Турист Анна Абросимова (annaabrosimova)
Анна Абросимова
была вчера 8:54

Мостар, Благай — Босния и Герцеговина Сентябрь 2015

Если бы мое знакомство с Боснией и Герцеговиной ограничилось бы поездкой в Требинье — я была бы разочарована. Ну что поделать… не произвели на меня впечатления монастыри Республики Сербской, а город Требинье и вовсе промелькнул мимо, не оставив следа.

Но об этом я уже успела рассказать здесь, поэтому начну с того момента как наш позвякивающий и побулькивающий автобус покинул монастырь Тврдош и направился из православной республики в мусульманскую федерацию. До новой остановки нам предстояло проделать больше 100 км. Путь наш лежал мимо Попова поля, засаженного виноградниками

От Буны к Неретве

мимо Духовинского поля, с плантациями табака. Кстати, того самого табака «Герцеговина флор», которым любил набивать свою трубку товарищ Сталин.

И мимо минных полей, которые невозможно разминировать.

Извращенный человеческий ум придумал пластиковый корпус для смертоносной начинки. Это сделало мины невидимыми для сканирующих устройств и металлоискателей. Таящие в себе зло пустоши еще не одно столетие будут напоминать миру о последствиях гражданской войны.

От Буны к Неретве

Пейзажи за окном автобуса сменяли друг друга, то наводя на грустные мысли, то радуя глаз.

Наконец-то мы приехали в городок Благай, где нас ждал обед и знакомство с местом, которое БиГ хочет внести в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

От Буны к Неретве

Автобус затормозил на небольшой стоянке и мы, высыпавшись из автобуса, направились по тропинке, окруженной кустами и деревьями. Через минуту мы вышли к реке.

Моим глазам открылась совершенно потрясающая картина.

От Буны к Неретве

Все здесь было настолько гармонично и, как-то, по особенному умиротворенно, что я какое-то время не могла сойти с места.

Мягкую задумчивость этого места не могли нарушить ни суетливые туристы, ни множественные ресторанчики.

От Буны к Неретве

Рукотворное и нерукотворное словно растворялось друг в друге, создавая единый образ. Это было похоже на тихую мелодию флейты…

От Буны к Неретве

Я забыла об обеде, точнее мне было жаль потратить на него время. Есть мне конечно хотелось, но пришлось выбирать. Как бы было прекрасно, если бы можно было погулять здесь без спешки, а потом спокойно отобедать. Но приходилось выбирать, и я выбрала прогулку.

Что же это за волшебное место, в котором я оказалась?

Это исток реки Буны. Она буквально выныривает из пещеры в высокой скале. Это место один из крупнейших источников питьевой воды в Европе.

От Буны к Неретве

Буна несет свои воды в Неретву и, слившись с ней, бежит к берегам Адриатики.

На берегу Буны, у самого ее истока, находится старинная текия — монастырь дервишей.

От Буны к Неретве

Ее основателем считают суфия Бакташи Сари Салтика, который, придя сюда в 1520 году, создал здесь школу дервишей. Со времен Сари Салтика текия неоднократного перестраивалась. То, что можно видеть сейчас — относится к середине 19 века.

Мы оказались у истока Буны в период низкой воды. Говорят, что весной, когда вода высока, здесь еще красивее. В этот период здесь можно, арендовав лодку заглянуть в пещеру, где рождается река.

От Буны к Неретве

Всего час был отведен на знакомство с этим местом. Как здесь не посетовать на скомканность программы?

Жесткий график групповой экскурсии лишил меня возможности познакомиться с Благайским замком — Стефанградом. Я его видела только мельком, подъезжая к истоку Буны. Замок этот стоит на высокой скале и знаменит тем, что в нем жил герцог Стефан Вукчич Косача, тот, в честь кого Герцеговина носит свое имя.

Сфотографировать Стефанград мне не удалось, поэтому фото из Интернета.

От Буны к Неретве

Ой, как хотелось мне заглянуть в этот овеянный легендами и преданиями замок, где когда-то вершилась история. Однако пришлось унять свои желания, сесть в автобус и отправиться в город Мостар.

В рейтинге крупных городов БиГ, Мостар занимает 5-е место. Удивительно, что город, насчитывающий всего 113 тысяч жителей, может называться крупным.

