Турист Ольга Клейн (fanolia)
Ольга Клейн
была 17 апреля 8:03

Гальштат — Австрия Сентябрь 2015

Так получилось, что первый раз в жизни мы собрались в путь, вдохновившись не давней мечтой и не чьим-то рассказом, а просто картинкой. Если в поисковике набрать «Австрия», то в изображениях будет преобладать одно и то же фото:

(фото-интернет)

Причем не сразу удалось найти, как называется и где именно находится это идиллическое место. Здесь, на Туристере, есть несколько рассказов об автопутешествиях, в которых фигурирует этот замечательный городок — Гальштат, но нам, к сожалению, недоступен автомобильный способ путешествия. Хочу поделиться опытом, как добраться в Hallstatt общественным транспортом из Зальцбурга. Это занимает не так много времени (около 2,5 ч) и совсем неутомительно, а виды альпийских пейзажей по пути дополняют это удовольствие. На сайте австрийского транспорта http://www.oebb.at есть разные варианты маршрутов из Salzburg до Hallstatt. Прямого рейса нет! Мы выбрали комбинированный: автобус-поезд-паром, потому что он проще и по мнению блогеров- самый живописный маршрут. На сайте билеты на автобус не продаются, мы выбирали только вариант маршрута — подходящее время, номер автобуса, пересадка. Билеты покупали на месте.

Итак: Железнодорожный (Hbf) вокзал Зальцбурга, чуть правее привокзальной площади находятся стоянки автобусов и региональных и внутригородских. Автобус 150 до городка Bad Ischl отправляется от остановки, ближайшей к площади. Отправление в 8.15 утра (можно выбрать и другое время). Билеты у водителя (около 10 евро)- быстро, без ажиотажа, можно спокойно выбрать места, а места надо выбирать слева по ходу автобуса, потому как самые замечательные виды с озерами именно с той стороны:)

Гальштат — икона горной Австрии

Полтора часа любуемся альпийскими видами и приезжаем прямо к ж/д вокзалу городка Bad Ischl.

Вид на здание вокзальчика со стороны города — за фонтаном на заднем плане можно увидеть, что автобус останавливается под навесом того же здания:

Гальштат — икона горной Австрии

У нас был 30-минутный интервал между автобусом и поездом до Hallstatt. Покупаем билеты до Гальштата — есть автоматы на платформе и есть обычная касса. Лучше купить билет сразу туда и обратно, потому что в Гальштате есть большой риск не успеть с обратными билетами! — интервал между паромом и поездом небольшой, к тому же выходит сразу группа людей и все одновременно направляются к кассе.

Взглянув на город и увидев шпиль собора, я с несвойственной мне прытью рванулась в сторону городка:)) Хоть несколько фото, хоть краем глаза, но очень хочется посмотреть другой город:) А Бад Ишль заслуживает внимания. Очень симпатичный городок с историей — здесь находится вилла императора Франца Иосифа I, который тут и подписал декларацию о начале войны с Сербией, что положило начало Первой Мировой войне. Виллу я конечно не увидела, но здание почты тоже достаточно впечатляет и смотрится неожиданно в таком маленьком городке.

Гальштат — икона горной Австрии

А вот и наш поезд. Вот в поезде рекомендуют занимать места у окон справа по ходу поезда — часть пути проходит по берегу озера и этот вид будет справа.

Гальштат — икона горной Австрии

Совсем незаметно пролетают 27 минут и поезд оставнавливается практически у берега озера. Остановка называется Hallstatt, хотя сам городок находится на противоположном берегу. Вниз сбегает небольшая тропинка, а у причала стоит уже маленький катерок — паром, который переправляет через Гальштатское озеро. Расписание его привязано к расписанию поездов (про паром можно заранее узнать на сайте http://www.hallstattschifffahrt.at/en/timetable/timetable.html или по прибытию у кассы — там все четко расписано: и паром и поезд).

