у реки, можно увидеть памятник Кириллу и Мефодию, в окружении рябин.

В Ароматных сказках Коломны

Также мы посетили не очень впечатляющий внешне, но весьма интересный с исторической точки зрения, Храм Воскресения Словущего. Это один из самых древних храмов Коломны, даже точный год его постройки неизвестен. Зато известно, что в 1366г. Дмитрий Донской венчался в нем с княгиней Евдокией. Понятное дело, храм много раз перестраивался, но хорошо, что хоть основание от него осталось, т.к. в 1929 году древний храм был закрыт, уничтожены его глава, колокольня, ограда, а также утрачено все внутреннее убранство. Церковное здание использовалось под спортивный зал. О времена, о нравы. =))

В Коломне еще такое количество церквей, соборов и храмов, и тех что мы успели увидеть, и тех, что нет, все и не перечислить. Можно даже запутаться только в достопримечательностях такого рода, находящихся исключительно на территории кремля.

В Ароматных сказках Коломны

Еще одним знаковым местом являются Пятницкие ворота Коломенского кремля. Кто только через них не выдвигался в походы и дальние странствия. Все тот же Дмитрий Донской чрез них следовал во главе русской рати на Куликово поле. Иван Грозный вроде прихватил с них икону с собой, а коломчанам велел сделать список с нее.

За воротами неподалеку находится еще одно интересное для туристов место - калачная. К сожалению, она очень маленькая, выпекают они понемногу, всем не достается. Когда мы заходили, как раз новая партия только была "отправлена в печь".

В Ароматных сказках Коломны

Ну и ничего, может, кому-то повезет больше. К сожалению, наш час свободного времени сократился до пары десятков минут, так что об обеде мечтать было, как говорится, не вредно, но бесполезно. Едальные заведения там работают очень неспешно. Зато санитарные точки встречаются часто. Так что мы возвращались обратно, к стоянке автобуса, чтобы продолжить наше путешествие в обратном направлении. Наш путь, как в Коломну, так и обратно, пролегал через Бронницы, где мы делали остановку. Пожалуй, тот редкий случай, когда санитарная остановка оказалась настолько полезна с точки зрения осмотра достопримечательностей остальными. Нам довелось посетить и утром, и на закате Соборный комплекс Архангела Михаила. С Бронницкой колокольней (очень впечатлила), церковью во имя иерусалимской иконы Божьей матери и собором Архангела Михаила.

Приглашаю желающих более дательно ознакомиться с видами комплекса в этой галерее. Комплекс и правда очень красивый, несмотря на попрошаек на ступеньках и масонскую символику внутри.

Место и городок очень примечательны тем, что там находятся могилы семьи Фонвизиных и Пущина.

В Ароматных сказках Коломны

Экскурсовод долго, подробно и довольно увлекательно рассказывала историю непростых судеб этих людей, которые столь причудливым образом переплелись вместе. Еще один интересный факт: жена Фонвизина, Наталья, предположительно считается прообразом пушкинской Татьяны из Евгения Онегина. В сквере через дорогу стоят памятники им всем, а также вечный огонь и мемориал "Скорбящая мать".

На этом наш день и наше путешествие подошли к концу. Небо окрасилось закатными лучами в последний раз ярко улыбавшегося нам до первой метели солнышка.

В Ароматных сказках Коломны

Очень рекомендую всем побывать в Коломне, интересный, насыщенный достопримечательностями, городок. И привезенные оттуда сувениры могут еще долго радовать вас и вашу семью. =)