Но не его позиция в рейтинге привела нас сюда. Дело в том, что район Старого моста в Мостаре был первым объектом БиГ, включенным в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Вот это место мы и отправились смотреть

От Буны к Неретве

Заехав в Мостар, наш автобус остановился на «хорватской стороне», около католической церкви св. Петра и Павла с очень высокой колокольней (107 м). Хороший ориентир, чтобы, познакомившись с городом, отыскать свое транспортное средство и забрать его в целости и сохранности (рядом с церковью находится платная стоянка).

От этого места до Старого моста, перекинутого через реку Неретву, ту самую в которую впадает уже знакомая нам Буна, идти минут 10-ть

От Буны к Неретве

Старый мост — основная достопримечательность города. Именно ему Мостар обязан своим названием.

История города началась в 1566 году, когда османы построили мост через Неретву и оставили здесь гарнизон для его охраны и взимания пошлины за проход по нему. Стражей моста называли «мостарами». Только они одни имели право пользоваться мостом бесплатно.

От Буны к Неретве

Хитрые купцы быстро поняли, что если жить рядом с мостом и именовать себя мостарами, то можно беспрепятственно переходить мост и не платить пошлину.

Как они убедили османов, считать их мостарами, история умалчивает.

От Буны к Неретве

В итоге, около мостовых башен, по обе стороны моста возникло купеческое поселение. Это место сохранилось до сих пор. Его сейчас называют старым базаром.

Это и, правда, базар. По обе стороны мощеной улицы, плавно проходящей через Старый мост, расположились многочисленные сувенирные лавки и кафе.

От Буны к Неретве

Старый мост, очень интересное сооружение. Он мне напомнил стремянку, т. к. имеет форму перевернутой и немного раскрылившейся буквы «V», а все его пешеходное пространство имеет поперечные перекладины.

От Буны к Неретве

Подъем на мост достаточно комфортен, а вот спуск вызывает напряжение. Ноги скользят по гладкому камню от перекладины к перекладине.

Но пройти по мосту нужно обязательно. Во-первых, с него открываются потрясающие виды на город и реку.

От Буны к Неретве

Во-вторых, здесь можно увидеть, как с его перил прыгают в реку загорелые местные мальчики. У меня было время посмотреть только разминку. Мальчики прыгают за деньги. Стоимость одного прыжка 20 евро. Дорого? Да, конечно, если не учитывать, что такой прыжок связан с большим риском. В точке прыжка высота моста над уровнем реки составляет 24 метра, а приземляться прыгуну придется в ледяную воду. Для сравнения, максимальная высота прыжка на спортивных соревнованиях составляет 10 метров, и спортсмены приземляются отнюдь не в ледяную воду.

От Буны к Неретве

Прыжки со Старого моста — древняя традиция. Как мне стало известно, как дань этой традиции, ежегодно, в конце июля, в Мостаре проводятся соревнования по прыжкам в воду. Сюда съезжаются именитые спортсмены. В этот момент можно увидеть поистине виртуозные сальто.

От Буны к Неретве

Рассказывая о Старом мосте, хочется сказать несколько слов о его трагично-счастливой судьбе. В 1993 году, во время гражданской войны мост был полностью разрушен зенитной артиллерией хорватов.

В 1994 году ЮНЕСКО, Всемирный банк и мэрия Мостра обратились к мировому сообществу с просьбой помочь восстановить мост. Откликнулись 5-ть стран: Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция. Благодаря общим усилиям в 2004 году Старый мост получил второе рождение.

От Буны к Неретве

Панораму Старого моста можно увидеть, если пройти вдоль реки к мечети Коски Мехмед-паши, которую хорошо видно с моста.

Не доходя до нее, есть несколько площадок, с которых мост и протекающая под ним изумрудная Неретва, открываются во всей красе.

Кстати, на минарет мечети Коски Мехмед-паши можно подняться и полюбоваться панорамой города. К сожалению, у меня такой возможности не было. Как вновь не вспомнить ограничения групповой экскурсии?

От Буны к Неретве

Я, конечно, счастлива, что мне удалось заглянуть в БиГ и увидеть Благай и Мостар, но у меня осталось чувство недосказанности и утомление от длительных переездов. Мне кажется, что эти места требуют погружения и их не стоит смотреть «наскоком». Как выяснилось, в БиГ есть еще несколько интересных мест, к примеру, представленных к включению в список всемирного наследия.

Для себя я решила, что если судьбе будет угодно, я еще раз загляну в БиГ дней на 5-ть, чтобы познакомиться с местами, оставшимися за кадром и вновь побывать в Мостаре и Благае.