Совсем небольшой кораблик, но все спокойно вместились — несколько человек сошли вместе с нами с поезда, несколько человек уже стояли на берегу. Да и места сидячие занимать никто не торопился — все «прилипли» к поручням и дружно защелкали камерами. Можно было выбрать вариант маршрута без пересечения озера — но ведь это самая прекрасная часть пути!

Гальштат — икона горной Австрии

Приближаемся к берегу — это удивительное чувство трудно передать — вроде бы просто милые домики, но испытываешь ощущение, что вот сейчас ты наконец-то попал в реальную сказку!!! Может быть это объясняется волшебным сочетанием утренней свежести воды с отражением сказочных домиков и изумительной зелени гор, иллюзией труднодоступности, затерянности. Этот милый городок признан памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Труднодоступность — не такая уж иллюзия, если учесть, что городок существует с 1311года, а до этого времени нет упоминаний о римском или другом завоевании по причине (как считается) именно труднодоступности места.

Причал практически в центре. На фото ниже: слева изящный шпиль лютеранской церкви, справа более внушительный римско-католический собор Maria am Berg c часовней Святого Михаила.

Гальштат — икона горной Австрии

Скромная церковь лютеранского прихода со шпилем, украшающим этот пейзаж с 1863года. Хотя протестантское учение Лютера в Гальштате появилось еще в 16 веке и распространилось среди шахтеров соляных копей, лютеран преследовали — религия власти была католической. Только в 1781 г. «Указ толерантности» Императора Иосифа II разрешил протестантам исповедовать их религию.

Главная площадь города — старая торговая площадь Marktplatz:

Гальштат — икона горной Австрии

Безумно милые домишки! Вот тут понимаешь китайцев, которые соорудили у себя копию этого городка (в провинции Гуандун). Такое фанство обошлось им в миллионы долларов. Глава Гальштата, по слухам, хотел предъявить какие-то претензии, но вовремя одумался — что может быть круче такой рекламы? Китайцев там действительно много, но (чудо! :) организованных групп не видела — встречались пары или романтичные девушки:)

Marktplatz

Маленький городок — маленькая колонна в центре площади:

Отель и ресторан Готлиба Леопольда Заунера:

Отель и ресторан Заунера

Судя по вывеске, есть местные специалитеты: свежая рыба из озера и оленина!

Гальштат — икона горной Австрии

Оленина возможно здесь вовсе не деликатес, а традиционнная пища:) Оленьи рога вместе с черепами часто встречаются в оформлении интерьеров и фасадов:

традиционное украшение фасада

Кошка, мяукая вышла за хозяйкой и уселась прямо в центре небольшой площади, жмурясь на солнышке. А кого ей бояться? никого вокруг нет и это усиливает ощущение сказочной затерянности и безумно меня радует! Улочки пустые, вообще очень мало людей встретили — в кафе сидят или вдоль озера прогуливаются.

Гальштат — икона горной Австрии

В центре снимка — на горе небольшой водопад, который образует речка Мюльбах:

Гальштат — икона горной Австрии

Если приглядеться (на фото ниже), можно заметить внизу автомобильную трассу с фонарными столбами, а вверху, над водопадом среди листвы виднеется мостик. Мне очень жаль, что мы не ночевали в этом городке — можно было бы прогуляться и к водопаду. Те, кто едет на машине, могут остановиться и полюбоваться им. Прямо у водопада дорога входит в тоннель, который выводит практически к берегу озера.

Кристальная вода из горных источников снабжает город чистейшей питьевой водой. Можно было попробовать, какой шнапс получается из этой воды:) На этом доме (мастерская—магазин) была вывеска «Schnaps & Holz». Это шнапс:

а это хольц (дерево):

Старинный фонтанчик с бережно сохраненными фрагментами. Я не совсем поняла суть надписи на латыни, но если взять аудиогид, то можно все подробно узнать, гуляя с ним по улочкам города, как по музею.

