Maksim_Starostin
Maksim Starostin — был сегодня 17:30
 – 502

Путешествие на край света. 3. Тоёхара и Южно-Сахалинск

7 октября 2015 г. 12:51 Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015
13 20

Датой основания Южно-Сахалинска считается 1882-й год. Именно тогда, как явствует из мемориальной доски на памятнике, поселенцами на Сахалине было основано селение Владимировка, ставшее позднее городом. Правда, по другим сведениям, в частности, так написано у Чехова, Владимировка была основана в 1881-м году. Путаница же с датами возникла, когда в 1981-м году, в год празднования столетия Южно-Сахалинска, на остров обрушился тайфун Филлис, и в результате из-за больших разрушений празднование пришлось перенести на следующий год (а само событие задним числом назначили на год позже:)). Уж не знаю, насколько правдива эта версия — во всех источниках, что я видел, везде указан именно 1882-й год. Возможно сам факт основания деревни был достаточно условным, тем более, как я прочитал, не совсем понятно, что там считать этой самой Владимировкой.

1

А на Сахалине, после того, как остров стал полностью русским, царское правительство организовало каторгу, принявшись ссылать туда для исправления уголовных преступников. Тем более что на острове обнаружили большие запасы угля, а желающих ехать разрабатывать его по доброй воле как-то не находилось. Так что в первые годы русской администрации Сахалин выглядел вот примерно так. Это добыча угля.

1

А это каторжники, прикованные к тачкам.

1

А вот так выглядела сама Владимировка.

1

В 1890-м году Сахалин посетил русский писатель А. П. Чехов, написавший по итогам своего путешествия книгу «Остров Сахалин». В ней он попытался привлечь внимание общества к невыносимым условиям содержания каторжников на Сахалине. Ну, интеллигенция конечно поохала, поохала, но все осталось, как и было. Но место свое в сахалинской истории Чехов заслужил, оставшись единственным в дореволюционной России известным человеком, побывавшим на острове.

1

Правда скульптурные группы, что стоят в парке у театрального центра им. Чехова, посвящены обычным его рассказам, не сахалинским. Вот, к примеру, «Дама с собачкой». Ужос, что за дурацкая традиция — тереть даме нос:)

1

А это «Толстый и тонкий».

1

«Каштанка»

2

«Человек в футляре»

1

А дальше последовала Русско-Японская война. Поскольку русский флот был полностью разгромлен в Порт-Артуре и Цусиме, противостоять японскому вторжению в июле 1905-го года было некому. Русский гарнизон на острове был крайне немногочислен и плохо вооружен, плюс еще и состоял в значительной мере из бывших каторжников, так что сопротивления превосходящим японским силам почти не оказал. И в результате по итогам войны та часть Сахалина, что находилась к югу от 50-й параллели, отошла к Японии.

И если в России Сахалин был таким «бедным родственником», то Япония, захватив его, взялась за дело освоения новоприобретенной территории основательно. Вот, к примеру, как строились на Сахалине железные и другие дороги.

1906 — всего за 60 дней японскими войсками построена 600-мм узкоколейка Отомари (Корсаков) — Тоёхара (Южно-Сахалинск)

1909 — построено автомобильное шоссе Маока (Холмск) — Тоёхара.

1916 — железная дорога Отомари — Тоёхара перестроена на колею 1067 мм

1920 — открыто движение поездов между Маока (Холмск) и Хонто (Невельск)

1921 — открыто движение поездов между Маока (Холмск) и Нода (Чехов)

1923 — построена железная дорога на самый север японского Сахалина: Тоёхара (Южно-Сахалинск) — Сикука (Поронайск) — Котон (Победино)

1928 — завершено строительство железной дороги Тоёхара — Маока (Холмск)

Посмотрите на современную карту — все железные дороги юга Сахалина построены японцами! Какой контраст с тем жалким существованием, что влачил Сахалин во времена Российской Империи! И это, напомню, государство, которое так гордилось своими железными дорогами — Транссиб же построили!

После того, как в 1945-м году СССР смог вернуть себе южную часть Сахалина, развитие острова продолжилось. Но, опять же, сравните темпы — дорогу от Победино и до станции Ноглики советские строители довели лишь… в 1979-м году!

Но ладно советская власть… Следом за ней пришло время свободы, демократии и рыночной экономики. И знаете, что сделали «рыночники»? Железная дорога из Южно-Сахалинска в порт Холмск оказалась не нужна и ее разобрали и разграбили! Также оказалась не нужна узкоколейка от Ногликов до Охи.

Собственно к чему я это все? А к тому, что в центре Южно-Сахалинска нам показали интереснейший железнодорожный музей, в котором собрана техника, ездившая по узкой сахалинской колее. Большинства экспонатов нет больше нигде в России!

Этот паровоз стоит отдельно от всей экспозиции, на привокзальной площади. Паровозы серии D51 использовали японцы в 30-40-х годах. Несколько таких машин были брошены ими при отступлении и использовались уже советскими железнодорожниками. Позже советское правительство заказало у Японии еще 30 штук, они проработали на сахалинских железных дорогах до тех пор, пока их не заменили тепловозы ТГ16 советской постройки.

