Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Южно-Сахалинск — Россия Июль 2015

Вылетев из Внуково, спустя 7 часов и 45 минут наш Боинг-777 авиакомпании Трансаэро благополучно приземлился в аэропорту Южно-Сахалинска с интересным «эстонским» кодом IATA — UUS. Почему эстонским? Да потому что по-эстонски UUS означает «новый» :)

Еще интересный факт — в рейтинге по пассажирообороту аэропорт Хомутово занимает в России 28-е место, немного не дотягивая до 1 млн пассажиров — в 2014-м он обслужил 850 тысяч.

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Сразу в аэропорту видно, что Сахалин имеет весьма холмистый рельеф.

Телетрапов здесь нет, так что выходим прямо по обычному трапу на летное поле. В таком волшебном месте это даже и лучше — чувствуешь себя ближе к природе.

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Боинг-777 такой большой, что полностью поймать его в кадр удалось только на большом расстоянии. Этому самолету 17 лет, до того, как попасть в Трансаэро, он возил пассажиров в ливрее «Сингапурских авиалиний».

А это мы уже на площади перед аэропортом, ждем получения багажа. Обратите внимание вон на те автобусы — из аэропорта очень просто добраться до города, проезд на автобусе стоит всего лишь 17 рублей.

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

У поворота на аэропорт стоит памятник самолету Ан-24 местной авиакомпании «Сахалинские авиатрассы». Сейчас она уже не летает, но зато на ее базе основана новая мощная региональная авиакомпания — «Аврора», входящая в группу «Аэрофлот».

Но вот наконец за нами приехал автобус от турфирмы и нас повезли в нашу гостиницу «Якорь».

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Снаружи гостиница выглядела довольно невзрачно, больше похожа на какой-то заводской корпус.

Впрочем, внутри все вполне стандартно и на уровне.

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Вот только к интернету мне подключиться не удалось — женщина на рисепшене плохо владела латинскими буквами и, записывая пароль у себя в тетрадке, перепутала буквы «g» и «q». Это я уже после возвращения с Курил догадался проверить.

А вечером мы поехали на пикник в залив Мордвинова, вон на тот перешеек за поселком Охотское.

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Свое название залив Мордвинова получил в честь русского морского министра Николая Семеновича Мордвинова (1754–1845).

Так, в честь фактически своего начальника, решил назвать залив впервые посетивший эти места во время своего кругосветного плавания знаменитый русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн. Произошло это в 1805-м году. На тот момент остров еще оставался совершенно неисследованным, причем даже еще не было известно, остров это или часть материка. Крузенштерн на шлюпе «Надежда» обогнул Сахалин с севера, вошел в то, что сегодня называется Татарским проливом и, обнаружив, что вода становится пресной, а глубина сильно уменьшилась, дальше идти не рискнул, решив, что находится в устье Амура.

Вообще, надо отметить, что исследование Сахалина шло очень медленно, потому как русским приходилось ходить туда в обход — через Дальний Восток и Камчатку. Почему так? Впервые на берега Охотского моря в середине XVII века вышли экспедиции сибирских казаков Москвитина и Пояркова. Поначалу все шло хорошо и казаки успешно начали заселять берега Амура. Однако вскоре они столкнулись с китайцами, которым такая экспансия чужеземцев не понравилась. Войска манчжурской династии Цин встали на пути у казаков, основные бои развернулись у крепости Албазин на Амуре. В 1685-м и 1686-м годах крепость выдержала две осады, но силы были слишком неравны, а Россия далеко, так что русским пришлось начать переговоры о разграничении территорий. Переговоры завершились подписанием в 1689-м году Нерчинского договора, по которому Россия теряла право на Приамурье, которое признавалось владением Китая, а граница проходила по Становому хребту.

Вот на этой карте хорошо видно, насколько тяжело было добираться до Сахалина в те годы — закрашенные территории России тогда не принадлежали. Исследования острова возобновились лишь тогда, когда у России появился свой флот, но даже тогда кораблям приходилось огибать полмира.

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Все изменилось во второй половине XIX века. Опиумные войны, а параллельно с ними и восстание тайпинов ослабили цинский Китай настолько, что усилившаяся Российская Империя смогла сделать китайцам «предложение, от которого те не смогли отказаться» — под угрозой открытия второго фронта от Китая потребовали передать России территории за реками Амур, Уссури и Сунгари. Собственно Китаю они на тот момент принадлежали чисто формально — китайских городов там не было, местное население было крайне немногочисленным, видимо поэтому передача прошла так быстро. Сначала по Айгунскому договору (1858) к России отошло Приамурье. Это была своего рода месть за Албазин и унижение Нерчинского договора. А еще спустя два года по Пекинскому договору (1860) в составе России появился и нынешний Приморский край. И вот только теперь, получив полноценный выход в Тихий океан, Российская Империя смогла заняться полноценной колонизацией Сахалина.

Но помимо китайцев здесь у России появился и еще один конкурент — Япония. На протяжении веков японцы тоже направляли на Сахалин свои экспедиции, так что вскоре пришлось разграничивать интересы и здесь. По Симодскому договору (1855) Сахалин был признан зоной совместного управления России и Японии. Долго терпеть такую «двойственность», впрочем, было нельзя, поэтому уже в 1875-м году был заключен Санкт-Петербургский договор, по которому уже весь Сахалин объявлялся исключительно русским. Но все имеет свою цену — за эту уступку России пришлось отдать японцам все Курильские острова аж до самой Камчатки.

Но вернемся в залив Мордвинова. Сегодня это место, куда жители Южно-Сахалинска ездят купаться. Был вечер воскресенья и все обочины рядом с пляжем были заставлены машинами.

Машины на пляже

Народ загорает и купается

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

Вода в Охотском море правда была холодная, примерно как у нас в Усть-Нарве в неудачное лето:) Но некоторые все же рискнули и искупались.

На пляже

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

А потом нас ждал ужин на природе.

В состав ужина входил национальный дальневосточный продукт:)

Путешествие на край света. 2. Как был завоеван Сахалин

А рядом в озерах купались и загорали те, кому в Охотском море было слишком холодно.

Тут мимо прошел вот такой Рэмбо:)