Гальштат — икона горной Австрии

Дом врача, вывеска подкупает лаконичностью «Arzt» :)

На фото ниже — вход в музей. Конечно такой «сарайчик» вызвает улыбку — да это не Британский музей! Однако, возраст у него почтенный — с 1884 г. В этих местах было обнаружено большое доисторическое захоронение — в археологии определилось понятие «гальштатская культура» — археологическая культура железного века (с 9 века до н. э.)!!! Кельты, например, — носители этой культуры. В соляных шахтах обнаруживается много интересного и с эпохи неолита. Коллекция музея богата — часть экспонатов вернули из Венского музея натуральной истории. В музей мы заходить не стали — все экспонаты с удовольствием посмотерла на их сайте уже после поездки.

Гальштат — икона горной Австрии

Главное богатство этого края- «стратегическое сырье» того времени — соль. И конечно многое в истории города связано с соляными копями. Соляные копи Гальштата — древнейшие в Европе, разрабатываются вот уже три тысячи лет. Интересно, что соль транспортировали по древнему деревянному «рассолопроводу» :)) в растворенном состоянии!

Полно сувенирных лавочек:

Гальштат — икона горной Австрии

На берегу множество заманчивых кафешек. Это дерево притягивало и обнимало своими раскидистыми ветвями:

И здесь не откажешься отдохнуть:

Гальштат — икона горной Австрии

Невозможно оторвать взгляд от захватывающей панорамы озера в окружении гор, а живописные домики на горе не дают опустить голову! Улочка превращается в набережную, попадаются очень старые дома из крупных камней.

У них есть своя пивоварня, но это конечно не удивляет. Радует, что выглядит дас бир превосходно:) Увы, попробовать не успели.

Гальштат — икона горной Австрии

Вид на центральную часть Гальштата с южной стороны:

Мы планировали подняться на фуникулере на смотровую площадку. Поэтому от причала направились в левую сторону, шли вдоль озера и обогнув гору, направились к фуникулеру. Указатель на развлекательный комплекс Salzwelten (соляные пещеры, где в числе прочего можно прокатиться с горки в спецкостюме) Там и фуникулер, идем по стрелке:

Гальштат — икона горной Австрии

Скоро на горе стала видна полоса фуникулера. Здание слева — кассы, очереди не было, но пришлось немного подождать пока подойдет фуникулер. Пропускная система со считыванием кода на билете.

Кабины застеклены — снимать неудобно, да и не стоит: когда поднимаешься на верхнюю площадку, открываются прекрасные виды:

Гальштат — икона горной Австрии

От площадки фуникулера налево указатель ведет к соляным пещерам Salzwelten, а направо можно пройти к смотровой площадке или подняться к ней на лифте:

Гальштат — икона горной Австрии

Башня Рудольфа. С 13 века здесь была оборонительная башня, позже — резиденция управляющего соляной шахтой, а ныне — прекрасный ресторан с террасой. Справа, чуть ниже террасы — смотровая площадка, нависающая над горой. Мостик ведет от лифта прямо на террасу ресторана. Перед террасой есть небольшой спуск к смотровой площадке.

Гальштат — икона горной Австрии

С площадки виден игрушечный Гальштат, пешеходная тропа, ведущая от фуникулера в город — при желании можно прогуляться пешком. Если приглядеться, то на другой стороне озера виден причал, а на причале в городе — кораблик. Можно и позагорать на заботливо расставленных скамеечках.

Сверху отлично видно и Гальштат и Обертраун на противоположном берегу озера. Обертраун, следующая станция, если проехать на поезде. Можно также попасть туда на кораблике, который совершает небольшие круизы, заходя в несколько пунктов по берегам озера. Место очень интересное — Dachstein Salzkammergut — пещера мамонтов и ледяная пещера тоже включены в объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Там мы не были, но одна наша попутчица с маленькой дочкой успела доехать туда на кораблике, правда все посмотреть они не успели.