2

Паровоз серии 4–78 постройки Новочеркасского завода им. С. М. Будённого, 1937-й год. Работал с 1940 по 1945 годы на вывозке угля с шахты в Александровском районе. Был обнаружен на заброшенных путях и отреставрирован.

2

Тепловоз ТУ7 постройки Камбарского машиностроительного завода в Удмуртии 1988-го года. Колея — 750 мм. Эксплуатировался на железнодорожной линии Ноглики-Оха.

2

Тепловоз ТГ16, специально строился на Людиновском заводе для сахалинской колеи 1067 мм.

1

А как вам вот такая штука? Это снегоочиститель колеи 1067 мм «Паровой ротор», построенный в Японии в 1936-м году. Работал на Сахалине до конца 1995-го года. Высота очищаемого снега — более 2 м, дальность отброса снега до 20 м.

2

Кстати, а вагончик, что выглядывает справа — тоже японского происхождения. Это дизель-поезд КиХа-58, такие строились в Японии, начиная с 1960-х годов. В 1980-х большинство из них были выведены из эксплуатации в связи с массовой электрификацией железных дорог. В 1993-м 28 таких поездов были переданы в качестве гуманитарной помощи Сахалинской железной дороге, где эксплуатировались до 2000-го года.

1

Снегоочиститель «Вадзима», построенный в Японии в 1939-м году. Работал на Сахалине до конца 1980-х годов. Ширина полосы очищаемого снега при раскрытых крыльях — 4.35 м, дальность отброса снега — 15 м.

1

Мощный отвальный плуг (МОП-10) постройки завода LOWA Lokomotivbau Windau VEB (Германия) 1949-го года. Колея 1067 мм. Работал на Сахалине на участке Южно-Сахалинск — Холмск на перевалах и в тоннелях.

1

Жалко конечно, что мы не смогли походить по этому музею подольше — в понедельник он был закрыт, так что фотографировать пришлось через забор.

1

Кстати, раз у ж речь зашла о железных дорогах. Вот это уже не экспонат, а самый что ни на есть действующий образец. Когда мы шли по Сахалинской улице, нам дорогу пересек вот такой поезд. Уже дома я выяснил, что это был дизель-поезд Д2 японской постройки, десять таких составов было поставлено в СССР в 1980-х годах для работы на сахалинских железных дорогах.

2

А тут нам попался автомобиль, на котором удобнее всего путешествовать по Сахалину. Судя по подаренному турфирмой атласу с генштабовскими картами, дорог на острове и правда очень мало.

1

А дальше мы катались на автобусе по городу и пытались найти хоть одно здание, оставшееся со времен японского владычества. Вот, оцените, как при японцах выглядел город Тоёхара!

2

Штаб Карафуто гвардии. Районный суд г. Тоёхара.

2

Железнодорожный вокзал Тоёхара

2

Но, к сожалению, сейчас в городе найти что-то, что напоминало о японском прошлом города, очень сложно. Одно из немногих таких зданий — краеведческий музей Южно-Сахалинска, бывший японский музей Карафуто. Фото из Википедии.

2

Куда делись остальные здания? Ну, те что были деревянные, наверно сгнили или сгорели. Из каменных наверно часть снесли, а часть перестроили. Про одно из зданий рассказывают же легенду, что к нему не приставал ни советский бетон, ни советская штукатурка, все отваливалось. Пришлось приглашать японцев, чтобы они сделали ремонт. Ну вот как можно жить в таких постройках — проще сразу снести:))

Приведу здесь комментарий от одной жительницы Сахалина —

Поскольку практически все японские дома были деревянной постройки, они все сгорели. Пожары бушевали до 50 годов. Здания отопливались печурками, имели тонкие, порою бумажные и фанерные стены, а приехавшие переселенцы мерзли. Выгорали целые улицы. Преднамеренно никто ничего не ломал. Жалко, что не сохранили многочисленные японские миниатюрные сады, от которых остались кое- где следы. Но кто об этом тогда думал!

Хотя вот по поводу Японии я могу так сказать. Мы вот ищем старые японские здания на Сахалине, сетуем, что они не сохранились. А между тем, много ли таких зданий сохранилось в самой Японии? Нет, почти не сохранилось! Все японские города, даже избежавшие бомбардировок, были в последние 50 лет перестроены в унылом стиле бетонных коробок. Не верите — поезжайте в Токио или Киото:)

А в этом доме, что стоял напротив нашей гостиницы, кто-то еще живет! Типичный представитель стиля «сахалинское баракко». Такого здесь еще тоже хватает.

1

Впрочем, сразу после войны в СССР тоже строились красивые дома — знаменитый «сталинский ампир». Несколько таких зданий можно увидеть и в Южно-Сахалинске. К примеру, универмаг «Сахалин».

2

Или кинотеатр «Комсомолец»

1

Жалко, что так уже не строят, а строят в основном вот так.

1

Вообще, надо сказать, что весь Южно-Сахалинск застроен хаотично, сплошные «хрущевки» и «брежневки», несколько осовремененные стилем «из 90-х», когда поверх старых зданий делается пластиковый сайдинг, навешиваются кричащие вывески магазинов и контор, достраиваются какие-то башенки, лестницы и т. п.

1

Или вот.

1

Наша гостиница «Якорь» — и опять башенка.

1

А в самом центре — дворец губернатора. Здесь хранился «золотой батон» арестованного губернатора Хорошавина:) Вечером здание красиво подсвечивается разными цветами.

А напротив — Международный театральный центр им. Чехова. Кстати, заметьте, он был перестроен не так давно.

1

Вот так он выглядел еще совсем недавно, даже на Google Street View фото 2013-го года еще сохранилось.

1

Пока мы катались по городу, все отметили, что неподалеку прямо над центром нависает довольно высокая гора. Вот бы туда подняться? Ну мы и поднялись — место называется «Горный воздух».

1

В зимнее время здесь катаются на лыжах, а летом отсюда можно взглянуть на город сверху.

1

Вид на проспект Победы, стадион «Спартак» и строящуюся церковь.

1

К сожалению, канатная дорога не работала, так что выше подняться не удалось.

1

Как-нибудь в другой раз:)

1

А у подножия горы расположен мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Кстати, я вот давно заметил — на Дальнем Востоке на таких памятниках принято выбивать фамилии погибших. В Хабаровске вот точно так же сделано.

1

Тут же неподалеку стоит и боевая техника, самые мощные советские танки ИС-2 и ИС-3.

1

На этом наша обзорная экскурсия по Южно-Сахалинску закончилась, и нам пора было ехать в порт Корсаков для погрузки на теплоход до Курильских островов. Последняя остановка на Привокзальной площади — и едем.

1

Бронирование отелей
в Южно-Сахалинске

Дата заезда
Изменить дату
Дата отъезда
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Booking.com. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.

Комментарии

vasilets
7 октября 2015 г. 14:16
Как то я Сахалин представлял намного экзотичнее....
Maksim_Starostin
+1
7 октября 2015 г. 14:18
Основная часть Сахалина - это тайга и абсолютное бездорожье.
vasilets
7 октября 2015 г. 14:25
Maksim_Starostin писал 7 октября 2015 г. 14:18
Основная часть Сахалина - это тайга и абсолютное бездорожье.


Вот это уже экзотика!
Maksim_Starostin
7 октября 2015 г. 15:59
Вот на мыс Великан поедем - там дорога адская, ее еще японцы бревнами выложили, кое-что до наших дней дошло.
lesy
7 октября 2015 г. 15:53
Зато красиво!
Arkhip251166
7 октября 2015 г. 16:16
aleissandre
7 октября 2015 г. 16:56
«Паровой ротор» - просто монстр. А вообще, если убрать сталинский ампир, уныло.
Maksim_Starostin
+1
7 октября 2015 г. 17:00
Ну в СССР города в основном уныло строили. Начиная с Хрущева. Поэтому я многого и не ждал. Даже посмеивался над гидом, которая радостно сообщала, что вот тут у нас торговый центр, тут школа и т.п.
aleissandre
7 октября 2015 г. 17:24
Что же Вы так с гидом?)) Она старалась показать хотя бы что-нибудь)))
Maksim_Starostin
7 октября 2015 г. 17:52
Ну я тихонько :) А так мы с ней нормально пообщались.
Ariana_Son
8 октября 2015 г. 9:17
Не знала до этого момента. что у нас в городе имеются гиды) В Южно-Сахалинске можно найти много красивых пейзажей, не покидая границы города: начиная от территории парка культуры и отдыха им. Ю.А. Гагарина и заканчивая виадуком в закатном зареве!
Город застроен хаотично, совершенно верно, долгое время не было единого градостроительного плана (появился только в этом году), но город растет, меняется. Сейчас он гораздо интереснее, чем был пару лет назад. А каменные японские здания (даже в первоначальном виде) можно увидеть в Корсакове (соседний для Южного город), множество японских построек разбросаны по югу острова.
Шли на И.Фархутдинове? Не на Кунашир ли? Там потрясающие виды!
Очень неожиданно было увидеть материал о своем любимом городе! Спасибо!
Maksim_Starostin
8 октября 2015 г. 9:32
Ну раз есть турфирма, принимающая гостей, то всяко и гиды должны быть.
Город вобщем самый обычный советский, а про хаотичность я написал, потому что в тот момент чувствовал контраст между тем, что видел, и тем, с каким пылом гид рассказывала, как будто это прямо Париж :))
На самом деле это скорее не хаотичность, а серость, характерная для всех наших спальных районов. Ну не Невский проспект и не Крещатик :)

А следующая часть будет как раз про "Фархутдинова".
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.