Гальштат — икона горной Австрии

Из Обертрауна по канатной дороге можно попасть на смотровую площадку «5 пальцев», часто называемую «самой живописной смотровой площадкой Альп». С этой площадки на высоте 2100 м кроме заснеженных вершин, также замечательно видны Гальштат и Обертраун (фото с их сайта) Зимой — это горнолыжный курорт. Кому интересно — http://www.dachstein-salzkammergut.com/

Гальштат — икона горной Австрии

Ну, а мы вернулись на фуникулере в город, который жил своей обычной жизнью туристического аттракциона: местные работают, умудряясь как-то ездить с прицепом по почти отвесной горе:

Гальштат — икона горной Австрии

а туристы ходят, раскрыв рот от увиденного:

Направляемся к другому концу города, чтобы сделать снимки с классическим видом Гальштата, так растиражированные в сети. Проходим мимо старой площади по нижней улице:

Гальштат — икона горной Австрии

Католическая церковь с колокольней, называемая еще церковью Успения Девы Марии и «церковью Марии на горе»:

Справа от собора находится каменная стена, поддерживаемая мощными колоннами. У подножия этой стены, правее есть указатель и лестница, ведущая наверх:

Гальштат — икона горной Австрии

На этом ярусе с часовней расположено церковное кладбище. В Гальштате была уникальная традиция — по причине дефицита места с 17 века каждые 10–20 лет останки эксгумировались, черепа и кости отбеливались и хранились в Beinhaus. (На сайте церкви есть виртуальный тур)

В склепе хранятся 1200 черепов, около 700 из них подписаны и покрыты рисунками.

Костницы имеются и в других городах мира, но обычно черепа не разрисовывают. Как я поняла из информации на сайте церкви, это особенность связана с традициями и пожеланиями некоторых семей. Чаще изображения символизируют венки на головах, иногда горные инструменты — понятный символ. На двух черепах под крестом изображена змея — символ смертного греха Адама и Евы, а крест над ними — знак избавления и спасения. На книгах лежат черепа священников. Справа от креста — последний череп 1983 года — с единственным зубом в золотой коронке. Сейчас это делается редко по специальному завещанию.

После кладбища, вид оттуда кажется еще более прекрасным и оптимистичным:))

Гальштат — икона горной Австрии

Вид от причала в правую сторону. Именно с этого места открывается тот самый знаменитый вид Гальштата:

Вот такой:

Гальштат — икона горной Австрии

Мы немного не рассчитали — конечно надо было сразу утром по прибытии побежать сюда, тогда вид был бы вообще обворожительный. А мы пришли в середине дня, солнце уже было слишком высоко и шпиль церкви не так ярко освещался.

И наконец мы можем присесть в ресторане на берегу. Время отправления у нас было около пяти часов. Выбрали место ближе к причалу, где можно было следить за прибывающим паромом. Пошли в узкий проход, куда показывал нам нарисованный на красной стене поваренок:

Вид не разочаровал, от озера веяло свежестью, вода пахла арбузом! Здесь подают обалденную нежную рыбу, даже непонятно зачем ее полили соусом. Мы пожалели, что заказали мало:)

Гальштат — икона горной Австрии

Единственная досада — вначале доставали осы. Пришлось зафиксировать на видео, на что они способны: https://fanolia.tourister.ru/videos/7269

Гальштат — икона горной Австрии

На озере можно прокатиться на разных лодочках — в том числе есть какие-то местные традиционные остроносые плоскодонки:

Замок Grub, расположенный на противоположном берегу, как будто специально создан для совершенства пейзажа и чтобы приковывать к себе взгляды туристов, отдыхающих за столиками кафе. Сначала, разглядев крест на башенке, я подумала, что это монастырь, но это оказалось частное владение с часовней. Замок построен в 1522 году! принадлежал фон Ейзельбергам. Маттиас фон Ейзельберг был судьей и пожертвовал капелле Святого Михаила алтарь Св. Троицы, кто-то из этой богатой фамилии пожертвовал городу колонну Святой Троицы на рыночную площадь. С замком связана легенда: во время свадьбы два графа сражались из-за девушки на льду замерзшего озера, лед лопнул и вся свадебная компания утонула. Ну вот такая грустная легенда:) Доступа в замок нет — частная собственность, а вот на лодочке рядом проплыть — наверное изысканное удовольствие.

Гальштат — икона горной Австрии

Hallstatt — это самое светлое и приятное воспоминание не только за весь отпуск, но и за все последнее время.